Официальный сайт forexnw 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Однозначные и многозначные слова

Фото пользователя Лариса Анатольевна Соломина
Submitted by Лариса Анатольевна Соломина on чт, 04/08/2011 - 12:16
Данные об авторе
Автор(ы): 
Соломина Лариса Анатольевна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ имени А.В.Каляпина с.Пригородное Сердобского района Пензенской области, учитель русского языка и литературы
Регион: 
Пензенская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

углубление полученных в начальной школе знаний об однозначных и многозначных словах. 

Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: 

Русский язык. Учебник для 5 класса. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л.А. – М.,П., 2009.  

Э.А.Вартаньян «Путешествие в слово» (издательство «Просвещение», 2007). 

Используемое оборудование: 

нетбук, мультимедиа проектор, подключение к сети Интернет, книга из серии «Твой кругозор» Э.А.Вартаньяна «Путешествие в слово». 

Используемые ЦОР: 

Единая  коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов (school-collection.edu.ru) 

Краткое описание: 
Один из уроков русского языка по теме "Лексика" для 5 класса общеобразовательной школы. На уроке используются книга Э.Вартаньяна "Путешествие в слово", содержащая интересный познавательный материал и материалы Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов.

Урок 1. Тема «Однозначные и многозначные слова»

Цель:углубление полученных в начальной школе знаний об однозначных и многозначных словах.

Задачи:

1.      Учить различать однозначные и многозначные слова;

2.      Правильно формулировать лексическое значение слова;

3.      Составлять словосочетания с различными значениями многозначных слов.

Оборудование: нетбук, мультимедиа проектор, подключение к сети Интернет, книга из серии «Твой кругозор» Э.А.Вартаньяна «Путешествие в слово».

Ход урока:

  1. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.
  2. Повторение:

1) работа с интерактивным текстом (school-collection.edu.ru)

Всплывающие подсказки объясняют значения выделенных слов.

2) способы объяснения лексического значения слова (school-collection.edu.ru):

3) объяснение лексического значения выделенного слова. Записать под диктовку строки из сказок А.С.Пушкина, выбрать правильный ответ:

…Тут соседи беспокоить

Стали старого царя…

  • Достигший старости
  • Негодный, недействительный

…Что за страшная картина!

Перед ним его два сына

Без шеломов и без лат

Оба мертвые лежат.

  • Очень сильная
  • Вызывающая страх

-Определите, пожалуйста, лексическое значение слов шелом и латы. (Учитель при необходимости поправляет, дополняет).

-Заметили ли вы какую-нибудь особенность этих слов? (они «старые»). Да, такие слова называются устаревшими, и с их особенностями мы будем знакомиться позднее.

III. Контроль  (проверка умения работать с толковым словарем, правильно оформлять словарную статью):

-Обратимся к упражнению 328. Вам нужно будет выполнить только дополнительное задание к нему: записать в виде словарной статьи толкование любого из слов, при затруднении можете пользоваться толковым словариком, к которому мы уже обращались на прошлом уроке.  Напоминаю, что он находится на странице 288.

-Проверим выполненное задание.

VI. Физкультминутка.

V. Объяснение нового материала:

1) введение в тему – чтение учителем части статьи «Дюжина фуксов» из книги Э.А.Вартаньяна «Путешествие в слово»:

-Сегодня, ребята, мы расширим представление о слове и его лексическом значении. А поможет нам в этом замечательная книга Эдуарда Арамаисовича Вартаньяна «Путешествие в слово», отрывок из которой я предлагаю вашему вниманию: …Пусть сила фантазии перенесет нас, ну, скажем, в Германию времен Шиллера и Гете.

   Мы любознательны. Завидя лису, справляемся у местного жителя, как ее называют немцы. Фукс. Хорошо, фукс так фукс. Мимо нас верхом на лошади проезжает человек. «А это как?» — интересуемся. «Фукс». — «Так ведь фукс — это лисица!» — «Такая лошадь тоже фукс, — замечает немец. — И человек такой фукс», — невозмутимо добавляет он.

   Мы подкрепились в трактире. Хозяин с лукавым выражением лица сказал: «Фукс». Нам оставалось только развести руками — ведь ни лисицы, ни лошади у нас не было. Наш знакомый выложил на стол золотую монету и зло процедил: «Фукс». Когда, выйдя из трактира, мы повстречали молодого студента, наш попутчик не без иронии произнес: «Фукс».

   И чего этот немец морочит нам голову?

   И вот мы листаем двуязычные словари. И убеждаемся, что никто нам не морочил голову. И что немецкий язык состоит вовсе не из этого одного, как могло показаться, распространенного слова. Фукс — лисица. Но фукс — это и лошадь рыжей масти. А она ведь была именно такой. Это и рыжий человек, восседавший на ней. Это и золотая монета. Хозяин трактира, запросив с нас баснословную цену, был порядочным плутом, а плут, хитрец — это фукс…

-Одно или много значений имеет слово фукс в немецком языке?

2) определение однозначности и многозначности слова.

-Есть ли слова, у которых много значений, в русском языке? В каком задании сегодня мы уже встречались со словами, у которых не одно значение? (в отрывках из сказок А.С.Пушкина).

-И я снова обращаюсь к книге Вартаньяна «Путешествие в слово». Этот отрывок уже о словах русского языка: Однажды одесский градоначальник, адмирал Зеленый, увидев знаменитого дрессировщика Анатолия Дурова в цирковом буфете, громко приказал ему встать. Дуров недоумевающе посмотрел на известного всей Одессе самодура и остался сидеть. Градоначальник крикнул сопровождавшему его чиновнику:

— Скажите этому олуху, что я — Зеленый.

Тогда Дуров встал и отчетливо произнес:

— Ах, Зеленый? Вот когда ты созреешь, я буду с тобой разговаривать.

 

-Какое слово придало комизм данной ситуации? У этого слова одно или несколько значений? Какие?

-Итак, мы уже поняли: в русском языке есть слова, имеющие много значений. Как вы думаете, как они называются?

Запись темы: Однозначные и многозначные слова.

3) чтение определения в учебнике.

4) перенос значения с одного предмета на другой.

-Рассмотрим рисунок на странице129. Есть ли сходство между малярной кистью, кистью винограда и кистью руки? На основе чего произошел перенос значения с одного предмета на другой?

-Рассмотрим еще несколько рисунков (school-collection.edu.ru)

-Есть ли общее в значении этих слов?

         

 

 

-Вывод: перенос происходит по признаку сходства формы, цвета, внутренних свойств и качеств, по признаку смежности, по признаку общности функций.

VI.Закрепление.

  1. -Как значения многозначного слова помещаются в словарной статье? (чтение учебника на странице 130).

-Найти в толковом словаре многозначные слова.

2) Письменное выполнение упражнения 331.

 

VII. Итог урока.

-Что интересного о слове вы сегодня узнали? Хотите узнать еще больше?

 

VIII. Домашнее задание: теоретичекие сведения §64, упражнение 333. 



Фото пользователя Лариса Григорьевна Каменская

На: Однозначные и многозначные слова


Лариса Анатольевна, здравствуйте.  Хороший урок. На сайте я недавно. Помогите мне понять, как можно посмотреть цифровые материалы?  Выхожу на единую службу, а дальше я теряюсь. Заранее благодарю. С уважением к вам, Лариса Григорьевна.




Фото пользователя Лариса Анатольевна Соломина

На: Однозначные и многозначные слова


Здравствуйте, Лариса Григорьевна. Спасибо за проявленный интерес к моему уроку.

По ссылке school-collection.edu.ru  выходите на главную страницу единой коллекции ЦОР. Выбираете предмет, например, русский язык. А далее в строке поиска набираете ключевые слова. Например, однозначные и многозначные слова. Появляются материалы (тесты, гипертекстовые определения).Работать с ними на уроках очень интересно даже в старших классах.

 Если что непонятно, пишите еще. С уважением, Лариса Анатольевна.

 



Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн