Официальный сайт медиатэк 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Философские мотивы в лирике А.С.Пушкина

Выберите действие:

Фото пользователя Татьяна Вячеславна Камаева
Размещено: Татьяна Вячеславна Камаева - ср, 23/06/2010 - 22:52

 Задание 2.

  • Познакомьтесь со стихотворениями поэтов, изучите критический материал.
  •  
  • Найдите ключевые слова, с помощью которых поэт выражает своё понимание ЖИЗНИ.  В 2-3 предложениях определить смысл философских исканий поэта.
  •  
  • Выпишите  строчки, которые можно было бы назвать формулой жизни (девизом) этого поэта.

 

Выводы записываются на слайдах презентацииПрезентация

 

 

 

Каждая эпоха дает свои ответы на «вечные» вопросы. В философской лирике сближение традиционного и открываемого особенно ощутимо, так как по своему характеру она конфликтна. Ориентируясь в пределах своей системы на «безличную науку» о мире (философию, социологию, науку ...) с одной стороны 4 и на целостное устоявшееся знание с другой, философская поэзия открывает свой концептуальный мир, отличный от существующего, в котором все поэтические элементы подчинены основной универсальной мысли так, что и ориентация на «безличную науку» порождает новое оригинально-эстетическое представление. Мимо этой особенности философской поэзии не прошел Е. Маймин. «Перевод философских идей на язык поэзии, -утверждал он, - это не простое заимствование и отнюдь не механическая работа. Это перевод из одной системы в другую, из одного измерения в другое. Когда это делается на языке настоящей поэзии, это выглядит не как след влияния, а как открытие нового: открытие поэтическое и открытие мысли» (Маймин, 1973, с. 84). Так было в поэзии А. Пушкина, Е. Баратынского, Ф. Тютчева.
В творчестве А. Пушкина кантовская идея неразрешимости в человеке противоречия «зависимости и свободы» порождала противостояние: не смиряясь с своей обреченностью, человек у него готов постоянно отстаивать себя, ища опору не во вне, а в самом себе ... Такая позиция не только противостояла кантовской идее «неразрешимости противоречия», но и исключала гегелевскую мысль, согласно которой знание порождает страх в силу своего несовершенства, но и вера не может быть источником спасения, так как знание своей ограниченностью вызывает недоверие к вере (Гегель, 1989, с.239). 
Открытием и осмыслением темы «судьбы человека» А.С. Пушкин опрокидывал все существующие до сих пор представления о мире и человеческой судьбе.
В итоге личность у А.С. Пушкина, разделяя участь, неминуемую для всего рода человеческого и каждого отдельного индивидуума, и одновременно исполняя свое назначение, фокусировала в себе основополагающие качества предназначения человека в мире. Она создавала свои законы целостной философской системы о мире и о человеке. Б. Мейлах отмечал, что «впервые в русской поэзии ... А. Пушкин раскрыл человека во всей конкретности его исторического, национального, социального бытия», разрушил все перегородки, отделяющие поэзию от жизни (Мейлах, 1958.С.228). 

Источник: 
http://www.planetadisser.com/see/dis_103083.html
http://www.gramma.ru/LIT/?id=1.22
http://www.gramma.ru/LIT/?id=1.14
http://www.gramma.ru/LIT/?id=5.16
http://www.rvb.ru/pushkin/
 http://www.aleksandrpushkin.net.ru/lib/sa/author/100002
 

 
Стихотворения
 
В степи мирской, печальной и безбрежной, 
Таинственно пробились три ключа: 
Ключ юности, ключ быстрый и мятежный, 
Кипит, бежит, сверкая и журча. 
Кастальский ключ волною вдохновенья 
В степи мирской изгнанников поит. 
Последний ключ — холодный ключ забвенья, 
Он слаще всех жар сердца утолит.
                                                1827 г
Источник: http://www.rvb.ru/pushkin/01text/01versus/0423_36/1827/0438.htm
 
 
Элегия
Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино — печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть — на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.
                                                                            1830
Источник:http://www.rvb.ru/pushkin/01text/01versus/0423_36/1830/0536.htm
 
 
 
Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит —
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
Предполагаем жить, и глядь — как раз умрем.
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля —
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальную трудов и чистых нег.
                                                            1834
Источник: http://www.rvb.ru/pushkin/01text/01versus/0423_36/1834/0592.htm
 
 
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
 
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..
 
Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.
26 мая 1828

Источник: http://www.rvb.ru/pushkin/01text/01versus/0423_36/1828/0462.htm


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн