Официальный сайт 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Тарасова Е.А., Шереметьева Т. Г. Система работы с учащимися высоких интеллектуальных способностей в рамках подготовки к итоговой аттестации

Автор: 
Тарасова Елена Алексеевна Шереметьева Татьяна Григорьевна
Место работы: 
Учителя высшей категории МОУ гимназия №10, г. Челябинск

 

Система  работы с учащимися высоких интеллектуальных способностей в рамках подготовки к итоговой аттестации

 

При традиционном обучении в рамках урока нет возможности полностью использовать индивидуальные особенности учащихся и очень часто одаренный ребенок оказывается вне поля зрения.   И постепенно любознательность, познавательная активность и познавательные потребности  могут угаснуть.

 

Поэтому выявление одаренных детей мы начинаем уже в начальной школе. В нашей гимназии в течение нескольких лет проходит  эксперимент по работе учителей-предметников в 4 классе. Выявление одаренных детей мы начинаем уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие становятся одним из важнейших видов деятельности кафедры.


В процессе учебной деятельности выявляются учащиеся, которые:

  • имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности,  восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
  • имеют доминирующую активную познавательную потребность;
  • испытывают радость от добывания знаний, от умственного труда.

 

Появление таких учащихся в классе – большая удача и большая ответственность учителя.  В дальнейшем можно условно среди одаренных детей выделить три категории:

  • учащиеся с необыкновенно высоким общим уровнем развития при равных условиях обучения чаще всего встречаются в младшем школьном возрасте ( 4класс);
  • учащиеся с признаками специальной умственной одаренности в определенных областях наук в подростковом возрасте;
  • учащиеся, не достигающие по каким – либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, незаурядными умственными резервами ( чаще встречаются  в старших классах).

 

Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от организации этой работы на начальном этапе.  

 

Учащиеся 4 класса охотно сотрудничают с учителем. Творческий потенциал ребенка может получить развитие в различных областях, но наиболее естественно, сообразно самой природе деятельности – в области художественного развития. Учитывая данные возрастные особенности младших школьников учителя математики  включают в уроки игровые моменты, привлекают сказочных персонажей, разыгрывают сценки, активизируя познавательный интерес учащихся. На этом же этапе учащиеся,  принимая участие в предметных олимпиадах, проявляют свои способности  к изучению предмета.

 

Цель работы учителя с учащимися 5-9 классов:  создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачек в развитии их способностей. На этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную. В течении нескольких лет кафедральная работа по развитию познавательного интереса учащихся проходит в виде научно-практической конференции учащихся, которая носит пропедевтический характер. С помощью учащихся старших классов мы помогаем ребятам подготовиться к изучению новых тем в математики. Учитывая специфику нашей гимназии, используем творческие возможности учащихся, показывая  связь математики и искусства. Для учащихся среднего звена необходим постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают интеллектуальные усилия.

 

Работа учителей с учащимися высоких интеллектуальных способностей продолжается весь период обучения в основной школе. Прежде всего  важно изучить индивидуальные особенности учащихся.  В дальнейшем строим работу в трех направлениях:

 

Разноуровневый подход – используем разноуровневые задания ( обучающего и контролирующего характера);
I уровень – задания на воспроизведение учащимися знаний;
II уровень – задания на применение знаний и умений по образцу в повторяющейся учебной ситуации;
III  уровень – задания на творческое применение знаний и умений в новой учебной ситуации.
Используем разноуровневые задания не только на уроках, но и в виде домашнего задания.

Обучение самостоятельной работе – учим работать самостоятельно с учебником, с дополнительной литературой.

Обучение исследовательской работе, методу проектов – используем задачи с элементами исследования, развивающие задачи ( такие задания можно предлагать как дополнительные всему классу, но для одаренных учащихся их необходимо вводить);
- используем метод проектов – выбор темы проекта должен быть полезен участникам проекта, тема должна быть им интересна, доступна, должна соответствовать возрастным особенностям;
- анализ информации – учим анализировать, выделять главное, исключать второстепенное;
- защита проекта ( в ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, учится доказывать свою точку зрения).

 

В старшей школе проходит этап формирования, углубления и развития способностей учащихся.
Формируются новые принципы организации образовательного пространства:

  • индивидуализированные формы учебной деятельности: заочная школа при ВЗМШ МЦНО, работа по индивидуальным программам, заочные курсы;
  • выработка проектно-исследовательских навыков (проектная методика);
  • самоопределение старшеклассников в отношении профилирующего направления собственной деятельности.

Работа с одаренными учащимися дает им возможность проявить свои способности на предметных олимпиадах различных уровней и  подготовиться к сдаче ГИА и ЕГЭ.

 

Для целенаправленной подготовки учащихся к участию в олимпиаде, итоговой аттестации  большую роль необходимо отвести  индивидуальной работе. Дополнительные возможности для индивидуальной работы с учащимися, в том числе и с одарёнными учащимися, представляет использование информационных технологий на уроке и во внеурочное время. Использование готовых ресурсов на СД-дисках, а также разработанных самим учителем или учащимися ( на кафедре создан банк презентаций  с 5-11 класс), позволяет учащимся работать в оптимальном режиме, выполнять задания различного уровня сложности, включая развивающие и исследовательские. При этом своевременно осуществляется контроль. Еще большие возможности для повышения математической подготовки учащихся  предоставляет  Интернет.

Подводя итог вышесказанному можно выделить следующие задачи работы с учащимися высоких интеллектуальных способностей:

  • знакомство педагогов с психологическими особенностями и методическими приемами работы с одаренными детьми;
  • обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование;
  • накопление библиотечного фонда по данному вопросу;
  • знакомство с приемами педагогического наблюдения, диагностики;
  • проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад;
  • отбор методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности и творчества;
  • предоставление возможности учащимся совершенствовать способности через самостоятельную работу.

 

Принципы работы с учащимися высоких интеллектуальных способностей:
Индивидуализация обучения  (наличие индивидуального плана обучения учащихся – высший уровень).
Принцип опережающего обучения.
Принцип комфортности в любой деятельности.
Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся.
Возрастание роли внеурочной  деятельности.
Принцип развивающего обучения.
Принцип добровольности.

 

Учитывая специфику нашей гимназии, у нас не так много учащихся, способные показать наилучшие результаты на олимпиадах, при выполнении заданий ГИА, ЕГЭ. Но они есть и учителя работают над сохранением и развитием способностей учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма №1                      Результаты муниципального этапа
                  всероссийской олимпиады школьников
                                     по математике 
        ( 2008-2009 уч. г.,2009-2010 уч. г., 2010-2011 уч. г.)

 


 

Сахненко Александр – призер областного этапа всероссийской олимпиады в 2008-2009уч.г., 2010-2011 уч.г.

 

 

 

Диаграмма №2
 

Высший балл, полученный учащимися 11 класса на ЕГЭ


 

 

При всех существующих трудностях в системе общего среднего образования сегодня открываются новые возможности для развития учащегося, и одаренного в частности. Программа развития нашей гимназии предусматривает целенаправленную работу с учащимися высокого интеллектуального уровня, начиная с начальной школы и до сдачи ЕГЭ.
 

 

 

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Редактор журнала

Фото пользователя Екатерина Викторовна Якушина
Екатерина Викторовна Якушина
Глобальная школьная лаборатория

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн