|
Дифференцированное обучение на уроках технологии
|
|
|
|
Одним из основных путей развития познавательной самостоятельности школьников является дифференцированное обучение. Реализация такого обучения опирается на концепцию развивающего обучения (Ананьев, Выгодский, Давыдов). В качестве ее важнейших положений выделяются: • Обучение – основа развития личности; • Нет развития вне различных видов деятельности; • Обучение носит развивающий характер при условии опоры на зону ближайшего развития ученика; • Ученик как субъект образовательной деятельности осуществляет самоактулизацию, самореализацию и самоконтроль; • Формирование у учащихся самостоятельности, активности выступает обязательным условием их дальнейшего индивидуального развития. Его сущность заключается в обязательном усвоении базового компонента, который определяется образовательным стандартом и представляет собой инвариантное ядро общеобразовательной подготовки. Цель дифференцированного обучения – создать максимально разнообразную развивающую образовательную среду, выявить и использовать субъективный опыт учащихся, раскрыть индивидуальные способности школьника в динамике его личностного развития. Разно-уровневое обучение можно рассматривать как образовательную систему, предоставляющую учащимся возможность выбора приоритетных для них направлений в развитии познавательных способностей и интересов. Избирательность в определении уровня обучения каждым учеником позволяет говорить о гуманизации образовательного процесса. Как средство развития познавательной самостоятельности, разно-уровневое обучение предполагает: • Создание на основе базового уровня содержания образования вариантных программ, курсов, пособий; • Индивидуализацию обучения путем свободного выбора содержания образования; • Применение различных форм дифференцированного обучения; • Различный уровень предъявления требований к учащимся с учетом их способностей и возможностей. При этом необходимо акцентировать внимание на стимулирование учебно-познавательной деятельности школьников; широкое использование парных, групповых и коллективных форм организации образовательного процесса; организацию самостоятельной, поисковой, исследовательской работы с учетом уровня подготовки и развития каждого ученика; создание благоприятной психологической обстановки для развития общения; вводный, текущий и итоговый контроль с организацией коррекционной работы для учащихся, не справившихся с ключевыми заданиями. В условиях разно-уровневого обучения с целью обеспечения полной ориентировочной основы познавательной и дополнительной части работ, критерии оценивая, информация с указанием этапов домашней самостоятельной работы. Объяснение нового учебного материала дается в сжатой, компактной форме, позволяющей перейти на самостоятельную работу основной части класса. Для учащихся со слабой подготовкой проводится повторное объяснение с применением разнообразных средств обучения. После чего учащиеся включатся в обсуждение, самостоятельно прорабатывают учебную информацию, задают вопросы, отвечают на вопросы товарищей. На этапе закрепления осуществляется само- и взаимопроверка. В оценивание результатов деятельности участвует каждый ученик. Участвуя в само- и взаимоконтроле учащиеся подсчитывают баллы и оценивают свою работу на уроке. Дифференцированное обучение отражает продвижение учащихся, темп их личностного развития. При этом предусматривается обязательное прохождение каждым учеником учебной программы, разно-уровневые же задания имеют целью: • Предупреждение и устранение пробелов в усвоении знаний; • Расширение и углубление знаний; • Формирование познавательной самостоятельности; • Всесторонний охват изучаемых понятий, явлений, требующих ознакомления школьников с различными источниками; • Развитие творческого мышления. Рассматривая разноуровневость обучения детей, мы имеем дело чаще всего с внутренней дифференциацией на основе индивидуализации в рамках класса. С одной стороны осуществляется ориентация на уровень достижений личности школьника, с другой, ориентация на процессуальные способности его деятельности. Главное здесь то, что школьное образование опирается не столько на достигнутый уровень интеллектуального развития, сколько на те познавательный способности, которые еще отсутствуют, но для возникновения, которых уже имеются предпосылки. Особую педагогическую ценность на уроках труда представляет возможность перехода ученика от того, что он умеет делать, к тому, что он умеет делать самостоятельно и на высоком качественном уровне. В связи с этим большое внимание необходимо уделять мотивам, потребностям нравственной и эмоциональной сферы личности ребенка, оказывающим влиянием на формирование познавательных умений и навыков, изменяющих их ключевые характеристики. С этой целью важно: • Преднамеренно выявить в сознании учащихся противоречия между фактическими знаниями и умениями и навыками, которыми надлежит овладеть самостоятельно; • Стимулировать интерес ученика к образовательной деятельности, выявлять его склонности, задатки; • Создавать в процессе обучения благоприятную атмосферу, способствующую развитию у школьника познавательной самостоятельности и активности; • Знакомить с рациональными способами самостоятельного приобретения знаний, развивать умения, осуществлять самоорганизацию, самоконтроль и самооценку; • Создавать ситуацию успеха на основе разрешения умственных затруднений при самостоятельном овладении системой знаний, побуждать чувство радости и удовлетворения; • Формировать убеждение важности самостоятельно приобретаемых знаний, в их роли для реализации жизненных планов, саморазвития и самотворчества. Основными путями с средствами развития познавательной самостоятельности учащихся в условиях дифференцированного обучения являются: • Ознакомление школьников с целями и итоговым эталоном полного усвоения программного материала; • Организация самостоятельной работы с индивидуальным планом в сочетании с приемами взаимообучения и взаимоконтроля; • Усвоение содержания образования в условиях диалога как особой коммуникативной среды, обеспечивающей субъект-субъектное общение; • Обучение в форме решения учебно-познавательных заданий, дидактических игр, в процессе которых осуществляется самоактулизация и самореализация. |
|
|
|
|
|
|
|
|