Изучила предложнные материалы. На мой взгляд, новые стандарты направлены на реализацию воспитательных целей: патриотическое, гражданское, нравственное. Привлекло внимание, что в стандартах по литературе 5 - 9 класса отдельно выделен такой раздел, как "Диагностический, текущий и итоговый контроль", отведены часы на изучение теории литературы и обзорных тем. Литература как учебный предмет дает широкие возможности для формирования УУД: в прмках проектной, иследовательской деятельности; в процессе анализа худ. произведения (умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; смысловой чтение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речь; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации). Практически все перечисленные в стандартах УУД могут быть реализованы на уроках литературы.
Трудно высказать все мысли здесь на сайте,хотя много предложений приходит на ум.Что касается нормативных документов,мне кажется очень правильным акцент на патриотическое воспитаниие молодежи.Но это должно юыть не просто продекламированным,а конкретизированным.Особенно это очень актуально для наших южных регионов,где с патриотическим воспитанием очень плохо(мягко сказать).Нам нужно преподаваеие русского языка возвести в ранг государственного приоритета,что и будет способствоаать единению всех народностей России.Да,он преподается во всех школах,но несмотря на все уверения чиновников стал чем-то инородным.Вы не услышите в течение всего года каких-либо мероприятий на местных ТВ связанных с русским языком и русскими писателями.Это все держится на единицах учителях-словесниках.Правильным видится мне введение профильного образования в старшей школе.Не нужно загружать ребенка предметами,которые он не понимат и в дальнейшем ему не пригодятся.
Муса Туганович, читирую Вас "преподаваеие русского языка возвести в ранг государственного приоритета" и полностью разделяю Вашу точку зрения!!! Кстати, в ФГОС по литературе 2004 года был введен раздел о литературе народов РФ. Ведь и нам хорошо бы знать больше о литературном процессе в национальных республиках.....
Комментарий был изменен с момента создания (Vasileva M, пт, 13/05/2011 - 15:26).
Ольга Владимировна, чувствуется, что Вы владеете материалом темы и все верно отметили.... У меня вопрос: на Ваш взгляд, какую роль могут играть уроки литературы в плане формирования метапредметных результатов? Как работа с текстом на уроке литературы позволяет работать с текстом на других уроках, например.....
Я во многом согласна с высказываниями предыдущих коллег о важности воспитательного момента в стандартах. Однако, на мой взгляд, на первое место всё-таки выходит формирование личности в целом: научить школьника ориентироваться в современном мире, подготовить к жизни в современных условиях, в формировании разных умений, способствующих применению полученных знаний в жизни. Важно и то, что стандарты учитывают возрастные особенности учащихся. И ещё одно направление привлекает внимание - воспитание коммуникативной компетенции. Умение вести конструктивный диалог - одно из самых важных умений в жизни. Безусловно, особое место занимает в данном случае литература. А принципиальное отличие - в подходе к организации деятельности учащихся на уроке, и на литературе в частности. Чтобы сформировать метапредметные умения, необходимо по-новому подойти к самому процессу обучения - деятельностный подход в обучении выходит на первый план. Жаль, что литература не входит в обязательный перечень предметов на профильном уровне. Именнно литература (в единстве с историей) воспитывает гражданскую позицию, патриотизм и т.д. Кроме того, литература помогает осознать себя и свое место в обществе. Но здесь особую роль играет уже учитель: и при минимальном количество часов можно привлечь внимание к предмету. Если говорить об универсальных учебных действиях, то они вытекают из определения цели изучения литературы в школе: формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст, создавать собственный текст. "Чтение, комментарий, анализ и интепретация - неотъемлемые части всякой знаковой деятельности" (Фундаментальное ядро).
Уважаемая Эмма Федоровна, спасибо за Ваш комментарий. Хочу только отметить, что стандарты по старшей школе еще только обсуждаются. Будем надеяться, что в них будет заложен разумный подход к изучению русского языка и литературы.
Марина Викторовна, думаю, что здесь нет ничего принципиально нового. Умение выделять ключевые слова, фомирующие представления о чем-либо, выделять главное, составление различных планов, обучение навыкам изучающего чтение и многие другие в том числи и традиционные приемы и методы... Ведь на любом предмете, будь то математика или история , дети имеют дело с текстом. А литература учит вдумчивому чтению.
Уважаемые коллеги! Я познакомилась с предложенными материалами. На мой взгляд, принципиальным отличием преподавания литературы в контексте нового ФГОС является развитие личности учащихся. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.
Я обучаю учащихся, находящихся на стационарном лечении в больнице. Методической проблемой, над которой работает педколлектив, является «Индивидуальный подход к учащимся в образовательном процессе». Исходя из поставленной методической проблемы, учителями-филологами были поставлены следующие задачи:
- продолжить педагогический поиск учителей русского языка и литературы на достижение качества и эффективности индивидуального обучения по предметам;
- продолжить работу по изучению и применению правил лечебной педагогики в учебно-воспитательном процессе;
- продолжить работу, направленную на привитие учащимся навыков здорового образа жизни, культуры поведения и общения.
Отрадно, что новые стандарты учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, включают образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, направлены на сохранение их здоровья.
Стандарт разработан с учётом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации, обеспечивает единство образовательного пространства Российской Федерации, сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России.
На мой взгляд, это очень важный пункт Положения, так как в Республике Коми проживают представители 130 национальностей. Изучением и пропагандой коми языка и литературы в школах занимаются единицы. Вся работа строится на энтузиазме педагогов.
Кстати, в настоящее время мы с коллегами участвуем в конкурсе «Искусство для науки». В номинации «Межкультурный диалог» представлено внеклассное мероприятие «Язык без границ»:
В новом ФГОС, на мой взгляд, достаточно подробно изложены основные метапредметные компетенции школьников, формируемые на уроках литературы. Основной упор делается на самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.
Я считаю, что для успешного освоения материала по предмету необходимы следующие универсальные учебные действия: осмысленное чтение, умение анализировать прочитанное, умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, умение формулировать и аргументировать свою позицию.
Направлены Новые Стандарты прежде всего на формирование навыков самообучения: формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию, проектирование и конструирование развивающей образовательной среды. Стандарт предполагает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.
Стандарт ориентирован на воспитание гражданина: патриота, человека творческого, креативного, критически мыслящего, готового к повышению своего уровня образованности, имеющего своё мнение и уважающего мнения других…
На уроках литературы могут реализовываться все перечисленные в Стандарте УУД:
умение самостоятельно определять цели и составлять планы, использовать различные ресурсы для достижения целей; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты; владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
Литература помогает формировать УУД. Это и анализ произведения, и исследовательская деятельность, и проектная деятельность. Именно на уроках литературы прежде всего формируются навыки критического мышления, обобщения, систематизации, сравнения. Коммуникативные навыки также формируются в основном на уроках литературы и истории.
Уважаемые коллеги!
Вы познакомились с нормативной базой ФГОС второго поколения по предмету "Литература".
Выскажите свое мнение, поделитесь впечатлениями, ответив на следующие вопросы:
- на что ориентированы новые стандарты?
- в чем ВЫ видите принципиальное отличие преподавания литературы в контексте нового ФГОС?
- каким образом, на ВАШ взгляд, можно сформировать метапредметные компетенции школьников средствами предмета "Литература"?
- какие универсальные учебные действия (УУД) необходимы для успешного освоения материала по предмету?
С уважением, Антонина Александровна