Официальный сайт graffitistudio 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Хряков В.М., Тушина Н.Ю. Развитие личности учащихся через интеграцию базового и дополнительного образования

Автор: 
Хряков В.М.,Тушина Н.Ю.
Место работы: 
Хряков В.М. – заместитель директора по учебно- воспитательной работе, учитель английского языка ГОУ ЦО №1452 «Богородский» Тушина Н.Ю. учитель английского языка, педагог дополнительного образования ЦО №1452 «Богородский»
Контакты: 

 

Развитие личности учащихся через интеграцию базового и дополнительного образования

 

Современное дополнительное образование является тем видом образовательной деятельности, который должен компенсировать удовлетворение познавательных, коммуникативных и других потребностей детей, нереализованных в рамках предметных учебных часов.

Суть проблемы заключается в том, что современная российская школа, если она действительно хочет обеспечить новое качество образования, должна построить принципиально новую функциональную модель своей деятельности. Под этим подразумевается принцип наполнения предлагаемых школой образовательных дисциплин. Это может быть достигнуто с одной стороны - профилизацией образования в старшей школе, с другой стороны – введением полноценного дополнительного образования на всех этапах пребывания детей в школе. Это означает, что в российской школе необходимо резко поднять содержательность дополнительного образования, приблизив его по своему значению к базовому (основному)  курсу. Основное и дополнительное образование могли бы стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития каждого ребёнка.

 

Наша школа второй год работает в статусе Центра образования, и,  хотя мы всегда уделяли большое внимание внеурочной работе, тем не менее, в последние годы мы пересмотрели наши подходы к этому виду образовательной деятельности. В частности, методическое объединение иностранных языков (МОИЯ) выработало стратегическое направление в развитии дополнительного образования, как составной  части общего образовательного пространства, сделав его  неотъемлемой частью образовательного процесса.
Основной целью МОИЯ в области языкового образования была определена интеграция базового и дополнительного образования, как эффективного пути повышения качества обучения, воспитания и развития учащихся, и как сопутствующие цели, мы сформулировали следующие:


-   развитие мотивации учащихся к познанию и творчеству;
-   разностороннее воспитание учащихся;
-   овладение языковой компетенцией;
-   выработка коммуникативной компетенции,
-   толерантности.

 

Слияние базового и дополнительного образования в единое образовательное пространство позволило поставить дополнительно следующие  задачи преподавания иностранных языков в нашей школе:
- расширить возможности учащихся в овладении навыками говорения на иностранном языке;
- развить познавательную активность;
- познакомить с нормами современной устной речи;
- познакомить с историческим прошлым Великобритании и США, их традициями и культурой;
- дать первоначальное представление о различных профессиях, требующих определенного знания иностранного языка.

 

Первое знакомство детей с английским языком в нашем Центре  образования происходит уже в первые дни их пребывания в школе. Два раза в неделю дети, занимающиеся на развивающих курсах дошкольников, знакомятся с азами английского языка. Занятия проводятся исключительно в игровой форме. Дети  постепенно вводятся в новый для них мир иностранного языка. Вся работа направлена на то, чтобы “заинтересовать” ребёнка языком, сделать общение с ним приятным и интересным. На этом этапе дети делают первые шаги на длинном пути овладения английским языком в нашем Центре образования. «Ступеньки» овладения языком базируются на интеграции учебной программы и дополнительного образования. Это позволяет привить ребёнку интерес к изучению языка, что в свою очередь облегчает задачу овладения учащимися иностранным языком с момента поступления детей в Центр образования.

 

Следующей ступенью изучения иностранного языка являются занятия в начальной школе (ознакомительно-развивающий этап),  которые проводятся 3-4 раза в неделю.  Кроме занятий по расписанию для учащихся 2-3 классов работают две учебные группы дополнительного образования под общим названием «Давайте поговорим по-английски», а учащиеся 4-х классов занимаются в группе «Продолжаем говорить по-английски».
На этом этапе повышается познавательная активность учащихся, приобретаются навыки коллективной интеллектуальной деятельности, творческого сотрудничества и толерантного общения.

 

На этапе обучения детей в средней школе система дополнительного образования по иностранному языку обеспечивается деятельностью «Клуба любителей английской и американской культуры». Клуб объединяет работу различных детских возрастных групп, а также постоянно действующий коллектив детского школьного театра, осуществляющего постановки   на иностранных языках.
Программа работы коллективов составлена с учётом взаимной преемственности курсов. Учащимся 5-7 классов предлагается курс «Традиции и обычаи Великобритании и США». На этом этапе занятий учебных коллективов происходит углубление имеющихся знаний, выявляются межпредметные связи, развивается продуктивная творческая деятельность воспитанников (поделки, приготовление блюд национальной кухни, различные творческие работы и проекты).
Как продолжение данного курса для учащихся 8-9 классов работают два детских коллектива. Учащимся предлагается два учебных курса – это «Становление британской нации» и «Сравнительное страноведение». Каждый курс рассчитан на два года. Это период специализации учащихся, подготовка их к выбору профиля образования в старшей школе. Мы уделяем особенно большое внимание работе с учащимися на этом этапе формирования их мировоззрения. В это время происходит дальнейшее развитие интеллектуального потенциала обучающихся, их социализация, формирование и укрепление самостоятельности в поиске и принятии решений.
На этапе обучения в старшей школе МОИЯ нашего Центра образования предлагает учащимся два профильных курса для занятий в системе дополнительного образования. Это двухгодичная программа «Гид - переводчик» на  базе учебного курса  Е.Н. Солововой. Это пособие даёт возможность развития речи и формирования переводческих навыков на материале истории России, её культурных ценностей и достопримечательностей. Однако занятия по этому курсу могут быть полезны не только для тех, кто уже выбрал для себя в будущем профессию переводчика, но и для любого подростка, не определившегося с будущей профессией, имеющего склонность к гуманитарному образованию.
Учащимся старшей школы мы предлагаем ещё одну программу  в рамках дополнительного образования. Это курс на английском языке по основам экономики. Этот курс базируется на полученных ранее знаниях, которые учащиеся приобрели  на факультативных занятиях по экономике на русском языке. На этих занятиях учащиеся, выбравшие для себя в будущем профессию, в той или иной степени связанную с экономикой ещё раз повторяют основные законы и понятия экономики. Кроме этого они знакомятся с английской лексикой по экономики, одновременно развивая навыки общения на иностранном языке.

 

Кроме описанной модели разноуровневой поступательной системы дополнительного образования в нашем Центре образования создан и успешно развивается детский театральный коллектив, осуществляющий свои постановки на иностранных языках. В работе театрального коллектива могут участвовать все желающие. В школе проводятся ежегодные театральные конкурсы на иностранном языке среди классов, что позволяет вовлечь в творческую деятельность большой круг учащихся. Итогом этой работы является проведение на базе нашего Центра образования ежегодного окружного фестиваля детского драматического искусства на иностранных языках. С 2009 года этот фестиваль преобразован в официальное мероприятие ВОУО Департамента образования города Москвы – Окружной конкурс театральных проектов на иностранных языках: «Мы всегда поймём друг друга». Мы приглашаем всех желающих принять участие в этом конкурсе, с Положением о котором можно ознакомиться на сайте нашего Центра образования.

Органически вплетается в систему дополнительного образования нашего Центра образования и такой вид внеурочной деятельности как познавательные поездки в Великобританию и учебные экспедиции по России. Учащиеся получают учебные задания  (для поездок по Великобритании полностью на английском языке), которые необходимо выполнить в ходе  проведения экспедиции (поездки). Для детей, которые не могут принять участие в поездке, существуют виртуальные версии этих путешествий на английском языке.

 

Описанная система занятий учебных групп и детских объединений в области дополнительного образования по иностранному языку, интегрированного с учебными программами в нашем Центре образования, по нашему мнению, создаёт то единое образовательное пространство, направленное на интеллектуальное, культурное и социальное развитие личности наших учащихся.

Накопленный в нашем Центре образования опыт может быть адаптирован для образовательных учреждений разного типа.     

  

  

                    

 

Размещено:Интернет и образование, Июль, Том 2010, № 22



»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Редактор журнала

Фото пользователя Екатерина Викторовна Якушина
Екатерина Викторовна Якушина
Глобальная школьная лаборатория

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн