Online video hd

Смотреть нежное видео

Официальный сайт aktuell 24/7/365

Смотреть видео бесплатно

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок здоровья

Данные об авторе
Автор(ы): 
Толстова Л.И.
Место работы, должность: 
МОУ Спасская ООШ Староюрьевского района Тамбовской области, учитель биологии
Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Биология
Предмет(ы): 
Валеология (здоровый образ жизни)
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Цель урока: 
Формирование культуры здоровья, профилактика и предупреждение простудных заболеваний
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учеников в классе: 
8
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебники биологии, раздаточные материалы 

Используемая методическая литература: 

Медицинские справочники, энциклопедии 

Используемое оборудование: 

персональный компьютер, видеопроектор 

Используемые ЦОР: 

 презентация к уроку

Краткое описание: 
Дети знакомятся с характеристикой простудных заболеваний, уясняют их причины, способы профилактики и лечения, получают представление о лечебном питании и его значении для укрепления иммунитета

ПЛАН – КОНСПЕКТ  ЗАНЯТИЯ

 

Тема:  Питание и простудные заболевания

                                                                      

Общая дидактическая цель занятия: создать условия для:                                         - изменения ошибочного представления участников образовательного процесса о гриппе и ОРВИ как обыденных и несерьезных заболеваниях;          - преодоления пренебрежительного отношения к простудным заболеваниям;                                                                                                                   - формирования элементарных знаний и навыков по осуществлению профилактических мероприятий, лечению заболеваний и ухода за больными, оказанию необходимой помощи ослабленному организму для восстановления после болезни при помощи правильно организованного питания.

 

Триединая дидактическая цель:

 

Образовательный аспект:

Формирование знаний о природе и опасности простудных заболеваний, механизме их распространения, симптомах заболеваний и возможных осложнениях; о рациональном питании, культуре здоровья и здорового образа жизни участников образовательного процесса на основе компетентностного подхода;    

Развивающий аспект: способствовать формированию и развитию ключевых социальных и предметных компетентностей обучающихся:

         1. Коммуникативной: умение работать в групповом режиме, владеть приемами публичных выступлений (монолог, суждение).

         2. Информационной: поиск нужной информации в источниках (рабочих карточках, пособиях) и передача её адекватно поставленным вопросам.

         3. Технологической: «укладывать» информацию в опорные схемы.

         4. Учебно-исследовательской: сравнивать, выделять понятия, давать определения, решать поставленные задачи (проблемы).

         5. Социальной: решать учебно-познавательные задачи совместно с коллегами (одноклассниками) и родителями.

         6. Рефлексивной: оценка актуальности и практической значимости изучаемого материала.

 

Воспитательный аспект: содействовать воспитанию ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей, формированию культуры здоровья и здорового образа жизни.

 

Тип урока: урок изучения нового материала, первичного закрепления знаний и способов деятельности.

Форма урока: комбинированный с элементами технологий ИКТ и КМЧП (частично поисковый, элементы технологии критического мышления)

Формы организации познавательной деятельности:

- фронтальная (общеклассная);

- групповая (парная);

- индивидуальная (самостоятельная)

 

Методы обучения, применяемые на занятии:

1. По источнику знаний:

- словесные: рассказ учителя, сообщения (ответы) учащихся;

- наглядные (рисунки, таблицы, схемы в рабочих карточках, презентация);

- практические (работа с источниками, заданиями)

2. По организации познавательной деятельности обучающихся:

- объяснительно-иллюстративный (рассказ учителя);

- частично-поисковый (поиск необходимой информации, выполнение заданий)

 

Используемые элементы педагогических технологий:

- КСО (коллективный способ обучения);

- УДЕ (укрупнение дидактических единиц);

- ИКТ (использование компьютерной презентации);

- уровневой дифференциации (задания разного уровня сложности);

 

Структура занятия:

 

1. Начало занятия. Организационный момент

11. Этап целеполагания и мотивации

111. Этап организации познавательной деятельности

1У. Этап первичного усвоения новой учебной информации

У. Этап систематизации знаний, умений и навыков (представление обучающимися результатов своей работы)

У1. Этап рефлексии

У11. Инструктаж выполнения домашнего задания

 

Вводимые и актуализируемые термины и понятия:

- грипп, ОРЗ, ОРВИ

- эпидемия, пандемия

- вирусы гриппа, парагриппа

- аденовирус, респираторно - синтициальный вирус, рео- и риновирусы

- рациональное питание , профилактическое питание

- лечебное питание, диета

Оборудование: компьютер, мультимедийный видеопроектор, проекционный экран, рабочие карточки – задания.                                                                            Дополнительные ресурсы к занятию: компьютерная презентация, дополнительные материалы, пособия  (памятки) для обучающихся и родителей

 

Ход занятия:

 

1. Начало занятия. Организационный момент

11. Этап целеполагания и мотивации

 

Слово учителя: «Тема занятия - «Питание и простудные заболевания».

Эти заболевания занимают первое место по частоте и количеству случаев в мире и составляют 95% всех инфекционных болезней. В России ежегодно регистрируют от 27,3 до 41,2 млн. заболевших гриппов и другими ОРВИ, тысячи людей умирают от осложнений вследствие перенесенных заболеваний.

         Тем не менее, большинство людей имеют очень смутное представление о природе простудных заболеваний, механизме их распространения, симптомах,  возможных последствиях и осложнениях. Нередки случаи, когда ваши родители не знают о мерах профилактики и правилах ухода за больными и не могут оказать своему ребенку необходимой помощи в преодолении болезни.        

         Пожалуй, нет ни одного человека, который хотя бы раз не страдал от обычной простуды. Но мало кто знает, что начинать бороться с простудным заболеванием нужно не с применения жаропонижающих средств и антибиотиков, а, как это ни покажется странным, с диеты, так как поглощаемая нами пища имеет одну (помимо всех прочих) особенность - стимулировать иммунную систему и повышать защитные силы организма. Единственное пожелание в период простуды - относиться к себе более бережно, нежели в обычные дни.

         На занятии мы постараемся получить необходимые знания о гриппе и ОРВИ, чтобы изменить халатное отношение к простуде; сформировать элементарные знания и навыки осуществления профилактических мероприятий, лечения и ухода за больными, оказания необходимой помощи ослабленному организму в восстановлении после болезни при помощи правильного питания».

 

111. Этап организации познавательной деятельности

Учитель: «В процессе занятия в течение 2-х уроков нам предстоит рассмотреть следующие вопросы нашей темы:

Ø     Что такое грипп и ОРВИ. (Слово учителя, демонстрация слайдов).

Ø     Вирус гриппа. (Работа в парах с карточками-заданиями).

Ø     Как происходит заражение (Слово учителя, демонстрация слайдов).

Ø     Симптомы гриппа. (Работа в парах с карточками-заданиями).

Ø     Осложнения и последствия гриппа. (Работа с карточками-заданиями).

Ø     Эпидемиология. Эпидемии и пандемии. (Работа с карточками-заданиями).

Ø     Разновидности гриппа. (Слово учителя, демонстрация слайдов).

Ø     Грипп и общество: социально-экономические последствия (Слово учителя).

Ø     «Острое респираторное заболевание» (ОРЗ) или «Острая респираторная вирусная инфекция» (ОРВИ). (Слово учителя, демонстрация слайдов).

Ø     Лечение и профилактика простудных заболеваний. (Работа в парах).

Ø     Комплексный подход к сохранению и укреплению здоровья(Слово учителя).

Ø     Профилактическая направленность питания детей. (Слово учителя)

Ø     Питание и здоровье ребенка. (Работа с карточками-заданиями)

Ø     Диета при простуде. (Слово учителя)

Ø     Лечебное питание. (Работа с карточками-заданиями)

Ø     Диетотерапия после гриппа и ОРВИ. (Работа с карточками-заданиями)

Часть вопросов мы рассмотрим в ходе совместной деятельности (рассказ и объяснение учителя, демонстрация слайдов презентации, ответы на вопросы обучающихся), а остальные вам предстоит изучить в процессе парной и самостоятельной работы с карточками-заданиями. По мере выполнения заданий каждая пара сдает карточку учителю и получает новое задание. После рассмотрения всех вопросов и выполнения заданий мы обсудим и оценим результаты нашей работы и рассмотрим задание на дом».

 

1У. Этап первичного усвоения новой учебной информации

Что такое грипп и ОРВИ. История гриппа

(Рассказ учителя, демонстрация слайдов презентации)

Грипп – (итал. influenza, лат. influentia, дословно — влияние) - острое инфекционное заболевание дыхательных путей, вызываемое вирусом гриппа. Входит в группу острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ). Это тяжелая вирусная инфекция, которая поражает мужчин, женщин и детей всех возрастов и национальностей. Заболевание гриппом сопровождает высокая смертность, особенно у маленьких детей и пожилых людей. Периодически распространяется в виде эпидемий и пандемий. В настоящее время выявлено более 2000 вариантов вируса гриппа, различающиеся между собой антигенным спектром. Эпидемии гриппа случаются каждый год обычно в холодное время года и поражают до 15% населения Земного шара. Человек проводит эти месяцы в недеятельном состоянии, страдая от лихорадки, общей разбитости, головной боли, отравления организма ядовитыми вирусными белками.

            Нередко словом «грипп» в обиходе также называют любое острое респираторное заболевание (ОРВИ), что ошибочно, так как кроме гриппа на сегодняшний день описано еще более 200 видов других респираторных вирусов (аденовирусы, риновирусы, респираторно-синцитиальные вирусы и др.), вызывающих гриппоподобные заболевания у человека.

            Термин "острое респираторное заболевание" (ОРЗ) или "острая респираторная вирусная инфекция" (ОРВИ) охватывает большое количество заболеваний, во многом похожих друг на друга. Основное их сходство состоит в том, что все они вызываются вирусами, проникающими в организм вместе с вдыхаемым воздухом через рот и носоглотку, а также в том, что все они характеризуются одним и тем же набором симптомов. У больного несколько дней отмечается повышенная температура тела, воспаленное горло, кашель и головная боль. Самым распространенным респираторным заболеванием является острый ринит (насморк); он вызывается целым рядом родственных вирусов, известных как риновирусы. При выздоровлении, все эти симптомы исчезают и не оставляют после себя никаких следов. Однако, было бы совершенно неправильным называть все ОРЗ и ОРВИ гриппом. Грипп вызывается непосредственно вирусом гриппа (Myxovirus influenzae, семейства ортомиксовирусов).

Грипп и ОРВИ постепенно подрывают сердечно-сосудистую систему, сокращая на несколько лет среднюю продолжительность жизни человека. При тяжелом течении гриппа часто возникают необратимые поражения сердечно-сосудистой системы, дыхательных органов, центральной нервной системы, провоцирующие заболевания сердца и сосудов, пневмонии, трахеобронхиты, менингоэнцефалиты.

История гриппа

Первые упоминания о гриппе были отмечены много веков назад - еще в 412 году до н.э. описание гриппоподобного заболевания было сделано Гиппократом. Также гриппоподобные вспышки были отмечены в 1173 году. Первая документально зафиксированная пандемия гриппа, случилась в 1580 году.

         В 1889-1891 гг. произошла пандемия, вызванная вирусом H3N2.

         Печально известная "Испанка", вызванная вирусом H1N1 произошла в 1918-1920 гг. Это самая сильная из известных пандемий, унесшая по самым скромным подсчетам более 20 млн. жизней. От "испанки" серьезно пострадало 20-40% населения земного шара. Смерть наступала крайне быстро. Человек мог быть еще абсолютно здоров утром, к полудню он заболевал и умирал к ночи. Те же, кто не умер в первые дни, часто умирали от осложнений, вызванных гриппом, например, пневмонии. Необычной особенностью "испанки" было то, что она часто поражала молодых людей (обычно от гриппа в первую очередь страдают дети и пожилые лица).

            Возбудитель заболевания, вирус гриппа, был открыт Richard Shope в 1931 году. Вирус гриппа А впервые был идентифицирован английскими вирусологами Smith, Andrews и Laidlaw (National Institute for Medical Research, Лондон) в 1933 году. Тремя годами позже Francis выделил вирус гриппа В.

         В 1940 году было сделано важное открытие - вирус гриппа может быть культивирован на куриных эмбрионах. Благодаря этому появились новые возможности для изучения вируса гриппа.

В 1947 году Тейлором был впервые выделен вирус гриппа С.

         В 1957-1958 гг. случилась пандемия, которая получила название "азиатский грипп", вызванная вирусом H2N2. Пандемия началась в феврале 1957 года на Дальнем Востоке и быстро распространилась по всему миру. Только в США во время этой пандемии скончалось более 70000 человек.

         В 1968-1969 гг. произошел средний по тяжести "Гонконгский грипп", вызванный вирусом H3N2. Пандемия началась в Гонконге в начале 1968 года. Наиболее часто от вируса страдали пожилые люди старше 65 летнего возраста. Всего число погибших от этой пандемии составило 33800 человек.

В 1977-1978 гг. произошла относительно легкая по степени тяжести пандемия, названная "русским" гриппом. Вирус гриппа (H1N1), вызвавший эту пандемию уже вызывал эпидемию в 50-х г. Поэтому в первую очередь пострадали лица, родившиеся позже.

            По поводу происхождения слова "инфлюэнца" (устаревшее название гриппа) существует несколько версий. По одной из них, оно родилось в Италии в середине 15 века, после серьезной эпидемии, которую приписывали воздействию  звезд (influence) . По другим гипотезам – это слово произошло от латинского "influere" (вторгаться) или от итальянского "influenza di freddo" (последствие охлаждения). Голландское слово "griep", которое применяют в разговорном языке подобно английскому "flu", происходит от французского "gripper" и является собирательным понятием, обозначающим большое число респираторных заболеваний, вызываемых более чем 100 вирусами, являющимися возбудителями инфекций верхних дыхательных путей. По другой версии, название болезни происходит от русского слова «хрип» — звуки, издаваемые больными. Во время Семилетней войны (1756—1763) это название распространилось в европейские языки, обозначая уже саму болезнь, а не отдельный симптом. Затем произошло вторичное заимствование в русский язык от французского «grippe».

            Существует также версии происхождения названия от какого-то насекомого «la Grippe», с которым связывали распространение болезни, а также от немецкого «greifen» или французского «agripper» — «жадно хватать, схватывать».

 

Вирус гриппа (работа в парах с карточками-заданиями)

 

Как происходит заражение. Рассказ учителя (демонстрация слайдов):

Вирус гриппа очень легко передается. Самый распространенный путь передачи инфекции - воздушно-капельный. Также возможен (хотя и более редок) и бытовой путь передачи - например, заражение через предметы обихода.

В течение суток через дыхательные пути человека проходит около 15 000 л. воздуха, микробное содержание которого фильтруется и оседает на поверхности эпителиальных клеток. Микробная контаминация воздуха приобретает опасность лишь при наличии в ней болезнетворных вирусов и бактерий, рассеиваемых больными и носителями респираторных инфекций.

Разброс аэрозольных частиц при чихании

     При кашле, чихании, разговоре из носоглотки больного или вирусоносителя выбрасываются частицы слюны, слизи, мокроты с болезнетворной микрофлорой, в том числе с вирусами гриппа. На короткий промежуток времени вокруг больного образуется зараженная зона с максимальной концентрацией аэрозольных частиц. Частицы размером более 100 мкм (крупнокапельная фаза) быстро оседают. Дальность их рассеивания обычно не превышает 2-3 м.

 

Степень концентрации вируса гриппа и длительность его пребывания во взвешенном состоянии в воздухе в первую очередь зависят от величины аэрозольных частиц. Последнее определяется силой и частотой физиологических актов - чихания, кашля, разговора. Эти данные наглядно подтверждают необходимость конкретной санитарной пропаганды соблюдения больными гриппом и другими ОРЗ элементарных гигиенических правил. Стоит убедить больного чихать с закрытым ртом, как количество выбрасываемых в воздух аэрозольных частиц может быть уменьшено в 10-70 раз, а значит снижена концентрация в воздушной среде вируса гриппа. Если учесть, что 80 % выбрасываемых при этом частиц размером свыше 100 мкм, значит они быстро будут оседать и иметь эпидемиологическое значение главным образом для лиц, находящихся в непосредственной близости от больного.

 

Количество и соотношение частиц бактериального аэрозоля при чихании и кашле

 

Физиологические акты

Количество образуемых частиц тыс.

Соотношение частиц. %

более 100 мкм

менее 100 мкм

Чиханье (сильное, с открытым ртом)

100-800

50

50

Чиханье (задержанное, с закрытым ртом)

10-15

80

20

Кашель средней силы

50—10

85-90

20-15

                                                                                                                                   После заражения вирусные частицы задерживаются на эпителии дыхательных путей. Обычно клетки слизистой оболочки носа, горла и респираторного тракта "выметают" вирусов, таким образом предотвращая инфекцию. Однако в некоторых случаях, частицы вируса попадают прямо в альвеолы, обходя первичные защитные механизмы организма.

            В дыхательных путях вирусы прикрепляются к клетке при помощи гемагглютинина. Фермент нейраминидаза разрушают клеточную мембрану слизистой и вирус проникает внутрь клетки путем клеточного включения (эндоцитоза). Затем вирусная РНК проникает в клеточное ядро, в клетке нарушаются процессы жизнедеятельности и она сама, используя собственные ресурсы, начинает производить вирусные белки. Одновременно происходит репликация вирусной РНК и сборка вирусных частиц. Новые вирусы высвобождаются (одновременно происходит разрушение клетки) и поражают другие клетки.

Схема взаимодействия вируса и клетки (демонстрация слайдов)

Размножение вирусов протекает с исключительно высокой скоростью: при попадании в верхние дыхательные пути одной вирусной частицы уже через 8 часов количество инфекционного потомства достигает 103, а концу первых суток -1023. Высочайшая скорость размножения вируса гриппа объясняет столь короткий инкубационный период -1-2 суток. Быстроте репродукции вируса благоприятствует распространение многих сотен вирионов, подготовленных лишь одной зараженной клеткой.

            В дальнейшем вирус попадает в кровь и разносится по всему организму. Активация вирусом всей системы протеолиза и повреждение клеток эндотелия капилляров приводит к повышенной проницаемости сосудов, кровоизлияниям и дополнительному повреждению внутренних органов.

 

Симптомы гриппа (работа в парах с карточками-заданиями).

 

Осложнения и последствия гриппа (работа в парах с карточками-заданиями).

 

Эпидемиология. Эпидемии и пандемии (работа в парах с карточками-заданиями).

 

Разновидности гриппа. Рассказ учителя, демонстрация слайдов

                                                                                                                                                               Козий грипп

В Нидерландах - тревога. Жители этой страны теперь опасаются не свиного, а козьего гриппа, который передается непосредственно от животного к человеку. По данным нидерландских СМИ, в маленькой стране новым недугом уже заболели более 2 тысяч человек, а шестеро — скончались. Правда, в Минздраве Нидерландов опровергают смертность непосредственно от «козьего гриппа», поскольку шестеро погибших страдали другими заболеваниями, которые обострились из-за инфекции. Министерства здравоохранения и сельского хозяйства требуют уничтожить десятки тысяч коз, инфицированных вирусом.

         Эпидемией козьего гриппа, рассказывает автор материала Хельмут Хетцель, охвачены в основном восточные и южные провинции, где на фермах содержится около 375 тыс. коз. Заразиться можно от молочной козы или овцы, прикасаясь к ним, их помету, съев мясо или выпив молока.

         Основные симптомы заболевания схожи с A/H1N1: ломота в суставах, сильная усталость и высокая температура.

         Из 350 козьих ферм в Нидерландах недуг обнаружен на 55. Власти страны распорядились уничтожить десятки тысяч коз и овец в пораженных регионах. Фермеры, чьи хозяйства пострадали, и люди, которые подхватили «козий грипп», обвинили власти в бездействии, а люди которых это не коснулось, думают о заговоре против отрасли.

Собачий грипп (H3N8) -  вирусная инфекция, передающаяся воздушно-капельным путем. Собачим гриппом болеют собаки. Заражения от собак людям или кошкам не выявлено. Эпидемия среди собак случилась в США в 2005 году.

 Кошачий грипп  -  вирусное заболевание кошек. Несмотря на название имеет качественно иную инфекционную природу чем остальные возбудители гриппа. Кошачий грипп вызывают главным образом два вируса: калици - вирус кошек и кошачий вирус герпеса.

Конский грипп — опасное вирусное заболевание, симптомами которого являются высокая температура, кашель и выделения из носа лошади. В 2007 году вспышка конского гриппа имела место в Монголии, где заразились 130 тысяч лошадей из них 118 околели. Вспышки конского гриппа имели место также в России и Австралии.

Свиной грипп подтип (H1N1)

«Свиной» грипп (англ. Swine flu) — условное название заболевания людей и животных, вызываемого штаммами вируса гриппа. Название широко распространялось в СМИ в начале 2009 года. Свиной грипп распространён среди домашних свиней в США, Мексике, Канаде, Южной Америке, Европе, Кении, материковом Китае, Тайване, Японии и других странах Азии. При этом вирус может циркулировать в среде людей, птиц и др. видов; этот процесс сопровождается его мутациями.

         Передача вируса от животного к человеку мало распространена и правильно приготовленная (термически обработанная) свинина не может быть источником заражения. Передаваясь от животного к человеку, вирус не всегда вызывает заболевание и часто выявляется только по наличию антител в крови человека. Случаи, когда передача вируса от животного к человеку приводит к заболеванию называют зоонозным свиным гриппом. Люди, работающие со свиньями, подвергаются риску заражения этим заболеванием, тем не менее с середины двадцатых годов 20 века (когда впервые стала возможной идентификация подтипов вируса гриппа) было зарегистрировано всего лишь около 50 таких случаев. Некоторые из штаммов, вызвавших заболевание у людей, приобрели способность передаваться от человека к человеку. Свиной грипп вызывает у человека симптомы, типичные для гриппа и ОРВИ. Вирус свиного гриппа передается как через непосредственный контакт с зараженными организмами, так и воздушно-капельным путем.

Птичий грипп (подтип H5N1)

Подтип H5N1 вируса гриппа A, известный как A(H5N1) и просто H5N1 — подтип вируса гриппа, который может вызвать заболевание как у людей, так и у многих других видов животных. Приспособленный к птицам штамм H5N1, названный HPAI A(H5N1) (HPAI — от англ. highly pathogenic avian influenza — высокопатогенный «птичий грипп»), общеизвестен под названием «птичий грипп». Это эндемик в большинстве птичьих популяций, особенно в Юго-Восточной Азии. Один из штаммов HPAI A(H5N1) распространяется по всему миру после первого появления в Азии. Этот штамм вызывает эпизоотию (эпидемия среди животных кроме человека), а затем и панзоотию (затронув животных множества видов на огромной территории), убивая десятки миллионов птиц. Большинство упоминаний о «птичьем гриппе» относятся как раз к этому штамму. HPAI A(H5N1) — птичье заболевание. Существуют некоторые данные о частных случаях передачи HPAI A(H5N1) от человека человеку. Наибольший фактор риска заражения — контакт с заражёнными птицами, но передача вируса от птиц человеку малоэффективна.

         В большинстве случаев те, кто заразился H5N1, находились в физическом контакте с птицами. Всё же, около 60 % известных случаев заражения людей современным азиатским штаммом HPAI A(H5N1) привели к их гибели, к тому же H5N1 может мутировать или реорганизоваться в штамм, способный передаваться от человека человеку.                                                                                              В 2003 году известный в мире вирусолог Роберт Вебстер опубликовал статью под названием «Мир качается на грани эпидемии, которая может уничтожить большую часть человеческой популяции» в журнале American Scientist. Он призвал к организации адекватных ресурсов для борьбы с тем, в чём он видел главную опасность для, возможно, миллиардов жизней. 29 сентября 2005 года, Дэвид Набарро, назначенный главным координатором по птичьему и человеческому гриппу Объединённых наций, предостерёг мир о том, что прорыв птичьего гриппа может уничтожить от 5-ти до 150-ти миллионов человек.

Из-за высокой летальности и вирулентности HPAI A(H5N1), его эпидемического проявления, большого и растущего множества носителей и значительных продолжающихся мутаций, H5N1 считается наиболее большой пандемической опасностью в наше время. Миллиарды долларов выделяются на его изучение и подготовку к возможной пандемии гриппа. Как минимум 12 компаний и 17 правительств разрабатывают вакцины против птичьего гриппа в 28 клинических учреждениях, что, если удастся, может обернуть смертельную инфекцию в менее опасную.

Симптомы у людей

В общем случае люди, заразившиеся адаптировавшимся к человеку вирусом гриппа А, обычно имели симптомы, включающие лихорадку, кашель, фарингит, мышечные боли, конъюнктивит и, в более тяжелых случаях, проблемы с дыханием и пневмонию с вероятностью смертельного исхода. В одном из случаев у мальчика с H5N1 первым симптомом была диарея; через короткий промежуток времени последовала кома. Респираторные симптомы подобные гриппу отсутствовали. Тяжесть заболевания в большинстве своём зависит от состояния иммунной системы больного и также от того, был ли он заражён штаммом до этого (в последнем случае человек практически невосприимчив к вирусу). Неизвестно будут ли эти или другие симптомы у гриппа H5N1 адаптированного к человеку.

Отчеты о высокопатогенном вирусе птичьего гриппа H5N1 говорят о высокой смертности среди людей. Данные ВОЗ показывают, что 60 % случаев с диагнозом H5N1 были смертельны. Необычно, что современный штамм H5N1 смертелен для многих видов, включающих домашних кошек, которые никогда ранее не были восприимчивы ни к одному из вирусов гриппа.

         Были проведены исследования уровня цитокинов у людей, заражённых вирусом гриппа H5N1. В частности, беспокойство вызывал фактор некроза опухоли - протеин связанный с разрушением тканей в областях инфекции, и увеличении выработки других цитокинов. Вызванное вирусом гриппа увеличение уровня цитокинов так же связано с симптомами, включающими лихорадку, озноб, рвоту и головные боли. Повреждение тканей связанных с патогенным вирусом гриппа может привести к смерти.

          По утверждению специалистов, этот грипп смешанного происхождения - птичьего, свиного и, как говорят, человечьего. Этот вирус напоминает вирус, который вызвал «испанку» восемнадцатого года. И поэтому к нему возник такой огромный интерес (заявление Олега Киселева, директора НИИ Гриппа).

 

 

Грипп и общество: социально-экономические последствия. Рассказ учителя, демонстрация слайдов презентации

 

Испанский грипп "Испанка"

Испанский грипп или "испанка" был, вероятней всего, самой страшной пандемией гриппа за всю историю человечества. В 1918—1919 годах (18 месяцев) во всем мире от испанки умерло приблизительно 50-100 млн человек или 2,7-5,3 % населения Земли. Было заражено около 500 млн человек, или 21,5 % населения планеты. Эпидемия началась в последние месяцы Первой мировой войны и быстро затмила это крупнейшее кровопролитие по масштабу жертв.

         Разновидность гриппа была H1N1. Эта разновидность гриппа похожа на современный новый грипп, H1N1. Своё название грипп приобрел из-за того, что Испания первой испытала сильную вспышку этой болезни. По другим источникам, место появления её точно установить пока невозможно, но, скорее всего, Испания не была первичным эпидемическим очагом. Название «испанка» появилось случайно. Так как военная цензура борющихся сторон во время первой мировой войны не допускала сообщений о начавшейся в армии и среди населения эпидемии, то первые известия о ней появились в печати в мае—июне 1918 г. в нейтральной Испании.

         Испанкой её начали называть участники мировой войны. Название болезни закрепилось в основном из-за газетной шумихи в Испании, так как Испания не участвовала в военных действиях, и на неё не распространялась военная цензура. В мае 1918 года в Испании было заражено 8 млн. людей или 39 % её населения (ей заразился, но выздоровел, и король Альфонс XIII). Многие жертвы гриппа были молодыми и здоровыми людьми возрастной группы 20-40 лет (обычно высокому риску подвержены только дети, люди преклонного возраста, беременные женщины и люди с некоторыми заболеваниями).

 

            Симптомы болезни: синий цвет лица — цианоз, пневмония, кровавый кашель. На более поздних стадиях болезни вирус вызывал внутрилегочное кровотечение, в результате которого больной захлебывался собственной кровью. Но в основном болезнь проходила без каких-либо симптомов. Некоторые зараженные умирали на следующий день после заражения.

         Распространение, масштабы смертности

В связи с техническим прогрессом (поезда, дирижабли, скоростные корабли) болезнь распространилась очень быстро по всей планете. В некоторых странах на целый год были закрыты публичные места, суды, школы, церкви, театры, кино. Иногда продавцы запрещали покупателям заходить в магазины. Заказы исполняли на улице. В некоторых странах был введен военный режим. В одном из городов США были запрещены рукопожатия. Единственным населённым местом, которое не подверглось пандемии, был остров Маражо в устье Амазонки в Бразилии. В Кейптауне машинист поезда заявил о смерти 6 пассажиров на участке всего в 5 км. В Барселоне ежедневно умирали 1200 человек. В Австралии врач насчитал за один час на одной только улице 26 похоронных процессий. Вымирали целые деревни от Аляски до Южной Африки. Были города, где не осталось ни одного здорового врача. Даже могильщиков не оставалось, для того, чтобы похоронить умерших. Выкапывали массовые могилы, используя при этом паровой экскаватор. Людей хоронили десятками без гроба и отпеваний. За первые 25 недель грипп убил 25 млн человек (СПИДу на это потребовалось 25 лет). Массовое перемещение войск стран-участниц Первой мировой войны привело к ускорению распространения гриппа.

Всего от «испанки» погибло 25 681 182 из 853 731 775 человек, что составляет 3% населения планеты.

В Гонконге в связи с угрозой эпидемии свиного гриппа с 1 мая 2009 года введен режим чрезвычайной ситуации. Гостиница, где остановилась заболевшая туристка, блокирована и оцеплена полицией

Профилактические мероприятия усилили социальную напряженность и вылились в Египте в небольшой крестьянский бунт, когда 3 мая 2009 года 300—400 «нехороших» свиноводов собрались на улицах Каирa, чтобы спасти от угрозы уничтожения своих кормильцев. Демонстранты бросали в полицейских камни и бутылки, поэтому спецподразделения полиции по борьбе с уличными беспорядками были вынуждены применить резиновые дубинки и слезоточивый газ, чтобы разогнать протестующих.

         Президент США Барак Обама 24 октября 2009 г. объявил чрезвычайное положение  в связи с гриппом А/H1N1. Как сообщают представители Белого дома, Обама подписал соответствующий акт, в котором говорится, что грипп А/H1N1 является национальной угрозой для США.

Ситуация на Украине (2009 год)

Государственный комитет ветеринарной медицины Украины 27 апреля 2009 года запретил ввозить живых свиней и свинину из США, Мексики, Новой Зеландии и Канады, отгруженных после 21 апреля 2009 года. Также Министерство здравоохранения создало штаб по предотвращению появления свиного гриппа (штамм Н1N1). 2 июня на Украине подтвержден первый случай заболевания свиным гриппом А (Н1N1) у 24-летнего гражданина Украины, который прибыл в Киев из США (транзитом через Париж).

         28 октября 2009 благодаря средствам массовой информации на западе Украины началась паника (среди людей распространяются слухи что люди массово умирают от неизвестной формы пневмонии) в аптеках закончились ватно-марлевые повязки, противовирусные средства.

         30 октября 2009 министр здравоохранения сообщил, что на Украине началась эпидемия калифорнийского гриппа A/H1N1. В тот же день премьер-министр Юлия  Тимошенко объявила о том, что в девяти областях на западе страны из-за распространения гриппа, в том числе «свиного», и ОРВИ на три недели введен запрет на проведение массовых мероприятий, на территории Украины все вузы и школы закрыты на карантин.

         По состоянию на 1 ноября, было госпитализировано 7 383 человека, из них подтверждённых случаев A/H1N1 - 14.

"Острое респираторное заболевание" (ОРЗ) или "Острая респираторная вирусная инфекция" (ОРВИ). Рассказ учителя, демонстрация слайдов

 

Острые респираторные заболевания (ОРЗ)  или острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ) - это большая группа острых инфекционных заболеваний, возбудители которых (вирусы, бактерии, хламидии, микоплазмы) проникают в организм через дыхательные пути, колонизируются и репродуцируются преимущественно в клетках слизистых оболочек респираторной системы, повреждают их, определяя тем самым возникновение основного симптома заболевания - синдрома поражения респираторного тракта.

         Ежегодно (по данным ВОЗ) инфекционными болезнями в мире заболевают 40 млн. человек, из них 90% приходится на грипп и ОРЗ. Каждый взрослый в среднем в течение года 2 раза болеет гриппом или другими ОРЗ, школьник - 3 раза, ребенок дошкольного возраста - 6 раз.

         В большинстве случаев источник инфекции - заболевший человек, основной путь передачи инфекции - воздушно-капельный. Характерна сезонность простудных заболеваний с выраженным пиком заболеваемости в осенне-зимний период. Повышают вероятность возникновения болезни вдыхание влажного холодного воздуха, иммунные и обменные нарушения в организме человека, неблагоприятные профессиональные факторы, алкоголизм и курение, неполноценное питание. Предполагают наличие конституциональной предрасположенности к "простудным" заболеваниям.

         Каждая из ОРЗ имеет отличительные черты в соответствии с тропностью тех или иных вирусов к дыхательной системе. Вирусы гриппа, РС - вирусы, аденовирусы могут поражать эпителий как верхних, так и нижних дыхательных путей с развитием бронхита, бронхиолита и синдромом обструкции нижних дыхательных путей, в то время как при риновирусной инфекции преимущественно страдает эпителий носовой полости, а при парагриппе - гортани.

         Поскольку до 90% ОРЗ вызваны респираторными вирусами, при отсутствии признаков бактериальной инфекции оправдан термин "острая респираторно-вирусная инфекция" и назначение противовирусной терапии.

Эпидемиология ОРЗ в России

         Большую работу по изучению этиологической структуры и контроль за распространением возбудителей ОРЗ в стране проводят Федеральный Центр по гриппу и ОРЗ (г. С.-Петербург и НИИ гриппа РАМН). Центр осуществляет методическое руководство более чем 50 республиканскими, краевыми и областными центрами по гриппу и ОРЗ, где постоянно проводятся серологическая диагностика ОРЗ, выделение возбудителей от больных, определение их видового состава и серотипа, наблюдается смена эпидемически актуальных вирусов в различные сезоны года, в разных климатогеографических зонах и в различных возрастных группах населения. Особенно интенсивно и широко эта работа проводилась в период 1975-1990 гг. К сожалению, за последние годы объем работ резко уменьшился.

            Возбудителями ОРВИ могут быть вирусы гриппа, парагриппа, аденовирус, респираторно-синтициальный, рео- и риновирусы. Большинство из названных возбудителей относится к РНК-содержащим вирусам, исключение составляет аденовирус, в вибрион которого входит ДНК. Длительно сохраняются в окружающей среде лишь рео- и аденовирусы, остальные быстро гибнут от воздействия температуры, УФ-лучей, обычных дезинфицирующих средств.

         Острые респираторные инфекции относятся к типичным человеческим (так называемым антропонозным) заболеваниям и поэтому единственным источником инфекции является больной или зараженный человек. Опасность таких источников инфекции во многом зависит от формы заболевания, стадии болезни, выраженности катаральных симптомов и степени контактов с больными. Человек с клинически выраженным ОРЗ любой этиологии является главным источником инфицирования окружающих. Как долго существует опасность заражения?

            Эпидемиологические данные, подтверждающие меру опасности лиц, как источников инфекции, в инкубационном периоде заболевания пока еще малочисленны, но достаточно высокий процент выделения возбудителей в этот период говорит сам за себя. Наивысший процент возбудителей, выделенных в остром периоде заболевания, подтверждает особую эпидемиологическую опасность таких больных, как источников заражения. Однако и после клинического выздоровления значительная часть (9-19%) переболевших (реконвалесцентов) продолжают оставаться потенциальным источником инфекции. С ними, в частности, связано возникновение 10% вспышек ОРЗ в детских коллективах. Инфекционный процесс при ОРЗ может протекать не только в клинически выраженной форме, но и бессимптомно, о чем специалисты узнают по 4- кратному и более приросту в сыворотке крови концентрации антител к данному возбудителю. И в этом случае вирусоносительство может быть длительным. Имеются данные о том, что у детей при бессимптомной форме PC- инфекции вирус выделялся трижды, а при аденовирусной инфекции - 5 раз в течение 25 дней.

            При эпидемической оценке опасности таких лиц, как источников инфекции, следует иметь в виду, что в связи с отсутствием клинических проявлений заболевания, в первую очередь катарального симптома (насморк, кашель, чиханье), распространение ими возбудителей в определенной мере ограниченно. С другой стороны, эти лица, как правило, не изолируются и, находясь постоянно в коллективах, обычно служат "безнадзорными" источниками инфекции в течение длительного времени, систематически обсеменяя возбудителем воздушную среду помещений.

         За последние годы многократно подтверждена возможность выделения возбудителей ОРЗ от совершенно здоровых лиц, что в каждом конкретном случае подтверждалось отсутствием у них прироста антител к этим возбудителям в сыворотке крови. Процент такого выделения возбудителей обычно невелик (для РС - вируса - 0,1-4%, вирусов парагриппа - 0,2-1,7%,  микоплазмы пневмонии - 2-3%), но не учитывать таких лиц, как источников инфекции, нельзя.

            Таким образом, результаты эпидемиологических и вирусологических исследований показывают, что лица, перенесшие парагришюзную, PC, аденовирусную и микоплазменную инфекции в клинически выраженной форме, могут быть источником инфекции в течение 3-4 недель, что необходимо учитывать при определении срока изоляции таких больных. По современным представлениям этот срок должен быть не менее 3 недель. Не менее важен постоянный контроль за выявлением лиц с бессимптомными формами ОРЗ и реконвалесцентами, которые также могут быть активными источниками инфекции. Поэтому при появлении случаев заболеваний ОРЗ в организованных коллективах или стационарах необходимо прекратить переводы детей из группы в группу (из класса в класс), из палаты в палату; закрепить обслуживающий персонал за определенными группами детей. При поступлении нового пополнения детей или замены персонала необходимо (строго обязательно!) провести диагностическое обследование "новичков" для наиболее раннего выявления носительства возбудителей респираторных инфекций. В настоящее время для этого более всего применим иммунофлюоресцентный метод экспресс-диагностики.

Механизм передачи возбудителя.

         В схематическом плане механизм передачи и распространения возбудителей ОРЗ через воздух представляется в следующем виде. В момент чиханья, кашля, разговора из носоглотки больного выбрасывается огромное количество частиц слюны и мокроты с заключенными в них возбудителями респираторных инфекций. Вокруг больного быстро образуется "зараженная зона" в виде своеобразного облака биологического аэрозоля. В зависимости от размера частиц, их физических и кинетических свойств формируются 4 фазы этого аэрозоля:

крупнокапельная (частицы размером 50-100 мкм); мелкокапельная (1-10 мкм); капельно-ядерная (1 мкм и меньше); фаза "бактериальной" пыли (1-100 мкм и больше).

Величина частиц бактериального аэрозоля в каждом конкретном случае определяет их способность проникать по системе дыхательных путей человека и в конечном счете локализацию и тяжесть инфекционного процесса. Выяснено, что частицы размером более 30 мкм в основном оседают на слизистой оболочке носоглотки, размером до 10 мкм проникают в бронхи, до 3 мкм - в альвеолы. Примерно 50% частиц размером менее 0,5 мкм выдыхаются обратно.

         Что касается длительности выживания и сроков сохранения жизнеспособности и патогенности, то они у большинства возбудителей ОРЗ примерно такие же, как и у вируса гриппа - от 1-8 ч до 1 недели и более, в зависимости от условий пребывания во внешней среде. Наиболее устойчивы из респираторных вирусов - аденовирусы. Они не теряют своей жизнеспособности и вирулентности при комнатной температуре в течение 10-14 дней.

            Наблюдения сотрудников лаборатории эпидемиологии НИИ гриппа РАМН за распространением PC-вируса и микоплазмы пневмонии подтвердили ведущее значение частиц крупнокапельной фазы в механизме передачи этих возбудителей. Так, в ближайшем (менее 3 м) окружении больного были инфицированы РС- вирусом 19,5% контактных, на расстоянии более 3 метров число инфицированных лиц снизилось более чем в 2 раза (8,5%). При микоплазме пневмонии эти показатели, соответственно, равнялись 21% и 11,2%.

         Наиболее контагиозна для детей младшего возраста РС-инфекция, при контакте с источником которой возникают заболевания у 34-36% детей. Контакт с больными микоплазменной инфекцией обычно приводит к заражению 25-27% контактировавших; при аденовирусной и парагриппозной инфекциях заражаются от 7 до 22% контактировавших детей. На степень контагиозности влияют исходный уровень защитных антител у контактирующих лиц, продолжительность контакта и расстояние от источника инфекции, а также число источников и фаза болезни ребенка - источника инфекции. Наблюдения в условиях детских больниц показали, что близкие контакты с больными ОРЗ приводят к возникновению внутрибольничных инфекций у 24-39% детей, при более отдаленных (более 3 м) контактах заболевают от 6 до 11% детей. При продолжительном контакте с источником инфекции (более 7 дней) возникали 26-38% внутрибольничных заражений, при менее длительном частота их снижалась до 9-18%. При увеличении в палате числа источников инфекции от 1 до 3 частота внутрибольничных заболеваний повышалась более чем в 2 раза.

         Многое здесь зависит и от дозы возбудителя: она и значительной степени определяет результат заражения, динамику развития заболевания, его тяжесть и продолжительность. Зарубежные специалисты в опытах на волонтерах выявили, например, что уменьшение максимальной заражающей дозы PC- вируса в 100 раз снижало вероятность инфицирования в 3 раза.

         Помимо воздушно-капельного механизма передачи возбудителей ОРЗ, являющегося безусловно ведущим, возможны и другие пути передачи и распространения этой группы инфекций. Например, при аденовирусной инфекции, возбудители которой размножаются в лимфоидной ткани глоточного кольца, в эпителии тонкой кишки, конъюнктиве и роговице глаз, заражение может происходить фекально-оральным путем и через отделяемое с конъюнктивы глаз при вспышках инфекционного конъюнктивита. Передача PC-вируса может происходить через руки при инфицировании отделяемым из носа больного его собственных пальцев; прикасаясь к ним, здоровый человек своими пальцами переносит PC-вирус к слизистым оболочкам своего носа и глаз. Имеются данные о передаче возбудителя микоплазмы пневмонии через посуду, которой пользовался больной с этой инфекцией.                                                                            В заключение отметим, что знание основ механизма передачи и распространения возбудителей ОРЗ в воздухе помещений позволяет методически обоснованно применять комплекс противоэпидемических и профилактических мероприятий в борьбе с инфекциями этой группы.

Характеристика вспышек ОРЗ

            Острые респираторные инфекции проявляются либо в виде отдельных (спорадических) заболеваний, либо в виде групповых (эпидемических) вспышек. Удельный вес групповых вспышек среди детей наиболее высок при PC - (67%) и аденовирусной (60%) инфекциях. При парагриппозной инфекции и микоплазме пневмонии соотношение спорадических заболеваний и групповых вспышек примерно равно (по 50%). Однако в разные годы это соотношение изменяется: отмечается либо повышение удельного веса групповых заболеваний до 65-70%, либо снижение уровня заболеваемости до 30-35%, что в основном связано с биологическими свойствами возбудителя, колебаниями уровня коллективного иммунитета, изменениями неспецифической резистентности (сопротивляемости) организма и другими факторами.

         Для риновирусной инфекции наиболее характерна высокая спорадическая заболеваемость. Эпидемиологические закономерности распространения этой инфекции пока изучены недостаточно. Большинство специалистов считают, что в силу невысокой заразительности большинства серотипов риновирусов групповые вспышки инфекции редки.

         Распространение КВЧ-инфекции в разные годы неодинаково. Высокая инфицированность обычно сохраняется в течение всего осенне-зимне-весеннего периодов. Замечено, что с цикличностью один раз в 3-5 лет на фоне сезонных подъемов заболеваемости более часто возникают эпидемические вспышки.

         Групповые вспышки, вызванные PC- вирусом, возникают ежегодно в зимне-весенние и осенние сезоны. Для инфекции характерны высокая контагиозность и быстрота распространения в организованных коллективах. Так, в группах детей до 1 года в течение первой недели заболевания в эпидемический процесс вовлекаются почти 100% детей; в группах детей более старшего возраста вспышки менее интенсивны по охвату (70-80%), но более продолжительны по времени (до 15 дней). Повторные контакты детей с PC- вирусом обычно снижают восприимчивость к этой инфекции. В одном из наблюдений были получены такие данные: при первом контакте были инфицированы 98% детей, при третьем контакте - около 60%. PC-вирус является главной причиной внутрибольничных заражений. В период эпидемической вспышки до 40% новорожденных, поступающих в больницы, по разным причинам могут приобрести внутрибольничную PC- инфекцию. Для нее характерно также развитие вспышек в семьях. По данным обследования в период эпидемических подъемов заболеваемости 36 семей, оказалось, что PC- вирус инфицировал 45% всех наблюдаемых семей. В 95% случаев инфекционный процесс протекал в клинически выраженной форме. Источником инфекции обычно служили взрослые вирусоносители, а также дети школьного возраста.

         Парагриппозная инфекция также характеризуется высокой контагиозностью: в процесс инфицирования обычно вовлекаются от 70 до 100% детей. В отличие от РС - инфекции эпидемический процесс при парагриппе развивается более медленно. Продолжительность развития вспышек в отдельных группах - от 12 до 18 дней, а во всем коллективе - 3-5 нед. Через 3-4 нед. после заражения у переболевших формируется достаточно прочный иммунитет. Поэтому при повторном заражении заболевания обычно протекают в более легкой форме. Так, при первичном инфицировании 3-м серотипом возбудителя парагриппа в детском саду тяжелые поражения нижних дыхательных путей (пневмонии, бронхиолиты) развивались у 7%, а при повторном заражении - у 1% детей.

         Вспышки аденовирусной инфекции могут возникать практически в течение всего года. Нередко отмечаются групповые заболевания, обусловленные не только эпидемическими серотипами, но и латентными типами аденовирусов. Характеризуются вспышки более медленным развитием, чем при PC- и парагриппозной инфекциях. По времени вспышки продолжаются от 18 до 32 дней. В детских яслях заражаются от 30 до 80% детей, в детских домах, школах - до 45%. Редко, но отмечаются случаи высокой интенсивности эпидемического процесса при аденовирусной инфекции, когда среди детей младшего школьного возраста (6-9 лет) заболевали 100%. Клиническая картина заболеваний в очагах аденовирусной инфекции обычно представлена различными формами и тяжестью инфекционного процесса - от легких форм (без лихорадки) до тяжелых пневмоний. В плавательных бассейнах и глазных клиниках нередко отмечаются случаи возникновения вспышек аденовирусной инфекции с поражением глаз (конъюнктивиты) и в виде диспепсических расстройств. Поэтому, при клинико-эпидемиологическом изучении вспышек кишечных инфекций среди детей, особенно раннего возраста, следует иметь в виду и аденовирусную их этиологию.

         Заболевания, вызываемые микоплазмой пневмонии, возникают практически в течение всего года, без выраженных сезонных колебаний. Однако групповые вспышки этой инфекции чаще всего приурочены к концу лета и началу осени. Начинаются вспышки, как правило, в закрытых коллективах с тесными и долговременными взаимными контактами; отличаются медленным распространением инфекции (от 2 до 11 месяцев), что объясняется их длительным инкубационным периодом (2-3 недель).

Лечение и профилактика простудных заболеваний (работа в парах с карточками-заданиями).

 

Комплексный подход к сохранению и укреплению здоровья.                         Слово учителя:

 

         «Девять десятых нашего счастья зависят от здоровья». (А. Шопенгауэр).

С этими словами немецкого философа Х1Х в. и сегодня не поспоришь. Особенно, если задуматься о том, как изменилась с тех пор наша жизнь, каким мобильным стал мир, сколько новых технологий появилось, каким воздухом мы дышим. Прибавим к этому неокрепший детский организм, нерациональное питание, длительное пребывание за телевизором и компьютером – и перед нами многочисленные отклонения в здоровье ребенка. 

         Проблема становилась настолько злободневной, что школы забеспокоились и начали пытаться менять ситуацию. На смену философии «уроки и знания» пришел другой подход – «уроки и сохранение здоровья», а вместе с ним и всевозможные программы здоровьесбережения.

 

         Федеральный компонент нового государственного общеобразовательного стандарта определил качественно новую личностно ориентированную модель школы, призванную обеспечить достижение основных целей, в т.ч. охрану и укрепление физического и психического здоровья.

 

         Целью нашей программы является создание школы содействия здоровью, обеспечивающей формирование здоровьесберегающего пространства (обеспечение всех возможностей школы для формирования духовно, психически и физически здоровой, социально-адаптивной, физически и творчески развитой личности). Достижение этой цели предусматривает решение следующих основных задач:

- формирование культуры здоровья и здорового образа жизни участников образовательного процесса на основе компетентностного подхода;

- создание и реализация программы непрерывного обучения здоровью (с дошкольного возраста и по 9 класс);

- реализация здоровьесберегающего подхода в моделировании образовательного процесса;

- повышение квалификации педагогических кадров в области организации здоровьесберегающего и здоровьеформирующего образовательного процесса;

- образовательно-просветительская деятельность.

 

         Основные направления профилактической работы

         Результаты медицинских осмотров свидетельствуют, что среди воспитанников дошкольного отделения и обучающихся  только 20% здоровых детей, 50% имеют функциональные отклонения и 30% - хронические заболевания.

 

         Сложившаяся ситуация требует комплексного подхода к профилактике и укреплению здоровья детей непосредственно в образовательном учреждении.

         Оздоровительное влияние оказывают такие факторы, как: гигиенически оптимальная окружающая среда, адекватный двигательный режим, сбалансированное питание, рациональный распорядок дня, здоровый образ жизни.

 

         Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия воспитанников и обучающихся является одной из наиболее актуальных проблем. В детском возрасте велика вероятность заражения инфекционными заболеваниями. Для детей (в силу незрелой или ослабленной иммунной системы) характерна высокая частота острых респираторных вирусных инфекционных болезней.

 

         Для профилактики заболеваний проводится комплекс мероприятий:

- своевременное выявление и изоляция больного ребенка, строгое соблюдение карантинных мероприятий;

- санитарно-гигиенические, дезинфекционные и др. мероприятия;

- вакцинопрофилактика (по эпидемиологическим показаниям ежегодно проводится вакцинопрофилактика гриппа);

- сбалансированное по макро- и микронутриентам питание.                       (Макронутриенты – белки, жиры и углеводы, необходимые человеку для обеспечения энергетических и иных потребностей организма; микронутриенты – витамины и минеральные вещества, которые не являются источниками энергии, но участвуют в усвоении пищи, регуляции функций, осуществлении процессов роста, адаптации и развития организма).

 

         Реализация профилактических мер осуществляется на основе принципов:

- комплексного подхода, предполагающего совместную работу всех участников образовательного процесса и медицинских работников;

- вовлечения родителей в процесс формирования культуры здоровья и здорового образа жизни ребенка;

- непрерывности профилактических мероприятий на протяжении всего периода пребывания детей в дошкольном отделении и в школе;

- интеграции программы профилактики в образовательный процесс.

 

         Правильно организованные профилактические мероприятия - действенные меры по охране здоровья, т.к. здоровье, обучение и воспитание – неотъемлемые части единого процесса формирования здоровой личности ребенка.

 

 

 

 

Профилактическая направленность питания воспитанников                                  и обучающихся. (Слово учителя)

 

«Если питаться неправильно, никакое лечение не поможет, а если правильно питаться, то и никакое лечение не понадобится».                                                                                (Старая аювердическая пословица).

Лечебное питание следует проводить только по предписанию врача. Воздействие лечебных диет основано на щадящем воздействии при тех или иных заболеваниях.

Механическое воздействие лечебной диеты - исключение грубой пищи, воздействующей на слизистую желудка и пищеварительного тракта.

Химическое - исключение раздражителей - резких приправ, сокогонных блюд.

Термическое - исключение исключение из рациона горячей и холодной пищи.

Пища для нас является источником работоспособности и здоровья. Здоровье это прежде всего когда внутренние процессы в организме находятся в равновесии с внешней средой. Нарушение этого равновесия приводит к болезни. Рациональное питание и здоровый образ жизни повышает сопротивляемость организма к различным агрессивным воздействиям окружающей среды.

         Лечебные диеты - неотъемлемая часть комплексной терапии многих заболеваний. Правильное лечебное питание может способствовать излечению или, по крайней мере, облегчению течения и предупреждения заболеваний. Все мы знаем о пользе правильного питания, но все равно употребляем не очень полезные для здоровья продукты - копчености, фастфуд и др.,  а ведь питаясь правильно многих болезней можно избежать.

         При многих заболеваниях существуют ограничения или даже полный запрет на потребление тех или иных продуктов, которые могут спровоцировать обострение  болезни. И напротив, некоторые продукты могут оказывать благоприятное воздействие на течение заболеваний. Правильно подобранное диетическое питание, поможет снизить количество принимаемых лекарств или почти отказаться от них, способно  усиливать или ослаблять действие лекарственных препаратов.

         Учитывая распространенность среди дошкольников и обучающихся функциональных нарушений желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), пониженных иммунобиологических возможностей, подверженность частным заражениям ОРВИ, питание детей должно носить профилактическую направленность:

- набор продуктов меню должен быть сбалансированным по содержанию макро- и микронутриентов;

- при составлении меню и приготовлении пищи должны соблюдаться принципы рационального щадящего питания с исключением из рациона продуктов и блюд, раздражающих ЖКТ ребенка;

- в питании детей целесообразно использовать продукты с повышенной биологической ценностью, а также продукты, обладающие свойствами благотворно влиять на здоровье, рост и развитие: пробиотики (биологически активные добавки к пище, в состав которых входят живые микроорганизмы, оказывающие нормализирующее воздействие на состав и биологическую активность микрофлоры ЖКТ); продукты, содержащие биологически активные добавки из группы нутрицевтиков (биологически активных добавок к пище - БАД, дополнительные источники белков, аминокислот, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ, пищевых волокон); продукты, обогащенные незаменимыми пищевыми веществами и витаминами.

         Роль витаминов исключительно велика. Они не только защищают нас от авитаминоза, но и непосредственно участвуют в процессе усвоения других питательных веществ, способствуют сопротивляемости организма различным заболеваниям, но особенно важна роль витаминов в формировании и развитии растущего детского организма. Дефицит витаминов отрицательно сказывается на здоровье, физическом развитии, способствует возникновению обменных нарушений и отражается на интеллектуальном развитии и когнитивных способностях детей. Наиболее эффективным, физиологичным и экономически доступным способом улучшения обеспеченности детей витаминами является включение в их рацион пищевых продуктов, обогащенных витаминами.

         При полноценном разнообразном питании с достаточным количеством свежих овощей и фруктов человек получает достаточное количество витаминов вместе с пищей. В питании ребенка необходимо контролировать количество съедаемой пищи и состав рациона. Вкусовые привычки, приобретенные в детстве, остаются с человеком на всю его жизнь, поэтому трудно переоценить важность этого фактора. Нет детей, которые с рождения обожали бы сладости, колу и чипсы, есть взрослые, которые их к этому приучили. Говоря о правильном питании, нельзя забывать об активных регуляторах обмена веществ - о витаминах, обязательно нужно вводить в ежедневный рацион ребенка продукты их содержащие.

         Необходимо оберегать детей от излишне калорийных продуктов, провоцирующих лишний вес. Лишний вес – это угроза заболевания и внешность, из-за которой ребенок станет предметом насмешек со стороны сверстников. Это комплекс неполноценности, который может сохраниться на всю жизнь. А виной всему будут любящие родители, приучившие свое чадо к потреблению таких вкусных и таких вредных для здоровья продуктов. Конфеты, булочки, пирожные в рационе ребенка должны быть лакомством, а не повседневной пищей.       Надо приучать детей есть ржаной (черный) хлеб и хлебные изделия с добавлением отрубей, так как именно в них содержится то количество витамина В, которое обеспечивает нормальную деятельность нервной системы, кишечника и других органов и систем маленького человека.

         Часто, особенно в весеннее время, дети становятся вялыми без причины или наоборот чересчур раздражительными, у них снижается работоспособность, повышается утомляемость, возникает неприятная сухость и шелушение кожи и т.д. Мы находим различные объяснения такому их состоянию, в то время как истинной причиной является несбалансированное питание и дефицит витаминов.

         Недостаточность витамина А проявляется в снижении зрения, особенно заметное в сумерках, сухости и шершавости кожи. Ребенка мучает сухость во рту и носовых ходах, ему бывает трудно дышать. Справиться с этими неприятными явлениями помогает увеличение в рационе таких продуктов питания, как печень, почки, яйца, сливки, сметана, творог, сливочное масло, морковь, зеленый лук, сладкий перец, щавель, шиповник и ягоды облепихи.

         Недостаточность витамина В-1 в детском организме характеризуется ломкостью ногтей, головными болями, разбитостью, мышечными болями, появлением у ребенка запоров.

         Появились трещины в уголках рта и на слизистой губ, плохо заживают ранки и порезы? – понижено количество витамина В-2 (рибофлавина). Этот витамин играет большую роль в регуляции обмена веществ (белковом, углеводном, жировом).

         Мало витамина В-5 (РР) – появились воспалительные изменения кожи и слизистых оболочек, снизился аппетит, нарушилась работа органов пищеварения. Витамины группы В содержатся в достаточном количестве в дрожжах, гречневой крупе, говяжьей печени, фасоли, зеленом горошке, тыкве, белокочанной капусте, пшеничной и ржаной муке.

         Недостаток в организме витамина С сопровождается кровоточивостью десен и расшатыванием зубов, ногти истончаются и становятся мягкими, ребенок чаще болеет простудными заболеваниями, у него появляется склонность к образованию кровоизлияний в кожу («синяков» даже при незначительных и порой совсем незаметных травмах), часто идет носом кровь. Витамин С содержится в картофеле, репчатом луке, свекле, моркови, огурцах, тыкве, арбузах, яблоках, лимонах, апельсинах, но особенно его много в шиповнике и черной смородине.

         Витамин Е (токоферол) влияет на тонус мускулатуры, участвует в обменных процессах белков, жиров, углеводов и микроэлементов (кальция, кобальта, цинка и др.). Содержится в печени, молочных продуктах (в основном в сливочном масле), свином сале, является жирорастворимым и не всасывается в кишечнике при отсутствии жиров в продуктах питания.

 

Таким образом, для правильного питания в пищевой рацион ребенка должен входить не только определенный набор белков, жиров и углеводов, но и полный комплект витаминов. Помните, что все полезное кажется непривлекательным и невкусным тому, у кого нет привычки это есть с детства.              Приучайтесь есть полезные продукты, которые будут способствовать прекрасному цвету кожных покровов, блеску волос и глаз, а также высокой работоспособности – как физической, так и умственной, - всему тому, что и является проявлением здоровья !

 

Питание и здоровье ребенка. (работа в парах с карточками-заданиями).

 

 

Диета при простуде. (Слово учителя)

 

         Начался простудный сезон с вечными соплями, мокрыми носовыми платками, сипящими голосами и заложенным горлом. Пожалуй, нет ни одного человека, который хотя бы раз не страдал от обычной простуды. Поэтому заложенный нос, першение в горле и разбитое состояние знакомы, наверное, каждому из нас не понаслышке. И хотя у каждого из нас есть свои привычные методы лечения ОРВИ, мало кто знает, что начинать бороться с простудным заболеванием нужно не с применения жаропонижающих средств и антибиотиков, а, как это ни покажется странным, с диеты.

         Да, да, именно с диеты. Потому как поглощаемая нами пища имеет одну (помимо всех прочих) особенность - стимулировать иммунную систему и повышать защитные силы организма. Единственное пожелание в период простуды - относиться к себе более бережно, нежели в обычные дни.

         Это значит, что питаться следует небольшими порциями, отдавая предпочтение дробленым продуктам. Именно поэтому всевозможные кашки, кисели и вегетарианские супчики для простуженного человека являются наиболее подходящей пищей. В то время, как жареное, соленое и острое способны еще больше раздражать воспаленную слизистую верхних дыхательных путей, усиливая ее отек. Так что с этими продуктами следует быть осторожнее.

         Помимо всего этого, следует непременно обращать внимание и на питательную ценность тех продуктов, которые употребляют заболевшие. И если учитывать тот факт, что простуда характерна именно для осенне-зимнего сезона, то ваш рацион должен просто изобиловать витаминами и микроэлементами. Для простуженного организма это очень важно.

Безусловно, что "живые" витамины прежде всего содержатся в свежих овощах и фруктах. Однако, далеко не все плоды следует включать в диету человека, заболевшего ОРВИ. Это напрямую касается, например, цитрусовых (лимоны, апельсины, грейпфруты), которые будут раздражать и без того нездоровую слизистую. С осторожностью следует относиться и к бананам, мякоть которых плохо поддается быстрому перевариванию, что создает организму дополнительную нагрузку. Желательно не баловать себя и виноградом, состоявшим практически из одной только глюкозы, что является благотворной почвой для размножения бактерий, которые очень любят сладкую среду обитания.

         Не нужно забывать и о так называемых витаминах "с грядки": моркови, капусте, картофеле, свекле и других. Заменить их в полной мере (хотя бы на период болезни) могут и замороженные овощи, которые практически полностью сохраняют вкус, цвет, а главное - питательные свойства свежих продуктов. Они уже мелко нашинкованы, да и варятся гораздо быстрее сырых овощей, что совсем не маловажно.

         Не обходите стороной и такие подручные средства, как лук и чеснок. Сдабривайте свою пищу небольшим количеством этих природных антибиотиков. Тем самым вы заметно приблизите себя к выздоровлению.

         Витамины витаминами, но не следует при этом игнорировать и питьевой режим. Простуженному человеку в обязательном порядке нужно употреблять как можно больше жидкости (не менее 2,5 литров в день), которая не только увлажняет слизистую верхних дыхательных путей, но и превосходно смывает с нее все вредные микроорганизмы, накапливающиеся там во время болезни. Важно помнить, что все напитки должны быть только щелочными или по крайней мере иметь нейтральную РH, потому как сильнокислая среда будет только усиливать размножение вредных микроорганизмов. Именно по этой причине в период простудного заболевания следует отказаться от газированных напитков, клюквенного морса, соков из цитрусовых и ананаса. Вместо них желательно употреблять простую воду, чай (кстати, сейчас в аптеках появилось великое множество уже готовых противопростудных чаев в комбинации с шалфеем, эхинацеей, листьев малины, солодки, мать-и-мачехи, душицы - стоит только кипяченой водой залить пакетик с травой и лекарство готово), какао, отвары лекарственных растений (отличным средством от простуды является настой из клевера, в который желательно добавить ложечку меда, который, в свою очередь, усилит лечебное действие клевера) и ягодные нектары.

         Желательно учитывать и температуру выпиваемой жидкости. Так, например, если при простуде болит горло, то ни в коем случае не следует заглушать боль кипятком. К воспаленной слизистой ротоглотки нужно относиться очень осторожно, поэтому лучше пить теплую жидкость. В том случае, если симптомами болезни являются озноб и насморк, тогда можно смело отдавать предпочтение горячему питью.

У «простудной» диеты есть свои правила:

1. Питаться следует небольшими порциями, отдавая предпочтение дробленым продуктам, а именно разнообразным кашкам, киселям и вегетарианским супчикам, потому как для простуженного человека именно они являются наиболее подходящей пищей.

2. Следует на время отказаться от жареного, соленого и острого, подобная пища способна раздражать и без того воспаленную слизистую оболочку верхних дыхательных путей, усиливая ее отек. Если отказаться не в силах, ведь не всегда мы болеем по будням, случается это и в праздники, то потребление этих продуктов нужно свести к минимуму.

3. Отказывая себе во многих радостях жизни, нужно помнить о питательной ценности продуктов. А так как простуда все же характерна для холодного времени года, то рацион заболевшего должен просто изобиловать витаминами и микроэлементами.

4. В первый день болезни можно вовсе не есть, обойтись одним питьем. Но при многих заболеваниях желудочно-кишечного тракта  необходимо принимать пищу каждые 2-3 часа.   В таком случае в 1-й день ОРВИ самая подходящая для вас пища - нежирный йогурт или запеченные фрукты.

5. На 2-3-й день самочувствие, как правило, улучшается и аппетит просыпается. Однако организм продолжает битву с вирусами, поэтому расходовать много сил на усвоение пищи ему нельзя. Меню на эти дни лучше составить из легкоусвояемых продуктов, исключив жареное, острое, маринованное, копченое.

6. Основу рациона должна составлять пища, богатая белком, так как он необходим для восстановления поврежденных вирусами клеток: это кисломолочные продукты, отварное или запеченное нежирное мясо и рыба. Если любите каши, отдайте предпочтение гречневой с молоком и овсянке. Хлеб лучше употреблять вчерашний, в идеале - слегка подсушенный в тостере. Те, кто не привык к такой «пресной» пище, рацион могут разнообразить соленым огурчиком, моченым яблочком, квашеной капустой.

 7. Если на фоне ОРВИ возникли осложнения, и врач прописал антибиотики, то, как бы вы себя плохо ни чувствовали, есть необходимо. Ведь антибиотики всегда принимают строго до еды или после. Это довольно сильные препараты, и их действие на желудочно-кишечный тракт смягчается пищей. В худшие дни осложнения лучше ограничиться кисломолочными продуктами 0,5-1%-ной жирности и отварными или тушеными овощами.

         В период лечения антибиотиками ежедневно на вашем столе должны быть кисломолочные продукты, обогащенные бифидокультурами. Это кефиры и йогурты, которые не проходят термообработку, и содержат живые йогуртовые культуры. Антибиотики агрессивно действуют на слизистую желудка и губят полезную флору кишечника, а бифидопродукты помогают справиться с этими проблемами. Окончив прием антибиотиков, не отказывайтесь от ежедневного приема бифидокефира (или йогурта) еще минимум недели три.

8. Принято считать, что при простудных заболеваниях нужно непременно принимать поливитамины. На самом деле особой нужды в них в этот период нет. Необходимое количество витамина С можно получить из чая с лимоном.

 

         Вот такие нехитрые премудрости, которые каждый из нас способен освоить самостоятельно на пути к скорейшему выздоровлению. Ведь согласитесь, мало кому из нас хочется болеть в преддверии новогодних праздников. Поэтому соберемся с силами и поборемся с болезнью.

 

 

Диетотерапия после гриппа и ОРВИ. (Работа в парах с карточками-заданиями)

 

 

У. Этап систематизации ЗУН: представление парами результатов работы, дополнения, обсуждение, самооценка, оценка учителя

 

У1. Этап рефлексии: эвристическая беседа, постановка вопросов - проблем, формулировка ответов – решений, работа с терминами, формулировка вывода

 

У11. Инструктаж выполнения домашнего задания:

 

         Для закрепления полученных знаний и развития компетентностей нам предстоит разработать практические рекомендации  в виде памятки для детей и родителей по теме «Простудные заболевания» («Берегись простуды!», «Как уберечь от простуды себя и своих близких», «Помоги себе сам» и т.д.).

  

         Структуру проекта памятки можно представить в виде логической цепочки ответов на следующие примерные вопросы:

 

Памятка 1

- Какие заболевания относятся к простудным?

- Как происходит заражение человека?

- Каковы симптомы (проявления) гриппа и ОРВИ?

- При появлении каких симптомов можно проводить самостоятельное лечение и когда необходимо обязательно обратиться к врачу?

- Какие средства можно применять для лечения без назначения врача?

- Какие меры профилактики и предупреждения заболеваний необходимо предпринять, чтобы исключить или уменьшить вероятность заражения?

- Как повысить защитные силы организма в борьбе с инфекциями?

        

Памятка 2

- Какие требования предъявляют Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН) к пищевым продуктам для питании школьников?

- На каких принципах разработано меню для питания детей в образовательных учреждениях?

- Какие недостатки культуры питания вы отмечаете у себя, своих родных?

- Что такое диеты, для кого и с какой целью они разработаны?

- Каковы общие правила правильного питания?

- Что такое профилактическое и лечебное питание?

- Как изменяется обмен веществ при инфекционных заболеваниях?

- На что направлено лечебное питание людей, перенесших заболевание?

- Почему в период выздоровления и после болезни необходимо употреблять много овощей и фруктов, ягод, зелени, отвар шиповника?

 

         Ваши проекты мы обобщим, оформим в виде рекомендаций для детей и взрослых, отпечатаем в виде листовок и доведем до сведения ваших родных и близких.

         Урок окончен. Всем спасибо за плодотворную работу.

Литература

 

1. Александрова В.Ю. Актуальные проблемы профилактики инфекционных заболеваний. – М., 1955.

2. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. – М., 1990.

3. Васильчиков В.А. Формирование ценности здоровья и здорового образа жизнедеятельности  учащихся. – Ханты-Мансийск, 2003.

4. Ваш ребенок: азбука здоровья и развития. – М., Вентана-Граф, 2003.

5. Здоровье. Учебно-методическое пособие для учителей 1-11 кл. под ред. Касаткина В.М. – М., 2001.

6. Кучма В.Р., Сердюковская Г.Н., Демин А.К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. – М., 2000.

7. Медицинское обслуживание и организация питания в ДОУ. № 0, март 2010.

8. Мерфи Ш. Здоровое питание помогает жить. – М., 1998.

9. Образование и здоровье. Сборник авторских школьных программ содействия здоровью. - Казань, 1999.

10. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы. – М., «Вако», 2008 (мастерская учителя).

11. Основы знаний по сохранению здоровья. – Новосибирск, 2000.

12. Педагогика здоровья. Под ред. Касаткина В.Н. Программа и методическое руководство для учителей начальной школы. М., Линка-Пресс, 1999.

13. Питание и Ваше здоровье. Программа пропаганды здорового образа жизни.

14. Полна энциклопедия детского здоровья. Издательство «Эксмо», 2002.

15. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. АРКТИ. Москва, 2003.

16. Современные технологии оздоровления детей и подростков в образовательных учреждениях. – М., 2002.

17. Формирование здорового образа жизни российских подростков. – М., 2002.

18. Энциклопедия для детей. Человек. Искусство быть здоровым. Изд-во «Аванта+», 2004.

19. Нормативные документы (СанПиН, методические рекомендации, приказы, федеральные и региональные программы модернизации образования и школьного питания)

20. Интернет-ресурсы.

 

»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео онлайн

Онлайн видео бесплатно