Официальный сайт seoturbina 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕМЫ «АЛГОРИТМ» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕМЫ «АЛГОРИТМ» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Кулаков Д.И.

МОУ Прогимназия №2, городского округа – город Воронеж

niko1111@yandex.ru

В статье приводится методическая разработка урока информатики для учащихся начальной школы. Описаны упражнения и приемы, которые автор уроков использует в учебном процессе.

В последнее время, когда техника и, в частности, компьютеры очень прочно вошли в нашу жизнь, любой человек, начиная с детства должен быть готов к работе с ними. А для этого необходимо у детей формировать не просто логическое мышление, но и  элементы алгоритмического.

Умение последовательно, четко и непротиворечиво излагать свои мысли тесно связано с умением представлять сложное действие в виде организованной последовательности простых. Такое умение называется алгоритмическим. Оно находит свое выражение в том, что человек, видя конечную цель, может составить алгоритмическое предписание или алгоритм (если он существует), в результате выполнения которого цель будет достигнута.

При этом важно на занятиях, посвященных формированию навыков алгоритмического мышления, в процессе формализации концентрировать все внимание учащихся на исполнении алгоритма. Ученики должны убедиться в том, что пошаговое выполнение последовательности команд позволяет им получить ожидаемый результат в том случае, если были четко определены начальные условия.

Тема урока: Алгоритм (4 класс)

Цель урока: Познакомить школьников с понятиями алгоритма и линейного алгоритма.

Задачи урока:

образовательные: создать условия для формирования первичного представления об алгоритме, его исполнении; сформировать представление о понятиях “программа действий”, “алгоритм”; познакомить учащихся с понятием “алгоритм”;

развивающие: развивать алгоритмическое мышление; развивать познавательный интерес, логическое мышление; развитие умения планировать свою деятельность; развивать память, внимание; формировать интерес к изучению предмета; развивать мыслительные операции, математические способности, логическое мышление;

воспитательные: воспитывать внимание, взаимовыручку (взаимопомощь); воспитание активности; воспитание культуры поведения в работе с компьютерной техникой;

Тип урока:  комбинированный урок.

Оборудование урока: мультимедийный проектор; исполнитель “Монах” из ПМК “Роботландия”; компьютеры, рабочие тетради; конфета;

Ход урока

1. Организационный момент.

Слайд №1

Здравствуйте! Тему сегодняшнего урока вы узнаете, если разгадаете ребус.

 

 

Ученики разгадывают ребус на экране проектора.

Молодцы! Итак, тема сегодняшнего урока «Алгоритм».

2. Повторение изученного.

На прошлом уроке мы рассматривали с вами «Последовательность событий». Очень часто действия (или какие-то события) следуют друг за другом.

 

Например:

Возможные варианты ответов:

Девочка разбила чашку

 

На дереве созрело яблоко

Ребенок заболел

Работал с пластилином

Выпил чашку сока

Намусорил в комнате

Малыш заплакал

 

…она собрала осколки и выбросила в мусор

…мальчик сорвал его и съел

…мама вызвала врача

…помой руки

…надо помыть чашку

…убери, подмети

…мама успокоила его

 

Молодцы!

А теперь загадка! (Слайд №2)

Расту червячком,

Питаюсь листком,

Потом засыпаю,

Себя обмотаю,

Не ем, не гляжу,

Но снова весной

Я вдруг оживаю,

Свой дом покидаю

(Ответ: Бабочка)

А какова последовательность действий развития бабочки?

(Слайд №3)

Личинка — Гусеница — Кокон — Бабочка

3. Ситуации из жизни:

В природе все взаимосвязано, все и всё зависит друг от друга. Складываются сложные цепочки событий. Если вынуть хоть одно звено, вся цепочка разорвется.

Что будет, если из всем известного дела – заваривания чая – выбросить только одно действие: не наливать воды в чайник, когда ставим его на плиту? Или не класть в чайник заварку. В первом случае результат – расплавленный чайник, во втором результат – вместо ароматного чая будет кипяток.

4. Постановка учебной задачи.

– К нам в гости пришел Робот. Кто такой Робот? (Слайд № 4)

Это машина, которая во всем слушается человека и выполняет только то, что ему говорят.

Давайте зададим ему задание, а он его вы­полнит. Но команды нужно давать правильные и в правильном поряд­ке, иначе робот запутается. Давайте попросим робота съесть конфе­ту, которая лежит у меня на столе. Что сначала он должен сделать?

Далее дети должны задавать по одной команде, а робот – их выпол­нять. Учитель с юмором реагирует на их неправильные команды. На­пример, первая команда будет, скорее всего, «возьми конфету», затем, возможно, «съешь ее». Учитель должен возразить, что обертка, навер­ное, очень невкусная. Значит, сначала нужно «развернуть конфету», а потом «съесть». А затем учитель в растерянности стоит с фантиком и говорит, что не знает, что с ним делать. Тогда дети должны посовето­вать «выбросить фантик», а учитель должен возразить, что на пол бросать не хорошо. Тогда команда должна быть: «выброси фантик в мусорное ведро».

Итак, в конце концов должна получиться последовательность команд. Учитель показывает на экране проектора алгоритм «Съешь конфету», а учащиеся ему подсказывают:

1)  возьми конфету;

2)            разверни конфету;

3)            съешь конфету;

4)            выбрось фантик в мусорное ведро;

5)            СТОП.

Итак, у нас определена последовательность операций или  программа действий. Может кто-то уже знает, как одним словом можно назвать программу действий? (Алгоритм!)

Это красивое слово мы будем использовать на уроке информатики и математики.

5. Закрепление (Слайд №5)

Выполнение выборочно заданий в рабочих тетрадях под редакцией Матвеевой Н.В. (стр. 21–27).

 

А для чего нам нужны алгоритмы? Только ли играть, есть конфеты? Где в жизни пригодится алгоритм?

Даже просыпаясь утром, все мы действуем по плану: Встать, одеться, умыться, почистить зубы, позавтракать, выйти из дома, идти в школу. Попробуй, пропусти что-нибудь из этого плана – и можешь оказаться раздетым или голодным. А когда еще мы действуем по плану? (детям предлагается назвать какой-либо план действий).

А теперь посмотрим, встречаются ли алгоритмы в сказках? Конечно, “да”. Нет, пожалуй, человека, который бы в детстве не любил слушать сказки или же не рассказывал позднее их своим детям и внукам. Народные сказки живут веками, передаваясь от поколения к поколению. И мы даже не задумываемся, в чем же столь притягательная сила сказок. Раз услышав, мы помним их на протяжении всей жизни. Все ли знают сказку “Репка”? (Да!)

Давайте попробуем составить план действий героев этой сказки.

Дедка за репку,
Бабка за дедку,
Внучка за бабку,
Жучка за внучку,
Кошка за жучку,
Мышка за кошку,
Потянули и вытащили репку.

Вот, оказывается, как легко и просто мы с вами смогли выполнить поставленную задачу, т.е. вытащили репку.

Где в жизни еще пригодится алгоритм?

В математике! Для решения примеров, задач, уравнений!

6. “Открытие” детьми нового.

Часто в жизни приходится привести в порядок разные операции. У человека иногда получается, иногда – нет. В век электроники человек применяет разные машины, аппараты, роботы и т.д., в том числе и компьютеры, которые есть у многих из вас дома. (Слайд №6)

Алгоритм, записанный на языке компьютера, называется – программа.

Человек, который составляет такие программы – называется… (Программист!)

Порядок действий в программе называется  алгоритмом.

7. Обобщение и систематизация знаний.

А что такое программа действий?

Так как называется программа действий?

Мы с вами очень давно работаем, и нам надо немного отдохнуть. Поэтому мы с вами выполним небольшой алгоритм, т.е. будем действовать по плану: 8. Физкультминутка:

Учащиеся вместе с учителем выполняют физкультминутку под музыку.

9. Постановка задачи перед работой за ПК. (Слайд №7)

Давайте поиграем в буддийских монахов. Это старинная игра, которая заключается в следующем. На подставке укреплены три стержня. На левый стержень нанизано несколько колец разного размера, внизу самое большое кольцо, на нем поменьше, сверху еще меньше и т.п. Пользуясь правилом, надо перенести кольца с одного стержня на другой по правилу.

ПРАВИЛО:

1. За одно действие можно переносить только одно кольцо;

2. Любое кольцо можно укладывать либо на большее кольцо, либо на свободный стержень.

10. Работа на ПК.

Учащиеся садятся за ПК и перемещают три кольца, а затем четыре.

11. Итог

Чему мы учились на уроке?

Как вы понимаете “Что такое алгоритм?”

Как выполняется алгоритм?

Что узнали нового?

Что вам понравилось?

Учитель отмечает ребят, которые наиболее активно работали на данном уроке.

12. Домашнее задание:

§ 15; в рабочей тетради з.10.


»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн