Официальный сайт fresher 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Гультяева Л. И. Изучение темы «Защита информации» в 10 классе с помощью УМК Семакина И.Г. и др.

Автор: 
Гультяева Людмила Ивановна
Место работы: 
учитель информатики и ИКТ, руководитель районного ресурсного центра г. Невеля Псковской области
Контакты: 

 

Изучение темы «Защита информации» в 10 классе с помощью УМК Семакина И.Г. и др.

Аннотация

 

Предмет «Информатика и ИКТ» изучается в нашей гимназии с использованием УМК Семакина И.Г. и др. [1], [2], [3] в старшей, основной школе  и УМК Босовой Л.Л.  В программе  общеобразовательного курса «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» (базовый уровень) для 10 – 11 классов Семакина И.Г. и Хеннера Е.К. [4] на изучение темы «Информационные процессы в системах» отводится 11 часов. В основе данного материала лежат знания учащихся, полученные в основной школе и связанные с понятиями систем, информационных процессов, кибернетических моделей процесса управления.  Помимо этого, учащиеся получают новые знания о передаче, автоматической обработки  информации, поиске данных. Завершается же данная тема двумя уроками, посвященными защите информации. Рассмотрим данные уроки подробнее.

Думаю, что не нужно долго говорить о важности данного материала в наше время. В нашем обществе есть проблемы в отношении к таким вещам  как интеллектуальная собственность, личная информация, защита информации и т.п. На этих уроках учащимся необходимо четко объяснить необходимость соблюдения авторских прав, вопросы, связанные с применением мер защиты информации.

Конспект 1 урока по теме «Защита информации»
Цели урока

  1. Обучающая – сформировать у учащихся  понятия цифровой и защищаемой информации, виды угроз для информации и методы ее защиты, криптографии
  2. Развивающая – способствовать развитию познавательной деятельности учащихся, умению анализировать полученную информацию
  3. Воспитывающая – способствовать формированию недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией

Обеспечение урока

  1. Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. – 4-е изд., испр. - М.: БИНОМ. Лаборатория  знаний, 2008. – 246 с.: ил.
  2. Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина– 3-е изд., испр.– М.: БИНОМ. Лаборатория  знаний, 2008. – 120 с.: ил.
  3. Презентация «Защита информации». Урок 1 (Приложение 1)
  4. Презентация «Первые криптографические машины» (Приложение 2)
  5. Авторский сайт «Развитие криптографии в России»   (http://ruskrypto.narod.ru/)  
  6. LCD – проектор

План урока

  1. Организационный момент. Мотивация изучения данной темы.
  2. Изучение новых понятий по теме урока.
  3. Выполнение практической работы 2.3. из практикума.
  4. Домашнее задание.
  5. Подведение итогов урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

  1. На экране  слайд 2 презентации к уроку. Обсуждение  данного слайда, выяснение необходимости защиты информации, имеющейся у человека (беседа с учащимися).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Изучение новых понятий происходит с помощью слайдов 3-5.  На каждом слайде размещены основные определения, которые необходимо записать учащимся в тетрадь. При рассказе о науке криптографии  можно использовать сайт «Развитие криптографии в России» (материалы данного сайта можно использовать при изучении темы «Передача информации», сообщение о В.А. Котельникове) и слайды 6-8. О первых криптографических машинах учащийся делает сообщение по презентации.
  2. Практическая работа «Шифрование данных» (слайд 9-10) [2, с.36]. Объясняется шифр Цезаря и выполняется задание в тетради.
  3. Домашнее задание: повторить §§5-12 [1]  (подготовка к контрольной работе), задание №9 к §12 [1, с.66]  
  4. Подведение итогов урока, отвечая на вопросы 1,2,5 к §12 [1, с.65] . Выставление оценок.

 

Конспект 2 урока по теме «Защита информации»
Цели урока

  1. Обучающая – обобщить знания учащихся по теме «Информационные процессы в системах», провести контроль полученных знаний в виде теста
  2. Развивающая – способствовать развитию умения обобщать полученные знания,  создавать условия закрепления практических навыков работы с компьютером
  3. Воспитывающая – формировать у учащихся потребность сознательного усвоения учебного материала

Обеспечение урока

  1. Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. – 4-е изд., испр. - М.: БИНОМ. Лаборатория  знаний, 2008. – 246 с.: ил.
  2. Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина– 3-е изд., испр.– М.: БИНОМ. Лаборатория  знаний, 2008. – 120 с.: ил.
  3. Презентация «Защита информации». Урок 2 (Приложение 3)
  4. Файл электронных таблиц vigener.xls (Приложение 4)
  5. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов  «Информатика 5–7». – М.:  БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007 (Приложение 5)
  6. Тест по теме «Информационные процессы в системах» из 19 вопросов для тестовой оболочки MyTest [6]   (Приложение 6) и формате .doc (Приложение 7)
  7. LCD – проектор

План урока

  1. Организационный момент. Проверка домашнего задания.
  2. Выполнение практической работы 2.3. из практикума (продолжение)
  3. Повторение темы «Информационные процессы в системах»
  4. Итоговое контрольное тестирование (20 минут)

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания. Повторение основных понятий, связанных с шифрованием данных (криптография, шифры).
  2. Практическая работа «Шифрование данных» (слайд 2-5) [2, с.36]. Объясняется шифр Виженера на примере готового файла электронных таблиц (заранее приготовлен из-за недостатка времени на уроке) [3, с.40] . Учащиеся работают за компьютерами и выполняют задание (слайд 6).
  3. Повторение темы «Информационные процессы в системах» осуществляется с помощью следующих вопросов: что такое система? Какие бывают информационные процессы в системах? Как происходит передача информации? Что такое алгоритм и как происходит автоматическая обработка информации? При повторении можно использовать плакаты Л.Л.Босовой [5]   (слайд 7).
  4. Итоговое контрольное тестирование (20 минут)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемые ресурсы

  1. Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов/ И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. – 4-е изд., испр. - М.: БИНОМ. Лаборатория  знаний, 2008. – 246 с.: ил.
  2. Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина– 3-е изд., испр.– М.: БИНОМ. Лаборатория  знаний, 2008. – 120 с.: ил.
  3. Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы: методическое пособие / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. – М.: БИНОМ. Лаборатория  знаний, 2008. – 102 с.: ил.
  4. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/programma_semakin_10-11.doc
  5. http://metodist.lbz.ru/avt_masterskaya_BosovaLL.html 
  6. http://mytest.klyaksa.net/

 Приложения


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Редактор журнала

Фото пользователя Екатерина Викторовна Якушина
Екатерина Викторовна Якушина

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн