Официальный сайт maxceiling 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Дружеское письмо и эпистолярный жанр в литературе (2 часа)

Submitted by Оксана Николаевна Короченко on пн, 06/06/2011 - 20:50
Данные об авторе
Автор(ы): 
Короченко Оксана Николаевна Мирофянченко Наталья Анатольевна
Место работы, должность: 
город Белгород МОУ-СОШ № 49 учителя русского языка и литературы
Регион: 
Белгородская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
все уровни образования
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

развитие интереса учащихся к эпистолярному жанру , привитие           культуры письма, воспитание бережного отношения к своему   языку.

Тип урока: 
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Краткое описание: 
в ходе проведения урока- практикума учащиеся на примере писем из литературных произведений знакомятся с правилами написания письма

Ход урока:

 

Учитель сообщает цель урока. Вступительное слово учителя.

Процесс вытеснения письма другими видами связи начался еще в конце XIXв. С развитием сети железных дорог, появлением телеграфа, телефона, в наше время осуществляется особенно интенсивно: все более популярным становится общение через интернет, посредством SMS, по своей сути отличающиеся примитивизмом, не располагающие к пространным и глубоким рассуждениям. На этом фоне усиливается ощущение ценности эпистолярного наследия русских классиков.

ПИСЬМО, эпистолярный жанр литературы, стихотворное или прозаическое обращение писателя к определенному лицу с постановкой какого-либо важного вопроса. В этом отношении форма письма как жанр близка к посланию. В античной литературе известны «Письма» Горация, впервые переведенные на русский язык в XVIIIВ. А. Кантемиром, который применил в данном случае силлабический тринадцатисложник, без рифмы. В древнерусской литературе такими посланиями были политические письма Андрея Курбского царю Ивану Грозному и ответные письма Ивана Грозного Курбскому; известны письма на религиозные темы протопопа Аввакума  четырем «поморским отцам» и его же письма к Ф. Морозовой, Е. Урусовой и М. Даниловой. Из стихотворных писем XVIIIв. Следует отметить замечательное эпистолярное произведение М. Ломоносова – «Письмо о пользе стекла» Шувалову. У. А. Кантемира имеются прозаическое «Письмо Харитона Макентина к приятелю о сложении стихов русских» - стиховедческий трактат, и стихотворные письма – «Письмо к князю Никите Юрьевичу Трубецкому» и «Письмо к стихам своим»; первое написано одиннадцатисложником, второе – тринадцатисложником. В XIXв. Жанр стихотворных писем назывался посланиями.

Проверим домашнее задание каждой группы. 1 группа работала со словарями. Давайте запишем слова и их лексическое значение: письмо, эпистола, эпистолярный, письмовник, письмоводитель, письмоносец, писулька, постскриптум, реквизиты, адресат, адресант.

 

Учитель: 2 группа познакомит нас с античной теорией письма.

 

Дошедшие до нас античные эпистолярные теории свидетельствуют о том, что в то время составление писем «подчинялось четким стилистическим нормам, разработанным риторикой, и принадлежало… области словесного искусства». В античных теориях письма подчеркнуты наиболее существенные его особенности. Так, грамматик Артемон называл письма «половиной диалога» (т. е. диалогом без собеседника) и говорил, что они должны иметь стилистическое сходство с диалогом. При этом подчеркивалось отличие письма как письменной формы речи от речи разговорной: «… письмо нуждается в более тщательной обработке, чем диалог; весь диалог подражает речи, сказанной без подготовки, экспромтом, письмо же пишется  и посылается как подарок». Отмечалось, что письмо обычно связано с определенной ситуацией; существенное внимание уделялось прагматической направленности письма, его ориентации на адресата:

«Пусть письмо не будет шутливым, если оно пишется лицу вышестоящему, грубым – если равному, надменным – если подчиненному, неряшливо написанным – если ученому, невнимательно составленным – если неученому, пусть не будет оно состоять из избитых выражений, если пишется самому близкому человеку, если же менее близкому, то пусть не будет недружелюбным… Предисловия и подписи должны быть сообразны со степенью близости и важности. Должен быть учтен обычай… У древних заведено было писать собственноручно тем, кто нам особенно дорог, или делать пространную подпись… Приятно добавить к письму что-либо по-гречески, если это к месту и не очень часто. Весьма удобно вставить и небезызвестную пословицу, стишок или часть стиха…»

Классификация писем зависит от их содержания, «предмета речи». Так в античном письмовнике, приписываемом Деметрию Фалерскому, выделяется двадцать один вид писем и приводятся образцы каждого вида.

 

Учитель. 3 группа расскажет о письмовниках 18-19 веков.

 

В XVIII-XIXвв. также существовали письмовники, которые представляли собой своего рода рекомендации по составлению писем самого разного характера. Так, в письмовнике 1798 г. выделялись письма просительные, жалобные, одобрительные, дружеские, увещевательные, нравоучительные, купеческие и вообще деловые письма, поздравительные, посылочные, контракты, расписки, свидетельства и нек. др.  почти все названные типы писем имели и свои разновидности. Например, среди поздравительных выделялись следующие: поздравление по поводу получения чина, поздравление с праздником, поздравление по случаю женитьбы и др. Письмовник содержит такие главы, как «Слог писем», «Чистота», «внятность речи», «Краткость», «форма писем», «Благопристойность». Существенное внимание уделялось оформлению письма:

«Надлежит писать письма свои опрятно, без всякой почистки, на тонкой бумаге; написание в письме так, как поступки в речах. Не должно, чтоб оно досадило глазам читателя; но было б так красно, чтоб охотно можно его рассматривать».

И хотя с современной точки зрения наивность некоторых рекомендаций очевидна, однако тенденцию ориентировать пишущих на искусство эпистолярия нам следовало бы сохранить и продолжить.

Учитель.

Русская культура располагает колоссальным эпистолярным наследием, которое помогает проникнуть в мир общения различных эпох. Необходимость изучения этого наследия обусловлена его непреходящим культурно-историческим и языковым значениям. Между тем в русле лингвистики письмо изучено недостаточно. Лишь в последние пять лет стали появляться работы, посвященные эпистолярному искусству.

4 группа расскажет о видах писем.

 

Мы различаем следующие виды писем: 1) официально-деловые (в русле официально-делового стиля; письма как деловые документы, отражающие не личные, а официальные отношения); 2) профессионально-ориентированные (в русле научного стиля, например, переписка ученых); 3) публицистические (в русле публицистического стиля, например, письма в газету); 4) художественные (в русле языка художественной литературы, например «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина, письмо Хлестакова своему другу Тряпичкину в «Ревизоре» Н. В. Гоголя и т. д.); 5) частные неофициальные письма, не предназначенные для публикации; этот вид в стилистическом отношении представляет собой синтез элементов различных функциональных стилей.

Частное неофициальное письмо определяется в данном случае как частное письменное общение лиц, характеризующееся достаточной содержательной свободой, наличием стандартных эпистолярных элементов. Не зря художники слова нередко избирают  письма, как форму романного повествования. Эпистолярный жанр использовали Тургенев, Толстой, Чехов, Достоевский, в советской классике В. Каверин «Два капитана», Д. Гранин «Зубр». Жанр «письма» был популярным и в творчестве поэтов военного времени. Это письма – обещания, письма – исповеди, письма – клятвы: «В землянке» А. Суркова, «Жди меня» К. Симонова, «Темная ночь» В. Агатова.

Учитель. Академик Д. С. Лихачев писал: «Чтобы научиться писать, надо писать!» Нельзя обставить себя хорошими рекомендациями, как писать, и сразу начать писать правильно и хорошо ничего не выйдет. Поэтому пишите письма друзьям, ведите дневники, пишите воспоминания. В момент их написания вы не только учитесь писать – вы невольно отчитываетесь в своей жизни, обдумываете то, что с вами было и как вы поступили…»

Сейчас вы получите письма: Тургенев – Фету, письмо Хлестакова из комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Подумайте, чем схожи эти письма?

 

ТУРГЕНЕВ – А. А. ФЕТУ

 

7(19) января 1859. Петербург

 

С. Петербург.

7-го янв. 1859.

Любезный Афанасий Афанасьич, посылаю Вам оттиск моей повести – и прошу судить о ней строго и даже сурово – и напишите мне Ваше мнение. Тотчас по прочтении прошу передать экземпляр Аксаковым, с прилагаемым письмецом к Сергею Тимофеевичу. Каким это манером Толстой попал под зуб медведю? Пусть он приедет и покажет нам свою рану. Все здесь очень бы обрадовались ему. Ну прощайте, обнимаю Вас и кланяюсь Вашей жене.

Ив. Тургенев.

 

P. S. Не замешкайте передачей повести.

 

Н.В.ГОГОЛЬ «РЕВИЗОР»

 

Спешу уведомить тебя, душа Тряпичкин, какие со мной чудеса. На дороге обчистил меня кругом пехотный капитан, так что трактирщик хотел уже было посадить в тюрьму, как вдруг по моей петербургской физиономии и по костюму весь город принял меня за генерал-губернатора. И я теперь живу у городничего, жирую, волочусь напропалую за его женой и дочкой; не решился только, с которой начать; думаю, прежде с матушки, потому что, кажется, готова сейчас на все услуги. Помнишь, как мы с тобой бедствовали, обедали на широмыжку и как один раз было кондитер схватил меня за воротник по поводу съеденных пирожков за счет доходов аглицкого короля? Теперь совсем другой оборот. Все мне дают взаймы, сколько угодно. Оригиналы страшные. От смеху ты бы умер. Ты, я знаю, пишешь статейки; помести их в свою литературу. Во-первых: городничий – глуп, как сивый мерин… Почтмейстер точь-в-точь департаментский сторож Михеев; должно быть, также, подлец, пьет горькую… Надзиратель за богоугодным заведением Земляника – совершенная свинья в ермолке… Смотритель училищ протухнул насквозь луком… Судья Ляпкин-Тяпкин в сильнейшей степени моветон… А впрочем, народ гостеприимный и добродушный. Прощай, душа Тряпичкин. Я сам, по примеру твоему, хочу заняться литературой. Скучно, брат, так жить, хочешь, наконец, пиши для души. Вижу: точно, нужно чем-нибудь высоким заняться. Пиши ко мне в Саратовскую губернию, а оттуда в деревню Подкатиловку…

Варианты ответов:

-       диалог достигается с помощью обращений (Любезный Афанасий Афанасьевич – Тургенев; душа Тряпичкин – Гоголь);

-       вопросительные предложения (Каким это манером Толстой попал под зуб медведю? – Тургенев. Помнишь, как мы с тобой бедствовали? - Гоголь).

-       Употребление глаголов в повелительном наклонении (… прошу передать экземпляр Аксаковым – Тургенев. Пиши ко мне в Саратовскую губернию - Гоголь)

Учитель.Художественное письмо воспроизводит не только стилистику дружеского письма, его структуру, но и ощущение личности пишущего, индивидуальность восприятия, осмысление действительности.

Эпистолярная литература создает иллюзию дружеского письма.

В чем заключается эстетическая функция художественного письма?

(В сочинении эпистолярного жанра автор может рассказывать о самом сокровенном, анализировать и сообщать пережитое от встреч с искусством).

Сейчас каждая группа получает задание.

1. Группа. Докажите, что в художественном письме писатель отражает мир через образную систему.

Эпистолярная художественная литература и реальные дружеские письма по-разному отражают действительность. Художественное письмо (как и всякое произведение художественной литературы) обладает содержательно-концептуальной информацией, которая сообщает читателю индивидуально-авторское видение мира и представляет собой творческое переосмысление отношений, факторов, событий, процессов, происходящих в обществе. Из этого следует, что если в реальном дружеском письме пестрота разных тем, пластов материала и стиля, их «беспорядок», неожиданное столкновение мотивированы «разговорностью», «случайностью болтовни», то выбор языковых средств в художественном письме, их сочетаемость, последовательность расположения частей материала организация письма в целом связаны с идейно-тематическим содержанием произведения, с выражением содержательно-концептуальной информации.

Как известно, использование разговорной речи в художественной литературе (в том числе и в художественном письме понимается как стилизация, прием в котором наиболее отчетливо выражена эстетическая направленность.

Так, в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор письмо Хлестакова – это и определенное звено в развитии сюжета произведения, и способ выражения авторской характеристики чиновников города устами Хлестакова. Не случайно Н. В. Гоголь считал Хлестакова центральным персонажем комедии и жаловался, что «… не находит актера для данной роли, что оттого пьеса теряет свой смысл и скорее должна называться «Городничий», чем «Ревизор». Важное значение для реализации замыла автора имеет реакция чиновников а данное письмо. Не случайно чтение прерывается их репликами.

2 группа.Докажите, что дружеское письмо обычно связано с конкретной ситуацией и в то же время отражает большое разнообразие ситуаций.

Дружеское письмо более ситуативно по сравнению с письмом художественным. Художественное письмо в известной степени обобщает, типизирует действительность. Реальное же дружеское письмо обычно «привязано» к конкретной ситуации. Следовательно, реальные письма в отличие от художественных представляют большое разнообразие нетиповых ситуаций. Кроме того, «… в условиях литературной коммуникативной ситуации трансформируется речевая структура письма: оно в целом превращается в косвенный информатив для читателя и служит для изображения, а не для осуществления эпистолярной коммуникативной ситуации».

3 группа.Докажите, что адресант и адресат в реальном дружеском письме и художественном не идентичны.

В реальном письме адресант и адресат представляют собой конкретные языковые личности, живущие в определенную общественно-историческую эпоху. Не случайно письма отличаются автобиографизмом. В художественном же письме адресант и адресат – вымышленные образы, плод фантазии художника. Это в известной мере типизированные образы. Например, не вызывает сомнения типичность образа Хлестакова, что, впрочем, обусловлено художественным произведением в целом, а не только и не столько его письмом, вкрапленным в комедию.

4 группа.Докажите, что данные письма имеют различные типы контакта и различные коммуникативные цели.

В частном и художественном письмах обнаруживаются различные коммуникативные цели и различный тип контакта. Частное письмо, не рассчитанное на публикацию, предназначено действительному корреспонденту: художественное письмо ориентируется на массового читателя. Коммуникативная цель художественного письма – эмоциональное воздействие на адресата; коммуникативная цель частного письма – личный контакт, обмен информацией.

Учитель.Таким образом, цели и задания дружеского письма и художественного отличаются, что позволяет квалифицировать эти письма как разные виды писем.

Дома вы должны написать письма на предложенные темы:

1)    Письмо моей семье.

2)    Письмо Президенту.

3)    Письмо другу. Однажды со мной случилось…

4)    Моему учителю.

5)    Хочу рассказать себе о своем родном крае.

6)    Письмо ветерану.

7)    Письмо солдату в армию.

Помните, что для школьного сочинения в эпистолярном жанре подходит как публицистическая, так и литературно-критическая тема, однако не стоит вести переписку от имени литературных героев, так как это затруднит истолкование текста. Переписка двух друзей позволит раскрыть различные точки зрения на то или иное произведение или наиболее полно и глубоко доказать совпадающий взгляд, всесторонне осветив все аспекты рассматриваемой темы.

Запишите в тетради памятку доя пишущего сочинение в эпистолярном жанре:

- формулируется тема;

- определяются «герои», авторы переписки;

- ведется повествование от имени персонажа (автора письма), выражаются  

  его мысли, взгляды, впечатления;

- выбираем стиль изложения (в зависимости от содержания сочинения и образа автора письма).


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн