Официальный сайт teledu 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Формы подготовки слабоуспевающих учащихся к государственной итоговой аттестации по обществознанию

Submitted by Татьяна Владимировна Колесникова on Tue, 25/10/2011 - 20:12

Актуальность. В последнее время психологи и педагоги отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения.

Специалисты отмечают, что негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье школьников, а в условиях интенсификации обучения и перегруженности школьных программ значительно возрастает число неуспевающих.

Однако никак нельзя сбрасывать со счёта и социально-психологический фактор неуспеваемости. Ведь ребёнок обучается в коллективе, в котором постоянно происходит подкрепляемое оценками учителя сравнение детей между собой. Неуспевающий ученик выставляется как бы на «обозрение» сверстников и практически ежедневно переживает ситуацию неуспеха. Всё это, естественно не способствует его личностному становлению и развитию. Становится очевидным, что часть вины за такое большое количество двоечников ложится на наши  плечи педагогов.

К особенностям неуспевающих учащихся психологи относят:

- низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития;

- отсутствие познавательного интереса;

- не сформированы элементарные организационные навыки;

- учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения;

- нет опоры на родителей как союзников учителя – предметника;

- дети, в основном, из асоциальных семей;

- отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся;

- частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта.

В этом учебном году, работая с параллелью 9 классов, я столкнулась практически со всеми из вышеперечисленных проблем. Средний показатель качества знаний в этих классах составляет всего 44%. При этом 20% девятиклассников приняли решение сдавать обществознание как предмет по выбору. К этому необходимо добавить, что большинство учащихся определились с выбором примерно в январе-феврале месяце.

Таким образом, мною установлено объективно существующее противоречие:

- между необходимостью подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации и реально сложившейся практикой обучения обществознанию в школе с использованием традиционных форм и методов обучения;

- между усилением требований к уровню подготовки учащихся и недостатком знаний, умений и навыков, необходимых школьникам для успешной сдачи экзамена.

Выявленное противоречие дало основание сформулировать педагогическую проблему: каковы педагогические условия эффективной подготовки слабоуспевающих учащихся к государственной итоговой аттестации?

Решение данной проблемы составляет цель моей работы - создание условий для эффективной курсовой подготовки слабоуспевающих учащихся к государственной итоговой аттестации по обществознанию.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Осуществить информационное, методическое, психолого-педагогическое обеспечение итоговой аттестации выпускников 9 классов.

2. Выявить соответствие подготовки выпускников требованиям образовательных стандартов.

3. Определить формы, методы и средства для эффективной работы со слабоуспевающими учащимися в условиях курсовой подготовки к итоговой аттестации.

Научной основой опытаявляются идеи выдающихся методистов и психологов:

А) обучение на основе схемных моделей  учебного материала (Ш. Амонашвили, И. Волкова (концепция свободного выбора), И. Иванова, В. А. Караковского (теории самоанализа), С. Лысенковой, Б. Никитина (методика опережающего обучения), В.Ф. Шаталова, П. М. Эрдниева (идея крупных блоков));

Б) теории мотивации учения (Ю.К. Бабанский, Л.И. Божович, М.А. Данилов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, И.А. Менчинская, М.Н. Скаткин, А.С. Славина, Г.И. Щукина и др.);

В) технологии индивидуализации обучения (технология индивидуализированного обучения Инге Унт; адаптивная система обучения А.С. Границкой; обучение на основе индивидуально-ориентированного учебного плана В.Д. Шадрикова).

 Инновационной составляющей моей работы,направленной на повышение качества образования, является:

- систематизация и обобщение психолого-педагогической и методической литературы по поднятой проблеме;

- раскрытие педагогических условий наиболее успешной и эффективной подготовки слабоуспевающих учащихся 9 классов к государственной итоговой аттестации;

- разработка и апробация методики курсовой подготовки слабоуспевающих учащихся 9 классов к государственной итоговой аттестации по обществознанию.

Подготовка учащихся к итоговой аттестации по обществознанию осуществляется в рамках системы и имеет определенное организационное оформление (Рис. 1).

Свою деятельность я осуществляю по нескольким направлениям.

1. Работа с нормативными документами (оформление информационной папки об итоговой аттестации, пополнение банка контрольно-измерительных материалов и т.д.)

2. Работа с психологом (индивидуальные и групповые консультации с учащимися и родителями, разработка рекомендаций для родителей и учеников).

3. Работа с родителями (знакомство с нормативными документами по проведению ГИА, родительские собрания, индивидуальные консультации с родителями слабоуспевающих учеников, инструктаж по выполнению заданий в стандартизированной форме).

4. Работа с учащимися.

Курсовую подготовку по обществознанию я провожу в форме групповых спаренных занятий продолжительностью 90 минут каждое. Такие занятия проводятся во внеурочное время 1 раз в неделю в соответствии с рабочей программой и календарно-тематическим планированием (Приложение 1).

Для решения поставленных задач я использую совокупность следующих методов:

1. Лекция - устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса и т. д. Этот метод я использую в сочетании с опорными схемами и конспектами.

Общее назначение опорных схем состоит в том, чтобы помочь учащимся запомнить учебный материал. 80 % всей информации человек воспринимает с помощью органов зрения – доминирование зрительного восприятия. Опорные схемы и опорные конспекты – основываются на феномене идентификации словесного образа и текста. В том случае информационная ёмкость учебного материала значительно повышается при его структурировании.

2. Работа с книгой - это многофункциональный метод, обеспечивающий обучение, развитие, воспитание; побуждающий к учению и самосовершенствованию, выполняющий контрольно-коррективную функцию.

Преимущество работы с книгой, эффективность ее как метода, выражается в:

1) возможности многократной работы учащихся с интересующей их информацией;

2) получении возможности свободно читать и понимать прочитанное;

3) возможности понять, запомнить, синтезировать, сравнить и др.;

4) развитии памяти, воспроизведении по памяти, формирование навыков самоконтроля;

5) приобретении учебно-научных умений: умении письменной работы (ведение записей по изучаемым материалам), т.е. концентрированном, обобщенном выражении изученного; конспектировании (краткое изложение), составлении плана текста, написании тезисов (кратких основных мыслей); анкетировании (свернутое изложение содержания); рецензировании (составление отзыва на прочитанное с авторским отношением); составлении схем и графиков, диаграмм; составлении сравнительных характеристик изучаемых явлений, фактов, статистических данных, автобиографических и других данных; умении в изучаемом материале выделить главное, существенное и т.д.

3. Инструктаж – метод, обеспечивающий разъяснение и показ учащимся назначения, задач и способа осуществления определенных действий, последовательности операций, слагающих то или иной умение, а также характеристику типичных ситуаций их использования. Инструктаж содержит установку  на выполнение учащимися определенных практических действий; облегчает работу, предупреждает излишние вопросы, позволяет осуществить единство требований к знаниям и умениям учеников.

4. Методы контроля – это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной и других видов деятельности учеников и педагогической работы учителя. Учитывая форму сдачи итоговой аттестации, тематический контроль проходит в форме заданий, предусмотренных содержанием экзаменационной работы.

5. Педагогическое требование - педагогически целесообразный, спланированный или импровизированный поступок воспитателя направленный на смену личностного поведения воспитанника или его отношение к своей деятельности. Педагогическое требование может быть прямым (непосредственным) и побочным (косвенным).

Прямое (непосредственное) требование выдвигается педагогом, как правило, декларативно, касается всех без исключения и подлежит соответственно выполнению без всяких возражений.

Побочное (косвенное) требование в своем составе кроме прямого имеет отношение совета или оценочное отношение преподавателя к деятельности ученика (студента) - это требование-совет, требование-намек, требование-просьба и т.п.

Результативность опыта. В связи с низким уровнем мотивации у обучающихся 9 классов, резко упал интерес к предмету, а, следовательно, и качество знаний. Представленная выше система работа со слабоуспевающими учащимися позволила получить некоторые положительные результаты.

Использование опорных конспектов в условиях курсовой подготовки позволило облегчить усвоение материала, а, следовательно, и повысить качество знаний. Об этом свидетельствуют результаты мониторинга по обществознанию.

Для определения результативности методики подготовки школьников к итоговой аттестации был проведен мониторинг мотивации обучающихся (по методике М.Р. Гинзбурга).

В результате  диагностики  мотивации  к  изучению обществознания, было установлено, что за шесть учебных месяцев 2010-2011 учебного года высокий уровень мотивации увеличился на 14% (Рис. 2).  В то же время, количество учащихся с низкой учебной мотивацией сократилось на 8% (Рис. 3). Положительная динамика в развитии мотивации учения свидетельствует о правильно выбранных формах и методах работы. Мы не можем говорить о значительных сдвигах в этом направлении, но стабильные положительные изменения налицо. Об этом говорят данные об участии учеников 9 классов во всероссийских и международных конкурсах.

Таким образом, в ходе работыбыли определены педагогические условия, необходимые для наиболее успешной и эффективной подготовки слабоуспевающих учащихся к государственной итоговой аттестации:

1) обеспечение психологического комфорта в ходе подготовки и проведения итоговой аттестации через совместную деятельность учителя, психолога и родителей;

2) создание информационного, методического, психолого-педагогического обеспечения процесса обучения;

3) организация системы работы посредством оптимального выбора форм и методов подготовки учащихся.

Организация образовательного процесса базируется на категориях «повторение», «контроль» и «самоконтроль». Результаты дают основание сделать вывод о том, что такая образовательная модель соответствует всем критериям технологичности учебного процесса и является эффективной технологией интенсивного обучения, отвечающей всем требованиям, предъявляемым к современному образованию.


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн