Официальный сайт detisavve 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Философские мотивы в лирике Ф.И.Тютчева

Выберите действие:

Фото пользователя Татьяна Вячеславна Камаева
Submitted by Татьяна Вячеславна Камаева on Wed, 23/06/2010 - 23:03

 Задание 2.

  • Познакомьтесь со стихотворениями поэтов, изучите критический материал.
  •  
  • Найдите ключевые слова, с помощью которых поэт выражает своё понимание ЖИЗНИ.  В 2-3 предложениях определить смысл философских исканий поэта.
  •  
  • Выпишите  строчки, которые можно было бы назвать формулой жизни (девизом) этого поэта.

 

Выводы записываются на слайдах презентацииПрезентация

 

 

Каждая эпоха дает свои ответы на «вечные» вопросы. В философской лирике сближение традиционного и открываемого особенно ощутимо, так как по своему характеру она конфликтна. Ориентируясь в пределах своей системы на «безличную науку» о мире (философию, социологию, науку ...) с одной стороны  и на целостное устоявшееся знание с другой, философская поэзия открывает свой концептуальный мир, отличный от существующего, в котором все поэтические элементы подчинены основной универсальной мысли так, что и ориентация на «безличную науку» порождает новое оригинально-эстетическое представление. Мимо этой особенности философской поэзии не прошел Е. Маймин. «Перевод философских идей на язык поэзии, -утверждал он, - это не простое заимствование и отнюдь не механическая работа. Это перевод из одной системы в другую, из одного измерения в другое. Когда это делается на языке настоящей поэзии, это выглядит не как след влияния, а как открытие нового: открытие поэтическое и открытие мысли» (Маймин, 1973, с. 84). Так было в поэзии А. Пушкина, Е. Баратынского, Ф. Тютчева.
Взяв за основу шеллингеанскую идею двойственности человека и природы и преодолевая ее, выводил своего человека на путь борьбы с окружающей 
бездной Ф. Тютчев, - тем самым создавая свою оригинальную систему человеческого бытия.
Его поэзия может быть воспринята как единый глобальный пласт, в котором «философия» есть органичная поэтическая мысль. Поэт создавал стихотворения не как рационалистические философские конструкции, а как эмоциональные импровизации, в которых исключались соответствия пространственных, временных понятий и философских. При всей расширенности контекст Ф. Тютчева лишен той «вне положенной» нормативности, что так была характерна для поэтики «устойчивых рационалистических стилей». В результате, традиционные образы нейтрализовались, а в самой стиховой системе, связующей слова, словосочетания, свойственные каноническим жанрам, и слова семантически нейтральные, образовались своего рода «пустоты», дающие возможность многозначного прочтения. 
Единичность такого контекста у Ф. Тютчева сопрягалась с формой индивидуалистического сознания. При такой методологической особенности менее всего показана «оформленность» лирического героя. Личность - «условно-историческая», свойственная лирике А.С. Пушкина, - не стала интегрирующей у Тютчева. Роль объединяющего «нерва» сыграла внутренне сосредоточенная поэтическая мысль, которая охватывала всё многообразие явлений бытия. Во многом она вырастала из немецкой идеалистической философии, представляющей природу, а вместе с ней её порождение -человека, как двойственный не разделенный в своей целостности организм.
Но такая философия для Ф. Тютчева не была пределом. Он прошел мимо идеи «изолированности» поэта, характерной для поэтов-любомудров, он преодолел и шеллингианскую концепцию «самовластного человеческого «я». Мир раскрылся ему во всей многогранности. К чему бы ни обращался поэт, - блистательный ли это покров дня, обнаженная ли бездна ночи, «смятенная земля», потонувшая в сиянии», - на всем лежала печать «исторической единичности», сопряженной с «огромным поэтическим обобщением». Каждое слово, каждое словосочетание, в таком контексте глубоко индивидуализировано, вырастало из самого контекста, как некая первозданность. Подобная особенность перестраивала всю поэтическую  
систему, объединяла многочисленные миры, в которых рождались «ключевые» слова стабильного значения, владеющие всем смысловым строем. «Ключевым» являлось и само представление о человеке, отъединенном в какой-то мере от исторической и природной сферы и погруженного в мир призрачный «как бы двойного бытия». 

Источники:
 http://www.planetadisser.com/see/dis_103083.html
http://www.ruthenia.ru/tiutcheviana/index.html
http://er3ed.qrz.ru/tyutchev.htm#kak-nad-gorjacheju
http://www.tutchev.net.ru/lib/op/author/465
http://az.lib.ru/t/tjutchew_f_i/text_0080.shtml
http://www.ruthenia.ru/document/295138.html
 
 

 
 
Стихотворения
 
Святая ночь на небосклон взошла,
И день отрадный, день любезный,
Как золотой покров, она свила,
Покров, накинутый над бездной.
И, как виденье, внешний мир ушел...
И человек, как сирота бездомный,
Стоит теперь и немощен и гол,
Лицом к лицу пред пропастию темной.
На самого себя покинут он –
Упра́зднен ум, и мысль осиротела –
В душе своей, как в бездне, погружен,
И нет извне опоры, ни предела...
И чудится давно минувшим сном
Ему теперь всё светлое, живое...
И в чуждом, неразгаданном ночном
Он узнает наследье родовое.
Между 1848 и мартом 1850
Источник: http://www.ruthenia.ru/tiutcheviana/stihi/bp/157.html
 
Как океан объемлет шар земной,
Земная жизнь кругом объята снами;
Настанет ночь - и звучными волнами
Стихия бьет о берег свой.

То глас ее; он нудит нас и просит...
Уж в пристани волшебный ожил челн;
Прилив растет и быстро нас уносит
В неизмеримость темных волн.

Небесный свод, горящий славой звездной,
Таинственно глядит из глубины,-
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.
<1830>
Источник: http://tjutchev.narod.ru/5.html
 
Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла –
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.
О, в этом радужном виденье
Какая нега для очей!
Оно дано нам на мгновенье,
Лови его – лови скорей!
Смотри – оно уж побледнело,
Еще минута, две – и что ж?
Ушло, как то уйдет всецело,
Чем ты и дышишь и живешь.
5 августа 1865
Источник: http://www.ruthenia.ru/tiutcheviana/stihi/bp/267.html
 

Est in arundineis modulatio musica ripis. *

 

Певучесть есть в морских волнах, 

Гармония в стихийных спорах, 

И стройный мусикийский шорох 

Струится в зыбких камышах.   

Невозмутимый строй во всём, 

Созвучье полное в природе, - 

Лишь в нашей призрачной свободе 

Разлад мы с нею сознаём. 

Откуда, как разлад возник? 

И отчего же в общем хоре 

Душа не то поёт, что море, 

И ропщет мыслящий тростник? 

1865

 
Источник: http://er3ed.qrz.ru/tyutchev.htm#kak-nad-gorjacheju
 
 

Смотри, как на речном просторе,
По склону вновь оживших вод,
Во всеобъемлющее море
За льдиной льдина вслед плывёт.  

На солнце ль радужно блистая, 

Иль ночью в поздней темноте, 

Но все, неизбежимо тая, 

Они плывут к одной мете.  

Все вместе - малые, большие, 

Утратив прежний образ свой, 

Все — безразличны, как стихия, - 

Сольются с бездной роковой!..   

О нашей мысли обольщенье, 

Ты, человеческое Я, 

Не таково ль твоё значенье, 

Не такова ль судьба твоя?

 Источник: http://er3ed.qrz.ru/tyutchev.htm#kak-nad-gorjacheju

 
 
 

О вещая душа моя!
О сердце, полное тревоги, -
О, как ты бьёшься на пороге
Как бы двойного бытия!..  

Так, ты жилица двух миров, 

Твой день - болезненный и страстный, 

Твой сон - пророчески-неясный, 

Как откровение духов...   

Пускай страдальческую грудь 

Волнуют страсти роковые – 

Душа готова, как Мария, 

К ногам Христа навек прильнуть. 

 

1855 

 

Источник: http://er3ed.qrz.ru/tyutchev.htm#kak-nad-gorjacheju


 

Не рассуждай, не хлопочи!..
Безумство ищет, глупость судит;
Дневные раны сном лечи,
А завтра быть чему, то будет.  

Живя, умей всё пережить: 

Печаль, и радость, и тревогу. 

Чего желать? О чём тужить? 

День пережит - и слава богу!

1850 ? 

Источник: http://er3ed.qrz.ru/tyutchev.htm#kak-nad-gorjacheju

 
Тени сизые смесились,
Цвет поблекнул, звук уснул —
Жизнь, движенье разрешились
В сумрак зыбкий, в дальний гул...
5Мотылька полет незримый
Слышен в воздухе ночном...
Час тоски невыразимой!..
Всё во мне, и я во всем!..
Сумрак тихий, сумрак сонный,
Лейся в глубь моей души,
Тихий, томный, благовонный,
Все залей и утиши.
Чувства — мглой самозабвенья
Переполни через край!..
Дай вкусить уничтоженья,
С миром дремлющим смешай!
‹1835›
 http://feb-web.ru/feb/tyutchev/texts/tss/tss-1271.htm

»  Tags for document:

Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн