Официальный сайт all-remont 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Мозговой штурм (стадия генерации идей) – в процессе изучения оперы Ж. Бизе «Кармен» на уроках музыки

Фото пользователя Елена Вячеславовна Гришина
Submitted by Елена Вячеславовна Гришина on пн, 09/08/2010 - 00:17
Данные об авторе
Автор(ы): 
Гришина Елена Вячеславовна
Место работы, должность: 
ТОГУК «Тамбовконцерт» (подразделение - Детская филармония) - концертмейстер, репетитор. ТГМПИ им. С.В. Рахманинова – соискатель по кафедре музыкальной педагогики.
Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
дополнительное образование детей
Уровень образования: 
начальное профессиональное образование
Уровень образования: 
среднее профессиональное образование
Уровень образования: 
высшее профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Целевая аудитория: 
Иная категория
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Внешкольная работа
Предмет(ы): 
Искусство
Предмет(ы): 
Культурология
Предмет(ы): 
Мировая художественная культура
Предмет(ы): 
Музыка
Предмет(ы): 
Другое
Цель урока: 
Организовать осмысление явлений музыкальной культуры с учащимися подросткового возраста в режиме диалога, в режиме свободы и уважения мнений ВСЕХ участников диалога. Создать на уроке интеллектуальную атмосферу, способствующую востребованности как репродуктивных, так и продуктивных сторон интеллекта учащихся. Оптимально задействовать такие «спутники» процесса мышления учащихся, как 1) потребность в визуализации (как образно-символической, так и вербально-понятийной) и потребность двигательного со-провождения процесса осмысления (в частности, потребность сопровождать осмысление контекстным рисованием и нелинейным письмом, что часто реализуется детьми на партах и в конце тетрадей по разным предметам))) 2) потребность устно-речевого проговаривания и интонирования возникающих мыслей. В виду музыкальной направленности предлагаемых к осмыслению проблем, подразумевается доминирование интонационно-музыкального интеллекта, понимаемого нами как части общего интеллекта учащихся.
Тип урока: 
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Используемые учебники и учебные пособия: 

перечислены в конце полного описания

Используемая методическая литература: 

перечислены в конце полного описания

Используемое оборудование: 

перечислено в конце полного описания

Краткое описание: 
В ходе осмысления явлений музыкальной культуры на уроке используется коммуникативная технология мозгового штурма (преимущественно - стадия генерации идей), понимаемая автором не только как эвристический метод, но и как диалогический. Подробнее о сути данного метода см. полное описание: введение.

            http://www.openclass.ru/lessons/146737      

 

 

Гришина Елена Вячеславовна

 

Г. Тамбов 

 

Тема плана-конспекта:

Мозговой штурм (стадия генерации идей) – в процессе изучения оперы Ж. Бизе «Кармен» на уроках музыки.

 
Введение.
Методическое описание коммуникативных принципов, использованных в плане-конспекте.
.
Особенность данного урока музыки состоит в том, мы прибегаем к коммуникативной процедуре мозгового штурма. Данный метод интерпретируем не только как эвристический метод, но и как диалогический. Коротко об авторской интерпретации метода. Как известно, процедура мозгового штурма включает следующие основные стадии:
1. презентацию проблемы обсуждения и условий обсуждения;
2. стадию генерации идей;
3. стадию критики, защиты, обсуждения идей;
4. итоговую стадию принятия решения или обобщения результатов.
На стадии генерации идей запрещается критиковать какие бы то ни было предложения и мысли, даже самые непонятные и нелепые. Строгое соблюдение процедуры позволяет развести во времени генерацию идей и их критику, что минимизирует стрессы в процессе генерации идей и повышает тем самым продуктивность мышления. Но следует учитывать и то, что весь позитивный результат 1-3 стадий может при неправильной организации дезавуировать 4-я стадия. К примеру, если из всех наработанных идей, к воплощению будет принята одна, а остальные – просто отброшены. Снизить дискомфорт может помочь так называемый документируемый «банк идей» и др. Совмещение либо разворачивание стадий метода может образовывать массу его модификаций.
 
Метод мозгового штурма (мозговая атака, brain storming) мы рассматриваем не только как эвристический (что традиционно для его описаний), но и как диалогический. Отнестись к мозговому штурму, как к методу диалогическому нам позволяют диалогические модели отечественной школы диалога культур (В.Библер, С.Курганов и др.), дополненные нашими собственными интерпретациями:
диалог-наведение (переформулирование повествовательных реплик в вопросительные): используется на всех стадиях, включен в другие модели диалога;
диалог-спор (термин школы диалога культур; экспрессивный диалог, призван способствовать порождению идей и развертыванию их до социально оформленных видов, не спор ради спора) используется
а) на стадии критики – по преимуществу;
б) на стадии генерации идей – как скрытый диалог-спор: генерируемые и внешне не оспариваемые идеи могут сами по себе выражать полярные точки зрения, а, следовательно, процесс генерации идей может проходить в режиме когнитивного конфликта, что имманентно диалогу-спору;
в) на итоговой стадии – по причине возможной фиксации неразрешенных когнитивных конфликтов;
диалог-согласие (термин школы диалога культур; стремление к обобщению результатов осмысления в ходе диалога-спора, создание единого смыслообраза) используется
а) на итоговой стадии - по преимуществу;
б) на всех стадиях – поскольку добровольное участие и подчинение правилам уже есть проявление согласия.
 
На наш взгляд, транспарентные для всех участников коммуникации
1) процедурные «правила игры» мозгового штурма и
2) т.н. психологические «диалогические якорьки» школы диалога культур
- позволяют организовать и соблюсти диалог по отношению к детям, обеспечить включение детской субъектности в творческий процесс осмысления явлений музыкальной культуры в информационном пространстве музыкального образования.
 
Для визуализации индивидуальных и коллективных процессов мышления часто используется интеллект-карта Т. и Б. Бьюзен: нелинейная, древо-образная, желательно красочная схема процесса и результата осмысления проблемы. Данная схема визуализирует логические и ассоциативные связи движения мысли вербально-понятийно и символическими мини-картинками.
 
В опоре на описанный выше метод были созданы и апробированы на практике ряд планов-конспектов уроков музыки и одна методическая разработка. Они размещены на портале «Открытый класс»:
1. Развернутая игра Мозговой штурм для уроков музыки.
2. Мозговой штурм (стадия генерации идей) в процессе изучения увертюры–фантазии П.И.Чайковского «Ромео и Джульетта» на уроках музыки.
3. Мозговой штурм (стадия генерации идей) – в процессе изучения оперы Ж. Бизе «Кармен» на уроках музыки.
4. Преемственность в музыке разных эпох и стилей на примере старинного знаменного напева, Шестопсалмия С.В. Рахманинова (№7 из его «Всенощного бдения») и Финала из рок-оперы А.Рыбникова «Юнона и Авось» (с использованием элементов технологии мозгового штурма – совмещенных стадии генерации идей и стадии итогового обобщения результатов осмысления).
5. Описание одной из форм мозгового штурма для использования на вокально-хоровых занятиях: игра «Фабрика звезд».
Предлагаем коллегам использовать данные размещенные нами материалы в качестве основы для уроков музыки, а так же, при небольшой адаптации, - за основу для внеклассных мероприятий развивающей направленности.
 
*Курсивом – авторские комментарии и методические рекомендации.
Сценарий был апробирован на практике в 2005г. в МОУ СОШ №1 г. Тамбова, урок музыки в 7-м и 8-м классах. Поэтому автор счел возможным в качестве реплик учащихся использовать не предполагаемые, а реальные ответы, прозвучавшие на уроке, проведенном по данному плану-сценарию (лексика учащихся в основном сохранена).
Ход урока
Поскольку опера Ж.Бизе «Кармен» начала изучаться в этом классе на предыдущем уроке, и дети успели прослушать ряд танцевальных номеров, увертюру, был проведен краткий фронтальный опрос с целью освежить в памяти информацию, полученную на прошлом уроке.
Далее учитель: Вы прослушали на прошлом уроке ряд номеров, в которых музыка изображала…
Учащиеся: Танцы, шествие тореадора…
Учитель: Но вы прекрасно знаете, что музыка способна не только изображать что-то, но и вы…
Учащиеся: Выражать!
 Учитель: Что может выражать музыка?
 Ученики: Чувства, настроения, мысли…
Учитель: Да, иногда даже и мысли. И каким же образом музыка выражает чувства? Какие у неё есть для этого средства, способы?
 Ученики: Мажор-минор (лад), ритм может быть разный, темп, мелодия может меняться…
Учитель: А что же меняется в мелодии? Вспомните, ведь мелодия - это интонационно окрашенная музыкальная мысль! Значит, мелодия изменяется путём развития интонации?
 Ученики: Да.
Учитель: А влияют ли на развитие интонации ритм, темп, лад? Можно ли их отделить от развития интонации, или они неразрывны, слиты с нею? Как вы думаете?
Ученики: Они слиты вместе.
Учитель: Вернемся к опере «Кармен». Вы знакомы с её сюжетом в общих чертах? В чём его суть? Перескажите кратенько-кратенько?
Ученики (кратенько пересказывают).
Учитель: Вот представьте себе, что вы пришли в Гранд-ОперА в Париже послушать эту оперу. А там её исполняют на языке оригинала, т.е. на французском языке. Кто-нибудь знает французский?
Ученики: (отрицательные ответы).
Учитель: Тогда как же вы станете следить за развитием сюжета? Слова то не понятны!
Ученики: Очень просто: по развитию интонации!
Учитель: Так. И за чьей же интонацией вы будете следить? За интонацией главных героев? За интонацией хора? Оркестра? А может быть и за тем и за другим?
Ученики: Наверное, надо следить и за тем и за другим.
Стадия генерации идей:
Учитель: Вот мы сейчас и попробуем это сделать на примере трёх отрывков из оперы, где Кармен и Хозе «разговаривают» друг с другом. Один отрывок – из начала оперы, второй – из середины, третий – финальная сцена (аудио-запись должна быть обязательно на французском языке; опираясь на клавир оперы необходимые отрывки будет не трудно найти в аудио-записи оперы). Будем внимательно следить, как развиваются их интонации, какие чувства выражают эти изменяющиеся интонации, как ведёт себя оркестр, поддерживает героев, что-то подсказывает, о чём-то намекает, или напоминает о чём-то. Эти изменения чувств героев, которые вы расслышите в изменяющихся интонациях, будем отмечать словами или значками, возможно смайлами, - на ваших индивидуальных интеллект-картах. Для того, чтобы вы могли отметить развитие отношений Кармен и Хозе, отраженное и в музыке оркестра, и в партии Хозе, и в партии Кармен, - я вам начертила в ваших интеллект-картах партитуру:
 
Кармен________________    
Хозе__________________
Оркестр________________ 
 
Слева направо, как в нотах, как в обычном словесном тексте – движется музыкальное время партитуры, а вертикаль – всегда фиксирует то, что в данный единовременный момент происходит в разных партиях - согласие или разногласие, а может быть и что-то более сложное…   Попробуем отразить в этой партитуре словами и значками то, что услышим в музыке оперы на французском языке. Итак, начнём.
Учитель: Первый отрывок (5 мин.) из 1-го действия: Кармен арестована, Хозе её допрашивает.
Возможны наводящие вопросы учителя:
  • В каком тоне Хозе задаёт вопросы?
  • Как отвечает ему Кармен, это слова или какие-то междометия?
  • В чём она заинтересована, будучи арестованной?
  • Почему или для чего Кармен поёт и танцует на допросе?
  • Изменяются ли интонации Хозе?
  • Как вы думаете, чем кончилась эта беседа?
Учитель: Второй отрывок (10 мин). Свидание Кармен и Хозе в таверне.
Возможны наводящие вопросы учителя:
  • Как относятся друг к другу герои в начале дуэта?
  • Танцует ли Кармен на этот раз и почему?
  • Как реагирует Кармен на попытку Хозе, услышавшего звук сигнальной трубы, вернуться в казарму, о чём говорит эта реакция, о каком чувстве к Хозе?
  • Как Хозе пытается разрешить возникнувший конфликт?
  • Что это за плавная, красивая мелодия, одна из самых красивых в опере, о чём она может говорить?
Учитель: Третий отрывок(7мин.) Ветреная и свободолюбивая Кармен полюбила другого - Тореадора, и не скрывает этого от Хозе. Хозе же по-прежнему любит Кармен. Сейчас мы прослушаем их последний диалог, как же будут развиваться события?
Возможны наводящие вопросы учителя:
  • Кармен колеблется в своём желании расстаться с Хозе?
  • Каков тон интонаций Хозе, он приказывает или умоляет?
  • Кармен пытается сгладить нарастающее раздражение Хозе или дразнит его ещё сильнее?
  • Что в оркестре?
  • Каково общее настроение, есть ли здесь мелодия, на что похожи короткие и нервные интонации героев?
  • Что мы слышим в партии Хозе после того как свершилось убийство, о каких чувствах и мыслях говорят его интонации?
Учитель: Ребята, давайте попытаемся проследить динамику, развитие чувств Хозе к Кармен, которое мы расслышали в его интонациях во всех трех отрывках.
Ученики, (глядя на свои интеллект карты): 1) вначале не любит Кармен, даже ненавидит 2) потом, кажется, начинает любить 3)сильно любит 4) любит и ревнует 5) ревность и ненависть, смертельная злоба   6) любит, раскаивается.
Учитель: А бывает ли в жизни, что в одном человеке уживаются такие разные и сильные чувства как у Хозе?
Ученики: Да, в жизни ещё и не такое бывает…
Учитель: Значит, в этой опере изображена правда жизни, реальность? Ученики: Да!
Учитель: А какое музыкальное направление вы изучали последние несколько уроков, к которому музыковеды и искусствоведы относят и оперу Ж.Бизе «Кармен»?
Ученики: Ре-а-лизм!
Учитель: Следовательно, направлению «Реализм» характерно изображение людей такими, какими они бывают в жизни, в реальности, с внутренними противоречиями, проблемами?
 Ученики: Характерно.
Учитель: Ну и вопрос на засыпку: а чьи же чувства и мысли выражал оркестр?
Ученики: иногда чувства Хозе, иногда Кармен…
Учитель: соглашусь с вами! Но, думаю, не только их. Есть еще кто-то, именно кто-то, кто выразил свои чувства и мысли по поводу происходящего через партию оркестра… Но теперь я подсказывать и намекать не буду, я думаю, что дома, на досуге вы сами догадаетесь. И этот вопрос мы обязательно обсудим на следующем уроке.
Ученики: да, надо подумать…
Конец урока.
 
… … … … … … … … … … … … … …
Тема плана-конспекта: Мозговой штурм (стадия генерации идей) – в процессе изучения оперы Ж. Бизе «Кармен» на уроках музыки.
 
Цель урока 
Организовать осмысление явлений музыкальной культуры с учащимися подросткового возраста в режиме диалога, в режиме свободы и уважения мнений ВСЕХ участников диалога. Создать на уроке интеллектуальную атмосферу, способствующую востребованности как репродуктивных, так и продуктивных сторон интеллекта учащихся. Оптимально задействовать такие «спутники» процесса мышления учащихся, как
1) потребность в визуализации (как образно-символической, так и вербально-понятийной) и потребность двигательного со-провождения процесса осмысления (в частности, потребность сопровождать осмысление контекстным рисованием и нелинейным письмом, что часто реализуется детьми на партах и в конце тетрадей по разным предметам)))
2) потребность устно-речевого проговаривания и интонирования возникающих мыслей.
В виду музыкальной направленности предлагаемых к осмыслению проблем, подразумевается доминирование интонационно-музыкального интеллекта, понимаемого нами как части общего интеллекта учащихся.
 
Использованная литература 
  • Бьюзен, Т.и Б. Супермышление/пер. с англ. Е.А. Самсонов; - 2-е изд. – Мн.: ООО «Попурри», 2003.
  • Грановская, Р.М. Элементы практической психологии. – 2-е изд. - Л.: Издательство Ленинградского университета. 1988.
  • Гришина Е.В., Галиева А.М., К проблеме интерактивности на стыке двух сфер: медиа и культуры современной России (на примере интерактивной модели детской филармонии) // «Актуальные инновационные исследования: наука и практика» (Topical innovation issues: research & implementation): электронное научное издание. - Март 2010 (№ 1) - Тамбов, 2010г. - URL: http://actualresearch.ru/nn/2010_1/Article/pedagogy/grishina.htm . - Гос.рег. 0421000098. ISSN 2075-9843.
  • Гришина Е.В. Опыт коллективного осмысления вокального термина "атака звука" в режиме мозгового штурма // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. - Август 2009, ART 1345 . - CПб., 2009г. - URL: http://www.emissia.org/offline/2009/1345.htm . - Гос.рег. 0420900031. ISSN 1997-8588.
  • Гришина, Е.В. Технологический аспект осмысления категории диалога (в контексте музыкального образования) // Реальность этноса. Образование и гуманитарные технологии интеграции этнической, этнорегиональной, и гражданской идентичности. Материалы Х Международной научно-практической конференции. (Санкт-Петербург, 8-11 апреля 2008г.) / Под научн. ред. И.Л. Набока. – В 2-х частях. Часть 2. – СПб.: Астерион, 2008. – 471. ISBN 978-5-94856-382-4. С.864-868.
  • Педагогика и психология высшей школы: Ответственный редактор М. В. Буланова-Топоркова. Учебное пособие. - Ростов н/Д:Феникс, 2002.
  • Школа диалога культур – С.Курганов, И.Соломадин, В.Осетинский, Е.Донская//Школа сотрудничества: практическое руководство для тех, кто хочет стать любимым учителем. – М.: Первое сентября, 2000. – с.118-125.
 
Используемое оборудование  
Аудиоаппаратура адекватная носителю информации (для воспроизведения музыкальных отрывков)
 
Краткое описание
В ходе осмысления явлений музыкальной культуры на уроке используется коммуникативная технология мозгового штурма (преимущественно - стадия генерации идей), понимаемая автором не только как эвристический метод, но и как диалогический. Подробнее о сути данного метода см. полное описание: введение. 
 
Теги (ключевые слова)
Диалог, мозговой штурм/атака, эвристика, музыка, опера, музыкальный стиль, жанр, интонация, анализ, синтез, восприятие музыки, осмысление музыки и музыкальной культуры. 
 
Предмет(ы)
МХК, Музыка, внеклассное мероприятие

 

Прикрепленный файл Size
Гришина Е.В. Мозговой штурм (стадия генерации идей) - в процессе изучения оперы Ж.Бизе Кармен на уроках музыки.doc 69.5 KB

»  Размещено в сообществах:   

Видео скачать на телефон бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн