Официальный сайт sosamba138 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Общая характеристика Класса Пресмыкающиеся

Submitted by Наталья Николаевна Иванова on Fri, 13/03/2009 - 19:10
Данные об авторе
Автор(ы): 
Иванова Н.Н.
Место работы, должность: 
Учитель биологии МОУСОШ № 7
Регион: 
Краснодарский край
Характеристики урока (занятия)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Биология
Цель урока: 
Раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения и процессов жизнедеятельности пресмыкающихся как наземных животных.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

учебник Бабенко,Кучменко.Биология, 7 кл. "Животные"

Используемое оборудование: 

мультимедиа проектор, DVDпроигрыватель

Краткое описание: 
урок проводится в форме групповой работы по микрогруппам

«Общая характеристика класса пресмыкающиеся. Наземно-воздушные условия обитания. Особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся. Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде обитания. Питание и поведение. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие».

Тема урока: «Общая характеристика класса пресмыкающиеся. Наземно-воздушные условия обитания. Особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся. Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде обитания. Питание и поведение. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие».
Дидактическая цель: создание условий для осмысления новой учебной информации, для применения знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях; проверка уровня усвоения учебного материала средствами технологии КСО.
Цели урока:
а) образовательная: способствовать пониманию знаний об особенностях организации класса пресмыкающихся как настоящих наземных животных, сформировать понимание зависимости строения систем органов от среды обитания ;
 б) развивающая: продолжить обучение умениям находить необходимые сведения в тексте учебника, раскрывать причинно-следственные связи.
в) воспитательная: формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся в процессе коллективного способа обучения, стимулировать развитие познавательного интереса.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый.
Форма организации познавательной деятельности:   в парах
Средства обучения:
1. Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: Животные: Учебник для учащихся 7 класса – М.: Вентана – Граф, 2004.
2. Дидактические материалы для организации самостоятельной работы школьников (см. приложение)
3. Учебная таблица “Строение ящерицы”
4. Учебная таблица “Строение лягушки
5. Презентация слайдов «Класс пресмыкающиеся»
6. Видефрагмент фильма «Змеи» из серии «Национальное географическое общество».
 
Ход урока
Структура урока, время
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.
Организационный момент, 1мин
Приветствует учащихся, предлагает школьникам занять свои места, проверить готовность рабочего места. Напоминает приемы работы в парах.
Приветствуют учителя. Рассаживаются, проверяют наличие карточек и инструкций для самостоятельной работы (см. приложение).
2.
Целеполагание и мотивация, 2 мин
Исходя из темы урока и развешанных таблиц, ответов ребят – поясняет, что сегодня ребята научатся рассказывать об  особенностях строения систем органов пресмыкающихся в связи с наземным образом жизни,  отвечать на вопросы, решать познавательные задачи
Формируют цели и записывают их в тетрадь. Вместе с учителем приходят к выводу, что самостоятельная работа с учебником и совместная работа в паре дает возможность усвоить большой по объёму материал в короткое время; отрабатываются приёмы эффективного взаимодействия друг с другом.
3.
Изучение нового материала, 5 мин
Предлагает ученикам карточки для самостоятельной работы по вариантам (приложение 1). Поясняет, как надо выполнять  работу.
Получают карточку своего варианта. Приступают к выполнению заданий своей карточки. Обсуждают ответы на вопросы с партнером по варианту в группе. Передают полученную информацию партнеру по паре. обмениваются вариантами ответов.
5.
Демонстрация в/ф – 5мин.
Предлагает посмотреть сюжет и ответить на вопрос :почему некоторые пресмыкающиеся проглатывают добычу целиком
Отвечают на вопрос учителя
5.
Обобщение опыта работы в группах 15 мин
Предлагает обсудить в классе проблемные вопросы и оценить ответы на них (приложение 4). Поощряет хорошие ответы, уточняет их.
Формируют и обсуждают в группе  ответы на вопросы. Выступают (делегаты) – каждый на один вопрос. Остальные дополняют. Оценивает  ответы учитель
6.
Самоконтроль, 2 мин
Предлагает сравнить свои варианты ответа с таблицей на доске по ароморфозам у пресмыкающихся
записями на доске.
7.
Подведение итогов, 2 мин
Организует беседу по обсуждению результатов работы учащихся. Высказывает собственные суждения об успешных достижениях на учебном занятии.
Определяют результаты своей работы, ориентируясь на цели, записанные в тетради.
8.
Домашнее задание, 2 мин
Предлагает прочитать §40,41, уметь объяснять термины, подготовить рассказ о строении и пресмыкающихся в связи с наземным образом жизни
По желанию: Подготовить сообщения (1 мин.) из дополнительной литературы: по предложенным темам
 
Записывают задание, задают уточняющие вопросы.


Задания для работы в группах:
 
1. Какие особенности во внешнем строении и   строении кожного покрова появляются у пресмыкающихся по сравнению с земноводными, свидетельствующие о приспособлении к жизни на суше?
 
 
2. Какие особенности строения скелета пресмыкающихся связаны с их жизнью   на суше? Какие ароморфозы появились у пресмыкающихся?
 
 
 
4. Какие усложнения в строении дыхательной системы можно отметить у рептилий по сравнению с земноводными?  
 
3. Какие особенности имеются в строении пищеварительной системы пресмыкающихся по сравнению с земноводными? Как на ваш взгляд это связано с видом пищи? Нарисуйте схему строения пищеварительной системы земноводных и пресмыкающихся:
    
 
 
5. Строение кровеносной системы пресмыкающихся. Почему они относятся к холоднокровным? Какие особенности поведения этих животных подтверждают их неспособность поддерживать постоянную температуру тела?
 
6. Какие особенности строения выделительной системы появляются у пресмыкающихся по сравнению с земноводными?
 
7. Сравните строение нервной системы рептилий и земноводных? Почему поведение рептилий более сложное?
 
 
 
8. Какие особенности размножения рептилий способствует сохранению потомства? Продолжите схему цикла размножения пресмыкающихся.
 
                              ♀                                       ♂
                      яичник                                 семенник
                              ↓                                        ↓
 
 
 
 Используя имеющиеся у вас знания законов физики, подумайте, почему дальше всех на север продвигаются живородящие темноокрашенные виды пресмыкающихся (ящерицы, змеи), а не животные, которые откладывают яйца?
 
 
Вопросы для тестового контроля
 
1. Пресмыкающиеся – это настоящие наземные животные.(ДА)
2. Легкие пресмыкающихся крупноячеистые, как и у земноводных. (НЕТ)
3. Пресмыкающиеся могут обламывать свой хвост и вновь его восстанавливать. (ДА)
4. К пресмыкающимся относят различные виды ящериц, змей, тритонов, крокодилов  и  черепах. (НЕТ)
5 Тело пресмыкающихся покрыто роговыми чешуйками и лишено желез. (ДА)
6. Для пресмыкающихся характерна периодическая смена покровов – линька (ДА)
7. Все пресмыкающиеся питаются  только животной пищей насекомыми, грызунами или лягушками). (НЕТ)
 8. Ящерицы и змеи постоянно высовывают язык, выполняющий у них функцию жала. (НЕТ)
9. Оплодотворение у пресмыкающихся внутреннее. (ДА)
10. Развитие  яиц не может происходить без водной среды. (НЕТ)
11. Вдох и выдох происходит благодаря поднятию и опусканию стенки дна ротовой полости.(НЕТ)
12. Рептилии обладают лучше развитым мозжечком и передними долями головного мозга, что проявляется в более сложном поведении. (ДА)
 
 
 
1. . Акимушкин И. Мир животных. (Беспозвоночные и ископаемые животные). М.: Мысль, 1999.
2. Акимушкин И. Невидимые нити природы. М..: Мысль, 1985
3. Молис С.А.Книга для чтения по зоологии: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1981.
4. Флинт Р. Биология в цифрах. М.: Мир, 1984.
5. Шпинар. История жизни на Земле. М.: Мир, 1988.
6. Эттенборо Д. Жизнь на Земле. М..:Мир, 1988.
7. Эттенборо Д. Живая планета. М.: Мир, 1984.
8. Яковлева И., Яковлев В.По следам минувшего. М.: Детская литература., 1983.
9. Киплинг Р. Кики Тики Тави.
10. Киплинг Р. Маугли.
 
 
 
 
 
 
          Тема «Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Наземно-воздушные условия обитания. Особенности внешнего и внутреннего строения. Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде. Питание и поведение. Размножение и развитие.
 
Задачи – Раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения и процессов жизнедеятельности пресмыкающихся как наземных животных.
 
Оборудование: табл. «Тип Хордовые. Класса пресмыкающиеся», «Класс Земноводные»,видеофильм «Пресмыкающиеся».
 
Ход урока:
1. Организационный этап - 1мин.
2. Ребята, прежде чем мы с вами приступим к изучению новой темы, мне бы хотелось совершить с вами небольшое экскурс в историю, чтобы вы получили представление о том, как менялось на протяжении многих веков мнение о наших соседях по планете. Постарайтесь по описанию событий угадать, о каком животном идет речь? (Зачитать отрывок из книги). ( 3 мин.)
          Среди примерно 100 высокочтимых древнеегипетских божеств эти животные занимали одно их первых мест. Римский историк Геродот описывал в своих книгах не только храмы, посвященные этому божеству, по и золотые браслеты и драгоценные камни, которые украшали лапы и головы животных, живших в большой роскоши в храмах. Пищу им приносили на серебряных поносах и, причем,саму отборную – окорока и куропаток. Ежегодно самых красивых девушек из самых знатных семей после жеребьевки приносили им в жертву. Так люди пытались ублажить повелителя рек.
 Альфред Брем описывал как он побывал в пещерах, где были захоронены мумии этих животных. Иногда в мумии вкладывали свитки священных папирусов. 
В этом отрывке автор говорит о крокодилах.
          Итак, Запишите сегодняшнее число и тему урока
(записывают с доски тему урока.).
Цель нашего урока - Раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения и процессов жизнедеятельности пресмыкающихся как наземных животных.
          Посмотрите, пожалуйста, на оформление кабинета. Скажите, какие на фото изображены животные. Все они относятся к классу пресмыкающихся. (3 мин.)
                    Запишите систематику класса!
Тип -Позвоночные
П/тип – Черепные
Класс – Пресмыкающиеся
Отр. –Чешуйчатые, Крокодилы,Черепахи ( 2 мин.)
 
          Ребята, сегодня у нас урок пройдет немного нетрадиционно, вы это увидели сразу по расположению парт. Нам предстоит заняться поиском ответа на вопрос: «По каким признакам внешнего и внутреннего строения Пресмыкающихся относят к наземным животным?»
          Сейчас вы будете работать по группам. Каждой группе будет дано индивидуальное задание. В течение 5 мин. Вы все вместе с помощью учебника и др. литературы пытаетесь найти ответ на поставленный вопрос. Результаты внесите в таблицу, которую вам выдали на листочке, чтобы не затрачивать время на черчение таблицы в тетради. По истечении этого времени 1 чел из группы рассказывает о результате своего поиска. Членам группы можно дополнять ответ. (Время 5 мин.)
          Проверка групповой работы . (15 мин.)
          -Давайте просмотрим видеофильм, чтобы получить более полное представление о питании пресмыкающихся на примере Отряда Змеи. ( 5 мин.)
          - А теперь давайте проверим результаты вашей работы с общими положениями, выдвинутыми учеными –зоологами и обобщим нашу групповую работу. (3мин.) Проверьте свои записи с теми, которые написаны на доске.
          -Итак, мы с вами усвоили большой объем информации. Давайте проверим, насколько хорошо. Возьмите в руки карточки, давайте поиграем.  (3мин.).
Итак, подведем итоги урока.
 Запишите домашнее задание: §§ 40,41 – читать ,уметь выявлять сходства и различия в строении земноводных и пресмыкающихся, знать термины, выделенные курсивом.
 
 
 
         
 
 

Тема урока:

Дидактическая цель: создание условий для осмысления новой учебной информации, для применения знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях; проверка уровня усвоения учебного материала средствами технологии КСО.

Цели урока:

а) образовательная: способствовать пониманию знаний об особенностях организации класса пресмыкающихся как настоящих наземных животных, сформировать понимание зависимости строения  систем органов от среды обитания ;

 б) развивающая: продолжить обучение умениям находить необходимые сведения в тексте учебника, раскрывать причинно-следственные связи.
в) воспитательная: формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся в процессе коллективного способа обучения, стимулировать развитие познавательного интереса.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый.

Форма организации познавательной деятельности:   в парах

Средства обучения:

1. Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: Животные: Учебник для учащихся 7 класса – М.: Вентана – Граф, 2004.
2. Дидактические материалы для организации самостоятельной работы школьников (см. приложение)
3. Учебная таблица “Строение ящерицы”
4. Учебная таблица “Строение лягушки

5. Презентация слайдов «Класс пресмыкающиеся»

6. Видефрагмент фильма «Змеи»  из серии «Национальное географическое общество».

 

Ход урока

Структура урока, время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент, 1мин

Приветствует учащихся, предлагает школьникам занять свои места, проверить готовность рабочего места. Напоминает приемы работы в парах.

Приветствуют учителя. Рассаживаются, проверяют наличие карточек и инструкций для самостоятельной работы (см. приложение).

2.

Целеполагание и мотивация, 2 мин

Исходя из темы урока и развешанных таблиц, ответов ребят – поясняет, что сегодня ребята научатся рассказывать об  особенностях строения систем органов пресмыкающихся в связи с наземным образом жизни,  отвечать на вопросы, решать познавательные задачи

Формируют цели и записывают их в тетрадь. Вместе с учителем приходят к выводу, что самостоятельная работа с учебником и совместная работа в паре дает возможность усвоить большой по объёму материал в короткое время; отрабатываются приёмы эффективного взаимодействия друг с другом.

3.

Изучение нового материала, 5 мин

Предлагает ученикам карточки для самостоятельной работы по вариантам (приложение 1). Поясняет, как надо выполнять  работу.

Получают карточку своего варианта. Приступают к выполнению заданий своей карточки. Обсуждают ответы на вопросы с партнером по варианту в группе. Передают полученную информацию партнеру по паре. обмениваются вариантами ответов.

5.

Демонстрация в/ф – 5мин.

Предлагает посмотреть сюжет и  ответить на вопрос :почему  некоторые пресмыкающиеся проглатывают  добычу целиком

Отвечают на вопрос учителя

5.

Обобщение опыта работы в группах 15 мин

Предлагает обсудить в классе проблемные вопросы и оценить ответы на них (приложение 4). Поощряет хорошие ответы, уточняет их.

Формируют и обсуждают в группе  ответы на вопросы. Выступают (делегаты) – каждый на один вопрос. Остальные дополняют. Оценивает  ответы учитель

6.

Самоконтроль, 2 мин

Предлагает сравнить свои варианты ответа с таблицей на доске по ароморфозам у пресмыкающихся

записями на доске.

7.

Подведение итогов, 2 мин

Организует беседу по обсуждению результатов работы учащихся. Высказывает собственные суждения об успешных достижениях на учебном занятии.

Определяют результаты своей работы, ориентируясь на цели, записанные в тетради.

8.

Домашнее задание, 2 мин

Предлагает прочитать §40,41, уметь объяснять термины, подготовить рассказ о строении и пресмыкающихся в связи с наземным образом жизни

По желанию: Подготовить сообщения (1 мин.) из дополнительной литературы: по предложенным темам

 

Записывают задание, задают уточняющие вопросы.


Задания для работы в группах:

 

1. Какие особенности  во внешнем  строении и   строении кожного  покрова появляются  у пресмыкающихся по сравнению с земноводными,  свидетельствующие о приспособлении к жизни на суше?

 

 

2. Какие особенности строения скелета пресмыкающихся связаны с их жизнью   на суше? Какие ароморфозы появились у пресмыкающихся?

 

 

 

4. Какие усложнения в строении дыхательной системы можно отметить у рептилий по сравнению с земноводными?  

 

3. Какие особенности имеются в строении пищеварительной системы пресмыкающихся по сравнению с земноводными? Как на ваш взгляд это связано с видом пищи?  Нарисуйте схему строения пищеварительной системы земноводных и пресмыкающихся:

    

 

 

5. Строение кровеносной системы пресмыкающихся. Почему они относятся к холоднокровным? Какие особенности поведения  этих животных  подтверждают  их неспособность поддерживать постоянную температуру тела?

 

6. Какие особенности строения выделительной системы появляются у пресмыкающихся по сравнению с земноводными?

 

7. Сравните строение нервной системы рептилий и земноводных? Почему поведение рептилий более сложное?

 

 

 

8. Какие особенности размножения рептилий  способствует сохранению потомства? Продолжите схему  цикла размножения пресмыкающихся.

 

                                                                    

                      яичник                                 семенник

                                                                    

 

 

 

  Используя имеющиеся у вас знания законов физики, подумайте, почему дальше всех на север продвигаются живородящие темноокрашенные виды пресмыкающихся (ящерицы, змеи), а не  животные, которые откладывают яйца?

 

 

Вопросы для тестового контроля

 

1. Пресмыкающиеся – это настоящие наземные животные.(ДА)

2. Легкие пресмыкающихся крупноячеистые, как и у земноводных. (НЕТ)

3. Пресмыкающиеся могут обламывать  свой хвост и вновь его восстанавливать. (ДА)

4. К пресмыкающимся относят различные виды ящериц, змей, тритонов, крокодилов  и  черепах. (НЕТ)

5 Тело пресмыкающихся покрыто роговыми чешуйками и лишено желез. (ДА)

6. Для пресмыкающихся характерна периодическая смена покровов – линька  (ДА)

7. Все пресмыкающиеся питаются  только животной пищей насекомыми, грызунами или лягушками). (НЕТ)

 8. Ящерицы и змеи постоянно высовывают язык, выполняющий  у них функцию жала. (НЕТ)

9. Оплодотворение у пресмыкающихся внутреннее. (ДА)

10. Развитие  яиц не может происходить без водной среды. (НЕТ)

11. Вдох и выдох происходит благодаря поднятию и опусканию стенки  дна ротовой полости.(НЕТ)

12. Рептилии обладают лучше развитым мозжечком и передними долями головного мозга, что проявляется в более сложном поведении.  (ДА)

 

 

 

1. . Акимушкин И.  Мир животных. (Беспозвоночные и ископаемые животные). М.: Мысль, 1999.

2. Акимушкин И. Невидимые нити природы. М..: Мысль, 1985

3. Молис С.А.Книга для чтения по зоологии: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1981.

4. Флинт Р. Биология в цифрах. М.: Мир, 1984.

5. Шпинар. История жизни на Земле. М.: Мир, 1988.

6. Эттенборо Д. Жизнь на Земле. М..:Мир, 1988.

7. Эттенборо Д. Живая планета. М.: Мир, 1984.

8. Яковлева И., Яковлев В.По следам минувшего. М.: Детская литература., 1983.

9. Киплинг Р. Кики Тики Тави.

10. Киплинг Р. Маугли.

 

 

 

 

 

 

          Тема «Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Наземно-воздушные условия обитания. Особенности внешнего и внутреннего строения. Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде. Питание и поведение. Размножение и развитие.

 

Задачи – Раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения и процессов жизнедеятельности пресмыкающихся как наземных животных.

 

Оборудование: табл. «Тип Хордовые. Класса пресмыкающиеся», «Класс Земноводные»,видеофильм «Пресмыкающиеся».

 

Ход урока:

1. Организационный этап  - 1мин.

2. Ребята, прежде чем мы с вами приступим к изучению новой темы, мне бы хотелось совершить с вами небольшое экскурс в историю, чтобы вы получили представление о том, как менялось на протяжении многих веков мнение о наших соседях по планете. Постарайтесь по описанию событий угадать, о каком животном идет речь? (Зачитать отрывок из книги). ( 3 мин.)

          Среди примерно 100 высокочтимых  древнеегипетских божеств эти животные занимали одно их первых мест. Римский историк Геродот описывал  в своих книгах не только храмы, посвященные этому божеству, по и золотые браслеты и драгоценные камни, которые украшали лапы и головы животных, живших в большой роскоши в храмах. Пищу им приносили на серебряных поносах и, причем,саму отборную – окорока и куропаток. Ежегодно самых красивых девушек из самых знатных семей после жеребьевки приносили им в жертву. Так люди пытались ублажить повелителя рек.

 Альфред Брем описывал как он побывал в пещерах, где были захоронены мумии этих животных. Иногда в мумии вкладывали свитки священных папирусов. 

В этом отрывке автор говорит о крокодилах.

          Итак, Запишите сегодняшнее число и тему урока

(записывают с доски тему урока.).

Цель нашего урока - Раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения и процессов жизнедеятельности пресмыкающихся как наземных животных.

          Посмотрите, пожалуйста, на оформление кабинета. Скажите, какие на фото изображены животные. Все они относятся  к классу пресмыкающихся. (3 мин.)

                    Запишите систематику класса!

Тип -Позвоночные

П/тип – Черепные

Класс – Пресмыкающиеся

Отр. –Чешуйчатые, Крокодилы,Черепахи ( 2 мин.)

 

          Ребята, сегодня  у нас урок пройдет немного нетрадиционно, вы это увидели сразу по расположению парт. Нам предстоит заняться поиском ответа на вопрос: «По каким признакам внешнего и внутреннего строения Пресмыкающихся относят к наземным животным?»

          Сейчас вы будете работать  по группам. Каждой группе будет дано индивидуальное задание. В течение 5 мин. Вы все вместе с помощью учебника и др. литературы пытаетесь найти ответ на поставленный вопрос. Результаты внесите в таблицу, которую вам выдали на листочке, чтобы не затрачивать время на черчение таблицы в тетради. По истечении этого времени 1 чел из группы рассказывает о результате своего поиска. Членам группы можно дополнять ответ. (Время 5 мин.)

          Проверка  групповой  работы . (15 мин.)

          -Давайте просмотрим видеофильм, чтобы получить более полное представление о питании пресмыкающихся на примере Отряда Змеи. ( 5 мин.)

          - А теперь давайте проверим результаты вашей работы с общими положениями, выдвинутыми учеными –зоологами и обобщим  нашу групповую работу.  (3мин.) Проверьте свои записи с теми, которые написаны на доске.

          -Итак, мы с вами усвоили большой объем информации. Давайте проверим, насколько хорошо. Возьмите в руки карточки, давайте поиграем.  (3мин.).

Итак, подведем итоги урока.

 Запишите домашнее задание: §§ 40,41 – читать ,уметь выявлять сходства и различия в строении земноводных и пресмыкающихся, знать термины, выделенные курсивом.

 

 

 

         

 

 

 


Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн