Аннотация урока –Урок проводится с использованием компьютера. Назначение урока – знакомство детей с понятием «басня», посредством изучения произведений К.Д.Ушинского; углубление знаний о жанрах литературы; развитие навыка чтения, творческих способностей.
Цель: познакомить детей с баснями К.Д.Ушинского.
Задачи: 1)Формировать умение определять басню как жанр литературы, учить отличать
её от сказки.
2)Развивать навык чтения, творческие способности детей.
3) Способствовать нравственному воспитанию обучающихся. Воспитывать желание быть лучше, добрее, честнее.
План урока:
1.Организационный момент. Актуализация знаний.
2.Проверка домашнего задания.
3.Постановка цели урока.
4.изучение нового материала.
5.Подведение итогов урока.
6.Домашнее задание.
Ход урока:
1.Организационный момент. Актуализация знаний.
На слайде выражение:
Чтение – это окошко, через которое познается мир.
В.А.Сухомлинский
Учитель: Литература – это одно из самых сильных средств познания мира, формирования общечеловеческих ценностей. Перед тем, как начать урок, давайте выполним речевую разминку.
На слайде:
Речевая разминка: -Котик-кот, иди к доске, расскажи о колоске!
-Колосок, мои друзья, он усатенький, как я!
2.Проверка домашнего задания.
Учитель: Что было задано на дом? Давайте проверим, как вы подготовились дома.
1)Выразительное чтение стихотворения И.Пивоваровой «Про сверчка, мышь и паучка».
2)Анализ иллюстрации:
На слайде иллюстрация из стихотворения.
-Посмотрите на рисунки, сделанные к этому стихотворению. Что можно сказать о доме и его хозяине? Кто это может быть? (Медведь из сказки «Маша и медведь», …)
-Давайте попробуем рассказать эту историю не в стихах, а своими словами. (Дети рассказывают).
-Во что превратилось стихотворение? (В сказку)
3)Игра «Литературные жанры.
-Есть много литературных жанров, и мы с вами уже знаем несколько из них. Сейчас мы поиграем.
Я буду называть заголовок знакомых вам произведений, а вам нужно определить его
жанр. Но прежде вспомним признаки каждого жанра.
На слайде появляются:
Рассказ – художественное произведение, в котором дается изображение какого-либо эпизода из жизни героя.
Сказка – вид устных повествований с фантастическим вымыслом.
Стихотворение – художественное произведение, в котором повествование зарифмовано.
* «Два пирожных». (Рассказ).
* «Петя мечтает». (Стихотворение).
* «Заколдованная буква». (Рассказ).
* «Как волк песни пел». (Сказка).
* «Посидим в тишине». (Стихотворение).
* «Гусь и журавль». (Дети не знают).
-Почему же не никто не может ответить? (Потому, что мы не читали это произведение).
-Произведение «Гусь и журавль» это басня.
-Какие произведения мы называем басней?
На слайде выражение:
Басня – небольшое произведение, написанное стихами или прозой. В ней высмеиваются пороки и недостатки людей – хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость, гордыня и другие. В баснях обычно действуют животные, а подразумеваются люди. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.
Ф/минутка
3.Постановка цели урока.
-Сегодня мы познакомимся с баснями К.Д.Ушинского, поговорим о том, какими человеческими качествами обладают герои басен, будем читать выразительно.
4.Изучение нового материала.
1)Знакомство с биографией К.Д.Ушинского.
На слайде портрет автора, годы жизни, краткие сведения из биографии.
Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) получил юридическое образование в Московском государственном университете. Работал в Смольном институте, так же работал и за границей. Он создал учебные книги «Детский мир» и «Родное слово». Они предназначались не только для школы, но и для семьи. В этих книгах помещены сказки, песни, прибаутки, пословицы, поговорки, загадки, а также литературная проза и поэзия.
Ушинский оказал большое влияние на формирование детской литературы и её дальнейшее
развитие. В современные учебники и книги для чтения часто включаются тексты К.Д.Ушинского.
Время показало, что произведения этого писателя по-прежнему любимы юными читателями.
2)Знакомство с басней «Гусь и журавль».
а) Подготовка к восприятию басни.
На слайде иллюстрация с изображением гуся и журавля.
-Басня, которую мы прочитаем первой, называется «Гусь и журавль».
-Что вы знаете о гусе и журавле? (Ответы детей).
б) Первичное чтение басни учителем.
-Какие пороки высмеиваются в басне? (Высокомерие, хвастовство).
в) Повторное чтение детьми (про себя).
-Что думал и каким тоном говорил о себе гусь? (Важно, высокомерно).
-А что думает о нем автор? Где и как он выразил свои мысли?
На слайде выражение:«Лучше знать что-нибудь одно, да хорошо, чем все, да плохо».
-Как нужно читать слова гуся – громко или тихо? Почему?
г) Работа с пословицами.
Учитель: В народе сложились меткие высказывания – пословицы. Вот два из них. Эти высказывания из сборника пословиц русского народа, автор сборника Владимир
Иванович Даль. Попробуем вместе объяснить их значение. Подходят ли они к басне «Гусь и журавль»?
На слайде пословицы:
*Поп поет, кузнец кует, а солдат свою службу несет.
*Не все те повара, у кого ножи дольше.
Учитель: А теперь почитаем выразительно.
д) Выразительное чтение басни по ролям.
Ф/минутка
Утром встал гусак на лапки – приготовился к зарядке.
Клювиком почистил пух. И скорей за парту – плюх!
7)Знакомство с басней «Кто дерет нос кверху».
а) Работа с пословицами.
Учитель: А вот еще несколько пословиц.
На слайде пословицы:
*Гроша не стоит, а глядит рублем.
*Выше носа плюнешь, себя заплюешь.
*Водяной пузырь не дорого стоит. Не надувайся, лопнешь.
-Давайте объясним значение этих пословиц.
На слайде колоски, выражение «Дерет нос кверху».
-Эти пословицы относятся к другой басне, которая называется «Кто дерет нос кверху».
-Как понимаете выражение «Дерет нос кверху»?
б) Чтение басни детьми.
-Только ли о колосках идет речь?
На слайде выражение:Который колос полон, тот к земле гнется, а который пустой, тот и торчит кверху.
-Какие слова в басне самые главные?
На слайде вывод:Высокомерие, гордыня, хвастовство – плохие качества человека.
-Какой вывод следует из этой басни?
Учитель: Почитаем эту басню по ролям.
в) Чтение басни по ролям.
5.Подведение итогов урока.
-С какими произведениями мы сегодня познакомились? (С баснями К.Д.Ушинского)
-Какие выводы сделали для себя?
На слайде выводы:
*Лучше уметь выполнять одно дело хорошо, чем многие плохо!