Вы не зарегистрированы

Авторизация



Трагедийная концепция любви в рассказе И.Бунина "Чистый понедельник"

Submitted by Светлана Александровна Акимова on чт, 23/12/2010 - 10:51
Данные об авторе
Автор(ы): 
Акимова Светлана Александровна
Место работы, должность: 
учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 80 г. Хабаровска
Регион: 
Хабаровский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 
Создание условий для понимания трагедийной концепции любви в рассказе "Чистый понедельник" И.Бунина
Учащихся в классе (аудитории): 
11
Используемые учебники и учебные пособия: 

 Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература 20 века. 11 класс.

Используемая методическая литература: 

 

 
 
Используемое оборудование: 

 Раздаточный материал, тексты "Чистый понедельник"

Используемые ЦОР: 

 Работа с интерактивной доской

Краткое описание: 
Урок по литературе в 11 классе по творчеству И.Бунина
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

 Ход урока

1. Организационный момент
2. Слово учителя
Любовь – великая таинственная стихия, преображающая жизнь человека, придающая его судьбе неповторимость на фоне житейской истории, наполняющая особым смыслом его земное существование. На протяжении столетий многие художники слова посвящали свои произведения великому чувству. Чаще, наверное, чем другие обращался к этой теме И.А.Бунин, который утверждал, что «всякая любовь – великое счастье…»  (обращение к эпиграфу).
- Можем ли мы согласиться с этим утверждением? (Несомненно, так как любовь благородное, возвышенное чувство, яркое, одухотворяющее человека.)
- Вспомните ранее изученные рассказы И.А.Бунина. Как в них изображалась любовь? («Легкое дыхание», «Темные аллеи», «Солнечный удар», где показана неразделенная любовь, трагичная, плотская, заканчивающаяся расставанием или гибелью.)
- Тогда скажите,  если любовь - яркое и возвышенное чувство, то почему у И. Бунина  она почти всегда трагична? (Размышления над этим вопросом станут основой нашей работы на уроке.)
3. Рассказ «Чистый понедельник»
И.А.Бунин, разрабатывая тему любви в ранних своих рассказах, развил ее в произведениях позднего периода, создав цикл «Темные аллеи».
Сообщение ученика об истории создания и смысле цикла «Темные аллеи».
Сборник рассказов о любви с таинственным названием «Темные аллеи» создавался в эмиграционный период творчества в 1937-1945 гг. в основном в Грассе в годы оккупации Франции. Во время войны переживания И.Бунина о судьбе России обострились, именно поэтому опять обращается к русской теме. В сборник вошли 38 рассказов, в которых создается зарисовка событий русской жизни, происходящих в России прошлого. Это единственная в своем роде в русской литературе книга, где все – о любви. Дневниковые записи свидетельствуют, что эту книгу он писал сосредоточенно, самозабвенно. В письмах И.Бунин вспоминал, что перечитывал Н.П.Огарева, остановился на строчке из его стихотворения: «Кругом шиповник алый цвел, стояла темных лип аллея». Позднее он написал Тэффи, что «все рассказы книги только о любви, о ее «темных» и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях».
(Расшифровка метафорического смысла высказывания, т.е.   тенистых, таинственных, необъяснимых аллеях, по словам Ю.Мальцева, о «запутанных лабиринтах любви».)
4. Аналитическая беседа
  - Давайте обратимся к художественному миру рассказа «Чистый понедельник», определите художественное время в рассказе.
Рассказ написан в 1944 г., но переносит нас в Москву начала века 1912-1914 гг., в годы, предшествовавшие 1 Мировой войне, т.е. более чем 30 лет назад, это вызвано в первую очередь желанием реставрировать будущее, обращаясь к прошлому. Писательская память с удивительной пластической точностью воспроизводит мельчайшие подробности той эпохи.
 - Какие приметы реального времени мы можем обнаружить в повествовании? (По ходу работы составляется кластер, см. приложение ЦОР: 1 файл заготовка основных понятий, которые на интерактивной доске необходимо распределить, в розовых кружочках можно вписать основные приметы времени, 2 файл - примерный кластер для проверки)
Детали современной героям действительности:
Рестораны «Прага», «Эрмитаж», «Метрополь»
Книги современных авторов
Рассказы Л.Андреева
Лекция А.Белого
Концерт Ф.Шаляпина
Появление реальных деятелей художественного театра: Качалов, Москвин, Станиславский
Могилы А.Чехова и Эртеля
Портрет Л.Толстого
 Приметы глубокой старины, древности
Многочисленные названия храмов, монастырей, икон
Имена выдающихся исторических личностей (Пересвет, Ослябя, Юрий Долгорукий)
Цитаты из древних летописей, сказаний
Архаизмы: рипида, воздух, трикирий 
- Почему автор дает точные названия ресторанов, выставок и т.д.? (Важно показать реальную эпоху и культуру.)
- Каким представлено настоящее и прошлое? Как взаимодействуют между собой эти два мира?
(Настоящее:  Реалии настоящего через места, погружающие нас в мир изобилия, веселья. Это Москва светская, ночная. Представлено в красоте, богатстве, сытости и благополучии в канун 1 Мировой войны. Разгул плоти. Но оно смутно, наполнено каким-то суетливым мельканием лиц, создающим ощущение зыбкости  и сиюминутности происходящего.)
(Прошлое: Москва православная, тихая. Прошлое наоборот ясно, от древних церквей веет просветленностью, покоем, умиротворенностью, опорой или основой).     
Слово учителя
На фоне этого описания происходит событие, в котором принимают участие два человека – ОН и ОНА.
- Почему автор не дает имен своим героям? (Придать обобщенный смысл, номинация героев не столь важна, Бунин исследует культуру России, быт людей, их развлечения, все то, что занимало их души, т.е. духовную жизнь людей.)
- Как воспринимают эти два мира герой-рассказчик и героиня?
 Он – реалист, доволен этой богатой, праздной жизнью, жизнелюбив. Она – совмещает в себе эти два мира: посещает рестораны, капустники, концерты, но ходит в храмы, на кладбище, интересуется историей.
- Какую жизнь ведут герои? Чем они занимаются?   Каждый вечер они встречаются и едут в ресторан обедать, затем едут либо на концерт, либо в театр, либо на лекцию. Он бывает у нее часто. Они погружены в реальную полубогемную жизнь, но постепенно рядом с этой привычной и сладкой жизнью проявляется другая.
- Дайте характеристику герою. (
Он молодой человек, хорош собою, даже красив почему-то южной горячей красотой, даже неприлично красив. И характер у него южный, живой, постоянно готовый к счастливой улыбке. Герой является и повествователем, который рассказывает историю своей любви к Ней. Его все устраивает в отношениях. Он не задумывается, к чему приведут эти отношения, можно сказать, что у него есть некая поверхностная оценка событий, он беззаботен, легкомыслен, открыт.
- Охарактеризуйте героиню.
Она необычная, в ней необъяснимые противоречия. С одной стороны,  «похоже было на то, что ей ничто не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом, хотя все-таки цветы были у нее любимые и нелюбимые… книги читала всякие, любила поесть и тут же говорила о том, зачем вообще люди едят». Казалось, что ей нравится роскошная жизнь: походы в рестораны, театры, концерты. Она любила хорошую одежду, бархат, шелк, меха.  С другой стороны, зачем-то училась на курсах, интересовалась историей, посещала храмы, Раскольничье кладбище и т.д. Герой признается, что она ему непонятна.
(Составляется синквейн. 3 файл - заготовка синквейна, вписать карандашом основные понятия, 4 файл - примерный ключ для проверки) 
- Какие эпитеты, на ваш взгляд, будут главными? Подтвердите примерами из текста. Он – счастливый, влюбленный; Она – странная, загадочная, противоречивая.  «Она была загадочна, непонятна для меня, странны были и наши отношения… странная любовь…». 
Главное в характеристике героя –  влюбленность, которая дает ему исключительную остроту чувственного восприятия, через призму которого представлен портрет героини, ее внешность.
- Обратимся к портретной характеристике героини. Найдите повторяющиеся детали портрета. Какие признаки доминируют?
Во всех портретных характеристиках героини подчеркивается восточная красота «смуглое янтарное лицо», «черные волосы», «черные брови, черные глаза». Эпитеты «бархатный», «черный», «янтарный». В самом портрете некая таинственность, противоречивость, восточная красота. 
- Почему восточная красота? (Подчеркнуть ее необычность, непохожесть, отличие от других нездешней прелестью.)
Слово учителя
Перед вами три портрета картин великого художника периода XIX – XX вв. М.Врубеля.  (На 5 файле проецируются репродукции картин «Сирень», «Гадалка», «Девочка на фоне персидского ковра».)
- Сравните картины, есть ли сходные черты во всех этих портретах? Какие детали доказывают это сходство? (На репродукциях изображены красивые, молодые дамы, во всех внешних характеристиках проявляется восточная красота: черные волосы, черные бархатные ресницы, брови, пухлые губы, янтарное лицо, некая таинственность в выражениях, словно им ведомы какие-то тайны.)
- Такое ощущение, что И.Бунин портрет своей героини писал с портретов М.Врубеля. Можно предположить, что это своеобразный художественный прием: спустя годы в сознании героя облик любимой женщины обогащается впечатлениями, ассоциациями искусства того времени, о котором он вспоминает.
5. Исследовательская деятельность учащихся
В символической презентации героини особую художественную функцию выполняют цветовые и световые характеристики. Вам предлагается поработать самостоятельно по вариантам.
Задание: выяснить, какую художественную функцию выполняют цветовые характеристики (1 вариант), 2 вариант – световые.  
Цвет: Доминирующими являются черный, красный, белый цвета. В портретной характеристике и  одежде.
Черный цвет  – цвет ночи, смирения, очищения,  жертвенности, траура, тайны.
Красный – цвет страсти, любви, греха (соотносится с насилием над собой), жертвенности (гранатовое платье).
Белый цвет – цвет чистоты, святости, духовного умиротворения (в конце рассказа белые одежды).
В пейзажных зарисовках оттенки этих цветов: «чернеющие прохожие», «снежно-сизая Москва», «золотой купол», «кирпично-кровавые стены монастыря». Здесь тоже противоречие: черное – светло и ясно. Красное платье сменяется  ослепительно черным, в котором она блистала, та же таинственность и противоречивость.
 Свет: Почти все описания внешности героини и окружающего мира даются на фоне приглушенного света, в сумраке и только на кладбище в Прощеное воскресенье и через два года происходит процесс просветления. Происходит художественное преображение, изменяются образы света и блеска солнца. В художественном мире доминирует красота, гармония. «Вечер был мирный, солнечный, с инеем на деревьях». Вся история происходит в полумраке, во сне. Вечер, сумрак, тайна – вот, что бросается в глаза в восприятии образа этой необычной женщины.
В доме героини один раз ослепляет свет: « В десять часов вечера на другой день… за ней было очень светло, все было зажжено, - люстры, канделябры, по бокам зеркала и высокая лампа». Автор подчеркивает необычность такого освещения в доме. По мнению исследователей, в доме как будто зажигается сакральный огонь перед знаковой ночью. 
Индивидуальное исследование. «Я приехал, и она встретила меня уже одетая, в короткой каракулевой шубке, в каракулевой шляпке… 
- Все черное! - …
- Ведь завтра уже чистый понедельник.
«Черный» и «чистый» можно воспринимать как антитезу, но героиня свой черный оправдывает Чистым понедельником, потому что – это еще и цвет скорби, знак смирения, признания своей греховности. Эту ассоциативную линию продолжают каракулевые вещи. Каракуль – овца, паства, агнец Божий. (По мнению Л.Дмитриевской)
Вывод: в цветовой и световой характеристике та же таинственность и противоречивость,  двойственность, которая свойственна самой героине. 
Слово учителя
Внешне герой и героиня гармоничная пара: «оба были богаты, здоровы, молоды…». А внутренне?  (Герои не понимают друг друга.)
- Что мешает героям быть вместе, быть счастливыми?  Все дело в героине, в ее внутреннем разладе, в поиске себя самой. Герой не видит этого поиска. Он желает ее телесной красоты. Но мысли и чувства ее были ему недоступны. «Он старался не думать, не додумывать». «Это вы меня не знаете», - говорит она.
- Каковы источники внутреннего разлада, неуспокоенности героини? Поиск идеала, отсутствие гармонии, неудовлетворенность жизнью, забота о душе.
- Как осуществляется этот поиск? Героиня ищет себя в прошлом и в светских развлечениях. Она вся соткана из противоречий, метаний между земным и небесным, плотским и духовным. 
1) В Прощеное воскресенье героиня вдруг предлагает поехать на кладбище (Рогожское, раскольничье – центр старообрядцев, символ извечного русского «раскола»). Здесь мы вместе с героем узнаем, что она часто ходит в кремлевские соборы, монастыри, любит читать рукописные летописные сказания. Ей кажется, что в них только сохранилось «чувство родины, ее старины». Героиня пытается найти опору.
 2) Затем они идут в очередной трактир, который олицетворяет праздник плоти, разгул Масленицы на физическом уровне: еда, блины «толстые, румяные». Примечательно, что на блины в трактире Егорова они едут после посещения кладбища Ново-Девичьего монастыря, могил Эртеля и Чехова.
3) Неожиданно с тихим светом в глазах она читает наизусть летописное сказание о смерти Муромского князя Петра и его жены (реминисценция «повесть о Петре и Февронии Муромских»). Важна параллель – в истории переплетаются мотивы блуда и монашества. Особенно значима эта параллель, т.к. сказание цитирует женщина, вынужденная постоянно бороться с соблазном, представляющая своего возлюбленного змеем-искусителем. С другой стороны, цитирование, как и другие древние реалии, создает ощущение незыблемой основы, которая сохраняется в душе русского человека.
4) На следующий день герои отправляются на плотский капустник и т.д.  Все эти события, чередование плотского и духовного, подготавливают кульминационный поступок, пик отношений героев, когда она совершает свой последний грех, подарив ему миг наслаждения, миг плотской любви. Она умирает для земной, плотской жизни и на Чистый понедельник уходит в монастырь. (Уезжает в Тверь, через 2 недели пишет письмо, в котором сообщает о своем намерении.).
 
Слово учителя
Греховная Масленица с Прощеным Воскресеньем закончились. Наступил Чистый Понедельник. Если говорить, что в названии отражается тема, идея или проблема произведения, то каков смысл заглавия рассказа?
Название вызывает категорию порога, некой границы, за которой начинается новая жизнь. Подарив своему возлюбленному миг плотской любви, принеся себя в жертву, героиня умирает для земной жизни и уходит в мир чистого духа. Она начинает другую жизнь, к которой шла очень долго.
- Почему же уходит героиня в монастырь? Назовите причины.
Решение героиней выстрадано, она не может практически представлять себя в ситуации земного счастья, так как заранее осознает его невозможность. «Счастье наше, дружок, как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь – ничего нету».
- Следовательно, счастье между молодыми людьми невозможно? 
- Для кого же любовь является трагедией? В чем трагедия героев? 
В непонимании друг друга? (Для героини осмысленный уход в монастырь не является трагедией; для героя трагедия в расставании.) 
Итог урока
Исследователь Н.А.Николина утверждала: «И герой, и героиня оказываются над бездной и ищут цельности и преодоления в раздвоенности: герой – в «муке» и «счастии» земной любви, героиня – в отказе от страстей и в обращении к вечному».
- Согласны ли вы с мнением ученого? Герой говорит: «Любовь все та же мука и все то же счастье… все-таки счастье, великое счастье…». Можно ли эту любовь назвать счастьем?
Пройдя через испытания, страдания, связанные с потерей любимой, герой начинает испытывать на себе влияние неких иррациональных сил. Героиня открыла ему путь в другой мир. Герой еще не осознает, но через 2 года повторит маршрут той давней поездки и ему почему-то захочется зайти в церковь Марфо-Мариинской обители…
«Всякая любовь – великое счастье даже если она не разделена», - убеждает нас в этом И.Бунин. «Ибо любовь… всегда очень краткосрочна, чем она сильнее, совершеннее, тем скорее ей суждено оборваться. Оборваться, но не исчезнуть, а осветить память и жизнь человека» (А.Саакянц).
Домашнее задание
Задание с кратким развернутым ответом «В чем смысл финала рассказа «Чистый понедельник»?
 
 
Прикрепленный файлSize
ЦОР по рассказу Бунина Чистый понедельник.zip3.48 MB

»  Размещено в сообществах:   
Будем говорить по-русски!