Официальный сайт ruskorinfo 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Изобразительно-выразительные средства языка и их роль в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

Фото пользователя Лариса Михайловна Стефанова
Submitted by Лариса Михайловна Стефанова on Wed, 26/10/2011 - 13:03
Данные об авторе
Автор(ы): 
Стефанова Лариса Михайловна
Место работы, должность: 
УКП «РДБ» ГВ(с)ОУ «Республиканский центр образования», учитель русского языка и литературы
Регион: 
Республика Коми
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

Цель: определить роль изобразительно-выразительных средств языка в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

Обучающие задачи:

- повторить и систематизировать знания об изобразительно-выразительных средствах языка;

- углубить представление о функции пейзажа в художественном произведении.

Развивающие задачи:

- развивать навыки анализа эпизода художественного произведения;

- развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас;

- развивать умение работать с текстом.

Воспитательные задачи:

- формировать познавательный интерес к литературе как учебному предмету;

- воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к родному языку.

Тип урока: 
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

В. Я. Коровина. Литература, 7 класс. М.:Изд. "Просвещение", 2010 г. 

Используемая методическая литература: 

Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Издательство: Азбука-классика,
2010 г.

Ж. Н. Критарова. Конспекты уроков для учителя литературы. 7 класс. Пособие для учителя. Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС». Москва, 2001 г.

Краткое описание: 
На уроке учащиеся работают в опорной индивидуальной карте урока (Приложение 1). Карта содержит задания для учащихся, теоретические сведения, иллюстративный материал.

План - конспект урока:

1.     Вступительное слово учителя. Постановка цели урока.

2.   Основная часть. Работа по тексту. Учащиеся работают в опорных индивидуальных картах.

Задание 1.Вспомните, что  такое пейзаж, метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Соотнесите  термины  и  их  определения.

1.    ЭПИТЕТ -

А. изображение  неодушевлённых  предметов  как одушевлённых, при котором они   наделяются свойствами  живых  существ.

2.    ПЕЙЗАЖ

 

Б. переносное  значение слова, основанное на  употреблении одного слова или явления другому по сходству или по контрасту.

3.    СРАВНЕНИЕ -

В. художественное, поэтическое  определение,  подчёркивающее какое-либо свойство   предмета  или  явления. 

4.    МЕТАФОРА -

 

Г. картина природы в художественном произведении.

5.    ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ -

Д. форма  поэтической  речи, основанная на  сопоставлении двух  предметов  или  явлений.    

Проверка выполнения задания:1 – В, 2 – Г, 3 – Д, 4 – Б, 5 – А.

Задание 2. Восстановите гоголевское описание степи:

Степь, чем далее, тем становилась _______. Тогда весь юг, всё то пространство, которое   составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было _______, ______ пустынею. Никогда плуг не проходил по _______   ______ диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их. Ничто в природе не могло быть лучше их. Вся поверхность земли представлялася ______  _____, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили _____, ____ и _____ волошки; _____ дрок выскакивал вверх своею _____ верхушкою; _____ кашка зонтикообразными шапками _____ на поверхности; занесенный, бог знает откуда, колос пшеницы _____ в гуще. Под тонкими их корнями _____ куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно ____ ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне ____ диких гусей отдавался бог знает в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и ____  ____ в синих ____ воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем. Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!

Сравните получившийся вариант с авторским текстом. Выразительно прочитайте описание степи.

Задание 3. Какие  изобразительные  средства  языка  использует Гоголь  в описании степи? Запишите их в опорной индивидуальной карте.

Эпитеты: ___________________________________________________________________________

Метафоры:__________________________________________________________________________

Олицетворения: _____________________________________________________________________

Сравнения: _________________________________________________________________________

Какие краски использует писатель, изображая степь?

Нас поражает разнообразие цветов и оттенков в описании степи: «…поверхность земли представлялась зелёно-золотым океаном», «голубые, синие и лиловые волошки», «жёлтый дрок», «белая кашка», «в синих волнах воздуха» и т. д.

В каких словах автор непосредственно выражает своё восхищение степью? (Риторическое восклицание «Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!»)

Задание 4. А. П. Чехов в период своей работы над повестью «Степь», вспоминая «Тараса Бульбу», назвал Гоголя «царём степи».

Вот строки из  письма А. П. Чехова к Д. В. Григоровичу от 5 февраля 1888 года: «Я знаю, Гоголь на том свете на меня рассердится. В нашей литературе он степной царь. Я залез в его владения с добрыми намерениями…»

Чем, по вашему мнению, заслужил Н. В. Гоголь столь высокую оценку?

«Поэмой о любви к Родине» назвал повесть Н. В. Гоголя В. Г. Белинский. Согласны ли вы с этим суждением?

О чём говорят приведённые высказывания писателя А. П. Чехова и критика В. Г. Белинского? Подумайте, в чём заключается своеобразие гоголевского пейзажа.

Каковы ваши впечатления от описания степи Н. В. Гоголя?

Задание 5. Рассмотрите иллюстрацию художника Бубнова А. П. Сравните два описания: словесное и живописное. Чем они отличаются? Что между ними общее?

                                                

Задание 6. Сделайте вывод, какую роль играет описание степи в повести. С какой целью Н. В. Гоголь вводит пейзаж в своё произведение? Запишите свой ответ в опорной индивидуальной карте. Несколько учащихся читают свои ответы.

3.     Подведение итогов урока.

Образ степи для писателя – образ Родины. В описании степи проявляются горячая любовь Н. В. Гоголя к родной земле, вера в её могущество, восхищение её красотой и бескрайними просторами. Привольные, бескрайние просторы помогают понять характер запорожцев, истоки их героизма.

4.  Домашнее задание:сделать иллюстрацию к повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»; выучить наизусть отрывок «Описание степи».

Прикрепленный файл Size
Н. В. Гоголь. Урок литературы в 7 классе.rar 81.75 KB

»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн