Официальный сайт pepsilight 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Кирюхин В.М. Новый этап развития Всероссийской олимпиады школьников в условиях информатизации образования

Автор: 
Кирюхин В.М.
Место работы: 
Директор по развитию компании «Кирилл и Мефодий», председатель Центральной предметно-методической комиссии по информатике
Контакты: 

 

Новый этап развития Всероссийской олимпиады школьников в условиях информатизации образования


На протяжении всего периода развития олимпиад по информатике в нашей стране совершенствовались и формы организации работы с одаренными в области информатики детьми. Не стала исключением и подготовка школьников к различным соревнованиям по информатике, в том числе и к всероссийской олимпиаде школьников, причем такая подготовка всегда рассматривалась не как самоцель, а как составная часть большой работы по воспитанию в стране отечественной элиты в области информатики и информационных технологий.

 

Формы работы с талантливыми школьниками всегда определяются несколькими объективными факторами, которыми характеризуется современное общество: это информационные ресурсы, в том числе в школе и семье, это кадровый потенциал учителей и наставников, и это новые методики в области информатики.
Чтобы понять характерные для сегодняшнего дня новые тенденции в работе с одаренными информатиками, рассмотрим основные этапы в развитии форм и методов этой работы, характерные для нашей страны. Это важно, поскольку нельзя говорить, что появление новаций в этом направлении автоматически приведет к повсеместному их использованию в учреждениях образования. В то же время и то лучшее, что у нас было, необходимо сохранять и приумножать.

 

Первый этап в развитии форм и методов подготовки к всероссийской олимпиаде школьников по информатике во многом определялся развитием школьной информатики и становлением олимпиадного движения по этому предмету в стране. К концу 80-х годов ХХ века, когда в отдельных школах и центрах дополнительного образования появились первые компьютеры, созрели минимальные условия, определившие тогда главную форму такой работы, основанную на общей модели индивидуальной подготовки.

 

Обучение олимпиадной информатике на этом этапе осуществлялось либо в школе силами наиболее квалифицированных учителей информатики, либо в центрах дополнительного обучения специалистами, профессиональная деятельность которых была тесно связана с информатикой и вычислительной техникой. Часто эти люди были не педагогами по образованию, а профессионалами в своей области, нашедшими призвание в работе с детьми школьного возраста. Именно такие профессионалы определили высокий старт олимпиадной подготовки по информатике для одаренных школьников, так как уроки информатики в школе пока не могли компенсировать дефицит в глубине и тематике подготовки детей.

 

Интерес школьников к олимпиадной информатике привел к появлению факультативных занятий в школе, групповым тренингам в специальных летних и зимних детских лагерях, а также в кружках при ВУЗах. Большую роль на этом этапе сыграло партнерство систем общего и дополнительного образования детей, а также технический ресурс, предоставленный школе ведущими вузами страны, что позволило использовать возможности их вычислительных центров в работе с талантливыми школьниками.

 

Нужно отметь, что важную часть подготовки школьников к олимпиадам по информатике в то время играли занятия по математике. Понимание этого факта привело к тесному сотрудничеству учителей информатики и математики школы, а также преподавателей вузов. Блестящим примером такого сотрудничества стала организация индивидуальной подготовки талантливых школьников в Аничковом лицее совместно с Дворцом творчества юных в Санкт-Петербурге, лицея №40 и университета в Нижнем Новгороде, а также специализированных учебно-научные центрах при университетах в Москве и Екатеринбурге.

 

Понятно, что и кадровый, и ресурсный потенциал такого сотрудничества позволили на первом этапе сформировать уникальный опыт индивидуальных форм работы с одаренными детьми. Этот опыт послужил основой для его внедрения в таких городах, как Новосибирск, Саратов, Казань, Владивосток, Челябинск, Петрозаводск, Салават, Вологда. Как следствие, именно школьники из этих городов стали составлять костяк кандидатов в сборную команду России по информатике, а многие затем стали победителями или призерами международных олимпиад.

 

В силу ограниченности технического ресурса и программного обеспечения на первом этапе компьютерная составляющая работы с одаренными детьми в области информатики еще не была поставлена в основу самостоятельной работы детей и проходила в режиме тренингов на доступном для них компьютерном ресурсе. Поэтому звено подготовки в части саморазвития детей пока не работало, школьник во многом зависел от наставника. Да и практически отсутствовала методическая поддержка в виде учебно-методических материалов.

 

С конца 90-х годов в стране началось активное внедрение в школы ИКТ кабинетов. Это в значительной степени предопределило переход на новый этап развития форм работы с талантливыми школьниками и подготовки их к международным олимпиадам. Теперь огромную роль стали играть коллективные формы подготовки детей с привлечением уже не одного педагога или наставника. Появившиеся общие подходы при подготовке школьников к олимпиадам различного уровня позволил им быстро адаптироваться к обучению с разными наставниками, причем независимо от места проведения занятий. Этому также способствовал тот факт, что в подготовку школьников к олимпиадам активно включились студенты, бывшие победители и призеры международных олимпиад, которые стали важной составляющей в этой работе. Как следствие, в стране был создан потенциал тренеров-тьюторов в звене молодежи, участвующей в олимпиадах. Бывший олимпиец, выпускник школы, сам еще занимающийся с наставником в вузе для подготовки к студенческим олимпиадам, становился тьютором у школьников из своей школы.

 

Пришедший на смену первому этапу второй этап в развитии форм работы с талантливой молодежью и подготовки лучших из них к международным олимпиадам можно назвать этапом формирования моделей корпоративного обучения, расширяющих традиционное индивидуальное обучение. Такие модели предполагают формирование разновозрастных групп обучаемых, которые являются основой будущих сообществ олимпиадников. В эти сообщества объединяются ставшие уже студентами вузов победители и призеры прошлых олимпиад, группы научных наставников из числа учителей информатики, преподавателей вузов, родителей-профессионалов и ученых.

 

Важную роль на втором этапе стала играть уже не школа, позиции информатики в которой с точки зрения олимпиадной информатики к тому времени были ослаблены, а школьные кабинеты ИКТ, которые после уроков становились клубами юных информатиков и программистов. Активизировалась в этот период и система дополнительного образования для школьников, благодаря чему начались организовываться специализированные выездные компьютерные школы и летние лагеря, где в качестве наставников начали работать студенты ведущих вузов страны.

 

Еще одной особенностью второго этапа стало формирование в это время учебных заведений, специализирующихся в области информатики. Ими стали информационно-технологические лицеи - первые профильные школы целевой подготовки детей в области ИКТ. Многие физико-математические лицеи в своей подготовке также стали формировать специальные классы с углубленной подготовкой по информатике. Все это положительно сказалось на развитии коллективных форм и методов подготовки школьников к олимпиадам и постепенно началось отражаться на достижениях наших школьников.

 

Расширение форм работы с талантливыми школьниками значительно подняло планку в квалификации учителя информатики, вовлеченного в олимпиадное движение. Объективно сложилась потребность в создании ассоциативных групп наставников. Прообразом такой профессиональной ассоциации служит Центральная методическая комиссия и научный комитет заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике.

 

Некоторые регионы также пошли по этому пути, сформировав у себя такие же ассоциативные группы наставников. Как следствие, в этих регионах обеспечивается высокое качество работы с одаренными школьниками и подготовки их к олимпиадам, а также высокий уровень организации региональных олимпиад по информатике.

 

Развитие информационных технологий и активное внедрение их в образовательный процесс, а также тесное сотрудничество учителей информатики с преподавателями вузов и привлечение студентов к участию в подготовке школьников к олимпиадам позволило подготовить почву для перехода на третий этап развития форм работы с одаренными детьми и подготовки к международным олимпиадам. С начала ХХI века наступило время удаленных коммуникативных форм работы с детьми.

 

Третий этап стал периодом формирования коммуникативных или сетевых моделей работы с одаренными школьниками и подготовки их к олимпиадам. Главным техническим ресурсом на этом этапе становится интернет, который уже сейчас пришел во все школы страны. Если учесть еще и активное проникновение интернет в семью, то все это не могло ни сказаться на появлении новых форм в работе с талантливой молодежью на основе интеграции информационных и образовательных технологий.

В первую очередь началось создаваться сетевое олимпиадное сообщество, объединяющее различные межвозрастные группы школьников-олимпиадников всей страны. Эти сетевые группы не имеют территориальных границ и могут быть тесно связаны со студенческими командами, постоянно участвующими в межвузовских соревнованиях по программированию, проводимых в нашей стране и в мире. Если к этому добавить еще и региональные сообщества наставников, которые в той ли иной степени начали появляться в интернете, то прежняя разобщенность, присущая ранее работе с одаренными школьниками, начала постепенно уходить в прошлое.

 

Открытость и доступность интернет сразу активизировала работу по формированию методических электронных ресурсов для поддержки олимпиадного движения в стране. За короткое время возникли различные сайты, содержащие те или иные материалы, полезные при подготовке к олимпиадам различного уровня. В 2005 году при поддержке Благотворительного фонда В. Потанина компанией «Кирилл и Мефодий» был разработан и введен в эксплуатацию портал Всероссийских олимпиад школьников http://rusolymp.ru/ , и сразу Рособразованием была поставлена задача создания в России единой методической базы олимпиадных заданий всероссийской олимпиады школьников  по информатике со свободным доступом для всех детей и наставников. Эта задача сейчас успешно решается, и в ближайшее время в стране появится мощный консолидирующий интернет-ресурс по олимпиадному движению, объединяющий большой накопленный опыт проведения олимпиад по информатике, а также система распределения этого ресурса в свободном доступе всем участникам образовательного процесса.

 

Еще одна новая форма, которая началась активно развиваться на третьем этапе – это интернет-олимпиады по информатике. Возможность участия в них любого школьника страны, независимо от школы, в какой он учится, и места его проживания, с одной стороны, дала импульс к развитию форм самообучения и самотренингов школьников, а с другой стороны, создала все необходимые условия объективно проявить свои способности всем желающим и заявить о себе олимпиадному сообществу.

 

Сейчас в стране интернет-олимпиады по информатике проводятся достаточно часто. На федеральном уровне примером такой олимпиады являются интернет-туры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике, которые проводятся с 2006 года. Интерес к ним всегда большой, так как у тех школьников, кто не прошел отбор на заключительный этап есть возможность оценить свои способности, решая те же задачи и в том же режиме, что и участники очных соревнований.

 

Интернет-олимпиады по информатике уже не один год проводятся и на региональном уровне. Более того, в ряде регионов страны эти олимпиады носят еще и отборочный характер, что позволяет в рамках муниципального образования выявить как можно больше талантливых школьников для подготовки и участия в последующих этапах всероссийской олимпиады. Это очень важно, так как не во всех школах проводится олимпиада по информатике, а если и проводится, то уровень ее оставляет желать лучшего. Поэтому у школьников, которые учатся в таких учреждениях образования, единственный путь заявить о себе – это участвовать в интернет-олимпиадах.

 

Важным следствием развития интернет-олимпиад является формирование в интернете распределенного портфолио учащихся. Это позволяет создавать новые уникальные подходы к механизмам отбора талантливых детей, открывающих их сообществу наставников независимо от места проживания ребенка. Сейчас интерес к такому факту у региональных наставников пока достаточно низок в силу малого опыта работы с коммуникативной формой подготовки олимпиадников. Однако с развитием сетевых технологий и расширением охвата детей этой формой возможно появление новых и полезных дополнений к системе подготовки одаренных детей, и опыт в этом направлении развитых стран, особенно США, более чем убедительно говорит об этом. Там коммуникативные формы работы с одаренными детьми по информатике являются ключевыми и курируются ведущими вузами.

В настоящее время коммуникативные и сетевые модели работы с одаренными школьниками и подготовки их к олимпиадам продолжают развиваться. Эта касается и дистанционных форм обучения (дистанционные школы наставников, дистанционные центры дополнительного обучения одаренных детей), и создания интернет-среды, содержащей банк олимпиадных задач и систему проверки в режиме реального времени любой задачи в нем, и других олимпиадных сервисов. Работа в этом направлении очень важна, поскольку расширение охвата школьников олимпиадным движением приводит к проблеме нехватки квалифицированных кадров, а бесконечно расширять сообщество наставников и специализированных школ не представляется возможным.

Говоря о развитии коммуникативных и сетевых моделей работы с одаренными школьниками, нельзя не отметить их влияние и на поддержку самих учителей и наставников, особенно тех, кто начинает свой путь в олимпиадном движении. Сейчас они, в основном, предоставлены сами себе, а система повышения квалификации мало в чем может им помочь. Появление специализированных дистанционных курсов  передачи опыта, научных сетевых мастерских обмена опытом, сетевых лекториев ведущих вузов и научных организаций в области информатики – вот путь решения обозначенных проблем, но это требует не малых финансовых вложений и дополнительных ресурсов.

 

Несмотря на то, что этап формирования коммуникативных или сетевых моделей работы с одаренными школьниками и подготовки их к олимпиадам находится в стадии развития, тем не менее, уже сейчас можно говорить о наличии определенного количества сформированных сетевых ресурсов, которые полезно использовать школьникам и их наставникам в своей работе.

 

В заключение хотелось бы отметить, что с позиций нынешнего дня уже видится следующий этап в развитии форм олимпиадной работы с одаренными детьми. В основе его будут лежать модели партнерства в системе олимпиадного движения.

 

Определяющим ресурсом этого этапа станут: скоростной Интернет в каждой школе, большое многообразие коллекций олимпиадных заданий различной сложности в открытом доступе, сайты профессиональных сообществ наставников и тренеров-тьюторов олимпиадного движения по информатике, регулярно проводимые интернет-туры олимпиад, сайты методической поддержки олимпиад по информатике ведущих вузов страны в области информатики.

 

Новое развитие получат дистанционные формы изучения олимпиадной информатики, которые позволят школам восполнить дефицит педагогических кадров в работе с талантливыми детьми по информатике. Широкое применение получат новые сетевые сервисы, такие как  видео веб-сессии, которые устранят неравные условия наставничества детей, позволят им использовать видеотеки в интернете с лекциями ведущих наставников, известных ученых, работать с ними в режиме реального времени.

 

Модель партнерства в системе олимпиадного движения предполагает также активное вовлечение в олимпиадное движение Российской академии наук, сообщества высококвалифицированных специалистов технопарков и бизнес-сообщества. Такое сотрудничество даст возможность одаренным детям не только удовлетворять потребности в зоне своих олимпиадных интересов, но и более точно определиться с будущей профессией, и тем самым способствовать решению важной для страны проблемы закрепления одаренной молодежи в науке и  народном хозяйстве.

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Редактор журнала

Фото пользователя Екатерина Викторовна Якушина
Екатерина Викторовна Якушина
Глобальная школьная лаборатория

Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн