Вы не зарегистрированы

Авторизация



Программа ДМ "Интерактивные методы обучения теории литературы в ИКТ–насыщенной среде"

    Выберите действие:

Дистанционный модуль: Интерактивные методы обучения теории литературы в ИКТ–насыщенной среде

 

Пояснительная записка

 

В контексте современных требований к ожидаемым результатам выпускников по литературе, значительно повышается удельный весь блока теории литературы в школьном изучении предмета. При этом нельзя не замечать того, что освоению именно литературно–теоретических понятий в школьной практике отводится очень мало времени. Внимание учителей–словесников концентрируется на изучении художественных произведений, а теория литературы воспринимается как дополнительный, главным образом вспомогательный (и необязательный) элемент обучения. С одной стороны, это верно, потому что теоретические понятия – это еще не сама литература. С другой – такой подход абсолютно не оправдан, т.к. именно теория литературы дает ученику возможность грамотно и корректно анализировать художественное произведение, используя адекватный для этого язык. Представьте себе врача, который не знает медицинской терминологии и пытается ставить при этом диагноз.

Однако даже понимание учителем значимости теории литературы само по себе не решает проблемы. Традиционно этот блок осваивался с помощью учебников, в которых есть сведения по теории литературы (словарь в конце учебника или встроенные в учебные статьи литературоведческие определения); или же с помощью лекционного материала, когда дети просто записывали базовые литературоведческие термины «под диктовку». На сегодняшний день эти два метода не могут привести к ожидаемым результатам. Необходимо использовать интерактивную методику для повышения интереса учащихся к предмету, для вовлечения всех в процесс овладения теоретическим тезаурусом, что отразится на результате освоения литературы в целом. Целесообразнее всего этот процесс реализовывать в ИКТ–насыщенной среде, с использованием социальных сетей и сервисов Интернет.

Обучение по программе модуля связано с освоением и анализом разнообразных средств и новообразований Интернета, которые потенциально могут быть использованы при работе с учащимися в школьном курсе теории литературы. Предполагается значительная доля самостоятельности выбора обучающимися средств для реализации поставленных задач, рефлексивные отклики в блоге. Предполагаются индивидуальные, групповые и коллективные формы обучения.

Оценивание деятельности будет организовано по критериям, предложенным в заданиях. Планируется открытое (для всех членов группы) размещение результатов продвижения по модулю, что позволит корректировать обучающимся свои результаты, а также стимулировать их к более успешному освоению программного материала.

 

Целевая аудитория программы: учителя русского языка и литературы.

 

Целевая установка программы: развитие компетентности учителя по применению интерактивных технологий в ИКТ–насыщенной среде при изучении теории литературы.

 

Задачи обучения:

Подготовка к осознанному выбору технологии изучения литературоведческого тезауруса на школьном уровне.

Создание условий для освоения обучающимися интерактивных методик в ИКТ–насыщенной среде при изучении теории литературы.

Формирование практических навыков работы с интерактивными методиками в ИКТ–насыщенной среде при изучении теории литературы.

 

Структура модуля включает в себя следующие темы:

1. Технологии изучения литературоведческого тезауруса на школьном уровне.

2.Внедрение интерактивных методов изучения теории литературы в современной школе.

3.Моделирование уроков с применением интерактивных методов изучения теории литературы в ИКТ–насыщенной среде.

Задания к каждой теме и инструкции по их выполнению содержатся в технологической карте модуля.

 

Структура обучения предполагает три уровня освоения материала.

Базовый уровень – самостоятельное освоение теоретического материала в электронной литературоведческой энциклопедии, выполнение индивидуальных заданий (синквейнов на теоретико–литературоведческую тему), обсуждение работ коллег в блоге.

Повышенный уровень – размещение результатов выполнения групповых заданий (интерактивные тесты по теории литературы), обсуждение работ коллег в блоге; участие в сетевом мастер–классе.

Продвинутый уровень – проведение сетевого мастер–класса по изучению теории литературы с помощью интерактивных методик.

 

Планируемые результаты обучения:

Освоение литературоведческого минимума по теории литературы, проверяемого на итоговой аттестации выпускников IXи XIклассов.

Овладение интерактивными методами изучения теории литературы в школьной практике.

Применение коммуникативно-деятельностного подхода при моделировании уроков, нацеленных на освоение теории литературы с помощью интерактивных методик в ИКТ–насыщенной среде.

Коммуникативное взаимодействие в сетевом сообществе, размещение собственных материалов, обсуждение работ коллег, участие в блоге рефлексии на разных стадиях освоения программы модуля.

 

Время, необходимое для освоения модуля:12 часов.

 

Форма освоения модуля: дистанционная. Предполагается открытое размещение результатов образовательной деятельности на сайте www.openclass.ru

 

Средства организации обучения:

Персональный компьютер, Интернет, сайты социальных сервисов Интернет, социальных сетей, сайт для организации обучения www.openclass.ru,с возможностями для публикации материалов, проведения сетевого мастер–класса и ведения блогов.

 

Методические материалы для организации обучения

Автор:

Федотова Светлана Владимировна

E–mail: lucia–th@yandex.ru

 

Адрес ссылки на программу модуля:  http://www.openclass.ru/node/241196

Адрес ссылки на технологическую карту модуля: http://www.openclass.ru/node/241111

 

Адрес ссылки на таблицы продвижения по модулю:

Группа  (Уварово). http://www.openclass.ru/node/241230

Группа 1. http://www.openclass.ru/node/303825

Группа 2 http://www.openclass.ru/node/304341

Группа 3 http://www.openclass.ru/node/304342

 

 

Технология организации работы по освоению содержания модуля

Особенностью организации работы слушателей является погружение их в интерактивную, ИКТ–насыщенную среду, в которой осваивается теоретический материал и выполняются практические задания, обсуждаемые в блоге рефлексии на разных стадиях освоения программы модуля.

 

Работа с рекомендуемыми источниками информации

Все задания размещены на сайте для организации обучения и содержат необходимые ссылки на ресурсы в Интернете.

 

Учебный план модуля

 

Тема

Количество часов

1

Технологии изучения литературоведческого тезауруса на школьном уровне

2 (1/1)

2

Внедрение интерактивных методов изучения теории литературы в современной школе

6 (2/4)

3

Моделирование уроков с применением интерактивных методов изучения теории литературы в ИКТ–насыщенной среде

4

 

Задания к теме 1.

Индивидуальная работа (для всех)

1. Знакомство с теоретическим минимумом по теории литературы с помощью электронной литературоведческой энциклопедии

2. Изучение интерактивных методов обучения в электронной энциклопедии

 

Планируемые результаты:

Знакомство с содержанием и объемом минимума по теории литературы,проверяемого на итоговой аттестации выпускников IX и XI классов.

Выбор одного литературоведческого понятия из теоретического минимума. Фиксация его в таблице личного продвижения по курсу

Изучение одного литературоведческого понятия в электронной библиотеке.

Изучение интерактивных методов обучения в электронной энциклопедии.

 

Задания к теме 2.

Индивидуальная работа

Создание синквейна на теоретико-литературоведческую тему и размещение его в учебном блоге группы. Участие в обсуждении работ коллег в блоге

Планируемые результаты:

Выделение специфических черт литературоведческого понятия и создание синквейна, их отражающего.

Размещение синквейна в блоге.

Участие в обсуждении работ коллег.

 

Задания к теме 3.

Коллективная работа

на продвинутом уровне (высшая категория):

разработка материалов для мастер–класса, размещение их на площадке; проведение мастер–класса.

на повышенном уровне (Iкатегория):

участие в мастер-классе, выполнение его заданий; обсуждение мастер–класса в блоге рефлексии

на базовом уровне (базовая категория):

участие обсуждение мастер–класса в блоге рефлексии.

Планируемые результаты:

Разработка материалов мастер–класса по изучению теории литературы с помощью интерактивных методик.

Размещение материалов мастер–класса в специальном шаблоне.

Коллективное участие в мастер–классе.

Коллективное обсуждение мастер–класса в блоге рефлексии.

 

 

 

 

 

 

 

 


»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading

Оценка материала

...
Глобальная школьная лаборатория