Официальный сайт mixzona 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Андреенко Т.А., Нефедова Н.А. Формирования познавательного интереса к предметному миру у детей дошкольного возраста

Автор: 
Андреенко Татьяна Александровна, Нефедова Наталья Александровна
Место работы: 
Авторы: заведующая Андреенко Татьяна Александровна Заместитель заведующей по ВМР Нефедова Наталья Александровна МДОУ детский сад 73 «Дельфин» г. Тольятти

 

Формирования познавательного интереса к предметному миру у детей дошкольного возраста

 

Опыт работы МДОУ детского сада  73 «Дельфин»  г. Тольятти

 

В настоящее время в России остро стоит вопрос о повышении качества образования. Система образования ориентирована на развитие активной творческой личности, способной адаптироваться к современным условиям, принимать нестандартные решения. Дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью непрерывной системы образования, поэтому проблема воспитания у дошкольников познавательных интересов, охватывающая все стороны воспитательно-образовательного процесса является довольно значимой. Познавательный интерес, обладая мощными побудительными и регулятивными возможностями, способствует эффективному становлению ребенку как субъекта познавательной деятельности. До недавнего времени в дошкольной педагогике развитию познавательных интересов дошкольников не уделялось особого внимания, между тем как познавательный интерес признается сейчас одним из ведущих мотивов, побуждающих детей к знаниям, к учению.

 

Исследования Б.Г. Ананьева, Л.Н. Божович, Л.С. Выготского, Л.А.Венгера, А.Г. Запорожца показывают, что познавательный интерес формируется более успешно при активной познавательной деятельности. Познавательный интерес ребенка проявляется в стремлении узнавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании понять их сущность, найти между ними имеющиеся отношения и связи.


В настоящее время существуют различные подходы к определению понятия познавательного интереса. Он рассматривается как:


- избирательная направленность человека (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо);
- проявление умственной и эмоциональной активности (С.Л.Рушинштейн);
-    активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер);
-  специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательности (А.К. Ковалев);
- активное познавательное отношение человека к миру (В.Н.Мясищев);
- избирательная направленность личности на предметы и явления окружающего мира (Т.А. Куликова, Н.Г. Морозова, Г.И. Щукина).

 

В современных исследованиях представлены различные аспекты проблемы формирования познавательного интереса. Так, в исследованиях Г.И. Щукиной, рассматриваются содержательные компоненты познавательного интереса: интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные и творческие процессы.
В исследованиях А. Валлона  познавательный интерес рассматривается через призму эмоционального отношения к предмету познания. Одним из первых объектов познания маленького ребенка является предметный мир. Формирование познавательного отношения к предметному миру обуславливает успешность его освоения ребенком и во многом определяет процесс его социализации.
По мнению психологов (Л.И. Божович, Л.С. Выготского, М.Ю.Кистяковской, Р.Я. Лихтван-Абрамовича, Г.Д. Розенгард-Пупко) развитие познавательного интереса у дошкольников связано с преобладанием особых форм активности и положительного аффективного состояния, возникающего из потребности во внешних впечатлениях. Формирование его происходит в деятельности (Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.). Предметом познавательного интереса является стремление человека проникать во всё многообразие окружающего мира, отражать в сознании сущностные процессы, причинно-следственные связи и закономерности.

 

Успешное решение проблемы формирования познавательного интереса в практике дошкольного образования позволяет преодолеть инерцию репродуктивных форм обучения и вовлечь ребенка в активное, деятельное познание предметного мира. Многими исследователями доказано, что любознательность, активность детей не есть свойство, присущее возрасту и развивающееся стихийно. Формирование познавательной активности требует целенаправленной работы с детьми.

 

Вместе с тем в теории и практике дошкольного образования недостаточно учитываются особенности и дидактические возможности предметного мира. На фоне современных тенденций, выражающихся в усложнении образовательных программ, проблема формирования познавательного интереса к предметному миру представляется особенно актуальной. Данная проблема заинтересовала и педагогов нашего дошкольного учреждения.  Мы решили выявить уровень сформированности познавательного интереса у своих воспитанников. (используемый диагностический  материал представлен  в Приложение № 1)
Результаты, полученные нами, были неутешительными:  у детей очень слабо развито стремление к выделению всех признаков предмета и умение строить логическую цепочку из познавательных вопросов. Воспитанники испытывали затруднение при  определении  предметов рукотворного и природного мира, слабо дифференцировали назначение предметов и способы  употребления предмета, что не позволяло им объяснить целесообразность преобразовательной деятельности человека.

 

Так же дети демонстрировали нечеткие знания, не понимали целесообразность преобразовательской деятельности взрослого, не могли формулировать познавательные вопросы и вопросы причинно-следственного характера даже при помощи педагога, не понимали поставленной перед ними задачи или отказывались от выполнения задания, не могли завершить дело до конца, не проявляли активности в познании предметного мира.

 

Исходя из этих данных мы сделали вывод о недостаточном развитии  познавательного интереса к предметному миру у своих воспитанников.

 

Выявив данную проблему наш творческих коллектив задумался над тем, как ее решить, как создать в ДОУ условия,  которые помогут педагогу обеспечить  эффективность формирования познавательного интереса к предметному миру у детей  дошкольного возраста?  Потребовалось немало времени  нашим педагогам, чтобы найти ответ на данный вопрос. Но в процессе долгой творческой работы компетентного коллектива  детского сада № 73 «Дельфин» ответ был найден. Вначале нашего творческого пути мы изучили  и проанализировали теоретические и практические исследования ученых по проблеме формирования познавательного интереса к предметному миру у детей  дошкольного возраста, которые помогли нам определить педагогические условия, способствующие  формированию познавательного интереса к предметному миру у дошкольников:

 


- обогащение эмоционально-чувственного опыта детей яркими впечатлениями о предметном мире;
- наличие  образца-ориентира в проявлении познавательного интереса к предметному миру;
- расширение и углубление опыта детей (когнитивный, действенно-практический и эмоциональный) знаниями и представлениями о предметном мире;
- организация разнообразной самостоятельной практической деятельности детей по овладению предметным миром.

 

Изучая теоретические аспекты формирования познавательного интереса к предметному миру, мы обратили внимание на проблему формирования интереса   у детей дошкольного возраста в целом. Данная проблема широко представлена как  в современной педагогике, так  и психологии. Обращение к проблеме интереса характерно для представителей самых разнообразных педагогических течений. Родоначальником научного подхода к проблеме интереса считается Я.А. Каменский. Он рассматривал интерес как дидактический принцип демократической педагогики и использовал его с целью облегчения процесса преподавания.                                      

 

В классической педагогике главную функцию интереса видели в том, чтобы приблизить ребенка к учению, сделать школу источником радости.          Современная дидактика подходит к вопросу шире и видит в интересе возможности для обучения, развития, формирования личности.  Проведенный нами анализ  исследований по проблеме познавательного интереса показал, что можно выделить несколько направлений определения интереса. Первое направление - аксеологическое. В исследованиях С.П. Манукяна понятие "интерес" рассматривается в значении "польза", "благо", "выгода". Второе направление определения интереса – аттитюдное. А.А.Люблинская полагает, что это познавательное отношение человека к окружающему его миру, которое основано на ориентировочно-исследовательском рефлексе. По мнению Н.Г. Морозовой, интересом называется эмоционально-познавательное отношение между субъектом и объектом, а В.И. Ковалев подчеркивает, что это - устойчивое положительное эмоциональное отношение.

 

Г.И. Щукина, утверждает, что это- особое избирательное отношение к окружающему миру. Мы полагаем, что эта трактовка интереса близка к определению социальной установки, а точнее, ее производной – смысловой установки, которая выражает отношение личности к объектам, имеющим личностный смысл.

Третье направление - векторное, поскольку определение интереса как направленности является одним из наиболее распространенных. Так, С.Л.Рубинштейн под интересом понимал специфическую направленность личности, и в словаре К.К. Платонова интерес рассматривается как одна из форм направленности личности.

 

Таким образом, осознавая важность проблемы формирования у дошкольников познавательного интереса к предметному миру, мы разработали план мероприятий, который помог нам создать педагогические условия, способствующие  формированию познавательного интереса у детей к предметному миру. Всю нашу работу мы разделили на несколько этапов.

 

На первом этапе нам необходимо было накопить запас конкретных представлений у детей о предметах, которые впоследствии будут осваиваться ими с помощью поисковой деятельности, сформировать элементарную деятельность наблюдения.

 

На втором этапе следовало научить детей использовать поисковую деятельность в решении познавательных задач, поставленных воспитателем.

 

На третьем этапе надо было совершенствовать поисковую деятельность детей за счет усиления самостоятельности в решении познавательных задач, поставленных воспитателем, а также в процессе решениязадач, поставленных детьми самостоятельно.
Могучим фактором, способствующим интеллектуальной активности детей,  являются окружающие его предметы, поэтому возможна такая организация познавательной деятельности, где воспитание их познавательных интересов осуществляется через ознакомление с этими предметами. Начальной ступенью умственной деятельности ребенка являются ощущения и восприятия. Формирование и совершенствование ощущений и восприятия - сенсорное воспитание - составляет неотъемлемую часть любой детской деятельности. Самые первые наблюдения мы организовывали  с детьми уже 3-4 лет: за сенсорными предметами и окружающими игрушками. При этом мы не  только констатировали факты, а использовали различные приемы, чтобы задержать внимание детей на том или ином явлении. Познание окружающей действительности детьми младшего  возраста - это насыщенное радостными впечатлениями восприятие разнообразных, ярких объектов и явлений окружающего их мира, а так же  практическое экспериментирование с ними.

 

Взрослый обращает внимание малыша на яркий цветок, летящую бабочку, красивый камушек, пушистые хлопья снега. Помогая ребенку активно познавать окружающую действительность (нюхать, трогать, слушать, насыпать, переливать, крошить)  наши педагоги  ненавязчиво предлагали  своим воспитанникам разнообразные виды деятельности.

 

При оказании поддержки вхождению наших маленьких воспитанников в мир предметов, знакомству, приобщению, единению с ними  важны опора на чувственное познание, сенсомоторику малыша, его наглядно-действенное мышление, особенности эмоциональной сферы, содействие в накоплении позитивного опыта общения с окружающими предметами, зарождение интереса, радости от этого процесса деятельности с окружающей действительностью.

 

Детям особенно интересны предметы и явления окружающего мира. Именно эта детская любознательность, подогретая темой и содержанием дидактической игры, помогает педагогу зародить искру для новых поисков, проектов, открытий и становится  стимулом для заинтересованного изучения предметного мира.

 

Внимание малышей неустойчиво, организовать всю группу сразу трудно. На первых порах возможно проведение работы по подгруппам из 2-3 человек. Во время наблюдений за предметами, дети рассматривают форму, цвет, величину, следят за их движением, слушают звучание. Наблюдение за одним и тем же объектом периодически повторяем. Этот дает возможность закрепить образ предмета, уточнить его детали и вызвать к нему интерес. .   Интерес ведет человека к бесконечным целям познания, которые начинаются с удивления. В свою очередь, удивлением для  младшего дошкольника и является окружающая действительность, являющаяся источником пробуждения познавательных интересов, которая  привлекает  внимание малышей, заставляет включать в процесс наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания - ощущение и восприятие.

 

В процессе работы над данной проблемой обозначилась практическая значимость и новизна, которая  заключается в разработке цикла занятий по формированию у детей  дошкольного возраста познавательного интереса к предметному миру, разработке критериев и показателей, диагностических методик по их выявлению.

 

В процессе нашей работы мы пришли к выводу, что образцом знаний  о предметном мире, умеющим организовать познавательную деятельность с предметами окружающего мира является  взрослый человек. Именно взрослый организует обогащение эмоционально-чувственного опыта детей, стимулируя и поощряя познавательный интерес и его проявление в познавательной деятельности. В силу возрастных психологических особенностей (подражаемость, внимательность, эмоциональная непосредственность) дошкольник открыт для воздействия взрослого, испытывает к нему доверие, поэтому для нас важно, чтобы наряду с деловыми характеристиками (умелость, заинтересованность, профессионализм), взрослый обладал личными качествами, привлекательными для ребенка (доброта, приветливость, заботливость, эмоциональность).

 

Рассматривание взрослого в качестве образца-ориентира   проявления познавательного интереса к предметному миру требует от него эмоционального и интеллектуального напряжения, широкого кругозора, эрудиции. Именно такой взрослый способен организовать интересную, содержательную жизнь ребенка в детском саду, обогатить его яркими впечатлениями, обеспечить эмоционально-чувственный опыт. Прежде чем, педагог смог начать работу в данном направлении с воспитанниками, администрацией ДОУ была проведена большая работа с педагогическим коллективом. С педагогами проводились обучающие семинары, мастер- классы, деловые игры, способствующие развитию эрудиции, широкому кругозору. Но несмотря на кропотливый труд, работа дала свои положительные результаты.

 

Для ребенка-дошкольника значимо  непосредственное чувственное восприятие предметного мира, в результате чего он приобретает эмпирическое знание. Чем больше органов включается в процесс познания, тем полнее эмпирическое знание об объекте или явлении действительности . Действительность предстает перед детьми в форме «ясных» и «неясных» знаний (Н.Н. Поддьяков). Противоречия, возникающие между этими двумя областями, стимулируют познавательную активность детей. Для  поддержания её на высоком уровне необходимо, чтобы рост «неясных знаний»  опережал рост «ясных» [18].

 

Таким образом, ребенок должен продвинуться от эмпирических знаний к теоретическим, от объективных к субъективным, от зоны ближайшего развития к зоне актуального развития (Л.С. Выготский).

 

При организации обучения детей важна правильная организация чувственного опыта детей: чем сложнее понятие, тем более необходимо его накопление и опора на него.

 

Логика определения содержания обучения детей на занятиях с учётом данного положения процесс изучение объекта следует начинать с информации, которая аппелирует  чувствами ребенка. Необходимо усиливать поисковую деятельность, освоение различных поисковых действий детьми.

 

Исходя из этого, мы разработали  игровые занятия в форме игр-путешествий, игровые и поисковые задания, проблемные ситуации, дидактические игры, алгоритмы и опыты, которые позволяют ребенку включаться в активную деятельность и  открывают ему  возможность вступать в непосредственные контакты с предметами, проявить инициативу, творчество. Формирование познавательного интереса педагоги  осуществляют в разнообразных формах: на занятиях, экскурсиях, в повседневной жизни (в труде, наблюдениях, играх на участке и в уголке природы).

 

Обучение детей на занятиях осуществляется разными методами. Выбор методов зависит от вида занятия, от его основной задачи. На одних занятиях формируются первичные знания. С этой целью воспитатель использует наблюдение, рассматривание , чтение, рассказ, показ диафильмов и кинофильмов. На других же занятиях уточняются, расширяются и углубляются знания. Кроме перечисленных методов, на этих занятиях используется и труд детей в природе. Основная задача занятий третьего вида - обобщение и систематизация знаний. Для этого используют беседы, дидактические игры, обобщающие наблюдения. В труде и играх дети применяют полученные знания на практике. Все занятия проводятся в игровой форме. Данная форма проведения  занятий создаётся  при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования воспитанников  к учебной деятельности.

 

Реализация игровых приёмов и ситуаций на занятиях происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи; вся  деятельность в процессе занятия подчиняется правилам игры;  материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение  детьми  задания связывается с игровым результатом.

 

Мы считаем, что деятельность должна ставить ребенка перед необходимостью направлять свою умственную активность на поиск и избирательное использование имеющихся у него знаний и действий для решения конкретной новой задачи. Чем интереснее такая деятельность, чем большее эмоциональное воздействие оказывает она на ребенка, тем больший эффект она дает. Учитывая особенности возраста своих воспитанников, наши педагоги  широко использует дидактические игры, применяет во время занятий игровые приемы и упражнения, предлагают детям несложные умственные задачи.В дидактических играх познавательные задачи (определение свойств и качеств предмета, классификация и группировка различных предметов) соединяются с игровыми (отгадать, выполнить роль, соревноваться), что и делает дидактическую игру особой формой обучения - легкого, быстрого и непреднамеренного усвоения детьми знаний.

 

Еще одним важным условием формирования интереса у дошкольников является развивающая среда. Для решения данной проблемы нам потребовалось создание специальных педагогических условий.

 

Любая педагогическая система может успешно функционировать и развиваться только  при определенных условиях. Поэтому при создании в ДОУ условий, способствующих формированию представлений о предметном мире у дошкольников мы опирались на исследования  В.И. Логиновой, Т.А. Куликовой, Н.К. Постниковой, С.М. Котляровой, которыми  выявлены условия, способствующие развитию у детей устойчивых и глубоких познавательных интересов:


1) организация разнообразной деятельности (продуктивной, игровой, учебной, регулятивной, общения);
2)    расширение и углубление знаний каждого ребенка;
3) успешное овладение детьми общими и специальными навыками умственной деятельности.
4) включение детей в активный поиск знаний, где ребенок является субъектом деятельности.

 

Таким образом, мы постарались создать в своем дошкольном учреждении такие условия, которые позволили нам обеспечить  наиболее эффективное формирование познавательного интереса к предметному миру. Посредством планомерной работы  нам удалось обогатить эмоционально-чувственный опыт детей яркими впечатлениями о предметном мире, расширить и углубить опыт детей знаниями и представлениями о предметном мире, повысить уровень познавательного интереса к предметному миру .

 

Сравнительный анализ  результатов нашей работы показал, произошли существенные изменения в умении опираться на знания о признаках предметов при формулировании вопросов, чего не наблюдалось вначале нашей работы. Дети  стали выделять материалы, из которых изготовлены предметы, четко выделять назначение предмета, многие дети (78%) приобрели умение самостоятельно выстраивать логическую цепочку познавательных вопросов, выявляющих признаки предметов. На 46% возросло количество детей, проявляющих стремление выявить все признаки предмета при его угадывании. дети  стали хорошо ориентироваться в признаках предметов, активно и самостоятельно задавать познавательные вопросы, приводящие к выявлению всех признаков предметного мира. 60% детей  могут  осуществить классификацию предметов рукотворного и природного мира, В ходе беседы они хорошо ориентируются в предметном мире, демонстрируют устойчивое стремление к его познанию, проявляли познавательную активность.
Таким образом, все это свидетельствует о том, что наша развивающая работа имела позитивные результаты воздействия на воспитанников.    

 

Это позволяет нам сделать выводы об эффективности работы с детьми  дошкольного возраста по формированию познавательного интереса к предметному миру при реализации выделенных нами педагогических условий.

 

Проведенная нами работа  позволяет дать воспитателям некоторые рекомендации:

1.   В воспитательно-образовательном процессе больше внимания уделять развитию познавательного интереса к предметному миру у дошкольников, обогащению их эмоционального и чувстьвенного опыта различными знаниями о предметном мире.
2. Использовать взрослого как образец-ориентир в проявлении познавательного интереса к предметному миру.
3. Организовывать разнообразную самостоятельную практическую деятельность детей, направленную на реализацию познавательного интереса к предметному миру.
При использовании дидактической игры воспитатель должен следовать определенным педагогическим принципам:
1. Опираться на уже имеющиеся знания, полученные, как правило, путем непосредственного восприятия;
2. Следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна и в то же время доступна детям;
3. Поддерживать интерес и разнообразие игрового действия;
4. Постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия;
5. Конкретно и четко объяснять правила.

 

 

Приложение № 1

Выявление уровня познавательного интереса к предметному миру осуществлялось в соответствии с показателями, выделенными С.В.Гусаровой:      
1) наличие вопросов познавательного характера о предметном мире (характер вопросов, самостоятельность);                                                         
2) положительное эмоциональное отношение ребенка к предметному миру, сочетание эмоционального и интеллектуального в восприятии;                    
3) проявление инициативы и активности в познании предметного мира, стремления довести дело до конца;                                                                                       
4) проявление направленности на получение и реализацию знаний о предметном мире в практической деятельности;                                                                                                                  

5) наличие умений, направленных на познание предметного мира (познавательных и интеллектуальных).   
Выявление уровня развития познавательного интереса к предметному миру у старших дошкольников осуществлялась с помощью следующих методик: д/и «Отгадай предмет», «Два домика», «Волшебный сундучок», «Назови предмет по описанию», «Собери картинку», логические задачи «Что будет, если…», проблемная ситуация: «Предмет из прошлого».

 

Методика № 1 д/и «Отгадай предмет»        
Цель: выявить умение детей задавать вопросы познавательного характера, стремление детей рассказать о предмете, выделяя его функциональное назначение, свойства, материал, сферу применения предмета, проявление активности, стремления довести дело до конца.    Материал: предметы рукотворного мира (пылесос, фотоаппарат, холодильник, телефон, грузовой автомобиль, троллейбус)                                                                                                                               Ход. Ребенку предлагалось отгадать предмет, загаданный экспериментатором. Для этого ребенок должен рассмотреть предметы и задавать вопросы о них.
Если ребенку не удавалось отгадать предмет, ему предлагали самому загадать загадку о предмете: описать предмет, не называя его. 

 

 Методика № 2 «Два домика»
Цель: выявить проявление отношения ребенка к предметному миру, умение детей классифицировать предметы рукотворного мира, объяснять свои действия, опираясь на знания о предметном мире.
Материал: два домика, карточки с изображением различных предметов рукотворного мира (дом, холодильник, печь, стол, стул, ложка, кастрюля) и природного мира (дерево, цветок, снежинка, гора, кошка).                                                                                                                                            
Ход.
Ребенку предлагалась следующая инструкция:У тебя в руках карточки. На них изображены разные предметы. А перед тобой – два домика: «Рукотворный мир» и «Природный мир». Надо разложить карточки по соответствующим домикам. Затем с ребенком проводилась беседа:
1. Как ты понимаешь, что такое рукотворный мир?
2. Чем отличается рукотворный мир от природного мира?
3. Для чего человек создает предметы?
4. Что было бы, если бы не было предметов рукотворного мира?
2 часть. Ребенку предлагалось разделить предметы в домик «Рукотворный мир» по парам. Подходящие друг к другу картинки поместить на первый этаж, объяснить свой выбор, назвать каждую пару одним словом.

Методика № 3 Логические задачи «Что будет, если…»
Цель: выявить наличие направленности на реализацию знаний о предметном мире при решении поисковых задач.
Ход: каждому ребенку индивидуально предъявлялись следующие логические задачи:
1.Что произойдет, если на земле вдруг исчезнут все автомобили?
Вопросы для беседы: На чем раньше люди передвигались? Какие виды транспорта ты знаешь? Для чего человеку нужно столько видов транспорта?
2. Что произошло бы, если бы исчезли все часы?
Вопросы для беседы: Как раньше люди узнавали время? Какие ты знаешь часы? Для чего нужно столько видов часов?

Методика № 4 проблемная ситуация:«Предмет из прошлого»
Цель: выявить у детей умение задавать познавательные вопросы, проявление направленности на познание предметного мира, инициативы и активности.
Материал: прялка.
Ход. Экспериментатор ставил перед ребенком прялку и говорил, что они с ней будут знакомиться, но только после того, как взрослый освободится. Экспериментатор вел наблюдение за действиями детей: проявляет  ли он активность в познании предмета (рассматривает, обследует, пытается действовать с ним. После 3-4 минут взрослый  предлагал ребенку спросить, что бы он хотел узнать об этом предмете.

Методика № 5 Анкетирование родителей
Цель: выявить позицию родителей в решении проблемы формирования познавательного интереса к предметному миру у дошкольников.
Материал: анкета.
Ход: Родителям предлагалось ответить на ряд вопросов анкеты:
1.Чем интересуется ваш ребенок?
2. Можете ли вы назвать интересы Вашего ребенка постоянными или они изменчивы, неустойчивы?
3. В чём проявляются интересы Вашего ребенка к предметам рукотворного мира?
4. Что делается в семье для развития интересов ребенка?
5. Почему необходимо развивать познавательный интерес к предметному миру у детей с детства?

 

Приложение  2
Конспект занятия по ознакомлению со свойствами материалов
В старшей группе
      Тема:“Предметы, которые нас окружают”
       Образовательная задача: Систематизировать и закрепить представления детей о назначениях предметов, о названии материалов из которых они сделаны, их свойствах. Расширить представления детей об истории создания фарфора. Развитие у детей познавательного интереса к предметному миру. Активизация словаря: Фарфор, энциклопедия, статуэтка, сервиз.
        Воспитательная задача: Воспитывать в детях уважительное отношение к людям труда, бережное отношение ко всему, что их окружает.
        Материал и оборудование: Чайный сервиз, ножницы, карандаши, игрушки из дерева, пластмассы, резины, дидактическая игра “Тактильные дощечки”, картинки с изображением предметов сделанных из пластмассы, металла, резины.
        Предварительная работа: беседы на тему “Дерево, металл, пластмасса, резина – чем они отличаются?”; чтение литературы энциклопедического характера; проведение опытов с предметами из разного материала; изготовление “Энциклопедии “Предметы, которые нас окружают”.
Ход занятия
Воспитатель: Перед вами четыре волшебные коробки, что в них – как узнать?
Дети: Посмотреть.
Воспитатель: А по запаху можно различить?
Дети (понюхав) Нет.
Воспитатель: А по звуку? (Дети трясут коробочки.)
Дети: Можно, но сложнее.
Воспитатель: А если не глядя?
Дети: Потрогать. (Дети определяют на ощупь, с завязанными глазами.)
Воспитатель: Что в красной коробке?
Дети: Карандаш, деревянная ложка, кубик.
Воспитатель: из чего сделаны эти предметы?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: А вы не ошиблись.
Дети: Нет.
Воспитатель: Докажите.
Дети: У дерева определенные свойства: не тонет, горит в огне, легкое.
Воспитатель: молодцы.
Воспитатель; А что в синей коробке?
Дети: Ножницы, гвоздь, скрепка.
Воспитатель: Из чего сделаны эти предметы?
Дети: Из металла.
Воспитатель: Вы уверенны?
Дети: Да.
Воспитатель: А как это можно проверить?
Дети: У металла тоже есть свои свойства: тонет, тяжелый, не горит, притягиваются к магнитам.
Воспитатель: Правильно.
Воспитатель: А что же в желтой коробке?
Дети: воздушный шар, резинка для волос, резиновая игрушка. Это резиновые вещи.
Воспитатель: назовите свойства резины.
Дети: Мягкая, тянется, рвется,
Воспитатель: А теперь определите все вместе, что в зеленой коробке?
Дети: Детский телефон, ручка, линейка – это предметы из пластмассы.
Воспитатель: А чем он отличается от других материалов?
Дети: Легкий, не тонет, не бьется.
Воспитатель: А для чего нужны нам эти предметы?
Дети: Карандашами мы любим, рисовать, ножницы нужны, чтобы резать, гвоздь, чтобы строить дома, шарик, чтобы нам радостно жить.
Воспитатель: Все эти материалы человек придумал сам. А какие вы еще знаете материалы?
Дети: Стекло, пластик – из него сейчас делают окна. (Далее дети затрудняются в ответах.)
Воспитатель: Правильно. А сегодня я хочу вам рассказать историю изобретения еще одного материала. Но сначала я загадаю вам загадку. Загадка о чашке.
Дети: Отвечают.
Воспитатель: Правильно, как вы думаете, из какого материала она изготовлена?
Дети: Из стекла, из пластмассы, из глины.
Воспитатель: Да, некоторые из вас правильно ответили, что этот предмет изготовлен из глины, но из особой глины, и по особому рецепту – называется материал из которого сделан этот предмет – фарфор.
Воспитатель: Предлагает рассмотреть иллюстрации, с изображен6ием фарфоровых изделий (словарная работа: статуэтка, чайный сервиз, фарфоровая посуда).
У фарфора тоже очень интересная история (чтение рассказа “Фарфоровая чашка”).
Воспитатель: Вам понравилась эта история?
Дети: Да, очень.
Воспитатель: Как вы думаете, какие свойства имеет фарфор?
Дети: Хрупкий, бьется, легкий, не тонет.
Воспитатель: Давайте проверим. (Предлагает провести опыты: сравнение свойств фарфора со свойствами дерева, металла, резины и пластмассы.)
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Дети: Свойства фарфора похожи на свойства металла и пластмассы.
Воспитатель: Правильно, ребята. Вот видите, сколько замечательных материалов придумано человеком, необходимых для нашего существования.
Воспитатель: Предлагает провести практическую работу – изготовление энциклопедии “Предметы, которые нас окружают” (цель которой пополнять знания детей о предметах, которые нас окружают).
В конце занятия воспитатель подводит итог: сегодня мы с вами поговорили о том, для чего нам нужны предметы, из каких материалов они сделаны, и услышали историю изобретения фарфора.
Но жизнь продолжается, человек все время придумывает что-то новое – новые предметы или материалы.
Когда вы станете взрослыми, может быть, и вы станете изобретателями, но для этого нужно много учиться и читать. А сейчас давайте отнесем и подарим нашу энциклопедию младшим детям, чтобы они тоже знали столько же, сколько и вы.
(Дети идут в младшую группу, рассказывают о свойствах разных материалов и дарят энциклопедию детям.)

 

 

 

 

 

Приложение 3
Так как большую роль в процессе  формирования позновательного интереса у дошкольников  играют родители, то мы стараемся привлекать к работе и их. Так, проводятся открытые занятия, в уголке для родителей помещаем советы, даем различные консультации, отвечаем на интересующие их вопросы.

 

Рекомендации для родителей по формирования познавательного интереса к предметному миру

1. Предоставляйте ребенку возможность самостоятельного поиска ответов - это будет учить его думать, рассуждать, пытаться решать вопросы;
2. Отвечайте на все детские вопросы точно и доступно
3. Учите ребенка не только задать вопрос, но и самому предпринимать попытки к нахождению ответа на него.
4. Поощряйте любознательность ребенка. Потребность узнавать новое - важное и ценное качество.
5. Хвалите ребенка за хороший вопрос, за стремление к познанию
6. Умейте показать вашему ребенку, что бояться задавать вопросы не нужно, ведь не знать что-то не стыдно, стыдно не узнать, когда можно это сделать.
7. Не смейтесь над ребенком, задавшим слабый вопрос: он имеет право на ошибку

 

Консультация для родителей
Тема: “Предметный мир как средство приобщения детей к социальной действительности.
В последнее время большое внимание уделяется программе социального развития ребенка. Основная задача этой программы – это показать детям социальный мир “изнутри” и помочь ребенку понять свое место в этом мире как его члена, участника событий, преобразователя. Но социальная действительность становится средством воспитания и обучения только в том случае, если факты и события, с которыми встречается ребенок, понятны и доступны. А собственное познание социальной действительности будет происходить через действия с предметами, через общение. Поэтому важной педагогической задачей является анализ и отбор того содержания из социального окружения, которое несет в себе развивающий потенциал и может стать средством приобщения ребенка к социальному миру.
Большое значение для развития и социализации ребенка имеют предметы. Они окружают его с момента рождения и сопровождают всю жизнь. В предмете материализован опыт человечества, накопленный на протяжении многих веков.
Еще до того, как ребенок начинает действовать с предметами, они уже входят в его жизнь, обеспечивают ему выживание, помогают адаптироваться в новой социальной среде, в которую малыш попадает с момента рождения.
Эта функция жизнеобеспечения реализуется и в дальнейшем постоянно. Взрослые заворачивают ребенка в пеленку, кормят через соску, надевают одежду, дают в руку ложку и т. д. Так предметы помогают сохранять тепло, питаться, двигаться, т. е. составляют окружение, которое обеспечивает человеку, как биологическому существу, жизнь.
По мере познания предметного мира ребенок овладевает умениями различать опасные и безопасные для него предметы, выделять полезное и интересное, осваивает способы действия с ними, умение ориентироваться в мире предметов. Через предмет малыш узнает, что мир обладает разными свойствами и качествами: он и теплый, и холодный, и шершавый, и гладкий, и сладкий, и соленый…
Ребенок овладевает способами действий с предметами, и это помогает ему приобретать “власть” над миром, в котором он живет. Данное обстоятельство, в свою очередь, порождает чувство уверенности, спокойствия, желание познавать мир. Предмет вводит ребенка в мир взрослых, “информирует” его об этом мире, обогащает содержание социального опыта и влияет на всестороннее развитие.
Таким образом, ориентировочная функция является главной в процессе социализации личности.
Я составила схему предметного мира, объединив предметы в три группы:
Предметы, которыми ребенок не действует.
Предметы, которыми он постоянно пользуется.
Предметы, которые он способен преобразовать, приспосабливать для удовлетворения своих потребностей.
Ребенок не сразу познает мир предметов. Этот процесс состоит из трех этапов.
Спонтанно-исследовательский.
Происходит первое знакомство с предметом. Предмет попадает в поле зрения малыша, и ребенок, взяв его в руки, “пробуя на язычок” узнает о его свойствах и качествах, конечно, еще неосознанно. Задача педагога на этом этапе организовать предметную среду таким образом, чтобы в ней были предметы разные по форме, цвету, материалу, звучанию.
Важная задача первого этапа освоения предметного мира – ознакомление детей с назначением предметов. Ребенок должен усвоить, зачем нужен этот предмет, что и как можно им делать (ложка нужна, чтобы ею есть, а не стучать).
Вариативный.
Второй этап характеризуется усвоением детьми представления о вариативности использования предметов. Ребенок усваивает, что один и тот же предмет можно использовать по разному: палочкой копают, достают предметы, едят.… Это приводит к появлению предметов – заместителей, к зарождению сюжетно-ролевой игры. Данный этап способствует развитию воображения, творческих способностей.
Преобразующий.
Третий этап в освоении ребенком предметного мира - спонтанно-исследовательский и преобразующий. Дети хотят изучать предметы, узнать, как они устроены, какими свойствами обладают, какой цели могут служить. У ребенка развивается наглядно-образное и логическое мышление, способность оценивать деятельность другого человека, происходит дальнейшее развитие “ручной умелости”, возникает стремление к преобразующим видам творческой деятельности. Для того чтобы сделать жизнь детей разнообразной, содержательной, приобщить к социальному миру, составила авторские дидактические игры.
Д\и “Радио”
Цель: Закреплять умение составлять описательный рассказ о ребенке, который потерялся. Развивать речевую память.
Воспитатель составляет описательный рассказ о ребенке, дети угадывают, кто потерялся. Дети выполняют роль ведущего.
Д\и “Мастерица”.
Цель: Развивать творчество, фантазию, умение раскрашивать наряды кукол.
Дети разукрашивают готовые трафареты одежды.
Дети рисуют одежду и вырезают ее.
Дети сортируют одежду по сезонному значению.

 

Литература

  1. Венгер Л.А. Развитие способности к наглядно-пространственному моделированию // Дошкольное воспитание.- 1982.- № 3 С. 17-19
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., Просвещение, 1991. – 189 с.
  3.  Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.4. – М., Просвещение, 1972. – 198 с.
  4.  Годовикова Д. Б. Форма общения с взрослым и познавательная активность дошкольника // Проблемы возрастной психологии: Тезисы докла­дов к VII съезду Общества психологов СССР. М., 1989, 143 с.
  5.  Годовикова Д.Б. Как измерить детскую любознательность // Семья и школа. 1985. № 10 С. 24-26
  6.  Денисенкова Н.С. Формирование познавательной направленности у детей шестилетнего возраста на занятиях в детском саду. - М., ИМПЕКС, 1992, 122 с.
  7.  Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Т. 1. – М., Просвещение, 1986, 176 с.
  8. Кисленко В.Я. Психологические особенности усвоения правил обращения с предметами детьми раннего возраста. – М., Просвещение, 1981, 98 с.
  9.   Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольника с социальной действительностью. – М., 1998, 97 с.
  10. Козлова С.А. Формирование познавательного интереса у старших дошкольников на материале ознакомления с техникой, 1995, 80 с.
  11.  Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М., Просвещение, 1998, 132 с.
  12. 12. Куликова Т. О воспитании у детей познавательных интересов //   Дошкольное воспитание, 1996 г. № 9 С. 23-25
  13. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., Просвещение, 1981. – 112 с.
  14. Мухина В.С. Детская психология. – М., Просвещение, 1985. – 74 с.
  15. Новоселова С.Л. Развивающая предметно-игровая среда // Дошкольное воспитание. – 1998. - № 4 С. 11-15
  16. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В.Запорожца,  Б.Д.Маркова, -М., Просвещение, 1980. – 154 с.
  17. Педагогический словарь / Под ред. И.М. Кантора. – М., Просвещение, 1960. – 243 с.
  18. Поддьяков Н. Н. Новые подходы к исследо­ванию мышления дошкольников // Вопр. психол. 1985. № 2. С. 23-25
  19. Развитие общения дошкольников со сверст­никами / Под ред. А. Г. Рузской, М., Просвещение, 1989, 112 с.
  20. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л. А. Венгера. М., Просвещение, 1986, 114 с.
  21. Рубинштейн С. Л. Избранные психологические труды. М., Просвещение, 1976. – 198 с.
  22. Смирнова Е. О. Влияние общения ребенка со взрослыми на эффективность обучения дошкольников: Автореф. канд. пед. наук дис. М., 1977, 30 с.

 

 

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Редактор журнала

Фото пользователя Екатерина Викторовна Якушина
Екатерина Викторовна Якушина

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн