Submitted by Татьяна Владимировна Микушова on Fri, 21/01/2011 - 22:37
VIIвсероссийский конкурс
«Лучший урок письма -2009»
Номинация:
«Лучшая методическая разработка проведения урока письма»
Урок русского языка во 2 классе
Автор:учитель начальных классов МОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа» Советского района Республики Марий Эл Микушова Татьяна Владимировна.
Обучение по программе «Гармония»
Тема: «Как в детской пирамидке» (Обучение созданию текста).
Цель:обучение детей создавать текст.
Задачи: 1) Ввести понятия тема и основная мысль, формировать умения пользоваться
ими при обдумывании содержания и заголовка текста.
2)Развивать умение осознанно использовать предложения разных видов в своей
речи.
3)Привлечение интереса обучающихся к предмету.
Ход урока:
1.Организационный момент. Постановка учебных задач.
-Сегодня на уроке мы узнаем два новых понятия, без которых не создать хороший текст, будем учиться пользоваться этими понятиями. А помогать нам будет Кот Учёный, ведь он самый умный, он все на свете знает. На слайде – Учёный Кот.
2.Повторение.
-Давайте, ребята, расскажем Учёному Коту о том, что мы знаем о предложении:
1)Для чего нам нужны предложения? ( Предложения нужны для того, чтобы выражать свои мысли).
2)Что такое предложение? (Предложение – это два и более слов, связанных между собой по смыслу. В предложении выражена законченная мысль).
3)Какие бывают предложения по цели? (По цели предложения бывают: повествовательные, вопросительные, побудительные).
4)Какие бывают предложения по интонации? (По интонации предложения бывают: восклицательные и невосклицательные).
5)А если одного предложения мало для выражения своих мыслей? (Для развития мысли мы составляем текст).
6)Что такое текст? (Текст – это несколько предложений, в которых говорится об одном и том же и раскрывается общая мысль).
Все ответы высвечиваются на слайдах.
Учитель: Молодцы, ребята. Учёный Кот доволен вами и лучшим вручает монетки.
3.Новый материал.
На слайде рисунок пирамидки.
1)Превращение мысли в текст.
Учитель: Знакома ли вам эта игрушка? Как она устроена?
Прочитайте запись в упражнении 240. Это текст?
«В лесу каждый готовится к зиме по-своему».
Дети: Нет, это не текст, а предложение.
Учитель: Как эту мысль превратить в текст?
Дети: Нужно добавить еще предложения.
Учитель: Любые ли предложения можно добавить?
Дети: Нет, предложения должны быть о том же, о чём говорится в первом.
Учитель: Давайте расскажем, как же готовятся к зиме животные в лесу.
(Дети составляют свои предложения, затем записывают в тетради данное в учебнике предложение).
Учитель: А теперь в упражнении 241 прочитаем предложения и решим, какие из них раскрывают записанную мысль, а какие – нет.
«Птицы приносят большую пользу. Птицы улетают в теплые края. Бабоч?ки, стрекозы, жуки – это насекомые. Насекомые прячутся под кору, в трещинки дерев?ев и засыпают».
Дополнительное задание – вставить, где нужно буквы.
(Лишние предложения – 1,3)
Задания.
Учёный Кот приготовил нам такие задания:
*Списать только те предложения, которые продолжают мысль предложения из упражнения 240.
*Придумать и добавить еще одно предложение. Раскрывая ту же мысль.
*Получился ли текст? Как это узнать?
Дети: Эти предложения об одном и том же, в них раскрывается общая мысль, значит это текст.
Учитель: Молодцы. Учёный Кот награждает лучших монетками.
2)Тема и главная мысль текста.
Учитель: Прочитайте еще раз название темы нашего урока. Почему так названа тема?
Представьте снова пирамидку. На что в ней насаживают колесики?
Дети: На стержень.
Учитель: Вот и в тексте всегда есть такой стержень.
Кот Учёный награждает лучших монетками и предлагает выучить такое правило:
На сладе:
То, о чём говорится в тексте, - это его тема. То, чтооб этом хочет сказать автор, - главная мысль текста.
Тема и главная мысль – это стержень текста.
Помни!
Не решишь, о чём ичто хочешь сказать, - не создашь хороший текст, как без стержня не соберёшь пирамидку.
3)Текст ли это?
Ребята, откройте задачник (рабочая печатная тетрадь). В упражнении 243 ребят попросили написать о том, как они увидели первый снег. Давайте прочитаем и скажем текст ли это. Все ли предложения об одном и том же – о первом снеге? Есть ли в них общая, главная, мысль?
«Мы были на прогулке. Вдруг пошёл первый снег. Зимой мы с ребятами играем в снежки, катаемся с горки. Я даже умею прыгать с трамплина. Весело гулять зимой!»
Дети: Это не текст, так как только два предложения относятся к теме «Первый снег».
Задание: Отметь знаком + те предложения, которые относятся к теме «Первый снег». Другие выдели так -/ /.
Учитель: Выберем предложения, которые относятся к теме «Первый снег» и запишем в тетрадь. А потом продолжим текст, составив нужные предложения.
4)Заголовок текста.
В упражнении 244 дан текст тоже о первом снеге. Прочитаем и скажем понятно ли, о чём и что хотел сказать автор. Текст ли это?
«Я делала уроки. Вдруг мама говорит:
-Снежок пошел!
Я подбежала к окну. В воздухе кружились большие мохнатые снежинки. Их было очень много! Они летали, как белые пчёлы. Они принесли с собой зиму! Я очень обрадовалась приходу зимы!»
Дети: Да, это текст, потому что все предложения рассказывают об одном и том же.
Учитель: Каким же образом автор передал чувства девочки о том, что она очень рада снегу и зиме?
Дети: Передача чувств показана восклицательным знаком. Если бы его не было, то не было бы и передачи чувств.
Учитель: Так значит последнее предложение какое по интонации?
Дети: Последнее предложение по интонации восклицательное.
Задания.
Учитель: Кот Учёный предлагает нам выполнить вот такие задания:
*Пропустив строчку, нужно выписать предложения, в которых автор словами рисует первый снег. ( В воздухе кружились большие мохнатые снежинки. Они летали, как белые пчёлы).
*Выписать еще одно предложение, в котором девочка выразила главную мысль и передала своё чувство. (Я очень обрадовалась приходу зимы!)
*Над предложениями указать, какие они по цели и интонации. (1,2 – повествовательные, невосклицательные; 3 – повествовательное, восклицательное).
Учитель: А сейчас нам нужно выбрать название для этого текста. Посмотрите упражнение 245. Там даны заголовки. Нужно выбрать самый точный.
1.Ура! Первый снег! 2.Первый снег. 3.Снег. 4.Зима идет!
Дети: Самый точный заголовок первый – Ура! Первый снег!
Учитель: Почему выбрали именно этот?
Дети: Он точнее всех передает тему текста и чувства девочки.
5) Определение темы текста.
Учитель: находим упражнение 246. Нужно прочитать и отметить галочкой (v)
предложение, в котором ясно высказана тема текста (то, о чем в нем говорится).
Мы кинули мячик в озеро. Узнал (т,Т)омка свою любимую игрушк. и побежал в воду. Беж.т, повизгивае. . Ш.л, ш.л, да и поплыл. Вот так и научился плава.. .
По Е. Чарушину
Дети: Тема текста высказана в последнем предложении.
4.Обобщение. Итог.
1)Чему учились на уроке?
Дети: Мы учились находить тему и главную мысль теста.
Еще учились подбирать заголовок к тексту.
Превращали одно предложение в текст.
Находили в тексте лишние предложения.
Учитель: Молодцы, детки! Сегодня все работали замечательно. И Кот Ученый благодарит вас за хорошую работу, ему очень понравилось у нас на уроке, он еще придет к нам. А сейчас Ученый Кот подарит вам памятки, где вы сможете найти, что такое тема и главная мысль текста.Давайте, поблагодарим его.
5.Домашнее задание.
Учитель: Дома, ребята, вам нужно будет закончить выполнение упражнения 246.
Задания: *Выбери и запиши тот заголовок, который точнее передает тему текста: (т,Т)омка; Как (т,Т)омка научился плавать.