Личностно – ориентированное обучение при изучении химии
Submitted by Лилия Салмиярова on Tue, 12/04/2011 - 08:42
Личностно – ориентированное обучение при изучении химии
Содержание:
1. Введение.
2. Личностно-ориентированные технологии обучения.
3. Использование личностно-ориентированного обучения на уроках химии.
3.1.Проблемное обучение
3.2. Технология проектного метода
3.3. Информационно-коммуникационные технологии
3.4. Игровые технологии
3.5. Технология уровневой дифференциации
5. Результативность использования современных образовательных технологий
4. Заключение.
5. Литература.
1. Введение
В настоящее время в образовании необходимо не только учитывать индивидуально-личностную природу обучаемого, его потребностей, интересов, но и создавать в обучении условия для его самоопределения и самореализации как личности. При этом изменяется и сам характер организации учебного процесса: он строится как совместная поисковая деятельность учителя и ученика, направленная на постижение последним тайн изучаемой науки в процессе решения им цепи учебных проблем. Цель обучения – полноценное развитие и самореализация обучающегося на основе овладения им навыков творческой и коммуникативной деятельности, элементами творческого мышления и системой ценностных отношений.
Современная педагогика все чаще обращается к ребенку как субъекту учебной деятельности, как к личности, стремящейся к самоопределению и к самореализации. Своеобразие парадигмы целей личностно-ориентированных технологий заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование, ее развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями.
2. Личностно-ориентированные технологии обучения
Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка.
Личностно-ориентированное обучение - способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учёт возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
Цель такого обучения- создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учета и развития индивидуальных особенностей школьников.
Организация личностно ориентированного урока- Основной замысел личностно ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъектного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием и перевести в соответсвующее научное содержание («окультурить»).
Учитель на уроке помогает преодолеть ограниченность его субъектного опыта, существующего часто в виде разрозненных представлений, относящихся к различным областям знания, переводя этот опыт на научно значимые образцы.
3. Использование личностно-ориентированного обучения на уроках химии.
В образовательном процессе по химии для развития интеллектуальных умений обучающихся я использую некоторые элементы современных педагогических технологий (проблемное обучение, проектное обучение, компьютерные технологии и др.).
3.1.Проблемное обучение
Состоит в создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами и явлениями их сущность, управляющие ими закономерности. Логика учебного процесса такова: если в начале урока, предположим, поставлена проблема, а последующий ход урока будет направлен на её разрешение, то учителю и учащимся периодически придётся возвращаться к началу урока, к тому, как она была поставлена.
Практически каждый урок начинается с постановки проблемного вопроса, например, тема «Теория строения органических соединений»: после демонстрации плакатов «Ведущие теории химии» ставится проблемный вопрос: что общего в открытии, становлении и развитии этих теорий? Ответить на этот вопрос обучающиеся смогут в конце урока, изучив новый материал.
Мысленный проблемный эксперимент
Проблемное решение задач, например, даются задания: определите растворы веществ: глюкоза, фенол, уксусная кислота; получите из мыла стеариновую кислоту.
Использование исторического материала служит активизации мыслительной деятельности учащихся. При изучении темы «Сахароза» можно использовать следующий занимательный материал.
В Европе было время, когда сахар считали дорогим лекарством и покупали в аптеках. Так было еще довольно долго после того, как немецкий химик Андреас Сигизмунд Маргграф выделил первый «европейский» сахар из сахарной свеклы. А дата этого события— 1747 год.
Совершенно неоспоримо, что в воспитательных целях нужно отбирать материал, обладающий как познавательной, так и художественной ценностью.
Тема «Металлы».Объясните с точки зрения химика фрагмент стихотворения А. Ахматовой.
…Ржавеет золото и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти всё готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней царственное слово...
(Золото не ржавеет, не коррозирует, но разница в динамике разрушения стали и мрамора подмечена точно).
Задания для организации познавательной деятельности обучающихся направлены на обеспечение целостного процесса изучения предмета. Они различны не только по форме предъявления, но и по характеру познавательной деятельности, осуществляемой учащимися при их выполнении. Например, по теме «Электролитическая диссоциация» на основе анализа фактов, предложенных в заданиях, обучающиеся строят умозаключения и конкретизируют понятия.
Среди средств, направленных на установление связи химии с другими науками, теории с практикой, на ознакомление с проблемами охраны окружающей среды и расширение кругозора обучаемых, ведущее место занимают расчетные задачи.
Для развития монологической речи обучающихся служат задания, при выполнении которых требуется использовать учебные приемы: ответы на вопросы, обоснование утверждений, комментирование опорных сигналов, схем, таблиц и др.
Эксперимент дает возможность не только устанавливать новые факты, но также исправлять ошибки в знаниях обучающихся, а также подводить их к выводам обобщающего характера. Проблемный эксперимент может применяться на разных этапах учебного познания. Форма проведения эксперимента может быть разной: демонстрационный эксперимент, лабораторный опыт, практическая работа. В лабораторных работах создаются различные проблемные ситуации: как узнать, что йогурт содержит крахмал? Как распознать натуральный и искусственный шелк? Почему мыло, попавшее на слизистую оболочку глаз, вызывает жжение? Как доказать, что в белом хлебе и картофеле есть крахмал?
3.2. Технология проектного метода
Эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Этот вид требует дополнительного учебного времени и выполняется в основном во внеурочной деятельности. Обучающимися лицея под моим руководством проводятся различные исследовательские проекты, например, работы:
«Развитие экологического направления социальной деятельности Профессионального лицея № 133». Дмитриева Г., Иванова Е., гр. 11;
«Природоохранная деятельность на предприятиях торговли и питания». Юсупова Е., Якушова Н., гр. 4;
«Башкирская металлургия на защите Отечества». Лепихина И., гр. 9.
Обработка данных химического эксперимента с использованием цифровой фото- и видеотехники. Съемка учителем или учениками различных сюжетов, включающих химический эксперимент, дает возможность получать видеофрагменты, фотографии, проводить быструю обработку полученной информации. Демонстрация на экране отснятого и увеличенного изображения позволяет ученикам более точную информацию, как об устройстве прибора, так и о ходе эксперимента. Такое использование мультимедиа полезно тем, что прививает учащимся навыки исследовательской деятельности, формирует познавательный интерес, повышает мотивацию, развивает научное мышление. Обучающимися под моим руководством были сняты видеосюжеты на темы:«Поваренная соль», «Качественные реакции на ионы натрия и хлора», «Рациональное питание», «Витамины», «Химические процессы при приготовлении хлеба», «Химические разрыхлители», «Вторичное использование пластмасс», «Свойства ферментов».
3.3. Информационно-коммуникационные технологии
Позволяют
-визуализировать учебный материал,
-проводить лабораторные работы с помощью компьютерных программ,
-повышать мотивацию обучения на уроке,
-повышать уровень индивидуализации и дифференциации обучения,
-организовывать оперативный контроль за усвоением знаний,
- осуществлять тренировку в процессе обучения и самоподготовку учащихся,
-проводить исследовательскую работу.
Компьютерные технологии могут быть эффективно использованы для формирования основных понятий, необходимых для понимания микромира (строение атома, молекул), таких важнейших химических понятий как химическая связь, электроотрицательность, при изучении высокотемпературных процессов (цветная и черная металлургия), реакций с ядовитыми веществами (галогены), длительных по времени химических опытов (гидролиз нуклеиновых кислот) и т.д.
Современное изучение химии с использованием средств мультимедиа позволяет не только выбирать логику изложения учебного материала, но и обеспечивает различные формы подачи информации: текст, графику, звук, видео- и кинофрагменты. Наличие на рынке разнообразных компьютерных программ расширяет возможности учителя в выборе и реализации средств и методов обучения. Например, «Библиотека электронных наглядных пособий: Химия 8-11 класс» делает возможным создание собственных оригинальных информационных объектов (подбор дополнительного наглядного материала по теме урока) и массива презентаций, которые помогают учителю в создании и разработке собственных методик, что позволяет сделать учебный процесс более эффективным.
Использование мультимедийных учебных курсов «1С: Образовательная коллекция. Общая и неорганическая химия», «1С: Образовательная коллекция. Органическая химия», «Уроки химии Кирилла и Мефодия» и другие предназначены для изучения предмета учащимися, как на уроке с помощью учителя, так и дома самостоятельно. Они содержат большое число иллюстраций, формул, химических реакций, трехмерной анимации процессов и явлений, дополненных фотографиями и фрагментами видео.
Среди различных типов педагогических программных средств особенно выделяются те, в которых используются компьютерные модели макро- и микромира: химических реакций, лабораторных работ, химических приборов и т.д. Электронные издания «Виртуальная химическая лаборатория 8 класс (9 класс и др.)» позволяют выполнять химические эксперименты на компьютере также как в реальной химической лаборатории, делать виртуальные фотографии химических реакций, записывать результаты наблюдений в лабораторный журнал. Все это дает возможность выполнить реальный эксперимент в школьной лаборатории. Конструктор молекул позволяет провести исследовательские работы по моделированию молекул неорганических и органических веществ, ионов и т.д. Можно просмотреть электронные эффекты в созданной молекуле неорганического или органического вещества. Все это позволяет учащемуся научиться прогнозировать свойства веществ, исходя из их строения.
3.4. Игровые технологии
Дидактическая игра позволяет эффективно реализовывать все ведущие функции обучения: образовательную, воспитательную и развивающую на основе принципов педагогики сотрудничества. Осуществляется более свободный, психологически раскрепощенный контроль знаний. Исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы. Подход к учащимся в обучении становится более деликатным и дифференцированным.
В результате стимулируется познавательная деятельность учащихся; активизируется мыслительная деятельность; самопроизвольно запоминаются специальные сведения; формируется ассоциативное запоминание; решаются проблемные вопросы; выявляются личностные черты характера ученика; усиливается мотивация к изучению предмета.
Оправданно и эффективно использование методов активного обучения: игр, занимательной дидактики, ролевых, сюжетных постановок, что вносит непринужденную обстановку в урок и позволяет успешно реализовывать поставленные цели и задачи.
Дидактическая игра позволяет эффективно реализовывать все ведущие функции обучения: образовательную, воспитательную и развивающую на основе принципов педагогики сотрудничества.
Какие задачи решает использование такой формы обучения?
-Осуществляется более свободный, психологически раскрепощенный контроль знаний.-
-Исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы.
-Подход к учащимся в обучении становится более деликатным и дифференцированным.
Составлена картотека дидактических игр: «Химический аукцион», «Соответствие движению», «Химбол», «Химическое лото», «Химия в твоих руках» и др.
Интерактивные методы – это те методы, которые требуют взаимодействия между обучающимися, а также между учащимся и учителем.
Открытый урок «Металлы» был проведен в форме интерактивного ток-шоу. Роль учителя заключалась в направлении работы обучающихся в нужное русло. Обучающиеся были и главными героями, и экспертами, и специалистами, и журналистами, и актерами, а также активными зрителями.
Интенсивность развития мышления связана с развитием творческого ресурса, что особенно важно в познавательной деятельности.
Урок-турнир «Крахмал и целлюлоза: состав, строение, свойства, применение» строился на сравнении двух углеводов. Обучающиеся были поделены на две команды, которые доказывали, что их углевод самый достойный. Были использованы компьютерные технологии (презентации по темам с демонстрацией химических опытов), здоровьесберегающие технологии (физкультминутки, цветотерапия), развивающее обучение (приемы, направленные на развитие воображения, памяти, речевых навыков, мышления).
У каждого ученика свое видение ситуации, свой язык. Поэтому к каждому необходим свой индивидуальный подход.
3.5. Технология уровневой дифференциации
Дифференциация в обучении открывает перед учащимися возможности выбора уровня обучения, а вместе с ним и уровня теоретической и практической подготовки по химии. В процессе управления учитель ищет способы, как направлять, корректировать работу учеников, вовремя приходить на помощь отстающим. Он проявляет заботу не только о том, как усваивается учебный материал, формируется умения и навыки, но и как развиваются, воспитываются ученики.
Формы использования в образовательном процессе:
Взаимообучение и взаимо-контроль в условиях работы пар.
Работа с разноуровневыми тестами.
Выполнение практических заданий разного уровня.
Творческие групповые задания для подготовки к семинарам и деловым играм, урокам-конкурсам.
Зачет по проверке базовых знаний в различных формах Например, дифференцированная контрольная работа. Обучающиеся со слабыми знаниями получают карточки А с двумя заданиями невысокого уровня сложности. Более сильные ученики решают четыре задания карточки В. И один или два ученика решают контрольную работу, состоящую из пяти заданий, позволяющих проверить не только практические, но и теоретические знания. Соответственно, уровень А оценивается на 3 балла, уровень В – 4 балла, уровень С – 5 баллов. Но обучающиеся могут получить и более высокую оценку, ответив устно, или выполнив дополнительные задания.
Используются в работе и тестовые задания, состоящие из нескольких уровней. При их создания используются как закрытые, так и открытые задания. Для того чтобы исключить вероятность угадывания правильного ответа, вариантов ответов должно быть не меньше четырех. А открытые задания необходимы для проверки более глубоких знаний.
Многократное повторение близких по содержанию знаний понятий, безусловно, способствует более прочному и осмысленному пониманию главнейших теоретических положению курса, более активному приобретению навыков и умений. Для того чтобы обучающиеся могли применять химические знания, составляются задачи с профессиональным содержанием.
При решении расчетных задач, также учитывается уровень знаний и способностей учащихся. Одну и ту же задачу можно решить разными способами, и существуют методические разработки, в которых учитывается правостороннее и левостороннее развитие ученика. Также мною были составлены задачи для каждого ученика, что заставляет, не надеется на списывание у соседа, а решить все самому.
Никто не оспаривает тот факт, что химия – это очень важная наука. Но она скучна, если опирается только на научные достижения и факты. Модернизация образования предполагает ориентацию не только на усвоение каждым обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей. Очень важным при этом является практическое применение полученных на уроках знаний в повседневной жизни, окружающем мире.
5. Результативность использования современных образовательных технологий
Применение новых образовательных технологий обеспечивает достижения всеми учащимися базового уровня подготовки по химии, создает условия учащимся, проявляющим интерес и способности к предмету для усвоения материала на более высоком уровне.
На данный момент результаты, обусловленные использованием современных образовательных технологий следующие:
повышение степени обученности на 6% (1 курс – 8%, 2 курс – 5%),
повышение качества знаний на 3,5%,
повышение качества знаний обучающихся на экзаменах 3,5%.
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках химии имеют следующие достоинства:
- повышение наглядности подачи материала за счет использования фото-, видеофрагментов, анимации, звукового сопровождения;
- увеличение объема изучаемого материала;
- наличие демонстраций тех химических опытов, которые опасны для здоровья детей (например, опыты с ядовитыми веществами) или проведение которых длительно во времени;
- ускорение на 10-15% темпа урока за счет усиления эмоциональной составляющей;
- повышение интереса учащихся к предмету и более легкое усвоение изучаемого материала.
Заключение
На уроках химии я активно применяю технологии уровневой дифференциации, проблемного обучения, проектного метода, игровые, информационно-коммуникационные. Они относятся к личностно-образовательным технологиям легко адаптируются к индивидуальным особенностям учащихся, прививают культуру общения, воспитывают самостоятельность, ответственность, самокритичность. Результаты обучения развивают творческие исследовательские способности учащихся, повышают их активность, способствуют интенсификации учебно-воспитательного процесса, приобретению навыков самоорганизации, помогают развитию познавательной деятельности у учащихся и интереса к предмету. Все это подтверждают результаты итоговой и промежуточной аттестации обучающихся, а также результаты уровня обучаемости и обученности.
В. Гете сказал: «Человек должен верить, что непонятное можно понять…». Не секрет, что ученикам на уроке интересно тогда, когда понятно. Для того, чтобы учиться с интересом и увлечением, обучающиеся должны быть вовлечены в разнохарактерную деятельность на основе личного опыта. Помочь им в этом – задача всех учителей.
Литература
1. Аршанский Е. Я. Методика обучения химии в классах гуманитарного профиля – М: Вентана-Графф, 2003. – 176с.
2. В.Н. Булычова Универсальные дидактические карточки и методика их использования на уроках: личностно- ориентированное обучение / В.Н. Булычова, М.А. Ахметов // Химия. - 1999.- № 40. - с.14-16, № 41. - с.6-7.
3. С.В.Дендебер. Современные технологии в процессе преподавания химии: Развивающее обучение, проблемное обучение, проектное обучение, кооперация в обучении, компьютерные технологии / С.В. Дендебер, О.В. Ключникова. - 2-е изд.- М.: 5 за знания, 2008.- 112с.- (методическая литература)
4. В.В. Лаврентьев Требования к уроку как основной форме организации учебного процесса в условиях личностно- ориентированного обучения / В.В. Лаврентьев // Завуч. - 2005. - № 1.
5. В.А. Лунькина. Использование карточек с индивидуальными заданиями
/ В.А. Лунькина // Химия в школе.- 2007.- № 5.- с.53-54.
6. Личностно- ориентированное обучение: теории и технологии. Учебное пособие. / Под. Ред. Н.Н.Никитиной.- Ульяновск: ИПК ПРО, 1998.- 104с.
7. И.В. Маркина Современный урок химии. Технологии, приемы, разраюотки учебных занятий. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 288 с.
8. Т.Никитина. Урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений в 8 классе в системе личностно - ориентированной технологии образования / Т. Никитина // Химия: методика преподавания в школе.- 2001.- № 2. -с.68.
9. Ю.В. Сурин Методмка проведения проблемных опытов по химии: Развивающий эксперимент. – М.: Школа-Пресс, 1998. – 144с.
10. Е.В.Тяглова. Исследовательская деятельность учащихся по химии: метод. пособие / Е.В. Тяглова.- М.: Глобус, 2007.- 224с.- (Уроки мастерства).
12. И.С. Якиманская Личностно- ориентированный урок: планирование и технология проведения / И.С. Якиманская, О. Якунина // Директор школы. - 1998. - № 3.- с.65.
13. Я иду на урок химии: 8-11 классы: Книга дяучителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002. – 272 с.