Официальный сайт openclass 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Художественный текст как сложно построенный смысл

Фото пользователя Елена Петровна Шашкова
Submitted by Елена Петровна Шашкова on Sat, 21/05/2011 - 08:33
Данные об авторе
Автор(ы): 
Шашкова Елена Петровна
Место работы, должность: 

МОУ СОШ №1, учитель

Регион: 
Кемеровская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

воспитание личности, обладающей научной, культуроведческой компетенцией, развитие аналитического мышления. 

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

Литература

1.   Введение в литературоведение  / Под ред. Г. Поспелова – М.: Высшая школа,  1976.  

2.   Введение в литературоведение. Теория литературы: Программа дисциплин. –   М.,1996.   

3.    Есин А.Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения. – М.: Флинта – Наука, 1999.

4.    Калганова Т. Олимпиады по литературе. – М.: Аркти, 2000.

5.    Кучина Т.Г. Контрольные и проверочные работы по литературе. – М.:   Дрофа, 1998.

6.    Литература: Краткий справочник школьника. – М.: Дрофа, 1997.

7.    Литература: Справочные материалы. – М.: Просвещение, 1988.

8.    Мещерякова М. Литература в таблицах  и схемах. – М.: Айрис, 2001.

9.    Розенталь Д.Э. Секреты стилистики. – М.: Айрис, 2002.

10.  Словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 1975.

11.   Томашевский Б. Поэтика. – М., 1966.

12.  Чернец Л.В. Русская литература в вопросах и ответах. – М.: Университет, 1998.

13.  Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М.: Педагогика, 1988.

 

Используемая методическая литература: 

  Есин А.Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения. – М.: Флинта – Наука, 1999.

 

Краткое описание: 
Многообразие аспектов анализа текста требует обобщения и систематизации. Урок значим как в теоретическом, так и в практическом отношении. Теоретически предполагается ответить на вопросы: что такое текст, каковы его признаки и категории, какие типы текстов выделяются, какова структура текста и основные направления его анализа, чем лингвистический анализ текста отличается от литературоведческого, что такое филологический анализ текста и какова их роль в понимании текстов? Лингвистический анализ Виды лингвистического анализа Лингво-поэтический разбор текста Стилистический анализ Схема стилистического анализа Литературоведческий анализ II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Восприятие, оценка, анализ стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…»

Художественный текст как сложно построенный смысл

(На примере стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…»)

Цель: воспитание личности, обладающей научной, культуроведческой компетенцией, развитие научного и аналитического мышления.

Задачи:

•        развивать творческий и интеллектуальный потенциал учащихся;

•        формировать интерес к самостоятельному творческому поиску, вырабатывать самостоятельную точку зрения на художественное произведение и проблему;

•        овладевать необходимыми знаниями о специфике анализа художественного текста;

•        воспитывать уважение к духовной культуре, творческому наследию писателей.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

I.       ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ Типы анализов художественных текстов

Многообразие аспектов анализа текста требует обобщения и систематизации. Урок значим как в теоретическом, так и в практическом отношении. Теоретически предполагается ответить на вопросы: что такое текст, каковы его признаки и категории, какие типы текстов выделяются, какова структура текста и основные направления его анализа, чем лингвистический анализ текста отличается от литературоведческого, что такое филологический анализ текста и какова их роль в понимании текстов?

Лингвистический анализ

Предмет – языковая организация -  связи и отношения языковых средств разных уровней, выражающих определённое идейно-художественное содержание произведения

1)      устаревшие слова и обороты;

2)      непонятные факты поэтической символики;

3)      устаревшие окказиональные перифразы;

4)      незнакомые современному носителю русского литерного языка диалектизмов, профессионализмов, арготизмов и терминов;

5)      индивидуально-авторские новообразования в сфере семантики, словообразования, сочетаемости;

6)      ключевые слова разбираемого текста как художественного целого с тем или иным конкретным содержанием;

7)      устаревшие или ненормативные факты в области фонетики, морфологии и синтаксиса.

Задача – изучение языковых средств разных уровней в системе художественного текста с функционально-эстетической точки зрения их соответствия авторскому замыслу и его индивидуальной манере письма.

Лингвистический анализ текста предполагает его рассмотрение как искусной организации языковых средств, отражающих определённое идейно-тематическое и образное содержание, способное вызывать эстетический эффект.

 

Виды лингвистического анализа:

-        лингвистическое комментирование;

-        полный поуровневый и частичный лингвистический анализ;

-        лингво-поэтический разбор текста.

Лингво-поэтический разбор текста включает следующие данные:

1)      место произведения в творчестве поэта;

2)      освещение жанровых и тематических особенностей текста;

3)      определение идеи произведения;

4)      эмоциональной тональности;

5)      ритмики, стихотворного размера, особенностей рифм;

6)      описание художественных приёмов и их роли;

7)      рассмотрение языковых средств в их соотнесённости с образным строем

Стилистический анализ

Лингвистику и стилистику текста объединяет общий объект изучения  (текст) и некоторые аспекты анализа (интерес к семантике и структуре текста). Различие связано с несовпадением целей и задач, единиц исследования и методики изучения.

Ключевые понятия

1) Функциональный стиль – исторически сложившаяся разновидность употребления языка, отличающаяся от других подобных разновидностей особенностями состава и организации языковых единиц.

2) Речевая системность стиля, организованная замыслом автора

3) Стилевые черты

Схема стилистического анализа

1)      сфера общения и ситуация, на которую текст ориентирован

2)      стиль, подстиль и жанр текста

3)      основные функции текста (общение, сообщение, воздействие)

4)      характер адресата с учётом стилистических особенностей текста

5)      тип мышления, отражённый в тексте (конкретный, обобщённо-абстрагированный, образный)

6)      форма (письменная, устная), тип речи (описание, повествование, рассуждение), вид речи (монолог, диалог, полилог)

7)      стилевые черты

8)      языковые приметы стиля, отражённые в тексте

9)      образ автора и цель его текстовой деятельности

10) индивидуально-авторские стилистические особенности текста на уровне отбора языковых средств и их организации, включая стилистические приёмы.

Литературоведческий анализ

1. Прочитать текст свежим, не отягощённым догмами взглядом, прочитать его как бы в первый раз, постаравшись при этом выяснить, о чём говорит писатель лично с вами.

2. Формулировка интерпретации в первом приближении и целенаправленный анализ – перечитывание, ставящий целью скорректировать, расширить и углубить первичную интерпретацию.

3. Определить содержательные доминанты произведения, т.е. те свойства художественного содержания, которые объединяют все его конкретные элементы, тот проблемно-смысловой стержень, который обеспечивает системно-целостное единство содержания.

4. Для проверки верности интерпретации следует обратиться к анализу поэтики данного произведения, к своеобразию его стиля, к поискам стилевых доминант.

5. Чтобы объективировать свои впечатления, необходимо обратиться к анализу языковой формы и стилистических особенностей текста.

Схема литературоведческого анализа

1. Время и обстоятельства написания произведения.

2. Место произведения в творчестве писателя.

3. Литературный род (эпос, лирика, драма).

4. Жанр произведения.

5. Основная проблематика.

6. Тема.

7. Композиция.

8. Основной пафос произведения и эмоциональная тональность.

9. Образный строй.

10.Идея.

11.Художественные особенности (тропы, фигуры, приёмы).

 

 

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Восприятие, оценка, анализ стихотворения в прозе И.С. Тургенева

«Как хороши, как свежи были розы…»

1.      Вступительное слово учителя.

Каждое художественное произведение – особый законченный в себе мир; это такое образование, в котором каждая клеточка – элемент целого.

2.      Чтение стихотворения И.С. Тургенева (наизусть) «Как хороши, как свежи были розы…»

3.      Впечатление от прочитанного (по возможности дать слово всем желающим)

После первого прочтения художественного текста создаётся впечатление его целостности. Почему?

4.      Задания

1)      Ответьте на вопросы

  • Что является определяющим в организации текста и создания его единства?
  • Как композиция миниатюры связана с её семантикой?
  • Как смыслы молодость – старость, жизнь – смерть организуют лексику текста?
  • Проследите роль ключевых слов в целостности текста?
  • Какова роль рефрена в миниатюре?
  • Как вы думаете, какова функция заголовка в создании завершённости текста?
  • Как соединяются отдельные части миниатюры в целое?

2)      Выполните задания по анализу ритмико-интонационной структуры текста как целостности

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн