Официальный сайт zakonoproekt2010 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Народные промыслы родного края.

Фото пользователя Елена Геннадьевна Тарасова
Submitted by Елена Геннадьевна Тарасова on Wed, 18/08/2010 - 16:45
Данные об авторе
Автор(ы): 
Воронова Нина Валентиновна
Место работы, должность: 
Сатинская СОШ Периксинский филиал, Сампурский район, учитель изобразительного искусства
Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
4 класс
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Изобразительное искусство
Цель урока: 
1.Приобщение к национальной культуре как к системе общечеловеческих ценностей. 2.Воспитание патриотических чувств, нравственного отношения к миру через эстетическое развитие. 3.Развивать навыки поисковой работы, творческую и познавательную активность. 4.Познакомить учащихся с народными промыслами родного края
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
20
Используемые учебники и учебные пособия: 

программа Б.Н. Неменского

Используемая методическая литература: 

порочное планирование к программе

Используемое оборудование: 

1.    Выставка работ учащихся по теме «Русское народное искусство».

2.    Презентация по теме урока.

Используемые ЦОР: 

слайдовая презентация

Краткое описание: 
План урока. 1.Организационный момент. 2.Беседа о народном искусстве о его видах изученных на предыдущих уроках.. (презентация ) 3.Выступление учащихся с результатами поисковой работы. (презентация) 4.Систематизация полученных знаний. Заполнение таблицы. 5.Подведение итогов урока.

 

Урок 3 Тема: Народные промыслы родного края.

(обобщающий урок)

Цели:

1.    Приобщение к национальной культуре как к системе общечеловеческих ценностей.

2.    Воспитание патриотических чувств, нравственного отношения к миру через эстетическое развитие.

3.     Развивать навыки поисковой работы, творческую и познавательную активность.

4.    Познакомить учащихся с народными промыслами родного края

Оборудование и материалы:

1.    Выставка работ учащихся по теме «Русское народное искусство».

2.    Презентация по теме урока.

План урока.

1.    Организационный момент.

2.    Беседа о народном искусстве о его видах изученных на предыдущих уроках.. (презентация )

3.    Выступление учащихся с результатами поисковой работы. (презентация)

4.    Систематизация полученных знаний. Заполнение таблицы.

5.    Подведение итогов урока.

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Учитель. По словарю В. Даля: «Промысел – действие промышляющего что-либо. У каждого свой способ добычи, уменье и средство для жизни и заработков».

Народные промыслы – это гордость России.

Вспомним промыслы которые мы изучали ранее.(презентация)

В народе говорили: «Что ни ремесло, то и промысел», «Не без ума, так и не без промысла», «Только воровство не промысел».

В некоторых местах России сформировались со временем особые народные художественные промыслы, изготавливающие вещи бытового назначения, но мастерски украшенные так, что слава об этих изделиях гремела далеко за пределами этого места.

Ну-ка, вспомните, какие вещи, сделанные руками ваших родных или руками народных умельцев, у себя в доме вы знаете?

                           (Дети называют предметы.)

- Правильно! Молодцы! Народные художественные промыслы сохранили ценные традиции художественного наследия, народа, обеспечили возможность для возрождения и последующего развития художественного ремесла.

Сегодня мы с вами познакомимся с промыслами которые были развиты на территории нашей области. (презентация Карта тамбовской обл)

Наиболее значительные события семейной, хозяйственной и трудовой жизни сельского жителя сопровождались обрядами, праздниками и народными гуляньями, в которых наряду с песнями, танцами, музыкой и устным фольклором отводилось большое место и бытовым предметам, костюму. Недаром бытовые предметы делились на повседневные и праздничные. Желание вносить радость и красоту в безрадостный труд и нелёгкую жизнь является неотъемлемой чертой русского крестьянина.

Наряду с утилитарной, предметы народного декоративно-прикладного творчества, выполняют эстетическую, обрядовую, воспитательную функции.

Большую сложность при изучении народного искусства и кустарных промыслов на территории Тамбовской области представляет неоднократное изменение административно-территориальных границ в VIIIвеке и особенно за годы Советской власти. В результате территариально-административных перестановок были нарушены слагавшиеся столетиями культурно-бытовые связи и утрачена преемственность традиций. Исчезли из научного оборота или потеряли полноту значения такие понятия как «тамбовская игрушка», «тамбовское кружево», «тамбовская вышивка», «тамбовский костюм», ибо места бытования этих традиционных для тамбовского края видов декоротивно-прикладного искусства оказались за пределами области. Достаточно назвать хотя бы понятие «елецкое кружево», а ведь центром кружевоплетения было и село Тютчево под Лебедянью, мастерицы которого работают на производственном объединении «Елецкие кружева», входившем в XIX веке в состав Тамбовской губернии.

1 Ученик (слайд вышивка)

      Самым распространённым и развитым видом народного искусства является вышивка, которой занимались женщины различных социальных слоёв. Вышивка являлась одним из основных занятий в каждой крестьянской семье и каждая девушка  должна была приготовить своими руками приданое к свадьбе, включающее в себя большое количество рубах, передников, сарафанов, полотенец, столешников и подзоров к кроватям и всё это украшалось вышивкой. В зависимости от назначения рубахи и полотенца имели определённое декоративное решение. В течение длительного времени русские женщины выработали своеобразные приёмы вышивки, характерные для определённой местности, которые обогащая и развивая они передавали от поколения к поколению. Искусство вышивки требовало не только терпения, усидчивости и трудолюбия, но и богатой фантазии в сюжетах, орнаментике и технике выполнения работы.

Тамбовская вышивка получила известность далеко за пределами губернии ещё в XIX веке.

2 Ученик

Тамбовские мастерицы использовали вышивки не только для украшения одежды, но и как своеобразный символ, связанный с магией плодородия земли и женщины. Недаром особое внимание уделялось вышивке подола женских рубах и передников. В собрании Государственного Эрмитажа имеется передник, вышитый в конце XIX века в Тамбовской губернии, на котором в контрастной красно-чёрной гамме дан цветочно-растительный орнамент и полоса с фигурами пав с распущенными хвостами чередующихся с женскими фигурками, что связано с архаичными мотивами славянской мифологии, так изображающей женское божество – Мать-землю.

Одной из самых старинных техник тамбовской вышивки является шитьё цветными шёлковыми нитями двухсторонней гладью и швом «роспись по полотну», которая использовалась для украшения оплечий женской одежды, полотенец, скатертей. Сложные сочетания геометрических фигур, выполненных чёрной и золочёной нитью, а также  вкрапления других тонов придавали вышивкам неповторимый колорит. Использование шитья набором и крестом, вкрапления кумача и тканых узоров создавали удивительную цветовую гармонию. Особенно изысканными по цвету являются вышивки Кирсановского уезда, где шёлк, выкрашенный корнем марены, имел различные оттенки красного цвета. Эти цвета сочетались в вышивках гладью с охристым , зелёным и бирюзовым шёлком. Особенно великолепно было сочетание золота или серебра на чёрном шёлке на головных уборах тамбовских женщин.

Большое распространение на Тамбовщине получила вышивка в технике «цветной перевити», которой украшали рубахи, передники, полотенца, покрывала и скатерти. Яркие тона красной, зелёной, жёлтой и синей гаммы придают необычайную праздничность этим изделиям.

3 Ученик (слайд бисер)

Большое место в украшении женского костюма отводилось бисеру. Как и в Тамбовской вышивке орнамент украшений из бисера состоял из различных вариантов ромба разнообразных цветовых сочетаний. Особенно часто использовался бисер для украшения головных уборов. Для украшения «позатыленей» к ним крепили на шёлковых нитях параллельные низки стекляруса или бисера / «рясна»/, которые носили перекинутыми на грудь от виска. Непременной деталью костюма, особенно праздничного, были разноцветные бисерные полоски с бисерными бахромками, которыми украшали подолы одежды, кисти поясов. В селе Соломенки была открыта бисерная мастерская, где изготовляли бисерные цепочки для продажи в разных городах России. В отличие от крупного крестьянского бисера, цепочки низали из мелкого. Соломенские «ожерелки» пользовались большим спросом. В женских монастырях на Тамбовщине использовали цветной бисер для вышивания предметов церковного и домашнего обихода, для создания икон.

4 Ученик (слайд кружевоплетение)

            (слайд узорное ткачество)

 Искусство кружевоплетения было распространено на Тамбовщине не менее, чем вышивка. Оно не отличалось самобытностью и оригинальностью как знаменитое. Наиболее известны в губернии были Темниковская земско-городская кружевная школа-мастерская и Кадомская школа кружевниц.

Своеобразным видом прикладного искусства является русское узорное ткачество, имевшее повсеместное распространение в быту крестьян. Сырьём для ткачества служили лён, конопля, шерсть, которые обрабатывали в крестьянском хозяйстве или закупали на стороне. Ткачество в деревне было самым необходимым и распространённым из женских рукоделий, наряду с вязанием шерстяных изделий. На простом деревянном стане-кроснах делали половики и толстое домотканое сукно, грубую пеньковую мешковину и нарядную пестрядь, узорные прошивы и тонкий браный холст.

Для окрашивания льняных нитей и шерстяной пряжи применяли растительные красители / листья берёзы, кору ольхи, душицу и др./, которые придавали льняным тканям приглушённый колорит. Применение анилиновых красителей повысило яркость тканей и их узорной выделки.

5Ученик

Существовало несколько технических приёмов узорного ткачества: ремизное, браное, переборное и закладное. Основной техникой была ремизная, при которой узоры орнамента в виде цветных клеток и полос, повторяющихся в различных комбинациях, отличались геометричностью и простотой. Ремизное ткачество отличается большим разнообразием, сочной цветовой гаммой и богатством ритмического узора. На стане с двумя ремизками ткали холсты для будних скатертей, одежды, постельного белья, полотенец. Полотно это шло также и в крашение или по нему набивали с помощью специальных досок многоцветный узор масляными красками, разведёнными на льняной олифе. Узорным было и ткачество половиков.

6 ученик

К одному из видов народных ремёсел на Тамбовщине в 80-х годах XIX века относится изготовление поясов. Поясу в женской и мужской одежде придавалось большое значение. В народных поверьях считалось, что пояс охраняет человека от злого и недоброго, мужчине он даёт силу, женщине помогает в родах, усмиряет скотину. Поэтому неудивительно, что в губернии, как и по всей России, бытовало искусство изготовления поясов, кушаков. Их плели, вязали, ткали, украшали узорами повсеместно. Особенно распространено тканье поясов в селе Татаново Горельской волости, где этим ремеслом занимались почти все женщины.

7Ученик (слайд ковроделие)

Говоря о женских ремёслах на Тамбовщине нельзя не остановиться на искусстве ручного ковроделия. Выделка ковров всегда производилась женщинами от обработки шерсти и её прядения до тканья. Тканые ручные ковры выделывались из пряденой шерсти и непряденой – войлока. Разнообразна техника изготовления ковров, но наиболее распространёнными являются ворсовые, махровые и безворсовые гладкие, украшенные орнаментом геометрических мотивов, а также изображения цветов, людей, птиц и зверей.

Почти все материалы промысла были местного производства. Овечья шерсть, шерстяная материя и сукно, холст покупались у местного населения, из-за границы привозились отделочные материалы.

Учитель Вы познакомились с ремёслами которыми занимались женщины, а теперь ребята познакомят вас ремёслами которыми занимались в основном мужчины.

 1 Ученик. (слайд гончарное ремесло)

     Издавна существовало на Руси гончарное ремесло, и трудно было найти деревню или село, где бы не встречались изделия из глины. Они были тесно связаны с повседневным бытом человека не потерявшая до нашего времени своего бытового назначения, керамика одновременно является и произведением искусства, вобравшим в себя многовековой опыт работы с глиной, пониманием красоты и пользы, гармонии и целесообразности. Простотой и совершенством форм, разнообразием приёмов украшения и обработки поверхности, керамические изделия могут удовлетворить любые запросы потребителей, а также ценителей прекрасного.

Гончарный промысел в Тамбовской губернии развивался в нескольких направлениях. Большинство кустарей начала ХХ века занимались производством кирпича. Кирпич делали и в ряде деревень Кирсановского уезда, в том числе в селе Инжавино..

В настоящее время в деревне Фёдоровка Бондарского района есть мастера-игрушечники, лепящие из глины фигурки людей и зверей, сюжетные композиции.

2 Ученик (слайд резьба по дереву)

Дерево, как художественный материал издавна привлекало к себе внимание мастеров народного искусства. Дерево вошло в обиход человека не только как строительный материал, но и как материал, из которого делали различные бытовые предметы: орудия быта, мебель, посуду. Народные мастера придавали каждому предмету быта удобную и целесообразную форму, украшали его, в результате чего в изделиях воплощалась гармония прекрасного и полезного. В руках талантливого мастера, дерево представляло собой материал неисчерпаемый по разнообразию художественных возможностей и позволяющий раскрыть разные стороны творческой личности творца. Бытовые предметы богато украшались резьбой или росписью. Даже такие далёкие от искусства предметы как вальки и рубели, предназначенные для выбивания и выкатывания белья, делались разными в технике трёхгранно-выемчатой геометрической резьбы. Много труда и выдумки вкладывали мастера в изготовление посуды. Ковши, солонки, миски, туеса и ложки соединяли в себе три неотъемлемых качества народного искусства – красоту, целесообразность и долговечность.

 

3Ученик (слайд лапотное дело)

Большое распространение наряду с трёхгранно-выемчатой резьбой, плоскорельефной имела объёмная или скульптурная резьба, в технике которой вырезали ковши, ложки с фигурами птиц или зверей. Многие предметы быта делали из лыка /лапти/, бересты /кузова, лапти/, луба /корыта, лукошки/, ивовых прутьев /корзины, мебель, посуда/. Из дерева делали игрушки ручным и токарным способом.

В Тамбовской губернии лапотным промыслом было занято много кустарей. В Тамбовском уезде плели лапти из лыка в Новосельцево и Малой Даниловке. Продавали лапти на месте по цене 30 копеек за десяток.

 

4 Ученик (плетение)

Много кустарей занималось тележно-колёсным, санным и дужным производством.

Едва ли не самым древним из всех ремёсел считается плетение из различных материалов. Плетение доступно каждому человеку, так как оно не требует сложных инструментов, больших усилий и дорогих материалов. Самым доступным материалом для плетения являются прутья ивы /лоза/. Корзины, подносы, вазы, хлебницы, мебель плелись из однолетних побегов ивы.

В Тамбовском уезде работало 23 корзиночника. Почти весь товар через скупщиков отправлялся  на продажу в Москву.

 

Учитель

Заслуживает внимания почти неизученный промысел по изготовлению музыкальных инструментов. Всего в губернии лишь в шести деревнях были мастера, изготовлявшие гармони. В основном это были Козловские кустари. Они продавали свои гармони в Козлове и Тамбове, а также работали по заказам, а материал для гармоней приобретали на стороне.

 Современные художественные промыслы находятся в процессе постоянного развития. Произведения мастеров художественных промыслов – это вещи, органически входящие в среду современного жилища и общественных зданий, предметы наделённые своеобразной формой, содержательным узором, оригинальной цветовой окраской.Почти каждая вещь, созданная народными умельцами , служит прекрасным к любому важному событию в жизни отдельного человека, в этих вещах – память поколений о национальной культуре народа и даже целой страны.

3.    Систематизация знаний.

Учитель. Подведём итоги урока составим таблицу.

Таблица распространения кустарных промыслов на территории

Тамбовской области.

Название промыслов.

Место развития.

 

 

 

 

 

Прикрепленный файл Size
Тамбовские промыслы презентация.ppt 1.74 MB


Фото пользователя Валентина Константиновна Вайс

На: Народные промыслы родного края.


Спасибо за презентацию.

Валентина Константиновна



Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн