Официальный сайт forexnw 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой»

Submitted by Ирина Ивановна Лаврова on Fri, 11/03/2011 - 21:44

 

«Человек, в сущности, не думает о том, что у него под ногами. Всегда мчится… и - самое большое – взглянет, как прекрасны облака у него над головой. И ни разу не поглядит себе под ноги, не похвалит: « как прекрасна почва».                                                                 Карел Чапек

В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встаёт задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования, защита животных и природы.  

         На нашей планете в последнее время отмечаются серьёзные нарушения механизмов саморегуляции систем разных уровней, вплоть до биосферы. Причины этого видятся, в том числе в экологической неграмотности человека, относящегося к окружающему миру потребительски, занимающего по отношению к природе антропоцентрическую позицию. Именно поэтому, задачи изменения мировоззрения человека и экологического развития ребёнка представляются первоочередными.

          Уверена: в настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области не специализировался педагог. Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием у ребёнка ответственного отношения к миру природы.

Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировидения и представляет широкие возможности для экологического воспитания. Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стороны, является стимулом развития бережного отношения к природе, с другой – его результатом. Таким образом, воспитание бережного отношения к природе идёт от углубления имеющихся интересов к формированию новых знаний, чувств, умений, а от них – к интересу не более высокой ступени.

В процессе пробуждения и развития эмоционального восприятия природы важную роль играет отношение воспитателей и родителей к природе и интересам детей, связанным с ней. Внимание взрослых, поддержка, одобрение содействуют  развитию увлечения и успеху деятельности.

В качестве признаков, по которым можно судить о пробуждающемся у детей интересе к природе и её охране, могут выступать проявления интеллектуальной активности (вопросы воспитателю, участие в обсуждении природоохранных тем на занятиях и прогулках, активное оперирование знаниями), а также волевые проявления (стремление участвовать в деятельности по оказанию помощи природе).

Доступными средствами формирования интереса дошкольников к природе являются прогулки и экскурсии на природу; фенологические наблюдения; использование элементов исследовательской работы; изучение загадочных явлений природы; деятельность по оказанию помощи природе; чтение книг и просмотр видеофильмов о природе; проведение плановых и ситуационных бесед о природе и бережном отношении к ней.

Одним из направлений экологического воспитания является формирование начал экологической культуры, в том числе правильного отношения к природе, к себе и другим людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения. Следовательно, совершенствовать воспитание личности ребёнка необходимо через обогащение его опыта полными, верными и яркими образами природы.

Любое воспитание, как мне представляется, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно стать воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки. Об этом говорят все великие педагоги мира. «Годы детства – прежде всего воспитание сердца», - писал В. Сухомлинский. И срок для этого отпущен небольшой – семь лет, дальше это сделать будет крайне трудно.

Мы должны помнить, что сами дети часто не замечают Красоту вообще и в природе в частности. В этом мы, взрослые, должны им помочь. Но делать это надо не формально, не сухо, а через сердце, через восхищение, удивление, радость и любовь.

Цель моей работы: дать детям более расширенные знания о природе, учить видеть Красоту и замечать прекрасное в окружающем мире, привить любовь к Природе, учить заботиться о ней.

Мне хотелось бы, чтобы ребёнок с интересом и любовью относился к каждой травинке, букашке, и не делил их на хороших и плохих, вредных и полезных.

В дошкольном возрасте ребёнок всё воспринимает сердцем, он учится сочувствовать, переживать, заботиться о животных и цветах в уголке природы, наблюдать.

Необходимо научить ребёнка осознанно-правильному отношению к природе, радоваться всему, что вызывает добрые чувства, возмущаться, негодовать, встречаясь с тем, что губительно отражается на природе.

 А это длительный процесс. Поэтому закладывать основы экологического образования следует как можно раньше.

Всё это поможет вырастить отзывчивых, добрых, милосердных детей, и научить экологически грамотному поведению в природе, гуманному отношению ко всему живому.

Задачи, над которыми я работаю, заключаются в следующем:

1.  Создавать условия для формирования элементарных биологических представлений:

·       знакомить с развитием жизни на Земле (рассказать о происхождении, многообразии форм жизни: о микроорганизмах, растениях, животных, их происхождении, особенностях жизни, среде обитания и т.д.);

·       предоставлять возможность осваивать учебный материал в доступной форме;

·       воспитывать эмоционально-положительное отношение к природе;

·       формировать понятие о себе как о жителе планета Земля, от которого зависит жизнь всего живого.

2.  Знакомить с особенностями строения человека.

·     в доступной форме (привлекая иллюстрационный материал) рассказать об основных системах человека;

·     формировать элементарное представление о работе собственного организма;

·     приобщать к ценностям здорового образа жизни.

3.  Обеспечивать условия для развития экологического сознания и познавательных способностей:

·     познакомить с представителями живой и неживой природы;

·     рассказывать о взаимосвязи и взаимодействии всех объектов природы;

·     способствовать формированию осознанно-правильного отношения к планете Земля (наш общий дом) и к человеку как части природы;

·     познакомить с проблемой загрязнения окружающей среды, с правилами личной безопасности;

·     способствовать развитию бережного и ответственного отношения к окружающей природе;

·     развивать ответственное и бережное отношение к домашним животным, животным уголка природы в дошкольном учреждении, к лесным богатствам;

·     познакомит с Красной книгой;

·     создать условия для самостоятельной экспериментальной деятельности.

Свою работу я разделила на три этапа. I этап – Чудеса своего тела. На данном этапе дети знакомятся со строением своего тела, работой внутренних органов, формируются элементарные представления о работе собственного организма.

Цель этапа: Познакомить детей с особенностями строения человека. Научить управлять своим телом, чувствами, эмоциями.

Задачи данного этапа:

·        в доступной форме рассказать об основных системах человека;

·        формировать элементарные представления о работе собственного организма;

·        способствовать формированию осознанно-правильного отношения к планете Земля (наш общий дом) и к человеку как части природы;

·        приобщать к ценностям здорового образа жизни, показать его преимущества и перспективы; сформировать устойчивую позицию к окружающим нас людям и к вредным привычкам и поступкам;

·        прививать навыки гигиенической культуры и правильного поведения в случае заболевания.

Экологическая проблема очень актуальна сегодня и здоровье нашей планеты должно начинаться со здоровья людей, населяющих её. Осознанно правильным должно быть отношение к себе, как неотъемлемой части природы.

Итак, этот курс занятий для дошкольников очень важен и актуален. Он расскажет о том, как устроен человеческий организм, как живут и работают органы и системы в этом организме, какими болезнями можно заболеть и как их предупредить, как вести себя в различных ситуациях и при различных обстоятельствах, чтобы не навредить своему организму и справиться с капризами и упрямством, и многому – многому другому…

Эти занятия открывают нам глаза на самих себя, они изменяют отношение к себе, к своему здоровью, воспитывают культуру чувств.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека. Важно у каждого маленького человека пробудить стремление к здоровому образу жизни, в ”экологически здоровом” окружении.

Познание себя – это центральная задача проблемы здоровья, а также основная потребность растущего человека.

Мир вокруг человека очень сложен. А разве внутри человеческого тела всё устроено просто? Кости и мышцы, волосы и ногти, работа мозга и оптические иллюзии… Это целый мир, и во всём этом разобраться маленькому человеку очень трудно, но всё же необходимо. Потому, что, если ребёнок познает себя лучше, он легче будет понимать и других, и окружающий его мир.

Работая с детьми над этим вопросом, я пришла к выводу, что крайне необходимо давать детям знания о человеке, как части единой экосистемы на Земле и о единстве систем в человеческом организме. Что из себя представляет человек, из чего он состоит, почему ему снятся сны, чем он плачет, видит, слышит, нюхает. А, главное, какие беды могут подстерегать это хрупкое и вместе с тем очень важное на Земле существо, и как ему уберечься от этих бед.

Детское любопытство безгранично. Дети хотят знать о себе и о мире в котором живут. Нередко под внешней неуклюжестью, наивностью, а иногда и кажущейся глупости детского вопроса таится нечто весьма важное, серьёзное. Бывает, малыш сам того не понимая, подмечает такое, что взрослые не видят, что попросту ускользает от их внимания по причине привычности и обыденности.

Когда ребёнок задаёт вопрос, он не просто черпает информацию о происходящих вокруг событиях. День за днём ребёнок складывает вместе  ”куски” знаний о мире, как мозаичную картинку, и своими вопросами порой удивляет и пугает взрослых. А мы, взрослые, судорожно пытаемся отыскать ответы, которые были бы понятны и правдивы, рациональны и логичны.

Необходимо научить малышей ”защищать себя самому”, дать понятие о том, что он – человек, живущий на планете Земля, где есть стихии и времена года, сменяющие друг друга, окружающий живой мир, всё это может не только положительно, но и отрицательно влиять на него, а значит, он должен уметь защититься от холодных ветров, кислотных дождей, жаркого солнца, зверей, ядовитых насекомых, растений.

Тематика занятий в основном анатомического характера, но и она показывает тесную взаимосвязь человека с природными явлениями. Так на занятии  ”Пожалей свою бедную кожу” проводились наблюдения за состоянием кожного покрова: в жару (держали над паром) – покрывается капельками пота, а в холоде – покрывается пупырышками и волоски встают  ”дыбом”. Проводилась беседа о том, как защитить кожу от зимних морозов, ветров и т.д.

На своих занятиях я широко использовала и такой метод, как показ иллюстраций и картин, где рассматривали с детьми внутреннее анатомическое строение человека. Так же проводила беседы на различные темы. Например, о том, какие меры предосторожности нужны на кухне, дороге, в саду, как вести себя во время болезни, кто такой микроб и т.д.

Я использовала в своей работе не только распространённые методы и приёмы такие как, беседы, рассказывание, чтение, но и такие как; игровые приёмы, рисование, поход сказочных героев, которые оживали на занятиях. Это способствовало скорейшему восприятию материала и лучшему запоминанию. Такие игры как ”Хорошо - плохо”, ”Спасатели”, ”Окажи первую помощь больному”,  ”Если б я был волшебником”,  ”Полезно - вредно”,   ”А если бы…, то я бы…”, очень способствовали развитию мышления, воображения, умению разбираться в трудных ситуациях. Дети, рисуя правила осторожного обращения с огнём, лекарствами, лучше их запоминают, у них возникает желание рассказать с помощью рисунков об этом другим, а также это способствует выработке твёрдой позиции – отношение к тому, о чём говорил воспитатель. Рисование – самый доступный для дошкольников способ выражения отношения реьёнка к окружающей действительности, поэтому оно очень способствует выполнению задач, решению целей, поставленных на занятиях.

Комплексное использование разнообразных методов и приёмов обучения обеспечивает более высокое качество восприятия материала, его запоминания и применение в жизни, другими словами обеспечивает более высокое качество знаний, умений и навыков.

II этап – Удивительный мир природы. Этот этап очень интересен и познавателен своим содержанием. Дети не только знакомятся с новыми животными, насекомыми, рыбами, но и узнают много интересного об их жизни, повадках, местах обитания. Знакомятся с представителями Красной книги, им прививается любовь к животным.

Цель этапа: Обеспечить условия для развития экологического сознания. Формирование элементарных экологических знаний, мышления и поведения.

Задачи данного этапа:

·        знакомить с представителями живой и неживой природы;

·        показать взаимосвязь всех объектов природы;

·        способствовать формированию осознанно-правильного отношения к планете Земля и к человеку как части природы;

·        знакомить с развитием жизни на Земле;

·        учить выполнять законы природы, показать, что это необходимо, как для здоровья человека, так и для здоровья природы;

·        воспитывать чувства своего единства с окружающим миром, Вселенной.

На первых занятиях необходимо познакомить детей с таким понятием, как окружающая среда.

Ознакомление детей с растительным миром происходило в ходе наблюдений, в процессе бесед об увиденном, услышанным во время чтения художественных произведений. Работа проводилась не только на занятиях, но и на прогулках, экскурсиях, во время трудовых действий в уголке природы. Обращалось внимание детей на ежедневные изменения погоды, растений на участке, на поведение птиц, насекомых.

С неживой природой дети знакомятся преимущественно в процессе элементарных опытов, практической деятельности на прогулках.

Воспитание бережного отношения к объектам неживой природы, природным материалом и сделанными из них предметам на занятиях.

Во время занятий я старалась дать детям возможность высказать свои впечатления от проведённых опытов.

Как и в предыдущем этапе, я использовала разнообразные методы и приёмы на занятиях с детьми. Проводились беседы, рассказывание, показ иллюстраций и мультфильмов о животных и природе, делали зарисовки на различные темы. Познакомились с физической картой, условиями для обитания животных, произрастания растительности и т.д. Я старалась выработать у детей интерес и потребность показать природу и её явления. Много материала использовалось из энциклопедий  о природе, животных, их местах обитания, поведения. Рассматривали различные экосистемы мира.

Использование иллюстраций различных экосистем природы в своей работе позволило улучшить качество усвоения материала. Дети с интересом рассматривали иллюстрации, отмечали различия между обитателями экосистем.

Использовала также и схемы экосистем, в которых дети самостоятельно ”населяли” жителями водоёмы, живой изгороди, и т.д.

Все занятия можно разделить на несколько подгрупп: посвящённые неживой природе, о животных, о живой природе, о том, что помогает нам в жизни и т.д.

В своей работе я использовала большое количество игр. Это и дидактические игры, различные викторины, творческие, разгадывание кроссвордов и т.д.

III этап – Я хочу творить чудеса! Здесь название говорит само за себя. Дети очень любят экспериментировать, узнавать что-то новое. Мне бы хотелось, чтобы дети научились ухаживать за животными в уголке природы, домашними животными, за растениями на улице, вызываю у детей желание трудиться. Показываю детям, что чудо совершить легко. Достаточно только захотеть, сделать доброе дело; помочь маме в огороде, ухаживать за животными, наблюдать за природой и оно, чудо, не заставит себя ждать. Ведь как приятно наблюдать за ростком цветка, который сам посадил.

         Например, мы с детьми посадили семена редиса, ухаживали за ними, поливали. Дети наблюдали, как он растёт, радовались появлению каждого нового листочка. А когда он вырос, мы все вместе сделали из него салат и дети с удовольствием его съели. Вот такое маленькое чудо.

         Цель: Побудить у детей желание трудиться, ухаживать, заботиться о растениях, животных. Вызвать интерес к природе и природным явлениям, посредством наблюдений и проведение опытов. Развивать познавательный интерес.

         Задачи данного проекта:

·        формировать трудовые навыки и умения по уходу за комнатными растениями, домашними животными;

·        учить ухаживать за объектом Уголка природы;

·        учить заботиться о чистоте двора, участка детского сада, группы, города;

·        развивать интерес к экспериментированию;

·        учить наблюдать за изменениями (сезонными, природными, погодными) и явлениями природы.

На данном этапе дети в основном занимались практической деятельностью. Ухаживали за обитателями Уголка природы, цветами, выращивали рассаду овощных культур, проводили различные эксперименты, и т.д. Так, например, мы с детьми делали ёжика из опилок, а иголками ему служили проросшие семена газонной травы. Дети с удовольствием наблюдали как растут у ёжика ”иголки”. Выращивали на окне лук, редис, помидоры. Ребятишки не только наблюдали за аквариумными рыбками, но и принимали активное участие в замене воды, мытье аквариума. Наблюдая за явлениями природы дети пытались сами объяснить их происхождение, чем развивали не только воображение, но и логику, мышление.

         Я уверена, что ознакомление с природой помогает развитию познавательных способностей у детей. Дети дошкольного возраста с интересом воспринимают новую информацию.

         Общение ребёнка с объектом природы придаёт яркую эмоциональную окраску его повседневной жизни, обогащает его опыт познания других и самопознания, формируя сострадание к живому существу, вызывает желание заботиться о нём, приносит радость и восхищение от взаимодействия с природой, т.е. положительную мотивацию на отношение к природе.

         У детей должна сформироваться положительная позиция мировидения:

                                               Я

 

Добро                  Любовь              Терпение            Мир

Для развития познавательных способностей у детей, в моей группе создана развивающая среда, места для осуществления детской деятельности. Создан живой уголок, уголок природы и лаборатория природы.

         Я исхожу из того, что развивающей средой является такая среда, в которой ребёнок может свободно и самостоятельно действовать, задавать вопросы, и сам искать и находить на них ответы. Действуя самостоятельно, производя пробы-опыты поискового и подражательного характера, каждый ребёнок приобретает личный опыт, в основе которого лежит его активная субъективная позиция.

         Отправной точкой для самостоятельной деятельности в уголке природы являются сведения, полученные на занятиях или в совместной деятельности с взрослыми, которые дети «проверяют» в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок.

         Экспериментальная деятельность, решение проблемных ситуаций совершенствуют умение анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск её решения, делать выводы и аргументировать их.

Постоянные наблюдения и уход за растениями и животными воспитывают у детей гуманное отношение к природным объектам, основанное на знании особенностей их жизни и накоплении эмоционально-чувственного опыта общения с ними.

Каждый малыш, словно маленький росточек, тянется к познаниям и воспитатель, протянув руку помощи, должен помочь ему совершить эти открытия. Очень важно, чтобы ребёнок сам делал эти открытия, а воспитатель был только направляющим, и радовался вместе с ним.

         Детство – яркая и неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в дошкольном детстве происходят первоначальное становление личности, формирование индивидуальности ребёнка. Свою работу я строю в первую очередь на индивидуализации личности, потому что ребёнок, в первую очередь – личность.  Я стараюсь приобщать детей к добру, красоте, прекрасному.

Выбирая тему своего проекта, я ставила на первое место эти задачи. Ведь если ребёнок не научится  видеть прекрасное вокруг себя, то он вряд ли вырастит гуманным, экологически-грамотным человеком.

Девиз моего проекта совпадает с девизом программы «Детство» : «Чувствовать – Познавать - Творить».

Я думаю, что проблемы окружающей среды всегда актуальны, и много ещё не познанного, удивительного, что можно открывать вместе с детьми.

Этот проект способствует развитию познавательной активности, любознательности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн