Автор:
Шангина Ирина Владимировна
Место работы:
<p> учитель биологии МВСОУ ЦО<br /> г. Омутнинска Кировской области</p>
Урок биологии по теме «Кожа – барьер между организмом и внешней средой» (8 класс)
Технология критического мышления.
Цель: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации, ее применение в новой учебной ситуации.
Образовательные задачи: познакомить учащихся со строением и функциями кожи.
Развивающие: развивать критическое мышление через чтение информационного текста; развивать логическое мышление; развивать умение работать в группе (компетентности: интеллектуальная, социальная).
Воспитательные: поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения; воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение.
Презентация
Проект урока
Этапы:
1.Стадия вызова. Присутствие этой стадии в уроке обязательно с точки зрения данной технологии и позволяет:
- Актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме;
- Пробудить интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
- Пробудить ученика к активной деятельности на уроке.
2. На стадии осмысления задача – получение новой информации, ее осмысление и соотнесение с собственными знаниями.
3. Заключительная стадия – стадия размышления (рефлексия).
Основные задачи деятельности на этой стадии:
- Целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;
- Выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного – тем и проблем для дальнейшей работы («новый вызов»).
- Анализ всего процесса изучения материала.
Ход урока:
Этап урока |
Деятельность учителя
|
Деятельность учеников
|
Вызов
|
Целеполагание. Учитель зачитывает информацию для осмысления.
Организует прогнозирование задач урока.
|
Осмысление информации.
Предположения учащихся
|
Осмысление
|
Учитель
организует работу с текстом и рисунком.
Предлагает ответить на вопрос урока.
|
Чтение текста и запись функций кожи.
Составление кластера по рисунку.
Заполнение таблицы.
Самопроверка по образцу.
|
Рефлексия
|
Предлагает ответить на вопрос урока.
Предлагает выполнить задание «Составьте трехзначное число» по теме урока.
|
Новое осмысление информации, предложенной в начале урока.
Составление трехзначных чисел
|
Итоги урока
|
Подводит итоги урока.
|
Записывают Д/З
|
Конспект урока:
Урок я хочу начать с информации для размышления.
В середине 17 века в богатых итальянских городах любили устраивать пышные празднества. Вельможи стремились превзойти друг друга в изысканности и пышности. В 1646 году в Милане состоялось праздничное шествие, которое возглавил «золотой мальчик» - олицетворение «золотого века». Тело ребенка было покрыто золотой краской. Праздник удался. Мальчик же вскоре после шествия стал никому не нужен и был забыт. Всю ночь он провел в холодном замке. Мальчик заболел и вскоре умер. Долгое время никто не мог объяснить причину гибели ребенка.
Какие мысли у вас возникли по этому поводу? (слайд №1)
Как вы думаете, в какой теме курса биологии мы можем найти ответ на вопрос о причине гибели мальчика? (слайд №2)
Что нужно знать о коже, чтобы ответить на вопрос о причине гибели мальчика?
Нужно знать строение и функции кожи. Этим мы сейчас и займемся.
Задание:
- Прочитайте предложенный текст и выпишите все найденные вами функции кожи.
На границе соприкосновения с внешней средой у животных исторически образовался кожный покров – защита от различных воздействий. Кожа покрывает все тело человека, но это не просто оболочка, а сложный орган со многими функциями.
Благодаря плотности эпидермиса, упругости волокон дермы и мягкой подстилки кожа предохраняет расположенные под ней ткани и органы от механических травм. Упругость подстилки, состоящей из подкожной жировой клетчатки, и строго упорядоченное расположение волокон дермы придают коже свойство амортизатора.
Поверхность эпидермиса смазана кожным салом, вырабатываемым сальными железами. Эта жировая мантия предохраняет кожу и подлежащие ткани от вредного действия химических веществ.
На поверхности кожи всегда находятся микробы. Однако сквозь здоровую кожу они проникнуть не могут. Кожа, находясь в состоянии постоянного отшелушивания роговых клеток, вместе с ними механически освобождается от микробов, а химические особенности кожного сала и пота, кислая реакция кожи создают неблагоприятную среду для их развития и жизнедеятельности. Кроме того, здоровая кожа вырабатывает особые защитные вещества, убивающие микробы.
В коже находятся потовые и сальные железы. Пот содержит 98% воды, 1% растворенной в ней поваренной соли и 1% органических веществ – мочевины, мочевой кислоты, аммиака. Усиленное потоотделение освобождает от излишнего напряжения почки, что иногда используется с лечебной целью при их заболевании. Вместе с потом из организма выводятся ядовитые вещества, попавшие в организм с пищей, а также задержавшиеся в нем лекарственные вещества.
Через кожу удаляется 2% углекислого газа, через кожную поверхность попадает в организм 1 % кислорода. Здоровая кожа – плохой проводник тепла и электричества, а наличие в ней пигмента меланина защищает от чрезмерного воздействия световой энергии.
Кожа участвует в теплорегуляции. Температура тела всегда остается постоянной. Значит, в разное время года идет разная теплоотдача. Она зависит от температуры воздуха, его влажности, движения.
В коже размещено огромное количество чувствительных нервных окончаний. Так, на 1 см2 кожи имеется около 100-250 таких окончаний. Прикосновение, давление, вибрация, боль, холод и тепло, осязание предметов: все это воспринимается кожей.
Проверьте свою работу (слайд №4)
Появились ли у вас новые идеи о причине гибели мальчика? (слайд №5)
Нам необходимо выяснить, какое же строение имеет это орган, выполняющий столько функций.
А для этого выполните задание:
1. Изучите по рисунку строение кожи (слайд №6)
2.Дополните схему недостающей информацией:
Проверьте выполнение задания (слайд №7)
Используя свои записи, составленную схему, учебный текст, заполните таблицу «Взаимосвязь строения и функций кожи» (слайд №8)
Можете ли вы что-то дополнить к своей версии объяснения гибели «золотого мальчика»? (слайд №9)
Ознакомьтесь с предложенной информацией и четко сформулируйте ответ на вопрос о причине гибели мальчика.
А сейчас проверим, как Вы усвоили новый материал. Выполните задание «Составьте трехзначное число» (выпишите номера предложений, описывающих один слой кожи) (слайд №10)
- Наружная поверхность слоя состоит из мертвых клеток.
- Слой пронизан кровеносными сосудами и нервными окончаниями.
- В живых клетках содержится пигмент.
- Самый глубокий слой, связывающий кожу с костями и мышцами.
- Защищает организм от переохлаждения.
- Защищает кожу от действия твердых частиц, газов, жидкостей.
- Здесь находятся сальные и потовые железы, корни волос.
- Образован соединительной тканью.
- Откладываются запасные питательные вещества – жиры.
Обменяйтесь работами, проверьте правильность выполнения задания (слайд № 11)
Д/З:
- Выучить в тетради.
- * Составить тест из 10 вопросов (три варианта ответа)
- *Составьте синквейн по теме урока.
Рефлексия: Оцените свою работу на уроке, выберите карточку с определенным символом, соответствующему вашему настроению.
- очень низкая оценка, негативное отношение;
- невысокая оценка, безразличное отношение;
- удовлетворительная оценка, позитивное отношение;
- хорошая оценка, позитивное отношение;
- очень высокая оценка,
Список использованной литературы:
-
- Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: Человек: учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2007.
- Сонин Н.И. Биология. 8 кл. Человек: Учеб. для общеобразоват. учреждений/Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. – М.: Дрофа, 2008.
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Золотой_мальчик
Приложения
Раздаточный материал для учеников
Приложение 1.
Прочитайте предложенный текст и выпишите все найденные вами функции кожи.
На границе соприкосновения с внешней средой у животных исторически образовался кожный покров – защита от различных воздействий. Кожа покрывает все тело человека, но это не просто оболочка, а сложный орган со многими функциями.
Благодаря плотности эпидермиса, упругости волокон дермы и мягкой подстилки кожа предохраняет расположенные под ней ткани и органы от механических травм. Упругость подстилки, состоящей из подкожной жировой клетчатки, и строго упорядоченное расположение волокон дермы придают коже свойство амортизатора.
Поверхность эпидермиса смазана кожным салом, вырабатываемым сальными железами. Эта жировая мантия предохраняет кожу и подлежащие ткани от вредного действия химических веществ.
На поверхности кожи всегда находятся микробы. Однако сквозь здоровую кожу они проникнуть не могут. Кожа, находясь в состоянии постоянного отшелушивания роговых клеток, вместе с ними механически освобождается от микробов, а химические особенности кожного сала и пота, кислая реакция кожи создают неблагоприятную среду для их развития и жизнедеятельности. Кроме того, здоровая кожа вырабатывает особые защитные вещества, убивающие микробы.
В коже находятся потовые и сальные железы. Пот содержит 98% воды, 1% растворенной в ней поваренной соли и 1% органических веществ – мочевины, мочевой кислоты, аммиака. Усиленное потоотделение освобождает от излишнего напряжения почки, что иногда используется с лечебной целью при их заболевании. Вместе с потом из организма выводятся ядовитые вещества, попавшие в организм с пищей, а также задержавшиеся в нем лекарственные вещества.
Через кожу удаляется 2% углекислого газа, через кожную поверхность попадает в организм 1 % кислорода.
Здоровая кожа – плохой проводник тепла и электричества, а наличие в ней пигмента меланина защищает от чрезмерного воздействия световой энергии. Кожа участвует в теплорегуляции. Температура тела всегда остается постоянной. Значит, в разное время года идет разная теплоотдача. Она зависит от температуры воздуха, его влажности, движения.
В коже размещено огромное количество чувствительных нервных окончаний. Так, на 1 см2 кожи имеется около 100-250 таких окончаний. Прикосновение, давление, вибрация, боль, холод и тепло, осязание предметов: все это воспринимается кожей.
Функции кожи:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Приложение 2.
Изучите по рисунку строение кожи (слайд №6)
Дополните схему недостающей информацией
Приложение 3.
Используя свои записи, составленную схему, учебный текст, заполните таблицу «Взаимосвязь строения и функций кожи» (слайд №8)
Взаимосвязь строения и функций кожи
|
строение
|
функции
|
Эпидермис
|
Ороговевшие мертвые клетки
Живые клетки
|
|
Дерма
|
Рецепторы
Потовые железы
Сальные железы
Кровеносные сосуды
Эластичные и коллагеновые волокна
|
|
Гиподерма
|
Жировая клетчатка
|
|
Приложение 5. Значки для рефлексии
Приложение 4.
Ознакомьтесь с предложенной информацией и четко сформулируйте ответ на вопрос
о причине гибели мальчика.
Кожа – орган теплоотдачи. Температура кожи зависит от количества притекающей к ней крови. Чем больше приток крови, тем выше температура кожи, следовательно, тем больше тепла выделяется в окружающую среду. Температура окружающей среды воспринимается с помощью рецепторов, расположенных в коже. Раздражение этих рецепторов вызывает рефлекторное изменение просвета кровеносных сосудов.
При расширении кровеносных сосудов кожи количество протекающей в них крови увеличивается, и температура кожи повышается. Это влечет за собой усиление отдачи тепла.
|