Развитие критического мышления в работе с одарёнными детьми.
Одной из задач модернизации Российского образования является формирование у учащихся ключевых компетентностей, которые предполагают формирование определённых умений: организовывать свою деятельность, ставить цель и формулировать проблему, находить пути ее решения, из огромного объема информации выбирать необходимую для решения конкретных задач и проблем. Формирование таких умений учащихся связано с уровнем развития у них критического мышления.
Я работала по традиционной системе «Школа России» под редакцией А.А. Плешакова, но уже давно пересмотрела своё отношение к ней в сторону вектора развития. Многие до сих пор считают, что традиционное образование устарело. Я с этим не согласна и искренне считаю, что обучение может быть развивающим вне зависимости от того, по какой программе работает учитель, главное, как он работает, какие цели ставит перед собой, какие методы и приёмы использует.
В 2006-2007 учебном году набрала первый класс. Совместно с психологической службой была проведена диагностика уровня развития мышления учащихся 1 класса. По данным диагностики только 50 % учащихся имели высокий и нормальный уровень интеллектуального развития. 83 % учащихся могли задать только простые вопросы на воспроизведение событий, а 17 % вообще затруднялись сформулировать вопрос.
Я изучила существующие концепции развивающего обучения, осмыслила их, отобрала только то, что приемлемо для меня и моих учеников, сохранила всё лучшее, что есть в традиционной системе, соединила с новой технологией «Развитие критического мышления». Таким образом главной целью моей работы стало: развитие мыслительных навыков учащихся, создание условий для успешного их формирования .
Использование ТРКМ предполагает изменение не только роли учителя, форм работы но и структуры самого урока. В основу построения урока положена базовая модель трех стадий: «вызов – реализация – рефлексия». При построении урока фазы являются этапами работы.
Существуют конкретные приемы и стратегии для работы на каждом этапе. Каждый прием, стратегия в критическом мышлении имеет своей целью раскрыть творческий потенциал обучаемых. Однако, продуктивным обучение по такой методике становится лишь тогда, когда преподаватель сам решает, какой должна быть информация, способствующая развитию критического (творческого, осознанного, аналитического) мышления и какой метод (прием, стратегию) следует применить для эффективной реализации определенной цели занятия.
В связи с большим арсеналом приемов и методов, входящих в ТРКМ, каждый учитель может выбрать те, которые близки лично ему. Т.е. для любого педагога она может стать "своей". Это очень важно для меня ещё и потому, что я работаю с младшими школьниками и не все стратегии можно использовать в работе с ними. Остановлюсь подробнее на тех стратегиях и приёмах, которые я применяю на уроках литературного чтения.
На стадии вызова, когда необходимо актуализировать имеющиеся у учащихся знания в связи с изучаемым материалом, пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу использую стратегии «Чтение с остановками», «Рассказ –предположение по ключевым словам», «Перепутанные логические цепочки», «Верные или неверные утверждения», «Кластер», «Древо предсказаний», таблицы «До и после», «ЗХУ».
Провожу беседу перед знакомством с новым произведением, знакомимся с автором, а потом стараемся предположить, о чём может идти речь в новом произведении. Здесь разрешается посмотреть название произведения, иллюстрации к нему. Хорошо вплетаются на этом этапе стратегии «Верные и неверные утверждения», «Рассказ- предположение по ключевым словам», «Перепутанные логические цепочки». Надо выбрать только одну из них, чтобы не перегрузить урок.
|