Официальный сайт openw 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок русского языка по теме "Синонимы"

Лариса Анатольевна Соломина's picture
Submitted by Лариса Анатольевна Соломина on Sat, 13/08/2011 - 17:16
Данные об авторе
Автор(ы): 
Соломина Лариса Анатольевна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ имени А.В.Каляпина с.Пригородное Сердобского района Пензенской области
Регион: 
Пензенская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Краткое описание: 
Четвертый урок в системе уроков по изучению лексики в 5 классе.

Урок 4. «Пестрое семейство» (урок изучения темы «Синонимы»).

Цель:закрепить понятие о синонимах, полученное в начальной школе.

Задачи:

1.      Развивать умение находить синонимы в тексте;

2.      Учить точному употреблению слов речи.

 

Оборудование: : нетбук, мультимедиа проектор, подключение к сети Интернет, книга из серии «Твой кругозор» Э.А.Вартаньяна «Путешествие в слово», распечатанные карточки.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.
  2. Повторение. Синтаксис и пунктуация. Переписать, составить схемы предложений:

1) Рощицы молодых сосен толпятся на берегу, и все осиновые листья дружно блестят на солнце. 2) Дед рассказал, что черта он встретил на протоке у самого озера. 3) Мы боялись, что от первой спички лес вспыхнет. 4) Синицы висели вниз головами на ветках и заглядывали в окно из-под листьев клена. 5) Облака переваливаются через хребет и падают к морю.

(К. Паустовский)

-Произвести синтаксический разбор 4 и 5 предложений.

III. Проверка домашнего задания:

  1. Найдите слова, употребленные в переносном значении (устно):

жар солнца – жар чувства

тяжесть багажа – тяжесть утраты

гибкость ума - гибкость ветки

строить планы – строить мост

зрелый возраст – зрелый плод

 

  1. чтение составленных предложений по упражнению 347.

 

  1. Закрепление по теме «Омонимы»(school-collection.edu.ru):

  1. Физкультминутка.
  2. Объяснение нового материала:
    1. Чтение отрывка из книги Э.Вартаньяна «Путешествие в слово»:

  «В день смерти своей тещи бывший предводитель дворянства Воробьянинов — герой «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова — наведался в погребальную контору «Безенчук и нимфы».

« — Умерла Клавдия Ивановна, — сообщил заказчик,

— Ну, царствие небесное, — согласился Безенчук. — Преставилась, значит, старушка… Старушки, они всегда проставляются… Или богу душу отдают, это смотря какая старушка. Ваша, например, маленькая и в теле — значит, преставилась. Д, например, которая покрупнев да похудев — та, считается, богу душу отдает…

— То есть как это считается? У кого это считается?

— У нас и считается. У мастеров. Вот вы, например, мужчина видный, возвышенного роста, хотя и худой. Вы, считается, ежели, не дай бог, помрете, что в ящик сыграли. А который человек торговый, бывшей купеческой гильдии, тот, значит, приказал долго жить. А если кто чином поменьше, дворник, например, или кто из крестьян, про того говорят: перекинулся или ноги протянул. Но самые могучие когда помирают, железнодорожные кондуктора или из начальства кто, то считается, что дуба дают. Так про них и говорят: «А наш-то, слышали, дуба дал».

Потрясенный этой странной классификацией человеческих смертей, Ипполит Матвеевич спросил:

— Ну, а когда ты помрешь, как про тебя мастера скажут?

— Я человек маленький. Скажут: «гигнулся Безенчук»… Мне дуба дать или сыграть в ящик — невозможно: у меня комплекция мелкая…»

Преставиться, богу душу отдать, сыграть в ящик, приказать долго жить, перекинуться, протянуть ноги, дуба дать, гигнутъся — вот неполный перечень слов и выражений, которые могут заменить слово умереть».

 

-В этом отрывке мы столкнулись с «пестрым семейством», так назвал синонимы автор книги. В отличии от омонимов, «равнозвучаших, но разнозначных слов», синонимы – это «разнозвучащие, но равнозначные слова».

2) Работа с гипертекстовым определением(school-collection.edu.ru)

 

  1. Различие однокоренных слов и синонимов(school-collection.edu.ru)

 

 

  1. Закрепление:
  2. Выполнение упражнения 350.
  3. Выделитьсинонимы(school-collection.edu.ru):

 

 

  1. Индивидуальная работа.Спишите предложения. Вместо точек вставьте стоящие в скобках слова в нужном падеже:
    1) Звание ... обязывает ко многому. Для написания учебника был создан коллектив ... (автор, писатель). 2) Партизаны отразили все ... противника. Вся природа ждала ... весны (атака, наступление). 3) Учитель регулярно проводил ... с родителями. Он оплатил на почте ... по телефону (беседа, разговор).
  2. Соедините линиями синонимы из разных колонок:

 

Багрянец
Схематизм
Несгибаемость
Индивидуальность
Текст
Абзац
Ваятель

Своеобразие
Высказывание
Шаблонность
Стойкость
Скульптор
Отступ
Пурпур

  1. Итог урока. Устное высказывание:

-Расскажите маме о том, чему вы научились на уроке.

     IX.  Домашняя работа. Развитие речи: сочинение – миниатюра. Расскажите о вашем любимом писателе, используя данные синонимы:

Крупный – большой; замечательный – известный; изображать – показывать – описывать – воспроизводить – передавать – рисовать; автор – художник слова – писатель. 

Attachment Size
урок синонимы.doc 1.16 MB

»  Tags for document:
»  in society:   
Региональный узел Пензенской области

Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн