Вы не зарегистрированы

Авторизация



Тема "Родной земли" в творчестве долганской поэтессы Огдо Аксёновой

Данные об авторе
Автор(ы): 
Анастасия Ивановна Поротова
Место работы, должность: 
Таймырское муниципальное учреждение "Межшкольный методический центр"
Регион: 
Красноярский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Уровень образования: 
дополнительное образование детей
Уровень образования: 
школы-интернаты, детские дома
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Внешкольная работа
Предмет(ы): 
Краеведение
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Родной язык
Цель урока: 
Познакомить с жизнью и творчеством долганской поэтессы Евдокии Егоровны Аксёновой, воспитывая любовь к родной земле и родному народу.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учеников в классе: 
15
Используемые учебники и учебные пособия: 

1. Материалы взяты из выпускной квалификационной работы Чуприной (Поротовой) Анастасии Ивановны "Концепт "Родная земля" в творчестве Огдо Аксёновой" (2009г.).

2. Аксёнова Е. Е. Собрание сочинений (на 3-х языках). Издательство Токийский Университет, кафедра общей лингвистики, 2001 г., 390 с., ил.

Используемое оборудование: 

Презентация в программе Microsoft PoverPoint

Используемые ЦОР: 

Microsoft PoverPoint

Краткое описание: 
Урок с презентацией. Этнофилологический анализ произведений Огдо Аксёновой на тему "Родная земля".

1 урок: "Знакомство с жизнью и творчеством Огдо Аксёновой"

2 урок: "Тема "Родной земли" в творчестве долганской поэтессы Огдо Аксёновой".

В своих стихах Огдо часто обращается к родной земле, стране, которая выступает как традиционный образ «матери-земли». Однако в стихотворении «Родина» этот образ представлен в ином контексте:

Родина – мать. Ее трав и рек                           На родине даже холодный снег

Раздолье жить помогает.                                  Не студит, а согревает.

 Здесь присутствует важная для неё тема – любовь к Родине, тундре. В каждой строчке слышится любовь поэтессы к своей земле. Как же нужно любить суровую красоту родной земли, чтобы сказать:  «На родине даже холодный снег не студит, а согревает»! Так могла сказать только долганская поэтесса, для которой родная мать-земля вскормила её и наделила поэтическим даром, поэтому она всем сердцем откликается в своих произведениях на красоту «холодного», но родного и тёплого дома

В лирических стихах и песнях, создавая образ родной тундры, Огдо рисует её реки и горы, озёра и равнины, используя традиционные формы, передающие исторически сложившееся у народа поклонение воде как источнику жизни и передающий своеобразную красоту водных просторов родного Таймыра. Например, в песне «Чернобровый» девушка ожидает любимого «на берегу бабушки-реки суровой», у которого она тоскует в ожидании встречи.

Жду тебя на берегу я                                           По тебе я здесь тоскую,

Бабушки-реки суровой.                                      Мой любимый, чернобровый.

В песне «Моя родная Волочанка» поэтесса вспоминает о родных местах и о реке Хете, на берегах которой прошло ее детство:

Я в Волочанке родилась.                                   Здесь водят гуси хороводы

Избрав прозрачной Хеты воды,                        И за собой ведут гусят.

Огдо ведёт постоянный диалог с родной землёй, с природой, птицами, ветром. В стихотворении «Невольные советы» такое абстрактное понятие как «жизнь» поэтесса наделяет человеческой речью. Жизнь даёт ей советы:

…«Карабкайся, держись!                                  Полюби несладкую меня,

Ты же знаешь, я не вся такая.                                         Доживёшь и до иного дня».         

Я – богаче: добрая и злая.

Этот приём позволил Аксёновой поставить важнейшую проблему, характерную не только для северного народа, но и для других народов, живущих в разных географических условиях, - не сдаваться, встречаясь с жизненными трудностями, а мужественно их преодолевать. Этот диалог лирической героини с жизнью отражает оптимистичный характер поэзии Огдо Аксёновой, характерный для многих её лирических произведений:

  Кто нужду, обиду превозмог,                        Я тебя спасаю, может быть…

    Будет крепок, как олений рог.                      Научись за всё благодарить.

Огдо Аксенова изображает мир природы таким, каким видят его северяне. Однако это видение мира, восприятие Огдо еще в детстве, прошло через ее поэтическую душу и обогатилось  новыми лирическими образами. В ее стихах и «льдины в салочки играют и удирают друг за дружкой в океан»; «первый снег, чуть прижмурясь, лежит, его солнце, наверно, слепит»; «и в  лучах, не успевших остыть, шкуры греют свои животы». Одухотворяются даже травинки, которые «бегут по дорожке, ловят солнечных зайчиков в свои ладошки».

Бережно Огдо Аксёнова относится к традициям, обычаям своего народа, которые несут в себе черты гуманизма, доброты, миролюбия. Она знакомит своих современников с прошлым и настоящим долганского народа и в стихотворении «Признание в любви» говорит о том, что

Ещё и от того                                         Не выветрились, нет,

душа моя поёт,                                      не сгинули в золе обычаи…

что древние хранит                              Пускай народы на Земле

обычаи народ.                                        узнают их…

Словом, всё, чем жил и живёт народ, во что верил и верит, - кровное дело Огдо Аксёновой. Она умеет сопрячь прошлое с настоящим, у неё прошлое ярко освещено, а настоящее осмысливается в неразрывной связи с великим и неумирающим прошлым долганского народа.

У долганской поэтессы родная земля – это Таймыр, суровый северный край со «студёной пургой обожжённых» предков, с горестными морщинами, оставленными на белоснежном челе родной земли («Родина»), но в то же время – это холодный край – тёплый дом для долганина, живущего «в снегах согреваясь колючих».

Огдо подчёркивает красоту земного снежного покрова родной таймырской земли, поэтому «Тундре – лучшие слова, /Что в судьбе  есть у долган». Она готова использовать самые выразительные и благодарственные слова родного языка, чтобы выразить свою любовь и любовь своего народа к родной суровой, но прекрасной земле!

Это и сотни озёр с чистой прозрачной водой, которые она сравнивает с «тысячей оленьих глаз»:

Сколько же вобрал простор                              Смотрят , ясные, на нас –

Чистых тундровых озёр!                                    Вижу, вижу, вижу.

Тысячей оленьих глаз                                                                       «Радость»;

и разноцветье весенней тундры, радующей своим коротким, но ярким цветением:

    Вслед за снегами растаяли льдинки,                         И осмелевшими вдруг лепестками

    Зеленью свежей сверкали травинки                         Солнце коснулось, как будто руками.

                                                                                                                                                 «Радость идёт»;

и ожившие весной звуки родной природы:

    Бараксан, весна-красна,                                 А совсем недавно наст

    Очертила светлый круг,                                Был скрипуч и был ворчлив.

    Пробудила ото сна                                                            А сейчас вовсю весна

    Всё дремавшее вокруг…                                               Гонит звонкие ручьи.                      «Бараксан».       

и возрождение весной надежды на любовь и счастье:

                   Тишь, Ветра не шелохнут                              Лишь влюблённые ведут

                   На хвосте песцовом ворс.                               Свой весенний разговор. «Бараксан»;

и гордость за трудолюбивый народ, который, не боясь трудностей, осваивает богатые недра родной земли:

    …Холодно было и было тепло.                     Выстоять! Выстроить здесь города!

    Только строители шли всё равно.                Трудно давалась оленья тропа…;

и радость от встречи с родной весенней Дудинкой, первым заполярным городом на древней таймырской земле:

    В Дудинке, нашем городе родном,                              А ты в лицо тоже всех узнаешь,

    Тебе мы рады, вестнику весны.                  В любом из нас товарища найдёшь.

                                                                                                                 «Весенняя Дудинка»…

Бережное, любовное и ответственное отношение к родному языку родного народа открывает нам народно-поэтические истоки образного и символического отражения в сознании Огдо Аксёновой неповторимой красоты родного края. Это, в первую очередь, голос родной земли, прислушиваясь к которому, она, дочь этой земли, лёжа на горе, ощущает теплоту роскошной травы, слышит шёпот цветов, «звуки, шорох, тишь, собирает мой слух», и «вместе с ними в меня входят думы земли», на которые она

Песням тундры родной                       Радость отчей земли

Я слагаю ответ,                                    Принимая, как дар.                          «Я лежу на горе».

А в стихотворении «Родина» Огдо Аксёнова, обращаясь к истории своего народа, с гордостью отмечает, что, родившись в суровых, «студёной пургой обожжённых» просторах Таймыра, «суровые предки мои родились, /Приемля суровую участь», «Но родину, беды свои одолев, /Мой гордый народ не покинул».

Преданность родной земле, способность преодолевать испытания «студёной пурги», «колючих снегов», «лютый мороз» только укрепили волю народа:

Их лютый мороз, свирепея, бодал,  Как смелый медведь в запорошенных льдах,

И воля их делалась крепкой.                            Так жили далёкие предки.            

А у автора эти качества характера родного народа вызывают чувство гордости за народ, который она называет «мой гордый народ».

Родная земля, суровая тундра Таймыра сформировала стойкий и мужественный характер родного народа, сумевшего не просто выжить, а создать особый мир хозяйственно-экономической деятельности охотников-оленеводов и рыбаков, определивших культурно-духовные ценности долганских тружеников, их традиции, передаваемые из поколения в поколение и освящённые верностью заветам предков. И важнейший из них: Пусть никогда твой не гаснет очаг!

    Святая, чистая и искренняя радость от сознания своей принадлежности к роду долган звучит во многих стихотворениях Огдо Аксёновой. Особенно поэтично это звучит в размышлении «Кто я есть?»:

...С буквы «Д» начинается имя долган,       

Дорожу каждым звуком, что тундрой мне дан.

Я ловлю их, как ловит оленя аркан,

Я люблю их, как музыку любит барган*.

Счастье – дьол по-долгански звучит с давних пор,

Ну а друга зовём мы сердечно догор.

Дуся – имя моё, так о чём разговор,

Если я вобрала в себя тундры простор?

 

 

 

Прикрепленный файлSize
Тема Родной земли в творчестве Огдо Аксёновой.ppt4.85 MB

»  Размещено в сообществах:   
"Моя малая родина - Таймыр"