Официальный сайт teledu 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Творчество Н.М.Карамзина. Понятие о сентиментализме

Данные об авторе
Автор(ы): 
Малетина Ольга Валерьевна
Регион: 
Алтайский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Уровень образования: 
дополнительное образование детей
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 
обучающие: познакомить учащихся с творчеством Н.М.Карамзина; дать представление о сентиментализме как литературном направлении; выявить основные черты, причины появления этого литературного направления, сравнить с классицизмом; развивающие: способствовать развитию критического мышления, интереса к литературе сентиментализма; развивать интерес к истокам русской литературы; воспитательные: способствовать воспитанию духовно развитой личности, формированию гуманистического мировоззрения.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

Ø    Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. – М: Рольф, 2000.С.92-93.

Ø    Марченко Н.А. Карамзин Николай Михайлович. – Уроки литературы. - №7. – 2002/ Приложение к журналу “Литература в школе”.

  Трошина Надежда Яковлевна, учитель русского языка и литературы- "Повесть Н.М. Карамзина "Бедная Лиза". Сентиментализм". 9-й класс -         http://festival.1september.ru/articles/416265/   

Ø      Литература: 9 кл.: учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений/ Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 9-е изд.- М.: Просвещение, 2003. – 463 с.: ил. – ISBN 5-09-012127

Используемая методическая литература: 

Ø     Золотарева И.В., Беломестных О.Б., Корнеева М.С. Поурочные разработки по литературе. 9 класс, 2-ое изд. исправленное и дополненное. М.: «ВАКО», 2002, 400с.

 
Используемое оборудование: 

Мультимедиа  - проектор с презентацией, доска, тексты повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза», учебник-хрестоматия по литературе авт.-сост. В.Я.Коровина и др.- 9 изд.- М.: Просвещение, 2003. 

Краткое описание: 
Предстоит познакомиться с удивительным писателем, с творчества которого, по словам известного критика XIX века В.Г.Белинского, “началась новая эпоха русской литературы”. Имя этого писателя – Николай Михайлович Карамзин. Познакомимся с новым литературным направлением VIII века – сентиментализмом.

Тема: Творчество Н.М.Карамзина. Понятие о сентиментализме

Методы:

Словесный (объяснение, рассказ, описание, беседа, чтение);

Наглядный (демонстрация, иллюстрация);

Практический (сопоставление, поисковые).

Цели:

обучающие:

*    познакомить учащихся с творчеством Н.М.Карамзина;

*    дать представление о сентиментализме как литературном направлении;

*    выявить основные черты, причины появления этого литературного направления, сравнить с классицизмом;

развивающие:

*    способствовать развитию критического мышления, интереса к литературе сентиментализма;

*    развивать интерес к истокам русской литературы;

воспитательные:

*    способствовать воспитанию духовно развитой личности, формированию гуманистического мировоззрения.

 

Оборудование:

Мультимедиа проектор с презентацией, доска, тексты повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза», учебник-хрестоматия по литературе авт.-сост. В.Я.Коровина и др.- 9 изд.- М.: Просвещение, 2003.

 

 

 

 

Ход урока:

I.Вступительное слово учителя

- Мы продолжаем изучать русскую литературу XVIII века. Сегодня нам предстоит познакомиться с удивительным писателем, с творчества которого, по словам известного критика XIX века В.Г.Белинского, “началась новая эпоха русской литературы”. Имя этого писателя – Николай Михайлович Карамзин. Познакомимся с новым литературным направлением VIII века – сентиментализмом.

- Запишите тему урока: Творчество Н.М.Карамзина. Понятие о сентиментализме. Обратите внимание на эпиграф 

II. Запись темы, эпиграфа (слайд №1)

К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено журналистике, критике, повести-роману, повести исторической, публицизму, изучению истории.

В.Г.Белинский

III.Изучение нового материала (слайд №3-4)

1.Слово учителя

- Писатели 18 века, открывая свойства поэтического языка, делали его способным выразить всё более широкий круг мыслей и чувств человека, запечатлеть самые разные явления жизни. Однако менялся человек, менялась жизнь, и писатели всё острее чувствовали необходимость изменений в языке.

-В конце 18 века появляется литературное направление – сентиментализм, которое открыло новые возможности поэтического языка.

IV.Введение нового понятия (слайд №5)

- Познакомимся с сентиментализмом в России

1.Объяснение трактовки понятия сентиментализм

Само название «сентиментализм» (от англ. sentimental- чувствительный, фр. sentiment -чувство) указывает на то, что чувство становится центральной эстетической категорией этого направления. В этом отношении чувство сентименталисты противопоставляли разуму классицистов.

Основная идея – мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы. Резко противопоставляется деревня (средоточие естественной жизни, нравственной чистоты) городу (символу зла, неестественной жизни, суеты).

Автор сочувствует героям, его задача – заставить сопереживать, вызвать сострадание, слезы умиления у читателя. Особое внимание автор уделяет  пейзажу (слайд №6)

2.Рассказ о сентиментализме как литературном направлении

Представителями (слайд №7)

в Англии являются: Лоренс Стерн – автор «Сентиментального путешествия» и романа «Тристам Шенди», Ричардсон – автор «Клариссы Гарлоу»;

во Франции: Жан-Жак Руссо – автор романа в письмах «Юлия, или Новая Элоиза»;

в России: М.Н.Муравьев, Н.М.Карамзин, В.В.Капнист, молодой В.А.Жуковский.

слайд №8

Основная тематика – любовная

Идейная основа – протест против испорченности аристократического общества.

Основное свойство – стремление представить человеческую личность в движениях души, мыслях, чувствах, стремлениях.

В основе эстетики – «подражание природе» (как и в классицизме); элегические и пасторальные настроения; идеализация патриархального быта.

Основные жанры (слайд №9)

o   сентиментальная повесть

o   путешествие

o   в лирике - идиллия, пастораль

o   эпистолярный жанр письма

o   дневники

o   элегические послания

o   романы

3.Описание черт и особенностей сентиментализма

Черты сентиментализма (слайд №10)

-уход от прямолинейности классицизма в обрисовке характеров и их оценке;

- подчеркнутая субъективность подхода к миру;

- культ чувства;

- культ природы;

- культ врожденной нравственной чистоты, неиспорченности;

- утверждается богатый духовный мир представителей низших сословий.

Особенности русского сентиментализма (слайд №11)

- выраженный просветительский характер;

- сильная дидактическая установка;

- активное совершенствование литературного языка посредством введения в него разговорных форм.

4.Беседа

Давайте, с вами сравним классицизм и сентиментализм, составим таблицу (слайд №12)

- А теперь познакомимся с вами с одним из представителей русского сентиментализма – Николаем Михайловичем Карамзиным (слайд №13)

- Н.М.Карамзин родился 1 (12) декабря 1766 года в Симбирской губернии в родовитой, но небогатой дворянской семье. Карамзины происходили от татарского князя Кара-Мурзы, который крестился и стал родоначальником костромских помещиков.

Отец писателя за свою воинскую службу получил поместье в Симбирской губернии, где и прошло детство Карамзина. Тихий нрав и склонность к мечтательности он унаследовал от матери Екатерины Петровны, которой лишился в возрасте трех лет.

Когда Карамзину исполнилось 13 лет, отец определил его в пансион профессора Московского университета И.М. Шадена, где мальчик слушал лекции, получил светское воспитание, изучил в совершенстве немецкий и французский языки, читал по-английски и по-итальянски. По окончании пансиона в 1781 году Карамзин покинул Москву и определился в Петербурге в Преображенский полк, к которому был приписан еще при рождении.

Ко времени военной службы относятся первые литературные опыты. Писательские наклонности молодого человека сблизили его с видными российскими литераторами. Карамзин начинал как переводчик, редактировал первый в России детский журнал “Детское чтение для сердца и разума”.

После смерти отца в январе 1784 года Карамзин вышел в отставку в чине поручика и вернулся на родину в Симбирск. Здесь он вел довольно рассеянный образ жизни, типичный для дворянина тех лет.

Решительный поворот в его судьбе произвело случайное знакомство с И.П.Тургеневым, деятельным масоном, сподвижником известного писателя и книгоиздателя конца XVIII века Н.И. Новикова. В течение четырех лег начинающий литератор вращается в московских масонских кругах, тесно сближается с Н.И. Новиковым, становится членом ученого общества. Но вскоре Карамзин испытывает глубокое разочарование в масонстве и покидает Москву, отправляясь в долгое путешествие по Западной Европе.

Осенью 1790 года Карамзин вернулся в Россию и с 1791 года стал издавать “Московский журнал”, выходивший в течение двух лет и имевший большой успех у русской читающей публики. Ведущее место в нем занимала художественная проза, в том числе произведения самого Карамзина - “Письма русского путешественника”, повести “Наталья, боярская дочь”, “Бедная Лиза”. С повестей Карамзина началась новая русская проза. Возможно, сам того не предполагая, Карамзин наметил черты привлекательного образа русской девушки - натуры глубокой и романтической, самоотверженной, истинно народной.

Начиная с издания “Московского журнала” Карамзин предстал перед русским общественным мнением как первый профессиональный писатель и журналист. В дворянском обществе занятие литературой считалось скорее забавой и уж никак не серьёзной профессией. Писатель своим трудом и неизменным успехом у читателей утвердил в глазах общества авторитет издательского дела и превратил литературу в профессию, почётную и уважаемую.

Огромна заслуга Карамзина и как историка. В течение двадцати лет он работал над “Историей государства Российского”, в которой отразил свой взгляд на события политической, культурной, гражданской жизни страны на протяжении семи веков. А.С.Пушкин отмечал “остроумное изыскание истины, ясное и верное изображение событий” в историческом труде Карамзина. Карамзин так и не закончил, смерть оборвала работу над 12-ым томом в 1826 в Петербурге.

- Обратимся к эпиграфу, верно ли высказывание В.Г.Белинского?

V.Создание повести (слайд №16)

- Повесть «Бедная Лиза» написана и опубликована в 1792 году в «Московском журнале», редактором которого был сам Карамзин. В 1796 году «Бедная Лиза» вышла отдельной книгой.

VI.Чтение повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» стр.62

VII. Домашнее задание

1.Дочитать повесть до конца

2.Ответить на вопросы: каков жанр произведения?

от какого лица идет повествование?

какой мы видим главную героиню в родительской семье?

3.Подготовьте характеристику Лизы и Эраста.

Литература:

Ø Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. – М: Рольф, 2000.С.92-93.

Ø Марченко Н.А. Карамзин Николай Михайлович. – Уроки литературы. - №7. – 2002/ Приложение к журналу “Литература в школе”.

Ø Трошина Надежда Яковлевна, учитель русского языка и литературы- "Повесть Н.М. Карамзина "Бедная Лиза". Сентиментализм". 9-й класс -  http://festival.1september.ru/articles/416265/

Ø http://festival.1september.ru/articles/501399/  Галкина Светлана Евграфовна -Урок литературы в 8-м классе с использованием ИКТ. Н.М. Карамзин. "Бедная Лиза". Понятие о сентиментализме

 
Прикрепленный файл Size
Творчество Н.М.Карамзина. Понятие о сентиментализме.pptx 545.04 KB
Творчество Н.М.Карамзина. Понятие о сентиментализме.docx 296.59 KB

Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн