Официальный сайт detisavve 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Полушкина И.К. Формирование информационной компетентности при использовании бинарных уроков

Автор: 
Полушкина Ирина Константиновна
Место работы: 
Учитель физики.МОУ СОШ с УИОП 2 п.Восточный Омутнинский район, Кировская область

 

Формирование информационной компетентности
при использовании бинарных уроков

 

В данном докладе будет представлен опыт работы учителей физики и литературы по проведению совместных уроков по формированию информационной компетентности, вы увидите, что такой совместный труд объединяет не только учителей, но и ребят, доказывая значимость каждого предмета в школе.  «Между наукой и художественной литературой есть много общего: и там и тут основную роль играет наблюдение, сравнение, изучение» (М.Горький).   

 

Американский физик Джеймс Франк (лауреат Нобелевской премии 1925 года) рассказал однажды, что он во сне спрашивает у покойного немецкого математика Карла Рунге:   “Как у вас на том свете? Наверное, все физические законы известны?” – А тот говорит: “Здесь дают право выбора: можешь знать либо всё, либо то же, что и на Земле. Я выбрал второе, а то уж очень скучно было бы”. Эта притча о том, что при подготовке к уроку учителей разных предметов, понимаешь, сколько нового можно узнать из общения знатоков из других отраслей, а главное, ломается стереотип, что твой предмет самый важный в школе.

 

Когда мы совершенно два разных учителя, филолог и физик, решили создать мастерские объединения  своих предметов, то поняли, сколько радости можем доставить детям при формировании информационной компетентности.   «Никакое средство вообще, какое бы ни взяли, не может быть признано ни хорошим, ни плохим, если мы рассматриваем его отдельно от других средств, от целой системы, от целого комплекса влияний» (А.С. Макаренко) Цель воспитания: дать возможность каждой отдельной личности развивать свои особенности, сохранять свою индивидуальность. Нужно беречь детский огонек пытливости, любознательности, жажды знаний. А единственным источником, питающим этот огонек, по мнению В.А.Сухомлинского, является радость успеха в труде, чувство гордости труженика.

 

Наше сотрудничество в области классного руководства началось несколько лет назад,  но  когда мы своим восьмиклассникам сказали, что проведем вместе уроки, они посчитали это несовместимым.  Физика и литература, два разных понимания мира, рациональное и иррациональное. Но это оказалось возможным и очень актуальным.

 

Новый стандарт образования предусматривает формирование высоко образованной и компетентной личности, способной к самореализации и саморазвитию.  В результате сотрудничества ученик сам должен понимать значимость приобретения знания и закрепления навыков работы с информацией. «Невозможно научить – нужно самому научиться», а для этого ученика нужно заинтересовать исследовательской  работой с информацией, и тогда формирование информационной  компетентности,  способности получать информацию из различных источников и представлять ее в разных формах,  будет успешным.

 

Наша мастерская самопознания называется «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» (Виды теплопередачи в фольклорных сказках).  Дидактическая цель: развивать умение работать с художественными произведениями, т.е. учить анализировать с точки зрения физики и литературы и представлять свой результат, а воспитательная: при изучении фольклорного произведения воспитание любознательности и формирование нравственных качеств личности.

На этапе индукции спор учителей по поводу своих наук и инсценировка ребятами сказки «Два Ивана – крестьянских сына», которая учит уважению к старшим людям.   Затем во время социоконструкции  ребята в группе читали сказку о животных и решали задачи путем исследования по физике, русскому языку и литературе, одним из вопросов  был вопрос о нравственности. А  во время демонстрации группами своих результатов были представлены физические опыты, мультфильмы, созданные в программе «Флэш-мастер». И весь урок сопровождался презентацией, ведь в наш век глобальной информатизации общества учитель обязан сам использовать все возможности ИКТ.

 

Такой яркий урок привел учеников и учителей к выводу:  «Казалось, несовместимы 2 предмета: физика и литература, два мировоззрения: научное и фантастическое, но мы с вами попробовали и поняли, фольклорные сказки – это наше культурное наследие.  Да, наши предки верили, что владыка Вселенной – Сварог, что нужно преклоняться перед богом солнца Ярилой, но они так хотели объяснить непонятный им окружающий мир, поэтому и были внимательны к физическим явлениям природы.   Они обожествляли её, и природа давала им новые и новые возможности, такие, что мы сегодня смогли объяснить свои наблюдения с точки зрения физики и еще раз убедиться, что такие качества, как благодарность, взаимопомощь, доброта  останутся главными ценностями жизни, и только бережное отношение к природе может привести нас к духовности».

 


Поиск

Loading

Редактор журнала

Фото пользователя Екатерина Викторовна Якушина
Екатерина Викторовна Якушина
Глобальная школьная лаборатория

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн