Официальный сайт audiophilesoft 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Королькова В.Л. Формирование информационной компетентности младшего школьника через исследовательскую деятельность

Автор: 
Вера Леонидовна Королькова
Место работы: 
учитель начальных классов высшей категории, МОУ «СОШ №2» г. Чернушка, Пермского края
Контакты: 

 

Формирование информационной компетентности младшего школьника через исследовательскую деятельность

 

Как важно научить ученика задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать своё понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме, ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы, описывать результаты, делать выводы,  а также формировать навыки работы с различными источниками информации.

 

Стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка младшего школьного возраста можно путём включения его в исследовательскую деятельность.
Цель нашего совместного поиска  - найти новое в привычном.

 

Представлю алгоритм организации исследовательской работы

1. Выбор темы исследования. Ученику задаю вопросы:

  • что тебе интересно больше всего?
  • чем ты хочешь заниматься в первую очередь?
  • что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
  • есть ли что-нибудь такое, чем ты особенно гордишься?

От правильного выбора темы в значительной мере зависит результат работы, поэтому я помогаю ученику сформулировать тему, сделать ее интересной и увлекательной, оригинальной и доступной. Темы для исследования предлагаю разные:

  • фантастические  -  «Город будущего», «Ручка будущего»;
  • теоретические -  «Что для лисы хорошо, а что плохо?», «Какие листья бывают у деревьев?», «Почему скрипит снег?», «Что такое доброта?», «Что такое красота?»;
  • экспериментальные  -  «Волшебница-вода», «Моё дерево»;
  • изобретательские - «Сложим два слова – получим одно», «Фразеологизмы моей семьи».  
  • Определение цели исследования. Учу детей, что определить цель

исследования – значит, ответить на вопрос, зачем ты его проводишь.

  • Включение детей в поиск вариантов решения проблемы (вопроса) и сбор материала.

Я указывала малышам все пути, ведущие к достижению цели: подумай и     самостоятельно ответь, просмотри книги по теме, спроси у других людей, просмотри телепередачи, проведи наблюдение, проведи эксперимент, запиши важную информацию, которую узнал из книг, учебников, справочников, атласов, мультимедиа-энциклопедий,  Интернета. Запиши удивительные факты, полученные с помощью наблюдений.
4. Подготовка к защите исследовательской работы. Следует заметить, что для учащихся начальной школы этот этап самый сложный. Полученную информацию надо проанализировать, обобщить, выделить главное, а такие умения пока недостаточно развиты у детей в 7-10 лет. Наши действия:

  • выделяем основные понятия и даем им определения;
  • классифицируем основные процессы и явления;
  • выявляем и обозначаем все замеченные парадоксы;
  • ранжируем основные идеи по важности;
  • делаем выводы и умозаключения;
  • готовим текст доклада; делаем схемы, коллекции.
  • Защита результатов исследования. 

Предлагаю учащимся выступить  с результатами своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации) перед одноклассниками, сверстниками, родителями, на научно-практических конференциях.  Критерии оценивания следующие: соответствие содержания теме работы, доступность и логичность изложения материала, оформление работы.

При такой деятельности эффективно используются на всех этапах работы информационные технологии, которые способствует формированию активной позиции ребёнка, развитию его самостоятельности, углублённому изучению  материала

Для накопления материала – работа с текстовой информацией, мультимедиа - на организационном этапе для мотивации исследовательской деятельности и на итоговом этапе для демонстрации готовой работы. Сетевая технология -  для поиска альтернативной информации.

Какие умения и навыки приобретает ученик в ходе исследовательской работы?  Прежде всего,  информационные: поиск, анализ и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Мыследеятельностные: выдвижение идеи, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, выбор способа познавательной деятельности, планирование, самоанализ. Коммуникативные: свободное владение информацией, умение выражать и аргументировать свои мысли.

_uacct = "UA-3613185-1"; urchinTracker();


Поиск

Loading
Глобальная школьная лаборатория

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн