Submitted by Лариса Анатольевна Соломина on чт, 04/08/2011 - 12:16
Урок 1. Тема «Однозначные и многозначные слова»
Цель:углубление полученных в начальной школе знаний об однозначных и многозначных словах.
Задачи:
1. Учить различать однозначные и многозначные слова;
2. Правильно формулировать лексическое значение слова;
3. Составлять словосочетания с различными значениями многозначных слов.
Оборудование: нетбук, мультимедиа проектор, подключение к сети Интернет, книга из серии «Твой кругозор» Э.А.Вартаньяна «Путешествие в слово».
Ход урока:
Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Повторение:
1) работа с интерактивным текстом (school-collection.edu.ru)
Всплывающие подсказки объясняют значения выделенных слов.
2) способы объяснения лексического значения слова (school-collection.edu.ru):
3) объяснение лексического значения выделенного слова. Записать под диктовку строки из сказок А.С.Пушкина, выбрать правильный ответ:
…Тут соседи беспокоить
Стали старого царя…
Достигший старости
Негодный, недействительный
…Что за страшная картина!
Перед ним его два сына
Без шеломов и без лат
Оба мертвые лежат.
Очень сильная
Вызывающая страх
-Определите, пожалуйста, лексическое значение слов шелом и латы. (Учитель при необходимости поправляет, дополняет).
-Заметили ли вы какую-нибудь особенность этих слов? (они «старые»). Да, такие слова называются устаревшими, и с их особенностями мы будем знакомиться позднее.
III. Контроль (проверка умения работать с толковым словарем, правильно оформлять словарную статью):
-Обратимся к упражнению 328. Вам нужно будет выполнить только дополнительное задание к нему: записать в виде словарной статьи толкование любого из слов, при затруднении можете пользоваться толковым словариком, к которому мы уже обращались на прошлом уроке. Напоминаю, что он находится на странице 288.
-Проверим выполненное задание.
VI. Физкультминутка.
V. Объяснение нового материала:
1) введение в тему – чтение учителем части статьи «Дюжина фуксов» из книги Э.А.Вартаньяна «Путешествие в слово»:
-Сегодня, ребята, мы расширим представление о слове и его лексическом значении. А поможет нам в этом замечательная книга Эдуарда Арамаисовича Вартаньяна «Путешествие в слово», отрывок из которой я предлагаю вашему вниманию: …Пусть сила фантазии перенесет нас, ну, скажем, в Германию времен Шиллера и Гете.
Мы любознательны. Завидя лису, справляемся у местного жителя, как ее называют немцы. Фукс. Хорошо, фукс так фукс. Мимо нас верхом на лошади проезжает человек. «А это как?» — интересуемся. «Фукс». — «Так ведь фукс — это лисица!» — «Такая лошадь тоже фукс, — замечает немец. — И человек такой фукс», — невозмутимо добавляет он.
Мы подкрепились в трактире. Хозяин с лукавым выражением лица сказал: «Фукс». Нам оставалось только развести руками — ведь ни лисицы, ни лошади у нас не было. Наш знакомый выложил на стол золотую монету и зло процедил: «Фукс». Когда, выйдя из трактира, мы повстречали молодого студента, наш попутчик не без иронии произнес: «Фукс».
И чего этот немец морочит нам голову?
И вот мы листаем двуязычные словари. И убеждаемся, что никто нам не морочил голову. И что немецкий язык состоит вовсе не из этого одного, как могло показаться, распространенного слова. Фукс — лисица. Но фукс — это и лошадь рыжей масти. А она ведь была именно такой. Это и рыжий человек, восседавший на ней. Это и золотая монета. Хозяин трактира, запросив с нас баснословную цену, был порядочным плутом, а плут, хитрец — это фукс…
-Одно или много значений имеет слово фукс в немецком языке?
2) определение однозначности и многозначности слова.
-Есть ли слова, у которых много значений, в русском языке? В каком задании сегодня мы уже встречались со словами, у которых не одно значение? (в отрывках из сказок А.С.Пушкина).
-И я снова обращаюсь к книге Вартаньяна «Путешествие в слово». Этот отрывок уже о словах русского языка: Однажды одесский градоначальник, адмирал Зеленый, увидев знаменитого дрессировщика Анатолия Дурова в цирковом буфете, громко приказал ему встать. Дуров недоумевающе посмотрел на известного всей Одессе самодура и остался сидеть. Градоначальник крикнул сопровождавшему его чиновнику:
— Скажите этому олуху, что я — Зеленый.
Тогда Дуров встал и отчетливо произнес:
— Ах, Зеленый? Вот когда ты созреешь, я буду с тобой разговаривать.
-Какое слово придало комизм данной ситуации? У этого слова одно или несколько значений? Какие?
-Итак, мы уже поняли: в русском языке есть слова, имеющие много значений. Как вы думаете, как они называются?
Запись темы: Однозначные и многозначные слова.
3) чтение определения в учебнике.
4) перенос значения с одного предмета на другой.
-Рассмотрим рисунок на странице129. Есть ли сходство между малярной кистью, кистью винограда и кистью руки? На основе чего произошел перенос значения с одного предмета на другой?
-Рассмотрим еще несколько рисунков (school-collection.edu.ru)
-Есть ли общее в значении этих слов?
-Вывод: перенос происходит по признаку сходства формы, цвета, внутренних свойств и качеств, по признаку смежности, по признаку общности функций.
VI.Закрепление.
-Как значения многозначного слова помещаются в словарной статье? (чтение учебника на странице 130).
-Найти в толковом словаре многозначные слова.
2) Письменное выполнение упражнения 331.
VII. Итог урока.
-Что интересного о слове вы сегодня узнали? Хотите узнать еще больше?
VIII. Домашнее задание: теоретичекие сведения §64, упражнение 333.
Лариса Анатольевна, здравствуйте. Хороший урок. На сайте я недавно. Помогите мне понять, как можно посмотреть цифровые материалы? Выхожу на единую службу, а дальше я теряюсь. Заранее благодарю. С уважением к вам, Лариса Григорьевна.
Здравствуйте, Лариса Григорьевна. Спасибо за проявленный интерес к моему уроку.
По ссылке school-collection.edu.ruвыходите на главную страницу единой коллекции ЦОР. Выбираете предмет, например, русский язык. А далее в строке поиска набираете ключевые слова. Например, однозначные и многозначные слова. Появляются материалы (тесты, гипертекстовые определения).Работать с ними на уроках очень интересно даже в старших классах.
Если что непонятно, пишите еще. С уважением, Лариса Анатольевна.
На: Однозначные и многозначные слова
Лариса Анатольевна, здравствуйте. Хороший урок. На сайте я недавно. Помогите мне понять, как можно посмотреть цифровые материалы? Выхожу на единую службу, а дальше я теряюсь. Заранее благодарю. С уважением к вам, Лариса Григорьевна.
На: Однозначные и многозначные слова
Здравствуйте, Лариса Григорьевна. Спасибо за проявленный интерес к моему уроку.
По ссылке school-collection.edu.ru выходите на главную страницу единой коллекции ЦОР. Выбираете предмет, например, русский язык. А далее в строке поиска набираете ключевые слова. Например, однозначные и многозначные слова. Появляются материалы (тесты, гипертекстовые определения).Работать с ними на уроках очень интересно даже в старших классах.
Если что непонятно, пишите еще. С уважением, Лариса Анатольевна.