Вы не зарегистрированы

Авторизация



Проблема познаваемости мира

Фото пользователя Мария Николаевна Сонина
Размещено: Мария Николаевна Сонина - вт, 10/05/2011 - 12:57
Данные об авторе
Автор(ы): 
Сонина Мария Николаевна
Место работы, должность: 
Муниципальное образовательное учреждение гимназия №23 города Челябинска. Учитель обществознания и экономики.
Регион: 
Челябинская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Обществознание
Цель урока: 

Знать понятия и термины: познавательная деятельность, агностицизм, скептицизм, оптимизм, чувственное познание, рациональное познание, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение,умозаключение; особенности познавательной деятельности. Уметь: сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, работать в группе, выступать публично. Воспитывать: эстетический вкус школьников, пробуждать любознательность в отношении изучения предметов искусства, способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
23
Используемые учебники и учебные пособия: 
  • Баранов П. А. Обществознание в таблицах. 10-11 классы. - М.: АСТ, Астрель, 2009.
  • Баранов П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: "Человек". "Познание". - М.: АСТ: Астрель, 2009.
  • Важенин А. Г. Практикум по обществознанию : учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.
  • Обществознание: практикум: пособие для 10 кл. общеобразоват. учреждений: профильный уровень / [Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Л.Ф. Иванова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2008. 
  • Обществознание: профил.уровень: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений / [Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Лазебникова А.Ю., Смирнова Н.М. и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2010. 
  • Школьный словарь по обществознанию. 10 — 11 кл. - М.: Просвещение, 2010.
Используемая методическая литература: 
  • Е.В. Киприянова. Обществоведческий модуль «Философия». Конспект курса: Методическое пособие для учителя. – Челябинск: ГУО ДПО ЧИППКРО – 2007
  • Лазебникова А.Ю. Современное школьное обществознание. Вопросы теории и методики: Моногр. - М.: Школа-Пресс, 2000.
  • Лазебникова А.Ю., Калачева Е.Н., Демидов Б.В. Поурочные методические разработки по обществознанию: 10-11 классы. - М.: Экзамен, 2005.
  • Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс.- М.: ВАКО, 2008
  • Шевченко Н.И. Методика технологии проблемного обучения: лекция, прочитанная  слушателям курсов повышения квалификации тьюторов "Актуальные вопросы изучения новейшей истории и обществознания" - М.: 4 - 9 августа 2008.
Используемое оборудование: 
  • Интерактивная доска StarBoard фирмы HITACHI (программа StarBoard Software)
  • Система интерактивного голосования VerdICT фирмы HITACHI с одноименным программным обеспечением


 

Используемые ЦОР: 

1) Авторские ЦОРы к уроку, созданные в программе StarBoard Software для интерактивной доски StarBoard фирмы HITACHI

Все ЦОРы данного типа сохранены с помощью программной функции "Видеозапись экрана" в программе Windows Media Player. 

Для просмотра ЦОРов данного типа требуется Adobe Flash Player 10 и выше  (входит в ПО стандартных браузеров). 

 

 

2) Авторские ЦОРы к уроку, созданный в программе для системы интерактивного голосования VerdICTфирмы HITACHI.

Проверочный тест

Мотивационный тест

 

ЦОРы данного типа сохранены в формате презентации, каждый слайд которой - отдельный вопрос теста.

Краткое описание: 
Предмет искусства, который используется на занятии: на уроке предполагается работа с репродукциями картин Сальвадора Дали: "Лебеди, отраженные в слонах", "Исчезающие образы", "Невольничий рынок с явлением незримого бюста Вольтера". Практические задачи образования, на которые направлен данный урок: использование произведений изобразительного искусства способствует формированию эстетического отношения учащихся к окружающей действительности; развитию их интереса к мировой культуре. Привлечение произведений живописи позитивно влияет на реализацию обучающих, развивающих и воспитательных задач. В процессе анализа произведений искусства у учащихся развиваются мышление, зрительная память, творческое воображение, нравственные и эстетические чувства. Планируемые результаты урока с указанием результативности по достижению цели урока в связи с использованием предмета искусства: в рамках изучения данной темы, произведения живописи служат эффективным средством познания действительности и одновременно помогают развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Работа с выбранными произведениями живописи ведется на всех этапах урока: на мотивационном этапе стимулирует эмоционально-образную, художественно-познавательную активность учащихся; в рамках информационного этапа - иллюстрирует основные понятия темы; особую роль играет во время аналитического этапа, поскольку именно здесь, в процессе анализа работ происходит понимание соотношения субъекта и объекта познавательной деятельности, значения познавательной установки в процессе восприятия. Вызов эмоций и субъективных переживаний помогает успешной рефлексии собственной деятельности в рамках урока.
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

Требуемое время: 2 часа

Технологическая карта урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников Планируемые результаты (в том числе, метапредметные)
Проблемно-мотивационный этап Организация мотивационного теста и его обсуждение.

1) Выполнение мотивационного теста на основе первичного знакомства с произведениями живописи.

2) Обсуждение проблемных вопросов, поставленных на основе результатов мотивационного теста.

Побуждение учащихся к активности. Организация деятельности учащихся по постановке и принятию целей изучения темы урока
Информационный этап Организация работы с разнородными источниками социальной информации: устное выступление ученика, текст учебника, раздаточный материал, ЦОРы для интерактивной доски.

1) Презентация заранее подготовленного выступления ученика и его обсуждение.

2) Работа с текстом учебника, раздаточным материалом, произведениями искусства, направленная на извлечение, обработку и систематизацию информации.

Знание основных понятий темы, их взаимосвязи. 
Аналитический этап Организация обсуждения по проблеме урока. Работа с проблемными вопросами: сравнение, обобщение, обсуждение. Соотнесение знаний, полученных в рамках информационного блока с проблемной ситуацией, ее анализ, формулировка собственной точки зрения.
Рефлексивный этап

1) Анализ теста

2) Выставление оценок, подведение итогов урока.

3) Объяснение домашнего задания.

1) Выполнение заданий теста, обеспечивающего первичный контроль изученного материала.

2) Заполнение листа самоконтроля, выражающего отношение к изученному материалу, поиск возникших трудностей и путей их решения, самооценка деятельности на уроке.

1) Определение степени соответствия целей, поставленных перед учеником, и достигнутых результатов.

2)Выявление текущих затруднений ученика и класса.

3) Создание психологически комфортной образовательной среды для дальнейшей мотивации ученика к успешной учебной деятельности.

 

Предметы искусства, используемые на уроке.

 

1) Сальвадор Дали "Лебеди, отраженные в слонах" (1937 г.)

 

 

 

2) Сальвадор Дали "Исчезающие образы" (1938 г.)

 

 

 

3) Сальвадор Дали "Невольничий рынок с явлением незримого бюста Вольтера" (1938 г.)

 

 

 

Ход урока


Проблемно-мотивационный этап.

Используется ЦОР Мотивационный тест. Программная функция позволяет во время демонстрации теста разворачивать во весь экран изображения, размещенные в правом верхнем углу каждого слайда. Каждый ученик, используя персональный пульт для системы интерактивного голосования, самостоятельно отвечает на вопросы теста. Программные фунции системы интерактивного голосования позволяют показать статистику ответов учащихся, например, в таком формате:

Во время демонстрации итогов голосования, учитель ставит перед учащимися вопрос: как вы считаете, в силу каких причин разные люди видят на одних и тех же произведениях живописи разные изображения? Подводя итоги ответам учащихся, учитель ставит перед классом следующие вопросы:

  • Где границы нашего познания?
  • Насколько мы, люди, можем познать окружающий мир?

Обобщая ответы учащихся, учитель говорит, что человека всегда волновал вопрос о том, сколько он может узнать о мире и о себе. Мудрейшие из философов считали, что человеку открыта лишь ничтожная часть мироздания, что только невежда может считать себя всезнайкой. Чем больше познает человек, чем больше он приобщается к мудрости, тем больше понимает, какая бездна непознанного окружает его. Поэтому особенно интересно исследовать наиболее общие принципы человеческого познания, его соотношения с реальным миром, увидеть пределы познавательных возможностей человека. 

 

 

Информационный этап.

 

Различные взгляды на проблему познаваемости мира.

 

Одному из учащихся накануне урока дается опережающее задание: познакомиться с философией агностицизма и подготовить небольшое (1-2 минуты) вступление от имени представителя данной философской школы. Вот как может выглядеть речь агностика. Во время выступления ученика на доску проецируется ЦОР Познание мира.

 

Первоначальный вид слайда на доске.


 

Задача класса: по окончании выступления ученика, выбрать основные характеристики агностицизма. Затем, по аналогии обсуждаются особенности других взглядов на проблему познаваемости мира.

С помощью программного инструмента "Выбрать" осуществляется сбор схемы - соотнесение характеристик с направлениями философской мысли.

 

Окончательный вид слайда на доске.

 

В завершении работы с данным ЦОРом учитель просит конкретизировать взгляды представителей каждой из философских школ, опираясь на уже известные учащимся картины С.Дали

 

Чувственное и рациональное познание.

 

С помощью ЦОР Чувственное и рациональное познание учитель объясняет разницу между двумя основными формами познания.

 

Первоначальный вид слайда на доске.

 

С помощью программного инструмента "Выбрать" осуществляется сбор схемы - соотнесение характеристик различных форм познания мира с соответствующими формами.

 

Окончательный вид слайда на доске.

 

По окончании сбора схемы на доске ученикам предлагается объяснить разницу между чувственным и рациональным познанием на примере познания произведений живописи.

 

Далее каждый ученик получает карточку из материала разбивка на группы (1 клетка таблицы = 1 карточка, то есть, таблица распечатывается и разрезается на карточки). Задача учеников: опираясь на материал §21, объединиться в группы, составив, таким образом, целостное представление об одной из форм познания. После объединения в группы проводится проверка правильности объединения, и по одному ученику от каждой группы поочередно работают с ЦОР Формы познания, определяя местоположение "своей" формы познания и ее характеристику.

 

Первоначальный вид слайда на доске.

 

С помощью программного инструмента "Выбрать" осуществляется сбор схемы на доске: определяется, какие формы относятся к чувственному, а какие - к рациональному познанию, к каждому понятию подбирается соответствующее определение.

 

Окончательный вид слайда на доске.

 

Собранная схема распечатывается в расчете на каждого ученика и вклеивается в тетрадь.

 

Аналитический этап.

 

Обсуждаются две проблемы процесса познания.

 

1. Соотношение объекта и субъекта познания

В каком отношении человек (субъект познания) находится к изучаемым предметам (объектам познания)?

  • стороннего наблюдателя, не влияющего на вне его существующую реальность;

  • активного преобразователя, воздействующего на предмет рассмотрения;

  • невольного возмутителя (уже фактом своего направленного внимания) того объективного положения дел, которое существовало до начала нашей познавательной деятельности.

В какой из трех выделенных позиций человек обретает истинное знание? Ответ необходимо проиллюстрировать с опорой на картины С.Дали.

2. Значение познавательной установки в процессе восприятия

Происходит возврат к вопросу, заданному на мотивационном этапе урока: в силу каких причин люди видят на одних и тех же картинах разные изображения? Опираясь на знания, полученные на уроке, что нового вы можете добавить к своим ответам в начале урока? Итогом обсуждения должно стать понимание того, что хотя восприятие относится к формам чувственного познания, в нем присутствует и смысловой момент — понимание тех вещей, которые мы видим (что еще раз свидетельствует о взаимопроникновении чувственного и рационального познания). 

В картине "Лебеди, отраженные в слонах", если присмотреться, то можно заметить, что с одной стороны лебеди являют собой совершенно самостоятельную часть картины, и в отражении их в воде видны очертания слонов. А с другой стороны – лебеди связаны с деревьями, и то ли лебеди — продлжения деревьев, то ли деревья растут из лебедей. Если перевернуть картину вверх ногами, тогда слоны превратятся в лебедей. И во всем этом мы не сразу замечаем фигуру стоящего на краю озеро, о чем-то размышляющего человека. Все внимание зрителя приковывается к центральной части картине, а именно к превращению лебедей в слонов и наоборот.

В картине художника Сальвадора Дали "Невольничий рынок с исчезающим бюстом Вольтера" имеются альтернативные способы интерпретации изображенной сцены. В самом центре картины изображены две маленькие монахини, которые стоят рядом. Но при другой перцептивной организации картины лица монахинь превращаются в глаза Вольтера, а их соприкасающиеся фигуры — в нос и подбородок. До некоторой степени эти два способа организации зрительной информации несовместимы: трудно воспринимать оба изображения одновременно.

Таким образом, в зависимости от того, какое значение придает картинкам сознание, мы видим на них то лебедей, то слонов; то силуэт молодой женщины, то портрет немолодого мужчины; то бюст Вольтера, то невольничий рынок. При этом само изображение остается неизменным.

На характер и содержание образа влияет не только смысловая установка сознания, но и другие факторы: особенности «воспринимающих устройств», т.е. наших органов чувств, индивидуальный опыт, культурно-исторический опыт.

 

Рефлексивный этап.

 

Используется ЦОР Проверочный тест

Каждый ученик, используя персональный пульт для интерактивного голосования, индивидуально отвечает на вопросы теста. Программные возможности системы интерактивного голосования способны вывести на экран (или, при желании, на печать) общие результаты класса или персональные - каждого ученика - в целом по тесту, или по отдельным вопросам. Используя программные возможности системы интерактивного голосования, проанализировать выполненный тест. К примеру, можно просмотреть правильные варианты ответов, общую статистику класса, а также ответы каждого ученика.

Учитель может прокомментировать вопросы, в которых допущено наибольшее количество ошибок, чтобы провести корректировку и закрепление полученных знаний.

 

Заполнение листов самоконтроля учащихся.

Тема урока Какие ключевые понятия и процессы я усвоил Что вызвало трудности? Каковы вероятные причины этого? Личная оценка качества усвоения материала Личная оценка активности, вклада в урок Конструктивные предложения по уроку
           

 

Во время заполнения учащимися листов самоконтроля, у учителя появляется время на выставление оценок за урок. Оценка за урок определяет:

- результативность индивидуальной работы на 1 - 3 этапах урока (участие в процессе обсуждения, содержательность ответов, логика изложения, работа у доски);

- результативность работы в группах на 2 этапе: умение взаимодействовать при поиске правильного решения, активность учащихся во время обсуждения итогов работы, работа у доски;

- результативность выполнения проверочного теста.

 

Домашнее задание.

§21, выполнить письменно одно из заданий (на выбор):

- ответить на вопросы к источнику в конце параграфа;

- подобрать произведения искусства, в которых, подобно "двойным изображениям" С.Дали, можно проиллюстрировать взаимосвязь чувственного и рационального познания. Описать, в чем заключается эта связь.

 

 

 

Лицензия Creative Commons
Произведение «Проблема познаваемости мира» созданное автором по имени Мария Николаевна Сонина, публикуется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivs (Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений) 3.0 Непортированная.


»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Наталья Васильевна Агупова

На: Проблема познаваемости мира


Спасибо за интересный материал!

Вашим ученикам повезло иметь такого творческого и заинтересованного учителя.




Фото пользователя Татьяна Васильевна Просвирнина

На: Проблема познаваемости мира


Интересный, содержательный материал, форма подачи позволит ученикам весь урок работать активно и содержательно. С вашего разрешения, возьму на вооружение и себе?))




На: Проблема познаваемости мира


  p { margin-bottom: 0.21cm; }

Есть мнение, что преподавать МХК в школе может только узкий специалист: либо художник, либо музыкант.

Знакомясь с уроком Марии Николаевны, задумалась: каких знаний требует предмет обществознание? Учитель должен быть и философом, и искусствоведом, и психологом, и математиком, и историком. Предмет на стыке наук. Задача учителя - «Воспитывать эстетический вкус школьников, пробуждать любознательность в отношении изучения предметов искусства, способствовать выработке гражданской позиции учащихся». С этой задачей учитель справляется полностью, талантливо соединяя знания из разных областей, привлекая разные технологии.

Проблемный вопрос «держит» ребят весь урок. Работа в группах направлена на развитие умения искать общее, выяснять главное, заставляет ребят вести предметный разговор, учит коммуникациям. Очень интересный прием с таблицей: собери свою команду. (Тоже этот прием нужно взять себе на вооружение.)

Интерактивность схем позволяет экономить время и рассчитана на зрительное восприятие, что закрепляет понимание. Использование интерактивного голосования позволяет экономить время для получения быстрого результата, который можно тоже проанализировать.

Мне очень понравились вопросы рефлексии (табличка), думаю, что такие вопросы можно использовать на любом уроке. Главное, что вопросы направлены на анализ собственной деятельности (Что вызвало трудности? Каковы вероятные причины этого? Добавила бы от себя: Как я справился с трудностями), Конструктивные предложения по уроку себе, одноклассникам.

Безусловно, урок грамотный, интересный, обучающий, продуктивный. Думаю, что урок Марии Николаевны заслуживает высокой общественной оценки!

С уважением, Екатерина Михайловна

Трудности - показатель верного пути!




Фото пользователя Надежда Владимировна Кучмина

На: Проблема познаваемости мира


Очень интересная подача материала, урок насыщенный! yesyesyes

Здоровья и удачи! С уважением Надежда Кучмина



Фото пользователя Мария Николаевна Сонина

На: Проблема познаваемости мира


Большое спасибо всем за высокую оценку моей работы, за теплые слова в ее адрес. Рада, что то, что я делаю, интересно кому-то еще. 

Все будет хорошо! Я узнавала!