Официальный сайт toppromotion 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Личностно – ориентированное обучение при изучении химии

Submitted by Лилия Салмиярова on Tue, 12/04/2011 - 08:42
Данные об авторе
Автор(ы): 
Л.М. Салмиярова
Место работы, должность: 

Преподаватель химии ГОУНПО ПЛ№ 133

Регион: 
Республика Башкортостан
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Химия
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
рекомендации (советы) по обучению и воспитанию
Краткое описание ресурса: 
<p> &nbsp;</p> <p> <strong>Содержание:</strong></p> <p> &nbsp;</p> <p> 1. Введение.</p> <p> 2. Личностно-ориентированные технологии&nbsp;обучения.</p> <p> 3. Использование личностно-ориентированного обучения на уроках химии.</p> <p> &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; <strong>3.1.Проблемное обучение</strong></p> <p style="margin-left:35.4pt;"> 3.2. Технология проектного метода</p> <p style="margin-left:35.4pt;"> <strong>3.3. Информационно-коммуникационные технологии</strong></p> <p style="margin-left:35.4pt;"> 3.4. Игровые технологии</p> <p style="margin-left:35.4pt;"> 3.5. Технология уровневой дифференциации</p> <p style="margin-left:34.8pt;"> 5. Результативность использования современных образовательных технологий</p> <p> 4. Заключение.</p> <p> 5. Литература.</p>

 

Личностно – ориентированное обучение  при изучении химии

 

Содержание:

 

1. Введение.

2. Личностно-ориентированные технологии обучения.

3. Использование личностно-ориентированного обучения на уроках химии.

            3.1.Проблемное обучение

3.2. Технология проектного метода

3.3. Информационно-коммуникационные технологии

3.4. Игровые технологии

3.5. Технология уровневой дифференциации

5. Результативность использования современных образовательных технологий

4. Заключение.

5. Литература.

 

 

1. Введение

В настоящее время в образовании необходимо не только учитывать индивидуально-личностную природу обучаемого, его потребностей, интересов, но и создавать в обучении условия для его самоопределения и самореализации как личности. При этом изменяется и сам характер организации учебного процесса: он строится как совместная поисковая деятельность учителя и ученика, направленная на постижение последним тайн изучаемой науки в процессе решения им цепи учебных проблем. Цель обучения – полноценное развитие и самореализация обучающегося на основе овладения им навыков творческой и коммуникативной деятельности, элементами творческого мышления и системой ценностных отношений.

Современная педагогика все чаще обращается к ребенку как субъекту учебной деятельности, как к личности, стремящейся к самоопределению и к самореализации. Своеобразие парадигмы целей личностно-ориентированных технологий заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование, ее развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями.

2. Личностно-ориентированные технологии обучения

Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка.

Личностно-ориентированное обучение - способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учёт возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.

Цель такого обучения- создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учета и развития индивидуальных особенностей школьников.

Организация личностно ориентированного урока- Основной замысел личностно ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъектного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием и перевести в соответсвующее научное содержание («окультурить»).

Учитель на уроке помогает преодолеть ограниченность его субъектного опыта, существующего часто в виде разрозненных представлений, относящихся к различным областям знания, переводя этот опыт на научно значимые образцы.

3. Использование личностно-ориентированного обучения на уроках химии.

В образовательном процессе по химии для развития интеллектуальных умений обучающихся я использую некоторые элементы современных педагогических технологий (проблемное обучение, проектное обучение,   компьютерные технологии и др.).

3.1.Проблемное обучение

Состоит в создании проблемных си­туаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами и явлениями их сущность, управляющие ими зако­номерности. Логика учебного процесса такова: если в начале урока, предположим, поставлена проблема, а последующий ход урока будет направлен на её разрешение, то учителю и учащимся периодически придётся возвращаться к началу урока, к то­му, как она была поставлена.

Практически каждый урок начинается с постановки проблемного вопроса, например, тема   «Теория  строения органических соединений»: после демонстрации плакатов «Ведущие теории хи­мии» ставится проблемный воп­рос: что общего в открытии, становлении и развитии этих теорий? Ответить на этот вопрос обучающиеся смогут в конце урока, изучив новый мате­риал.

Мысленный проблемный эксперимент

Проблемное решение задач, например, даются задания: определите растворы веществ: глюкоза, фенол, уксусная кислота; получите из мыла стеариновую кислоту.

Использование исторического материала служит активизации мыслительной деятельности учащихся. При изучении  темы «Сахароза» можно использовать следующий занимательный материал.

В Европе было время, когда сахар считали дорогим лекарством и покупали в аптеках. Так было еще довольно долго после того, как немецкий химик Андреас Сигизмунд Маргграф выделил первый «европейский» сахар из сахарной свеклы. А дата этого события— 1747 год.

Совершенно неоспоримо, что в воспитательных целях нужно отбирать материал, обладающий как познавательной, так и художественной ценностью.

Тема «Металлы».Объясните с точки зрения химика фрагмент стихотворения А. Ахматовой.

 …Ржавеет золото и истлевает сталь,

Крошится мрамор. К смерти всё готово.

Всего прочнее на земле печаль

И долговечней царственное слово...

(Золото не ржавеет, не коррозирует, но разница в динамике разрушения стали и мрамора подмечена точно).

Задания для организации познавательной деятельности обучающихся направлены на обеспечение целостного процесса изучения предмета. Они различны не только по форме предъявления, но и по характеру познавательной деятельности, осуществляе­мой учащимися при их выполнении. Например, по теме «Электролитическая диссоциация» на основе анализа фактов, предложенных в заданиях, обучающиеся строят умозаключения и конкретизируют понятия.

Среди средств, направленных на установление связи химии с другими науками, теории с практикой, на ознакомление с проблемами охраны окружающей среды и расширение круго­зора обучаемых, ведущее место занимают расчетные задачи.

Для развития монологической речи обучающихся служат задания, при выполнении которых требуется использовать учебные приемы: ответы на вопросы, обоснование утверждений, комментирование опорных сигна­лов, схем, таблиц и др.

Эксперимент дает возможность не только устанавливать новые факты, но также исправлять ошибки в знаниях обучающихся, а также подводить их к выводам обобщающего характера. Проблемный эксперимент может применяться на разных этапах учебного познания. Форма проведения эксперимента может быть разной: демонстрационный эксперимент, лабораторный опыт, практическая работа. В лабораторных работах создаются различные проблемные ситуации: как узнать, что йогурт содержит крахмал? Как распознать натуральный и искусственный шелк?  Почему мыло, попавшее на слизистую оболочку глаз, вызывает жжение? Как доказать, что в белом хлебе и картофеле есть крахмал?

3.2. Технология проектного метода

Эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Этот вид требует дополнительного учебного времени и выполняется в основном во внеурочной деятельности. Обучающимися лицея под моим руководством проводятся различные исследовательские проекты, например, работы:

«Развитие экологического направления социальной деятельности Профессионального лицея № 133». Дмитриева Г., Иванова Е., гр. 11;

«Природоохранная деятельность на предприятиях торговли и питания». Юсупова Е., Якушова Н., гр. 4;

«Башкирская металлургия на защите Отечества». Лепихина И., гр. 9.

Обработка данных химического эксперимента с использованием цифровой фото- и видеотехники. Съемка учителем или учениками различных сюжетов, включающих химический эксперимент, дает возможность получать видеофрагменты, фотографии, проводить быструю обработку полученной информации.  Демонстрация на экране отснятого и увеличенного изображения позволяет ученикам более точную информацию, как об устройстве прибора, так и о ходе эксперимента. Такое использование мультимедиа по­лезно тем, что прививает учащимся навыки  исследовательской дея­тельности, формирует познавательный интерес, повышает мотива­цию, развивает научное мышление. Обучающимися под моим руководством были сняты видеосюжеты на темы:«Поваренная соль», «Качественные реакции на ионы натрия и хлора», «Рациональное питание», «Витамины», «Химические процессы при приготовлении хлеба», «Химические разрыхлители», «Вторичное использование пластмасс», «Свойства ферментов».

3.3. Информационно-коммуникационные технологии

Позволяют

-визуализировать учебный материал,

-проводить лабораторные работы с помощью компьютерных программ,

-повышать мотивацию обучения на уроке,

-повышать уровень индивидуализации и дифференциации обучения,

-организовывать опе­ративный контроль за усвоением знаний,

- осуществлять тренировку в процессе обучения и самоподготовку учащихся,

-проводить исследовательскую работу.

Компьютерные технологии могут быть эф­фективно использованы для формирования основных понятий, необ­ходимых для понимания микромира (строение атома, молекул), таких важнейших химических понятий как химическая связь, электроотри­цательность, при изучении высокотемпературных процессов (цветная и черная металлургия), реакций с ядовитыми веществами (галогены), длительных по времени химических опытов (гидролиз нуклеиновых кислот) и т.д.

Современное изучение химии с использованием средств мультимедиа позволяет не только выбирать логику изложения учебного материала,  но и обеспечивает различные формы подачи информации: текст, графику, звук, видео- и кинофрагменты. Наличие на рынке разнообразных компьютерных программ расширяет возможности учителя в выборе и реализации средств и методов обучения.  Например, «Библиотека электронных наглядных пособий: Химия 8-11 класс»  делает возможным создание собственных оригинальных информационных объектов (подбор дополнительного наглядного материала по теме урока) и массива презентаций, которые помогают учителю в создании и разработке собственных методик, что позволяет сделать учебный процесс более эффективным.

Использование мультимедийных учебных курсов «1С: Образовательная коллекция. Общая и неорганическая химия», «1С: Образовательная коллекция. Органическая химия», «Уроки химии Кирилла и Мефодия» и другие  предназначены для изучения предмета учащимися, как на уроке с помощью учителя, так и дома самостоятельно.  Они содержат большое число иллюстраций, формул, химических реакций, трехмерной анимации процессов и явлений, дополненных фотографиями и фрагментами видео.

Среди различных типов педагогических программных средств особенно выделяются те, в которых используются компьютерные модели макро- и микромира: химических реакций, лабораторных работ, химических приборов и т.д. Электронные издания «Виртуальная химическая лаборатория 8 класс (9 класс и др.)» позволяют выполнять химические эксперименты на компьютере также как в реальной химической лаборатории, делать виртуальные фотографии химических реакций, записывать результаты  наблюдений в лабораторный журнал. Все это дает возможность выполнить реальный эксперимент в школьной лаборатории. Конструктор молекул позволяет провести исследовательские работы по моделированию молекул неорганических и органических веществ, ионов и т.д. Можно просмотреть электронные эффекты в созданной молекуле неорганического или органического вещества. Все это позволяет учащемуся научиться прогнозировать свойства веществ, исходя из их строения.

3.4. Игровые технологии

Дидактическая игра позволяет эффективно реализовывать все ведущие функции обучения: образовательную, воспитательную и развивающую на основе принципов педагогики сотрудничества. Осуществляется более свободный, психологически раскрепощенный контроль знаний.  Исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы. Подход к учащимся в обучении становится более деликатным и дифференцированным.

В результате стимулируется познавательная деятельность учащихся; активизируется мыслительная деятельность; самопроизвольно запоминаются специальные сведения;  формируется  ассоциативное  запоминание;  решаются проблемные вопросы; выявляются личностные черты характера ученика; усиливается мотивация к изучению предмета.

Оправданно и эффективно использование методов активного обучения: игр, занимательной дидактики, ролевых, сюжетных постановок, что вносит непринужденную обстановку в урок и позволяет успешно реализовывать поставленные цели и задачи.

Дидактическая игра позволяет эффективно реализовывать все ведущие функции обучения: образовательную, воспитательную и развивающую на основе принципов педагогики сотрудничества.

Какие задачи решает использование такой формы обучения?

-Осуществляется более свободный, психологически раскрепощенный контроль знаний.-

-Исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы.

-Подход к учащимся в обучении становится более деликатным и дифференцированным.

Составлена картотека дидактических игр: «Химический аукцион», «Соответствие движению», «Химбол», «Химическое лото», «Химия в твоих руках» и др.

Интерактивные методы – это те методы, которые требуют взаимодействия между обучающимися, а также между учащимся и учителем.

Открытый урок «Металлы» был проведен в форме интерактивного ток-шоу.  Роль учителя заключалась в направлении работы обучающихся в нужное русло. Обучающиеся были и главными героями, и экспертами, и специалистами, и журналистами, и актерами,  а также активными зрителями.

Интенсивность развития мышления связана с развитием творческого ресурса, что особенно важно в познавательной деятельности.

Урок-турнир «Крахмал и целлюлоза: состав, строение, свойства, применение» строился на сравнении двух углеводов. Обучающиеся были поделены на две команды,  которые доказывали, что их углевод  самый достойный.  Были использованы компьютерные технологии (презентации по темам с демонстрацией химических опытов), здоровьесберегающие технологии (физкультминутки, цветотерапия), развивающее обучение (приемы, направленные на развитие воображения, памяти, речевых навыков, мышления).

У каждого ученика свое видение ситуации, свой язык. Поэтому к каждому необходим свой индивидуальный подход.

3.5. Технология уровневой дифференциации

Дифференциация в обучении открывает перед учащимися возможности выбора уровня обучения, а вместе с ним и уровня теоретической и практической подготовки по химии. В процессе управления учитель ищет способы, как направлять, корректировать работу учеников, вовремя приходить на помощь отстающим. Он проявляет заботу не только о том, как усваивается учебный материал, формируется умения и навыки, но и как развиваются, воспитываются ученики.

Формы использования  в образовательном процессе:

Взаимообучение и взаимо-контроль в условиях работы пар.

Работа с разноуровневыми тестами.

Выполнение практических заданий разного уровня.

Творческие групповые задания для подготовки к семинарам и деловым играм, урокам-конкурсам.

Зачет по проверке базовых знаний в различных формах Например, дифференцированная контрольная работа. Обучающиеся со слабыми знаниями получают карточки А с двумя заданиями невысокого уровня сложности. Более сильные ученики решают четыре задания карточки В. И один или два ученика решают контрольную работу, состоящую из пяти заданий, позволяющих проверить не только практические, но и теоретические знания. Соответственно, уровень А оценивается на 3 балла, уровень В – 4 балла, уровень С – 5 баллов. Но обучающиеся могут получить и более высокую оценку, ответив устно, или выполнив дополнительные задания.

Используются в работе и тестовые задания, состоящие из нескольких уровней.  При их создания используются как закрытые, так и открытые задания. Для того чтобы исключить вероятность угадывания правильного ответа, вариантов ответов должно быть не меньше четырех. А открытые задания необходимы для проверки более глубоких знаний.

Многократное повторение близких по содержанию знаний понятий, безусловно, способствует более прочному и осмысленному пониманию главнейших теоретических положению курса, более активному приобретению навыков и умений. Для того чтобы обучающиеся могли применять химические знания, составляются задачи с профессиональным содержанием.

При решении расчетных задач, также учитывается уровень знаний и способностей учащихся. Одну и ту же задачу можно решить разными способами, и существуют методические разработки, в которых учитывается правостороннее и левостороннее развитие ученика. Также мною были составлены задачи для каждого ученика, что заставляет, не надеется на списывание у соседа, а решить все самому.

Никто не оспаривает тот факт, что химия – это очень важная наука. Но она скучна, если опирается только на научные достижения и факты. Модернизация образования предполагает ориентацию не только на усвоение каждым обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей. Очень важным при этом является практическое применение полученных на уроках знаний в повседневной жизни, окружающем мире.

5. Результативность использования современных образовательных технологий

Применение новых образовательных технологий обеспечивает достижения всеми учащимися базового уровня подготовки по химии, создает условия учащимся, проявляющим интерес и способности к предмету для усвоения материала на более высоком уровне.

На данный момент результаты, обусловленные использованием современных образовательных технологий следующие:

повышение  степени обученности на 6% (1 курс – 8%, 2 курс – 5%),

повышение качества знаний на  3,5%, 

повышение качества знаний обучающихся на экзаменах 3,5%.

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках химии имеют следующие достоинства: 

- повышение наглядности подачи материала за счет использования фото-, видеофрагментов, анимации, звукового сопровождения;

- увеличение объема изучаемого материала;

- наличие демонстраций тех химических опытов, которые опасны для здоровья детей (например, опыты с  ядовитыми веществами) или проведение которых длительно во времени;

- ускорение на 10-15% темпа урока за счет усиления эмоциональ­ной составляющей;

- повышение интереса учащихся к предмету и  более легкое усвоение изучаемого ма­териала.

Заключение

На уроках химии я активно применяю технологии уровневой дифференциации, проблемного обучения, проектного метода, игровые, информационно-коммуникационные. Они относятся к личностно-образовательным технологиям легко адаптируются к индивидуальным особенностям учащихся, прививают культуру общения, воспитывают самостоятельность, ответственность, самокритичность. Результаты обучения развивают творческие исследовательские способности учащихся, повышают их активность, способствуют интенсификации учебно-воспитательного процесса, приобретению навыков самоорганизации, помогают развитию познавательной деятельности у учащихся и интереса к предмету. Все это подтверждают результаты итоговой и промежуточной аттестации обучающихся, а также результаты уровня обучаемости и обученности.

В. Гете сказал: «Человек должен верить, что непонятное можно понять…». Не секрет, что ученикам на уроке интересно тогда, когда понятно. Для того, чтобы учиться с интересом и увлечением, обучающиеся должны быть вовлечены в разнохарактерную деятельность на основе личного опыта. Помочь им в этом – задача всех учителей.


Литература

1. Аршанский Е. Я. Методика обучения химии в классах гуманитарного профиля – М: Вентана-Графф, 2003. – 176с.

2. В.Н. Булычова Универсальные дидактические карточки и методика их использования на уроках: личностно- ориентированное обучение / В.Н. Булычова, М.А. Ахметов // Химия. - 1999.- № 40. - с.14-16, № 41. - с.6-7.

3. С.В.Дендебер. Современные технологии в процессе преподавания химии: Развивающее обучение, проблемное обучение, проектное обучение, кооперация в обучении, компьютерные технологии / С.В. Дендебер, О.В. Ключникова. - 2-е изд.- М.: 5 за знания, 2008.- 112с.- (методическая литература)

4. В.В. Лаврентьев Требования к уроку как основной форме организации учебного процесса в условиях личностно- ориентированного обучения / В.В. Лаврентьев // Завуч. - 2005. - № 1.

5. В.А. Лунькина. Использование карточек с индивидуальными заданиями

/ В.А. Лунькина // Химия в школе.- 2007.- № 5.- с.53-54.

6. Личностно- ориентированное обучение: теории и технологии. Учебное пособие. / Под. Ред. Н.Н.Никитиной.- Ульяновск: ИПК ПРО, 1998.- 104с.

7. И.В. Маркина Современный урок химии. Технологии, приемы, разраюотки учебных занятий. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 288 с.

8. Т.Никитина. Урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений в 8 классе в системе личностно - ориентированной технологии образования / Т. Никитина // Химия: методика преподавания в школе.- 2001.- № 2. -с.68.

9. Ю.В. Сурин Методмка проведения проблемных опытов по химии: Развивающий эксперимент. – М.: Школа-Пресс, 1998. – 144с.

10. Е.В.Тяглова. Исследовательская деятельность учащихся по химии: метод. пособие / Е.В. Тяглова.- М.: Глобус, 2007.- 224с.- (Уроки мастерства).

11. Н.В. Ширшина Химия: проектная деятельность учащихся/ авт.-сост. Н.В.Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2007.

12. И.С. Якиманская Личностно- ориентированный урок: планирование и технология проведения / И.С. Якиманская, О. Якунина // Директор школы. - 1998. - № 3.- с.65.

13.  Я иду на урок химии: 8-11 классы: Книга дяучителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002.  – 272 с.


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн