Официальный сайт interaktiveboard 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Колесова А.М. Работа над исследовательскими проектами. Использование возможностей информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в исследовательской работе 

Автор: 
Колесова Анна Михайловна
Место работы: 
учитель математики и руководитель научного общества учащихся МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15» г. Калуги, педагог дополнительного образования МОУДОД «Центр дополнительного образования для детей» г. Калуги
Контакты: 

Статья посвящена организации учебно-исследовательской деятельности учащихся. Содержит план работы над исследовательскими проектами и методические рекомендации.

 

Работа над исследовательскими проектами. Использование возможностей информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в исследовательской работе               

 

Современная школа делает акцент не только на значение рациональных качеств, но и на развитие творческого потенциала. Сегодня обществу нужны не переполненные, а развитые умы. Ценятся не навыки, а способность обучаться, устанавливать связи, делать открытия. Возможностей в работе учителя над развитием творческих способностей учащихся много. Одна из них – в исследовательской  работе.

 

В МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15» г. Калуги накоплен интересный опыт организации исследовательской деятельности школьников. Педагоги, начиная с 1994 года, готовят учеников к участию в городских, областных и Российских научно-практических конференциях. В 2005 году создано школьное научное общество учащихся (ШНОУ) «Эврика», объединяющее юных исследователей.

 

«Говоря о проектной и исследовательской деятельности, хочется подчеркнуть, что очень многое в этой деятельности зависит от самого ученика. Да, учебно-познавательная деятельность рукотворна, она не может возникнуть до опыта, она зарождается и совершенствуется только благодаря деятельности учащегося». Но как организовать эту деятельность, чтобы она стала результативной и превратила проект в совершенный инструмент познания? Исследовательский проект – это деятельность учащегося, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов. По замечанию Марата Александровича Зиганова, доктора педагогических наук, этапы проектной деятельности не нужно придумывать. Они – суть реальных работ, которые выполняют ежедневно миллионы  людей: политики и домохозяйки, бизнесмены, продюсеры, руководители школьных мини-театров. «Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жёсткой алгоритмизации действий, не исключает творческого подхода, однако требует соблюдения логики и принципов проектной деятельности. В связи с этим невозможно разработать универсальные и конкретные рекомендации для осуществления любого проекта, так как содержание каждого проекта уникально. Поэтому, несмотря на то, что исследовательская деятельность имеет единую структуру, любое сопровождение проекта превращается для учителя-консультанта в своеобразный педагогический проект. Именно в процессе его реализации происходит повышение профессиональной компетентности педагогов, необходимой для эффективного консультирования учащихся. Педагог должен быть конгениален ученику в своём творческом настрое, желании разрешить проблему и  очаровании неизведанным».

Последовательность работы над исследовательским проектом

 

Этапы

Задачи

Комментарии, рекомендации

Организа-ционнный

Определение
темы и целей проекта

Название реферата, проекта должно отражать проблему, заявленную в нём, и соответствовать основному содержанию работы. При формулировке темы следует придерживаться правила: чем уже тема, тем больше слов содержится в заголовке. Одно - два слова свидетельствуют о расплывчатости, отсутствии конкретности в содержании, о том, что работа «обо всём и ни о чём»

Прогноз-
тический

Анализ проблемы.
Выдвижение и обоснование
гипотез. Планирование
выполнения
проекта

Нелегко ориентироваться в условиях задачи и выработать план действий. Поэтому на данном этапе ученику необходима помощь учителя в формулировании проблем и выдвижении гипотез.
Следует инициировать необходимость планирования работы

Практи-ческий

Обсуждение методов проверки принятых гипотез. Определение
возможных источников информации. Поиск необходимой информации, подтверждающей или опровергающей гипотезу

Желательно обеспечить консультирование учащихся необходимыми специалистами. Важно научить учащихся использовать традиционные источники (книги, энциклопедии, справочники и словари). Но не менее важно сформировать навыки работы с электронными энциклопедиями.
ИК - технологии  используются для доступа к информации, которая в ином случае может оказаться недоступной.
Актуальна и другая задача: сформировать у учащихся критическое отношение к найденной информации, научить проверять её достоверность, понимать уровень компетентности использованных источников, прежде чем воспользоваться информацией.
Использование ИКТ для организации и анализа информации эффективно. Хранение данных в электронной таблице или базе данных позволяет не только осуществлять централизованный сбор информации, но и даёт средства для управления данными и подготовки прогнозов на основе этих данных

Обобща-
ющий

Обобщение процесса и результатов реализации проекта. Оформление проекта

Необходимо соблюдать требования к оформлению работы, быть уверенным пользователем при работе с текстовым процессором MS WORD, библиографическое описание источников осуществлять в соответствии с установленными нормами. Описание электронного ресурса обязательно включает указание подробного электронного адреса

Презента-
ционный

 

 

 

Представление результатов проектирования

 

 

Автор работы должен уметь вести дискуссию по теме своей работы, обладать достаточной культурой речи и соблюдать принцип наглядности, иллюстративности. И поможет в этом работа с программой подготовки презентации POWER POINT. Используйте 3-4 слайда для выражения результатов ваших исследований по выбранной теме.
1 слайд – визитная карточка, на которой указаны Ф.И. автора, образовательное учреждение, класс, название конференции, секции, работы, Ф.И.О., место работы, должность научного руководителя.
2-3 слайды содержат тезисы, отражают этапы работы.
На 4 слайде сформулируйте выводы, приведите результат. Оживите вашу презентацию!

 

С целью подведения итогов исследовательской работы школьников и обмена опытом в школе ежегодно проходит научно-практическая  конференция, начиная с 2005 года с применением ИКТ. Благодаря новой технике появилась возможность проводить конференцию так, чтобы она стала интересной, создавала хорошее настроение, была ёмкой по занимаемому времени и вписалась в учебный процесс. В целях стимулирования учебно-исследовательской работы обучающихся вводятся почетные ученые звания с вручением соответствующих удостоверений: исследователь, бакалавр, магистр.  Почетное ученое звание «исследователь» присваивается всем членам ШНОУ. Почетное звание «бакалавр» присваивается лауреатам и победителям городских и областных научных конференций, конкурсов. Почетное звание «магистр» присваивается многократным лауреатам и победителям городских и областных научных форумов, а также победителям российских и международных научных чтений.

Мы гордимся нашими учениками, радуемся вместе с ними и понимаем, что за их успехами скрывается огромный наш труд, много «подводных камней» в этой работе. Но она будет продолжаться, ибо не вызывают сомнений слова Ж. Ж. Руссо: «кто думал, тот всегда будет думать, и ум, раз попробовавший мыслить, не может остаться в покое».

Воровщиков С.Г. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать: Управленческий аспект: Страницы, написанные консультантом по управлению и директором школы. – 2-е изд. – М.: 5 за знания, 2007. – С. 233.

Там же. – С. 234.

Там же. – С. 283 – 284.

Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. – М.: Мысль, 1984. – С. 310.


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Редактор журнала

Фото пользователя Екатерина Викторовна Якушина
Екатерина Викторовна Якушина

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн