Цели урока: - ознакомить детей с жанром русской народной сказки, признаками этого
жанра;
-формирование умения передавать содержание произведения; расширение
читательских интересов;
-воспитание интереса к народному творчеству, русской словесности
Оборудование: сборники русских сказок, иллюстрации к сказкам, карточки с
пословицами, викторина
Ход урока:
I.Организационный момент. Постановка целей.
На доске: ВНЕКОТОРОМЦАРСТВЕВНЕКОТОРОМГОСУДАРСТВЕ
ЖИЛИБЫЛИДЕДДАБАБА
ЖИЛИБЫЛИСТАРИКСОСТАРУХОЙ
- Что это такое? (зачин в сказках)
- А какой конец у сказки обычно бывает?
- Чему учат нас сказки?
II. Актуализация знаний. Слово учителя.
Все вы любите сказки. Их вам в детстве рассказывали бабушки, мамы. А вы знаете, что сказки появились очень давно? Они создавались самим народом. Один певец или рассказчик, напевая сказку, передавал её слушателям. Другой, пересказывая, добавлял что-то своё. Если сказка получалась удачной, она запоминалась и передавалась «из уст в уста». Так сказка становилась народной, имя её автора не запоминалось.
- Какие первые маленькие сказки вам запомнились с раннего детства? («Репка», «Колобок», «Курочка Ряба» и др)
- Верно. И даже вот в такую маленькую сказку народ вкладывал свои мечты о добре, справедливости, безбедной жизни. В каждой народной сказке содержится мудрая мысль. Недаром об этом говорится в пословице: «СКАЗКА – ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ …..» Продолжите (намёк, добрым молодцам урок)
III. Изучение нового материала.
А) -Посмотрите на картинки. Какие герои , предметы вам знакомы? (Перо Жар-птицы, печь, яблоко, Иван царевич, Баба Яга, Колобок, Лиса, Петух и т. Д.)
- Знаете ли фамилии писателей, которые написали сказки об этих героях? Почему?
- В ваших книгах, которые вы принесли одна сказка или несколько? (Сборник)
Б) Мини викторина по сказкам
Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слёзы льёт бедняжка…
(снегурочка)
Колотил да колотил
По тарелке носом –
Ничего не проглотил –
И остался с носом…
(лиса и журавль)
Отворили дверь козлята
И …пропали все куда-то!
(волк и семеро козлят)
А дорога – далека,
А корзина - нелегка,
Сесть бы на пенёк,
Съесть бы пирожок
(маша и медведь)
Ах, ты, Петя-простота
Сплоховал немножко
Не послушался кота,
Выглянул в окошко
((петушок- золотой гребешок)
Не лежалось на окошке-
Покатился по дорожке…
(колобок)
- В русской народной сказке «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо», главный герой борется с чудом-юдом. Он рассекает туловище его на мелкие части и бросает всё это в реку. Как называется эта река? (Смородина)
- Какой волшебный предмет помогал Василисе Прекрасной преодолеть все трудности? Этот предмет оживал и давал советы.. А достался он ей вместе с родительским благословением. (кукла)
IV. Проверка домашнего задания
- Назовите сказки, которые вы читали. Давайте не будем при пересказе не называть сказку. Пусть ваши одноклассники сами догадаются, как она называется.
На столах у вас лежат карточки с пословицами. Прочитайте их. После ответа вашего товарища выберите ту пословицу, которая, на ваш взгляд, наиболее точно подтверждает главную мысль сказки.
БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫЛОВИШЬ И РЫБКУ ИЗ ПРУДА
ЗА ДОБРО ДОБРОМ И ПЛАТЯТ
У РАБОТАЮЩЕГО В РУКАХ ДЕЛО ОГНЁМ ГОРИТ
ВОЛКОВ БОЯТЬСЯ – В ЛЕС НЕ ХОДИТЬ
ГЛУПОМУ АВДЕЮ НАКОЛОТИЛИ ШЕЮ
РОБКОГО И ТЕНЬ СТРАШИТ
МНОГО ЗАХОЧЕШЬ – ПОСЛЕДНЕЕ ПОТЕРЯЕШЬ
КАК АУКНЕТСЯ – ТАК И ОТКЛИКНЕТСЯ
ЛЕНЬ И ЗА РАБОТОЙ ПОТЯГИВАЕТСЯ
БЕЗ ДЕЛА ЖИТЬ – ТОЛЬКО НЕБО КОПТИТЬ
ЛЕНИВОМУ И ЛЕНИТЬСЯ ЛЕНЬ
В СОГЛАСНОМ СТАДЕ ВОЛК НЕ СТРАШЕН
С ОГЛОБЛЮ ВЫРОС, А УМА НЕ ВЫНЕС
МОРОЗ НЕВЕЛИК, А СТОЯТЬ НЕ ВЕЛИТ
ПУГАННАЯ ВОРОНА И КУСТА БОИТСЯ
ЖАДНОСТЬ ВСЯКОМУ ГОРЮ НАЧАЛО
ДРУГ НЕИСПЫТАННЫЙ, ЧТО ОРЕХ НЕКОЛОТЫЙ
НЕ ДАВШИ СЛОВА – КРЕПИСЬ, А ДАВШИ – ДЕРЖИСЬ
ГДЕ ЛАД, ТАМ И КЛАД
ТРУСЛИВОМУ ЗАЙКЕ И ПЕНЁК ВОЛК
НЕ ИЩИ ПРОСТОТЫ – ИЩИ ДОБРОТЫ
ДОБРОЕ БРАТСТВО ЛУЧШЕ БОГАТСТВА
ХУДО ТОМУ, КТО ДОБРА НЕ ДЕЛАЕТ НИКОМУ
МНОГО ЖЕЛАТЬ – ДОБРА НЕ ВИДАТЬ
ЛИХО ПОМНИТСЯ, А ДОБРО ВЕК НЕ ЗАБУДЕТСЯ
ГДЕ РАБОТАЮТ, ТАМ ГУСТО, А В ЛЕНИВОМ ДОМЕ ПУСТО
ГОТОВЬ САНИ ЛЕТОМ, А ТЕЛЕГУ ЗИМОЙ
НЕНАСЫТНОМУ ВСЁ МАЛО
ДОБРА ЖЕЛАЕШЬ – ДОБРО И ДЕЛАЙ
У СТРАХА ГЛАЗА ВЕЛИКИ
ГЛУПЫЙ КИСНЕТ, А УМНЫЙ ВСЁ ПРОМЫСЛИТ
ДЕРЕВО ДЕРЖИТСЯ КОРНЯМИ, А ЧЕЛОВЕК – ДРУЗЬЯМИ
НЕИЗВЕДАННЫЙ ДРУГ НЕХОРОШ ДЛЯ УСЛУГ
V. Работа по карточкам
VI . Закрепление изученного
- Какие волшебные персонажи встретились вам в сказках?
- Волшебные предметы – это одна из примет народных сказок. Назовите ещё и другие сказочные приметы (троекратный повтор- три сына, три желания; устаревшие слова – «пуще», «девицы», «кручиниться»; концовка – «стали жить-поживать и добра наживать»; устойчивые выражения – «видано-невидано», «накормила-напоила», «куда глаза глядят»
VII. Физкультминутка. (Слова из сказок)
VIII. Литературная игра
Давайте выберем знатока русских народных сказок. Победит тот, кто больше всех ответит правильно:
Угадай, из какой сказки этот предмет?
Кому принадлежат эти слова:
- «Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – всё будет сработано» (Корова – «Хаврошечка»)
- «Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе красная» (Морозко)