Вы не зарегистрированы

Авторизация



Личностно-ориентированные технологии обучения в рамках преподавания изобразительного искусства

Фото пользователя Наталья Николаевна Ермоленко
Submitted by Наталья Николаевна Ермоленко on Tue, 24/05/2011 - 10:49
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ермоленко Н.Н.
Место работы, должность: 

 

 МОУ «Сош №15» г. Энгельс 
учитель изобразительного искусства 
 
Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
все уровни образования
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Изобразительное искусство
Предмет(ы): 
Искусство
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
<p> &nbsp;</p> <div> <div> <p> <strong>Р</strong>абота посвящена проблематике личностно-ориентированного развивающего обучения. Рассматриваются не только особенности данного обучения, но и его специфика. В концепции личностно-ориентированного образования определены основные цели современной</p> <p> общеобразовательной школы, важнейшей из которых признана проектирование и организация наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности в учебном процессе. Таким образом, личностно-ориентированное образование есть системное построение взаимосвязи учения, обучения, развития. Это целостный образовательный процесс, существенно отличающийся от традиционного учебно-воспитательного процесса.</p> </div> </div>

 

 

Личностно-ориентированные технологии обучения в рамках преподавания изобразительного искусства

Работа посвящена проблематике личностно-ориентированного развивающего обучения. Рассматриваются не только особенности данного обучения, но и его специфика. В концепции личностно-ориентированного образования определены основные цели современной

общеобразовательной школы, важнейшей из которых признана проектирование и организация наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности в учебном процессе. Таким образом, личностно-ориентированное образование есть системное построение взаимосвязи учения, обучения, развития. Это целостный образовательный процесс, существенно отличающийся от традиционного учебно-воспитательного процесса.

Феномен личностно-ориентированного развивающего обучения

Личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъективного опыта самого ученика, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании.

При проектировании образовательного процесса необходимо исходить из признания двух равноправных источников:

Обучение

Учение

Обучение, которое обеспечивает полноценное усвоение знаний, формирует учебную деятельность и тем самым влияет на умственное развитие и есть развивающее обучение.

Модели личностно-ориентированного обучения

Социально-педагогическая

Предметно-дидактическая

Психологическая

Принципы построения личностно-ориентированного обучения

Принципы построения нацелены на всестороннее развитие личности.

Реализация личностно-ориентированного обучения требует смены «векторов» в педагогике: от обучения, как нормативно построенного процесса к учению, как индивидуальной деятельности школьника, ее коррекции педагогической поддержки.

Проектирование личностно-ориентированной системы обучения предполагает:

признание ученика основным субъектом процесса обучения;

определение цели проектирования – развитие индивидуальных способностей ученика;

определение средств, обеспечивающих реализацию поставленной цели посредством выявления и структурирования субъектного опыта обучающегося, его направленного развития в процессе обучения.

Что нужно, чтобы реализовать модель личностно-ориентированного обучения в школе?

Принять концепцию образовательного процесса не как соединение обучения и воспитания, а как развитие индивидуальности, становление способностей, где обучение и воспитание органически сливаются;

Выявить характер взаимоотношений основных участников образовательного процесса: управленцев, учителей, учеников, родителей.

Технология

личностно-ориентированного обучения

Основной принцип разработки личностно-ориентированного обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития;

Индивидуальность – обобщенная характеристика особенностей человека, устойчивое проявление которых, их эффективная реализация в игре, труде, изобразительном искусстве, определяет индивидуальный стиль деятельности как личностное образование.

Основные требования к разработке дидактического обеспечения личностно-ориентированного процесса:

Учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;

В ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта обучающегося с научным содержанием задаваемых знаний;

В ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта обучающегося с научным содержанием задаваемых знаний;

Активное стимулирование обучающегося к самоценной образовательной деятельности должно обеспечивать ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;

Изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование личного опыта каждого обучающегося;

 

Основные требования к разработке дидактического обеспечения личностно-ориентированного процесса:

Образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъектной деятельности. Для этого необходимо выделение единиц учения, их описание, использование учителем на уроке, в индивидуальной работе (различные формы коррекции, репетиторства).

При введении знаний о приемах выполнения учебных действий необходимо выделять общелогические и специфические предметные приемы учебной работы с учетом их функций в личностном развитии;

Необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но главным образом процесса учения, т. е. тех трансформаций, которые осуществляет обучаемый, усваивая учебный материал;

Необходимо стимулировать обучающихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала.

Показатели уровня развитости обучающихся

Общеразвивающие

Художественно-образные (интегрированные)

Профессионально-художественные (специальные)

Оригинальность

Индивидуальность

Отход от привычного

Согласование изобразительных элементов

Фантазия, изображение

Настроение и цвет

Настроение и форма

Настроение и образ

Музыкальность, динамика образа

Сказочность, волшебство

Одушевление, оживление образа

Ритм

Структура, конструкция

Композиция

Цвет и форма

Соразмерность, соотношение

Разнообразие выразительных средств

Вариативность тем, образов, настроений

                                   

 

 

 

 

 

Критерии оценивания работы исследовательских групп

в учебном проекте

Оценка

Содержание

Дизайн

Выступление

5

Используется фактическая информация.

Идеи полностью описаны и раскрыты.Работа включает в себя 3 умозаключения (или более), полученные на основе проведенных исследований.

Работа выполнена творчески. Соблюдается единый стиль оформления. Уместно используются возможности компьютерной анимации. Используются короткие фразы.

Выступление логично выстроено. Представление информации подготовлено, манера изложения материала удерживает внимание аудитории. Речь четкая, используются терминология по теме.

4

Используется фактическая информация.

Идеи описаны почти полностью.

Работа включает в себя не менее 3-х умозаключений, полученных на основе проведенных исследований

Работа выполнена творчески. Единый стиль в некоторых местах не поддерживается. Анимационные эффекты излишне привлекают аудиторию

Представление относительно интересно, присутствуют логические переходы, манера изложения материала  обычно удерживает  внимание аудитории. Терминология не всегда верно интерпретируется.

3

Информация – по большей части фактическая.

Идеи – описаны не полностью.

Умозаключения есть, но они незначительные. 

Работа включает минимум иллюстрационного материала. Цвет фона и текста не сочетаются. Стиль презентации отвлекает от самой презентации

Выступление не всегда логично,  привлекает  внимание аудитории большую часть времени. Термины по теме используются редко.

2

Информация не носит фактического характера.

Идеи носят фрагментарный характер.Умозаключения не относятся к тематике исследовательской работы.

Работа полностью не завершена. Злоупотребление анимационными эффектами. Типы шрифтов различны. Иллюстрационного материала недостаточно или излишне много.

Изложение материала раскрывается нелогично, внимание аудитории отсутствует, термины по теме не используются

Лист планирования презентации проекта:

Общая цель сохздания представления проекта;

Название презентации проекта;

Основные проблемы проекта;

 Темы и список материалов, которые необходимо найти в Интернете;

 

 

 

 

 

Перечень дополнительных ресурсов, которые Вы будете использовать при создании презентации (мультимедийные энциклопедии, учебники и др.)

 

План проведения проекта:

что должно быть сделано до начала работы над проектом,

кто это сделает или поможет,

сроки реализации.

Что должно быть сделано до начала работы над проектом?

Кто сделает это или поможет сделать это?

Когда это должно быть сделано

 

 

 

Группа:_______________________

 

Самооценка качества проведенного исследования

Показатели:

Да

Скорее Да чем нет

Скорее Нет чем да

Нет

Комментарий учителя

1. Темаисследования актуальна

 

 

 

 

 

2. Цель исследования чётко сформулирована

 

 

 

 

 

3. Содержаниедеятельностипонятно

 

 

 

 

 

4. Исследование отвечает на проблемный вопрос

 

 

 

 

 

5. Выводы по ходу исследования обоснованы

 

 

 

 

 

6. Все аргументы подтверждены ссылками на источники информации

 

 

 

 

 

7. Используются разнообразные источники информации (Интернет-ресурсы, печатные издания, электронные издания, мнения экспертов)

 

 

 

 

 

8. Выполнен анализ собранных в ходе исследования данных

 

 

 

 

 

9. Все числовые данные представлены наглядно с использованием диаграмм.

 

 

 

 

 

10. Презентация отражает все аспекты исследования

 

 

 

 

 

 

 

Проблемный вопрос, который породил тему самостоятельного исследования

Автор и его товарищи

 

 

Гипотеза

 

 

 

 как я вижу решение  поставленной проблемы,

интуитивное решение,

а друг сказал по-другому...

 

План проведения исследования:

сбор информации

изучение и обсуждение материалов,

проведение практической работы,

анализ данных,

вывод.

 

 

 

 

 

Я узнал, что …

 цитаты, выдержки из дополнительной литературы

 

 

Я провел …

анкетирование, практическую работу

 

 

Выяснилось

поставленная проблема решалась (не решалась) ранее, ученые нашли решение...

опыт и наблюдения привели к такому результату

 

 

Вывод

как решить проблему , если она встретится в дальнейшем

 

Источники

список используемой литературы, ссылки на ресурсы в Интернет.

 

 

Рефлексия

Отметь знаком «+» те качества, которые ты приобрел в процессе работы над проектом.

Дополни список.

Я научился:

 

Искать информацию с помощью сети Интернет

 Искать информацию в книгах и энциклопедиях

 Пользоваться электронной энциклопедией

 Вести наблюдения

 Пользоваться цифровым фотоаппаратом

 Создавать презентации

 Строить диаграммы

 Обсуждать результаты работы с одноклассниками

 Задавать вопросы, когда возникают трудности

 Просить помощи, когда возникают трудности

 Помогать товарищу, когда он об этом просит

 Радоваться интересной идее

 Радоваться успеху товарища

 Видеть необычное в привычном

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Представляю

автора художественно-творческого проекта по изобразительному искусству

Тема:

«Импрессионизм в творчестве французского художника 19 века Поля Гогена»

Абдрахманова Элеонора

Эта работа позволяет добиться более глубокого понимания роли искусства в жизни людей, а также пройти интересный творческий путь, формирующий исследовательские и созидательные интересы обучающихся

Работая над проектом, я более подробно познакомилась с творчеством Поля Гогена. Узнала о новой технике написания картин. Об импрессионизме и его направлениях. И теперь я многое умею. И мне хочется создать еще что-нибудь…

 

 

Заключение

Можно сделать вывод, что личностно-ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, таланта, становление самосознания, самореализации;

Развитие обучающегося как личности (его социализация) идет не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития;

Учение как субъектная деятельность обучающегося, обеспечивающая познание (усвоение) должно разворачиваться, как процесс, описываться в соответствующих терминах, отражающих его природу, психологическое содержание;

Основным результатом учения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями.

 

 

Рекомендуемая литература:

Лещинский В.И. Педагогическая технология личностной ориентации. - Воронеж: Изд-во им. Е.А. Болховитинова, 2001. - 157 с.

Серегина О.Да, но не для того, чтобы просто плыть по течению: Личностно-ориентированное обучение: практический поход // Педагогическое самообразование. – 2002. - №13. – С.3.

Ярулов А.А. О построении учебных занятий на основе индивидуально-ориентированного подхода // Завуч. – 2000. - № 3. – С.76-100.

Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного образования. М., 2000.

 

 

Вопросы для самоконтроля

Что такое развивающее обучение?

 

Основные модели личностно-ориентированного обучения.

 

Что из себя представляет индивидуальная деятельность школьника в учебном процессе?

 

Индивидуальность – это…

 

Важнейший принцип личностно-ориентированного обучения.

Основные институты социализации личности.

 

Функции образовательного процесса.