Официальный сайт janmille 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Дательный падеж

Submitted by Любовь Николаевна Кошелева on Wed, 24/08/2011 - 21:26
Данные об авторе
Автор(ы): 
Кошелева Любовь Николаевна
Место работы, должность: 
МОБУСОШ №6, учитель начальных классов
Регион: 
Краснодарский край
Характеристики урока (занятия)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

 

  • Учить распознавать дательный  падеж  имен существительных.
  • Развивать орфографическую зоркость, логическое мышление учащихся.
  • Совершенствовать навыки самостоятельной работы.
  • Любовь к родному краю.

 

 

 

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
4
Используемые учебники и учебные пособия: 

УМК "Школа 2100"

Используемая методическая литература: 

 

  1. Мирук М.В. Кубановедение. ОИПЦ,2007. 
  2. Паскевич Н.Я. Любимый уголок земли. К.; 2005.
  3.  Рик Т.Г. Здравствуйте, имя существительное! М., 1998. 
  4. Волина В.В.  Игры с буквами и словами. М., 1997.                      

                          

 

 

Используемое оборудование: 

 

компьютер, проекционный экран; учебник русского языка для 4 класса (автор Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева), индивидуальные карточки, перфокарты.

 

 

 

 

 

Краткое описание: 
Текстовый комментарий. Поиски путей активизации познавательной деятельности учащихся, развитие их способностей и самостоятельности – задача, которую я стараюсь решать на уроках. Падежи имен существительных – тема достаточно сложная, но в тоже время очень важная. Падеж, является самой абстрактной грамматической категорией, вызывает наибольшие затруднения младшими школьниками в ходе изучения имени существительного. У детей младших классов преобладает наглядно-образное восприятие и мышление; а языковые понятия сложны для понимания ребенка: их нельзя «увидеть», «пощупать пальчиками». Поэтому задача учителя – способствовать созданию в памяти ребенка эмоционально-окрашенного образа (рифмованные правила, ребусы, символы-рисунки, таблицы и т.д.). Это способствует развитию абстрактного и ассоциативного мышления. Данный урок «Дательный падеж» - является шестым уроком в теме. Система вопросов и заданий построена таким образом, что учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения. Учитель на уроке координирует и корректирует рассуждения и работу учеников. Мультимедийная презентация на данном уроке не только помогает реализовать принцип наглядности, но и позволяет активизировать познавательные процессы, реализовать принципы развивающего обучения. На слайдах задания легко трансформируются, это помогает в проведении анализа, классификации, при фронтальной проверке и взаимопроверке. Введение почти на каждый слайд героя урока Батога, создает эмоциональный настрой. Элементы игровой технологии помогают включить каждого учащегося в активную деятельность на уроке. Эмоциональный фон урока лучше и глубже помогает усвоить содержание материала. В уроке присутствует региональный компонент. Герои кубанской сказки в пересказе В.Попова «Заветный колос» на протяжении всего урока ведут путешествие с детьми по родному краю. Работа на индивидуальных карточках увеличивает объем выполняемых заданий, осуществлять обратную связь, помогает учителю скорректировать свою работу.

 

                                                     Урок – путешествие  по русскому языку в 4 классе

                                                            УКМ  «Школа 2100…»

 

 

 

 

 

 

Тема урока: «Дательный падеж»

 

 

 

Цели урока:

 

  • Учить распознавать дательный  падеж  имен существительных.
  • Развивать орфографическую зоркость, логическое мышление учащихся.
  • Совершенствовать навыки самостоятельной работы.
  • Любовь к родному краю.

 

 

 

Задачи урока:

 

  1. Научиться распознавать дательный падеж имен существительных;
  2. Развивать умение анализировать,  делать выводы и обобщения;
  3. Включать каждого ученика в активную деятельность.

 

 

Оборудование:компьютер, проекционный экран; учебник русского языка для 4 класса (автор Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева), индивидуальные карточки, перфокарты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок разработан:     учителем начальных классов МОУСОШ №6

                                     п. Прогресс,  Новокубанского района

                                     Краснодарского края

                                     Кошелевой Любовь Николаевной

                                    категория: высшая

                                   стаж работы: 27 лет

                                  

                                352212 Краснодарский край,

                                            Новокубанский район,

                                           п. Прогресс,

                                          ул. Красноармейская,  4

                                        ( тел. моб.)89186901014

Слайд 1

 

  1. Организационный момент.

 

Посмотрите вокруг

Зачарует краса:

Нету края прекраснее нашего!

Золотятся хлеба,

Зеленеют леса,

Даль морская лазурью окрашена…

                                                                        Виктор Подкопаев

 

  1. Всесторонняя проверка знаний.

 

У. -  К нам на урок пришел герой кубанской сказки Батог с караваем хлеба. Каравай Батог несет старичку Урожаю.

Слайд 2

                                

 

      Просит вас казак помочь ему добраться до дедушки Урожая. Хочется Батогу поблагодарить старичка  за подаренный ему заветный колос.

 У. – Как называется край, в котором мы живем?

Д. –  Краснодарский край?

У. – В каком районе мы с вами проживаем?

Д. – В Новокубанском районе.

У.-  Какие реки протекают в нашем районе и сколько их?

Д. – В Новокубанском районе протекают три реки. Это Синюха, Кубань и Уруп.

У. – Расположите названия рек по мере возрастания.

Д. – Синюха, Уруп, Кубань.

     Путь труден и далек и пролегает он через три реки. На карте проложен маршрут, по которому мы совершим путешествие. Три речки – три задания. Выполним задания, и  Батог сможет  встретиться с дедушкой Урожаем. Поможем? Тогда в путь.

Слайд 3

Уруп132СинюхаКубань

Преграда 1 – река Синюха

 

1. Запись под диктовку.

    Батог не видел реки великолепнее Кубани.

      1). Обозначение орфограмм в словах и между словами.

      2). Синтаксический разбор предложения. Работа на доске.

           Это предложение простое: одна грамматическая основа Батог не

     видел.

     Батог – подл., выражено сущ.; не видел – чего? – реки – дополнение,

     выражено сущ. в род. п., так как в состав сказуемого, входит частица не;

     реки – какой? – великолепнее – несогласованное определение, выражено

     прилаг. в форме сравн. степени; великолепнее чего? – Кубани – дополнение,

     выражено сущ. в форме род. п.

         По строению это предложение двусоставное, распространенное, полное;

     по цели высказывания повествовательное, по интонации

     невосклицательное, поэтому в конце предложения ставится точка.

    2. Морфологический разбор слов:

        Iвариант: реки.

        IIвариант: Кубани.

     Самостоятельная работа с коллективной проверкой.

     Реки – сущ., начальная форма – река; нарицательное, неодушевленное;

     ж.р.; 1-е скл.; употреблено в форме род. п., ед. ч. В предложении

      выполняет роль дополнения.

     Кубани – сущ., начальная форма – Кубань; собственное, неодушевленное;

     ж.р.; 1-е скл.;  употреблено в форме род. п., ед.ч. В предложении

     выполняет роль дополнения.

 

  1. Сообщение темы и цели урока.

 

  У.  - Какие-то  загадочные рисунки на урок принес нам Батог. Что это?

 Д. – Это ребус.

  У. - Разгадав ребус,  вы узнаете тему нашего урока.

Слайд 4

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д.  – Мы познакомимся сегодня с дательным падежом.

У.  - Молодцы! Правильно, речь пойдет о дательном падеже.

      Вот мы и переправились на другую сторону реки Синюхи.

 

Преграда 2 – река Уруп

 

  1. Изучение нового материала.

 

1. У.  - Отгадав загадки, вы узнаете, какие слова мы сейчас будем изменять по падежам.

   Кто в году четыре раза переодевается? (Земля)

   Весь из золота отлит, на соломинке стоит. (Колос)

   Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

   У.  – Расскажите все, что вы знаете о дательном падеже имен существительных.

   Д. – Вопросы: кому? чему?

          Вспомогательное слово: дал.

          Предлоги: к, по.

          Член предложения: второстепенный.

   У.-  Эта таблица будет нам сегодня помогать.

Слайд 5

 

 

           ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

 

 

 

 

ВОПРОСЫ:   КОМУ? ЧЕМУ?

ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ СЛОВО: ДАЛ

ПРЕДЛОГИ: К, ПО

ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ: ВТОРОСТЕПЕННЫЙ    

 

У.  Придумайте свое название этому падежу.

Д. – Давательный, подарочный.

У. – А вот какое название падежу дала Т. Рик.

       Если б я названия

       Падежам давал,

       Я б тогда дарительным

       Дательный назвал!

                                    ( Т. Рик)

      У. – Существительное в дательном падеже часто указывает на лицо, в интересах которого совершается действие, точнее на лицо, которому что-то дают. Чтобы узнать дательный падеж, какое слово надо подставить к существительному?

      Д. -  Слово даю.

      У. – Что получится?

      Д. – Даю (кому?) коню

              даю (кому?) бабочке

              даю (кому?) Машеньке

              даю (кому?) щенку

Слайд 6

                     

     У. – Ребята, вчера вы написали письма своим друзьям, а сегодня мы научимся правильно подписывать конверты к письмам.

     В каком падеже мы напишем имена существительные обозначающие фамилию, имя и отчество человека, которому адресуется письмо.

Д. – В дательном падеже.

У. – Давайте вместе  подпишем конверт с письмом к Батогу.

Д. – Игнатьеву Батогу Владимировичу.

У. – А теперь самостоятельно подпишите конверты с письмами своим друзьям.

Самостоятельная работа.

Слайд 7

 
 

КОМУ: Игнатьеву Батогу

                    Владимировичу


Слайд 8    Релаксация

 

У. – Очень любит Батог стихи кубанских поэтов. Каких кубанских поэтов вы знаете?

Д.  – В.С. Подкопаева, К.А. Обойщикова, В.П. Неподоба, И.Ф. Варавва, И.В. Белякова, С.Н. Хохлова, В.Б. Бакалдина

 

У. - Батог  утверждает, что в  стихотворении С.Н. Хохлова «Приду сюда» встречаются существительные в дательном падеже. Так ли это?

 

  Д. – В стихотворении встречаются существительные в дательном падеже: к Кубани, по жилам.

  Проверка.

Слайд 9

             Приду сюда

 

   К Кубани знойными губами

   приник,

                 калинов куст склоняя;

  и сила дивная Кубани

  пошлапо жиламу меня.

  В плечах я снова легкость чую.

  И чудом удивлен слегка,

  В зарю над пашнями лечу я

  Сквозь розовые облака.

  Как будто я совсем не пахарь,

  как будто руки не в земле…

  И ходит ветер под рубахой,

  Свистит о чем-то в уши мне.

  Случится: в жизни трудно станет,

   как в долгой упряжи коню,

  приду сюда,  к родной Кубани,

  и вновь калинов куст склоню.

                                               С.Н. Хохлов

      

У. – Уруп река своенравная, но мы переправились через нее. Осталась последняя преграда.

 

Преграда 3 – река Кубань

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

  1. Закрепление изученного.

 

1. Работа в парах. / Индивидуальная карточка. Задание 1/.

  У. - Определите падежи имен существительных.

                            Т.п.                                 Д.п.                                  В.п.                            Д.п.

    Сижу за партой, иду по дороге, стучать в окно, бежать к маме, говорить о

   П.п.                                           Р.п.

погоде, строил около реки.

 

2. Викторина «Продолжи пословицу».

   Учитель начинает читать пословицу, дети продолжают.

«Человеку по работе … (воздается честь)».

«Человек без друзей, … (что дерево без корней)».

«Не красна хата углами, … (а красна пирогами)».

«Не считай друга в гульбе, … (а считай в беде)».

У. -  Допишите пословицу и укажите падеж подчеркнутых имен существительных. /Индивидуальная карточка. Задание 2/.

                                 Д.п.

Человеку по работе воздается честь.

                                Р.п.

Человек без друзей, что дерево без корней.

                            Т.п.

Не красна хата углами, а красна пирогами.

                                  П.п.

Не считай друга в гульбе, а считай в беде.

3. Работа с перфокартами. /Индивидуальная карточка. Задание 3/.

У. – Найди правильный ответ и отметь, синим карандашом.

1. Служить Отчизне.

2. Протекает около деревни.

3. Ехал на лошади.

4. Шел с другом.                             Слайд 10                              Карточка  для проверки

    Иванов

 

 

 SHAPE  \* MERGEFORMAT

           
 
     
 
 

 

 

 


 

 

1.Служить Отчизне.                И.п.  Д.п.  Т.п.   ???                    

 

 

2. Протекает около деревни.   П.п.  В.п.  Р.п.   ???

 

 

3. Ехал на лошади.                   И.п.  П.п.  Т.п.   ???

 

 

4. Шел с другом.                      Т.п.  Д.п.  П.п.   ???

 

                                                                      

  1. Обобщение. Подведение итогов. Рефлексия.

   

У. – Вот мы и у домика дедушки Урожая. Путешествие наше подошло к концу. Как вы думаете, получив в подарок от Батога каравай хлеба, что подумал старичок Урожай?

- Почему?

Какие новые знания вы получили на уроке?

У. - А что вы узнали сегодня на уроке о дательном падеже?

- Где пригодятся вам полученные знания?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия.

- Что тебе запомнилось больше всего?

- Что понравилось, не понравилось? Почему?

-Что вызвало затруднение? Почему?

- Каким для вас было занятие (интересным, увлекательным, познавательным, трудным).

Слайд 11

   Желаю удач!

 

Каким для тебя был урок

 

 

 

 

 

 

Каким для тебя был урок, изобрази свое отношение к уроку.

 

 

 

 

 

 

 

 

            

 

  1. Домашнее задание.

Просклонять слова сова и дерево.

 

 

 

Использованная литература.  

 

 

  1. Мирук М.В. Кубановедение. ОИПЦ,2007. 
  2. Паскевич Н.Я. Любимый уголок земли. К.; 2005.
  3.  Рик Т.Г. Здравствуйте, имя существительное! М., 1998. 
  4. Волина В.В.  Игры с буквами и словами. М., 1997.                      

                          

 


Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн