Официальный сайт медиатэк 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Род имён существительных. (1 урок-изучение нового знания)

Фото пользователя Татьяна Александровна Григорьева
Submitted by Татьяна Александровна Григорьева on Fri, 18/03/2011 - 15:24
Данные об авторе
Место работы, должность: 

МОУ "Гатчинская начальная общеобразовательная школа№5"

Регион: 
Ленинградская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
3 класс
Предмет(ы): 
Все предметы
Цель урока: 

Цель: научить учащихся определять род имён существительных. Задачи: 1. Развивать умение находить имена существительные, определять их род. 2. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать. 3. Учить распознавать род имён существительных по алгоритму. 4. Формировать универсальные учебные действия: работать с информацией, развивать умение слушать и слышать партнёра, уважать чужое мнение, формировать уважение к труду и его результату, умение самоконтроля и самооценки, умение ставить и решать учебные задачи. 5.Обогощать словарный запас учащихся. 6.Формирование интереса к изучению русского языка. 7.Совершенствовать навыки каллиграфии, санитарно-гигиенические навыки.

Тип урока: 
Урок закрепления знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
28
Используемые учебники и учебные пособия: 

учебник- по русскому языку Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева

Методические рекомендации к учебнику Е. В. Бунеева, М.А. Яковлева

 

Используемая методическая литература: 

Методические рекомендации к учебнику  Е. В. Бунеева, М.А. Яковлева

Используемое оборудование: 

слова  на  интерактивной доске, карточки для самостоятельной работы,  слова-подсказки, опорный план, веер с цифрами,  светофоры, толковый словарь Ожегова, предметные  картинки.     

Краткое описание: 
<p> урок изучения нового знания</p>

Ход урока.

 

 

1. Организация класса. 

2. Проблемная ситуация. (Слова записаны на интерактивной доске)

Работа в парах (обсуждение)

-Ребята, на доске у меня записаны слова, прочитайте их.

сестра                брат               колесо

тётя                    дядя               ведро

ночь                   дедушка        море

 кукла                стол                 горе    

- Чем похожи слова в этих столбиках? (имена существительные)

-Чем отличаются? (слова первого  и второго столбиков имеют одушевленные и неодушевлённые существительные, а слова третьего столбика – только неодушевлённые существительные)

  - Пропустите вниз одну строчку и запишите эти слова в тетрадь.

-Ребята, обычно вы сами выполняете группировку слов, а сегодня я сама для вас сгруппировала.

- Может быть  кто-нибудь из вас знает, почему я именно так выполнила группировку?

- Сегодня на уроке мы с вами будем открывать новое знание, что-то есть в этих словах, чего мы не знаем.

-Ребята, в русском  языке имена существительные   изменяются  по родам.

А может  кто-нибудь из вас  знает,  какие  есть рода  имён  существительных? (если дети затрудняются, говорю сама: имена  существительные бывают или мужского, или женского, или среднего рода, (вывешиваю на доску опорные слова: мужской род, женский род, средний род)

- С каким новым понятием будем знакомиться на уроке? (род)

- Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока? (род имён существительных, будем учиться различать род имён существительных).

-Ребята, какие у вас будут  предложения? (возникает затруднение)

-Хорошо вам трудно сказать, не хватает у вас знаний. Тогда я вам предлагаю вот что. ( Работа с ИКТ)

-Прочитайте, что это такое? (слова). Открываю   слова-подсказки: мой, моё, моя, он, она, оно.

-Теперь подумайте, смогут ли эти слова помочь найти ответ на вопрос нашего урока? (да)

-Что вы предлагаете, ребята? (эти слова надо подставить в каждый столбик)

-Давайте попробуем.

-Давайте попробуем поменять слова местами (смех детей).

-Ребята, вот что получается. Вы с детства говорите на русском языке и у вас не вызвало затруднение, когда вы выбирали слова, а вот иностранцы пока не узнают, что данное слово именно такого рода, могут сказать по-другому.

3. Работа над правилом (его алгоритмизация).

-Давайте попробуем сформулировать правило. Я предлагаю начать со слов: имена существительные бывают мужского, или женского, или среднего рода.

Если к именам существительным можно подставить слова она, моя, то это существительные какого рода? (женского). Обозначать будем так: ж.р.

Если к именам существительным можно подставить слова он, мой, то это существительные какого рода? (мужского). Обозначать будем так: м. р.

Если к именам существительным можно подставить слова оно, моё, то это существительные среднего рода. Будем обозначать так: ср. р.

-Запишите в тетрадь над каждым столбиком род имён существительных.

Попробуйте привести свои примеры с доказательством.

-Хорошо, а вот, посмотрите, что у меня в руках? (кофе), попробуйте определить род этого слова.

- Возьмите нужную карточку и покажите род. Ваши мнения разошлись, а как узнать, кто из вас, ребята прав?

-Куда же мы обращаемся, если не знаем, как писать слово? (к словарям).

-Оказывается,   ребята,  в русском языке есть такие имена существительные, у которых  не всегда можно определить род имён существительных с помощью слов- подсказок, тогда нужно обращаться к словарю,  он так и обозначается: м.р., ср.р.,  ж.р.

-Давайте обратимся к словарю и убедимся в этом сами, (работа со словарём Ожегова).

Так какого рода слово кофе? (мужского).  О таких словах мы с вами поговорим на следующем уроке.

-Ребята, есть ещё  один признак в русском языке, по которому можно определить род имён существительных. Может   быть   есть у вас какие- нибудь предложения? (затруднение).

-Тогда я вам предлагаю вот что.

-Возьмите карандаши и выделите окончания в этих словах. ( ИКТ один ученик работает за компьютером, остальные самостоятельно).

-Давайте посмотрим, какую закономерность увидели? (работа в парах, обсуждение) (имена существительные м.р. и ж.р. имеют одинаковые окончания  -а, -я,  ,

а имена существительные среднего рода- окончания – о, -е.

-Теперь давайте попробуем сами сформулировать всё  правило, чтобы по нему можно было определить что? (род имён существительных). Вывешиваю на доску план ответа:

 

 

Имена существительные бывают

Имеют окончания

Можно подставить слова

Приведи свой пример

 

-Давайте откроем учебники, сравним наше правило, с правилом в учебнике.

Прочитайте про себя, вслух.

-Отличается ли это правило от того, которое мы с вами вывели? (нет)

-Ребята, многие поэты, чтобы лучше запомнить некоторые понятия, придумывают стихотворения, вот и у нас в учебнике есть стихотворение, давайте его прочитаем.

-О чём автор не рассказала в стихотворении? (об окончаниях)

-Ну, наверное  не смогла  придумать рифму, может быть кто-нибудь из вас сочинит своё стихотворение и нам потом расскажет.

4. Первичное закрепление  изученного.

Откройте учебники и найдите упражнение № 234.

-Прочитайте слова упражнения.

- Какие слова непонятны?

-Посмотрите, какое есть интересное слово- полотно. Объясните значение этого слова, (заранее подготовленные дети объясняют значение слова и называют источник, где было найдено объяснение,   потом работаем со словарём Ожегова над его многозначностью). Показ  иллюстраций к 

слову -полотно.

Полотно       1) гладкая льняная или хлопчатобумажная ткань, выработанная

                           из основы одинаковой толщины и плотности.

                      2) лента, полоса в механизме.

                      3) картина, обычно на холсте.

                      4) дорожная насыпь, основание для верхнего покрытия дороги.

                       5) плоская тонкая часть режущего инструмента.

-Назовите синонимы к слову жилище (квартира, комната, дом)

-Ребята, а какое бы вы предложили задание к этому упражнению?

 ( предположения детей).

-А я предлагаю вам дополнить столбики, которые у нас есть этими словами.

Давайте попробуем поупражняться устно. На столе у вас лежат карточки: м.р., ж.р., ср.р.

Я говорю слово-песня. Как  вы будете рассуждать? Покажите нужную карточку.

Слова: конь, пальто, книга.

Итог: молодцы, теперь работайте самостоятельно, окончания выделяйте.

ж.р.                         м.р.                              ср.р.

свеча                      друг                             озеро

дочка                      взгляд                          ружьё

вьюга                      Андрюша                    полотно

                                кроссворд                   жилище

Проверка: дети выполняют  группировку у доски, распределяя карточки со словами, обратная связь с помощью веера, проверка окончаний на слух по рядам, самооценка учащихся.

-Возьмите веер, покажите цифрой, сколько слов записали в первый, второй, третий столбики.

Доказывай ….. по цепочке.

Итог: проверьте, у кого всё правильно, нарисуйте на полях солнышко.

          Оцените свою каллиграфию. За каждый параметр поставьте плюс.

5. Творческая работа учащихся. ( Ситуация выбора, карточка у каждого ученика, образец слов на интерактивной доске).

-На доске и на карточках записаны слова  м.р., ж.р., ср.р. У каждого слова есть своя буква. Сейчас, каждый из вас выберет слова только одного рода или мужского, или женского, или среднего рода и выпишет на карточку  буквы, которые стоят у этого слова и относятся к данному роду. Если сделаете всё правильно, то у вас получится слово.

Образец карточки:

 

Роза (у), поле (п), кот (м), тело (а), река (л), конь (о), болото (л), море (ь), ветка (и), гнездо (т), орёл (р), сова (ц), снег (о), мыло (о), одежда (а), урок (з).

 

Проверка: запишите на карточку  сокращённо  тот род, который выбрали.

М.р.- мороз

Ж.р.- улица

Ср.р.- пальто

-Что общего у этих слов? (это словарные слова, неодушевлённые  имена существительные)

-Кто увидел здесь закономерность? (если выбрал слово женского рода, то получилось слово женского рода)

6. Итог урока.

- Что нового узнали на уроке? (научились различать род имён существительных).

- А как вы поняли,  как определить род имени существительного? (опора на правило)

7. Рефлексия (дерево возможности)

 –Давайте посмотрим, какое сегодня дерево у нас получилось на уроке.

Красный листик - доволен собой

Жёлтый листик - допустил одну ошибку

Зелёный листик - надо постараться и успех придёт.

 

 

 

 


»  Размещено в сообществах:   
Сообщество учителей Гатчинского муниципального района

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн