Официальный сайт tali-sk 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Особенности поэзии А.Фета ( урок литературы в 10 классе с применением технологии критического мышления)

Данные об авторе
Автор(ы): 
Крюкова Т.В.
Место работы, должность: 

г.Санкт - Петербург, гимназия № 505

Регион: 
Город Санкт-Петербург
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

1.    Знать особенности поэтического стиля А.А. Фета.
2.    Понимать связь между поэзией А.А. Фета и импрессионизмом как течением в искусстве.
3.    Применять изученный материал для анализа поэтических произведений А.А. Фета.
4.    Анализировать творчество А.А. Фета на основе критических статей разных авторов.
5.    Формулировать свое мнение, аргументируя его данными филологических исследований и критических статей.
6.    Оценивать свой уровень освоения темы занятия на основе сформулированных критериев.

Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник литературы для 10 класса под ред. В.Г.Маранцмана

Используемое оборудование: 

рабочий лист для учащихся

Краткое описание: 
<p> Урок разработан с применением технологии критического мышления, что позволяет учащимся самостоятельно работать с информацией,проявить свои творческие способности.</p>
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

   

Урок литературы в 10 классе по теме: «Особенности поэзии А.А.Фета»
( на основе технологии развития критического мышления средствами чтения и письма)
    
                                ОГОНЬ  МИРОЗДАНЬЯ


    Не жизни жаль с томительным дыханьем,

    Что жизнь и смерть? А жаль того огня,

    Что просиял над целым мирозданьем,

    И в ночь идет, и плачет, уходя.


    А. Фет



ЦЕЛИ: (таксономия целей по Б. Блюму).

1.    Знать особенности поэтического стиля А.А. Фета.
2.    Понимать связь между поэзией А.А. Фета и импрессионизмом как течением в искусстве.
3.    Применять изученный материал для анализа поэтических произведений А.А. Фета.
4.    Анализировать творчество А.А. Фета на основе критических статей разных авторов.
5.    Формулировать свое мнение, аргументируя его данными филологических исследований и критических статей.
6.    Оценивать свой уровень освоения темы занятия на основе сформулированных критериев.

Задачи:
1.    Организовать подготовку к занятию посредством выбора детьми стихотворений из предложенного списка.
2.    Создать эмоциональный настрой посредством работы над репродукциями художников – импрессионистов.
3.    Организовать работу по соотнесению особенностей стиля А.А. Фета и репродукций картин импрессионистов.
4.    Организовать самостоятельную работу по формулировке и дополнению особенностей стиля А.А. Фета.
5.    Организовать активную работу с фрагментами критических статей, посвященных творчеству А.А. Фета.
6.    Самостоятельная систематизация детьми изученного на уроке.



Используемые стратегии и приемы:
* Стратегия «Бортовой журнал» (суть в том, что учащиеся, поэтапно знакомясь с разнородным материалом, преследуют одну цель и индивидуально подбирают информацию, помогающую достижению цели, т.е. изучение особенностей поэзии Фета).
* Прием «Рубрики самооценки»
* Прием «Сопоставление источников».


















                                           














Работа проводится в парах. Результат работы сдается в конце урока учителю на проверку.

                               
                                  
                                   ХОД  УРОКА

•    Создание эмоционального настроя на активное восприятие содержания урока.

ВСТУПЛЕНИЕ. Отрывок из пьесы А.П.Чехова читает одна из учениц (тихо звучит музыка Бетховена « Лунная соната» )


"Люди,  львы, орлы и куропатки, рогатые олени, гуси, пауки, молчаливые рыбы, обитающие в воде, морские звезды и те, которых нельзя видеть глазом, - словом, все жизни совершают свой жизненный круг. Уже тысячи веков, как земля населена живыми существами. И эта бледная луна зажигает свой фонарь. На лугу просыпаются с криком журавли, майские жуки слышны в липовых аллеях. Тела живых существ превращаются в камни, воду, в облака, а души сливаются в одну. Во мне живут все души. Во мне сознания людей слились с инстинктами животных, и я помню все, все, все. Я открываю уста, чтобы говорить. Слышите ли вы меня, меня, меня"


УЧИТЕЛЬ. Голос природы зовет и манит к себе человека. Во все времена люди хотели понять, что такое природа, как устроен мир и какое место занимает в природе человек. Конечно, на эти вопросы в первую очередь искала и ищет ответы наука. Но искусство - это тоже необходимая форма познания окружающего мира, возникшая не случайно в процессе становления разумной жизни. И художники, и мыслители  тоже приоткрывают завесу над  Вселенной. Как это делали поэты  и художники 19-20 веков.

Первый этап работы. Фаза вызова.

Задача 1. Определение учащимися направлений в изучении темы.


Учитель. Перед вами репродукции картин известных импрессионистов  (от слова impression – впечатление )

Учитель. Как вы думаете, с какой целью сегодня на уроке я представила  репродукции  художников-импрессионистов? (Прослушать ответы 2-3 учащихся. Примерные ответы: по все видимости, творчество импрессионистов и творчество Фета связаны между собой, В стихотворениях Фета нашли отражение некоторые черты импрессионистов).

Учитель. Я думаю, что эти картины создают определенное настроение – как и стихи Фета. Попробуйте определить, какое настроение создается у вас при чтении выбранных вами стихотворений Фета ( определенного настроения нет)


Учитель. Мне кажется, как и в стихах Фета: трудно понять и описать свои чувства, - так и глядя на эти картины, возникает подобное ощущение.
- Почему, когда смотришь на картины импрессионистов , трудно понять те чувства, которые испытываешь в этот момент?(примерный ответ: наверное, потому, что художник дает нам право выбора, не навязывает нам свои ощущения. Поэтому каждый воспринимает такие картины по-своему).
- С чем связано ваше предположение? Поставьте перед собой задачу, ответ на которую вы бы хотели узнать на сегодняшнем уроке. Запишите ее в вашей рабочей карточке ( См. Приложение 3 ).

Задача 2. Пробуждение познавательного интереса посредством прогнозов относительной связи поэзии А.Фета и творчества импрессионистов.

Учитель. Посмотрите на репродукции картин. Если вы подойдете к картине близко (на парте у вас лежат репродукции), то вам будет сложно различить, что на ней нарисовано. Техника такого письма основана на штрихах, отдельных мазках, точках, пятнах. Поэтому вам может казаться, что вы не видите целостную картину. А теперь – посмотрите на репродукции с расстояния. На них четко выделяются предметы, детали. На этом же приеме основана техника импрессионистского письма в поэзии. И не случайно сегодня на уроке, посвященном поэзии А.Фета, мы говорим об импрессионизме.


Задача 3. Актуализация имеющихся сведений по данной теме.


Учитель. Выберите из предложенного списка понятий те, которые, по вашему мнению, наиболее ярко характеризуют  данные иллюстрации. Отметьте на листе. (Список понятий: 1. Фиксация момента, впечатления от увиденного, 2. Объективность изображения мира, 3. Ощущение сверкающего солнечного света, 4. Четкость композиции, 5. Темные, холодные тона, 6. Субъективность изображения мира, 7. Богатство красок, 8. Четкость красок и форм, 9. Мимолетность впечатлений, 9. Нечеткие, размытые формы и линии, 10. Необычная композиция, расположение фигур).

Прочитайте высказывание М.Н. Эпштейна (известный культуролог и литературовед, занимался философско-эстетическими исследованиями российского литературного течения ХХ века)  о  Фете.
-Как известный литературовед определяет черты импрессионизма в лирике поэта? Соотнесите их с уже выделенными вами чертами импрессионизма, определите общее.                                                    

 «Вообще Фету близко все гибкое, нежное, летучее, "трепещущее" - природа не может передать впечатление от мимолетных явлений жизни, показать мир в его подвижности, изменчивости, поиск новых способов поэтической выразительности - все это характерно для поэзии Фета. Мир  ощущений, впечатлений, переживаний в его поэзии  безграничен. Действительно, порой слова молчат, кажутся не такими верными, и то, что порой происходит в душе, в рамках слова вместить невозможно. Эти воздушные переливы красок сближают его поэзию с живописью импрессионистов».



Учитель. Выберите из иллюстраций ту, которая  больше всего подходит к тексту выбранного вами стихотворения Фета. Объясните свой выбор, используя строчки их стихотворений Фета и  опираясь на карточку-конструкцию предложения , на выделенные черты импрессионизма.( См. приложение 2 )





ИТАК, какую первую особенность творчества А.Фета вы можете выделить?- на этот вопрос дети отвечают самостоятельно, я лишь привожу примерный их ответ (примерный ответ: использование приемов импрессионизма) - Запишите в выводах (дана карточка  «Анализ особенностей поэзии А.Фета?»). Прослушать 2-3 работы (ответы уч-ся из разных групп). Остальные дописывают те варианты ответов, которых у них нет в их рабочей карточке.




-Учитель. А сейчас  - познакомьтесь в таблице " Анализ особенностей поэзии А. А. Фета" с графой "Тропы и фигуры речи". 1. Отметьте в этом списке те понятия, которые вам знакомы, дайте им объяснение (несколькими словами). 2. Найдите в выбранных вами стихотворениях А.Фета по одному примеру на каждый троп (если он есть в тексте). (Данное задание выполняется устно). Прослушать ответы 2-3 уч-ся(ответы уч-ся из разных групп).Остальные –подчеркивают те варианты ответов, которых у них нет в их рабочей карточке.(См. приложение 3)

            ВТОРОЙ ЭТАП РАБОТЫ. Фаза осмысления

Задача 1. Организация активной работы с информацией.



Учитель. Ознакомьтесь с опорными карточками к стихотворению «Шепот, робкое дыханье…».Ответьте на вопросы и выполните задания опорных карточек. Выводы запишите в соответствующую графу таблицы «Анализ особенностей поэзии А. Фета».
Прослушать ответы 2 – 3 уч-ся из разных групп. Остальные – вносят дополнения в свои карточки.

Задача 2. Соотнесение известной и новой информации.

ИТАК, вы можете выделить еще несколько особенностей поэзии Фета. Запишите их. (примерный ответ: метафоричность, ассоциативность, музыкальность ).


Учитель . Найдите в текстах выбранных вами стихотворений поэта примеры данных особенностей ( по 1 примеру ). Прослушать ответы 2 – 3 уч-ся.

УЧИТЕЛЬ. Стихи А.Фета своеобразны. Зазвучавшие музыкальные образы он воплощает в своеобразную словесную форму. Друзья – критики обвиняли его в «грамматическом неряшестве», что, мол, пишет, нарушая законы грамматики. Были нападки, но было и признание.

Учитель. Познакомьтесь с высказываниями современников А.Фета, литературных критиков. Почему так неоднозначны их взгляды на творчество великого русского поэта? Определите, о каких особенностях поэзии А.Фета говорится в данных высказываниях. Вывод запишите в таблицу. (прослушать ответы нескольких уч-ся из разных групп ).

Третий этап работы. Рефлексия.

Задача 1. Самостоятельная систематизация изученного материала.

Учитель. Выберите из предложенных цитат ту, с мнением автора которой вы согласны, и ту, точка зрения автора которой расходится в вашим взглядом на поэзию А.Фета. Свои выводы запишите в предложениях ( Я согласен с мнением … , потому что…       и    Я не согласен с мнением … , потому что…).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Учитель. Меняется политическая обстановка, меняется жизнь общества, но вечными остаются общечеловеческие ценности: любовь, красота, восхищение красотой природы, музыка – все то, что составляет мир поэзии А.А.Фета. Отметьте  в « Листке самооценки» тот уровень ответа, который вы сможете раскрыть достаточно полно.(См. приложение 4)

Задача 2. Определение учащимися направлений в дальнейшем изучении темы.

Выбранный вами уровень – ваше Д/З.                                

ИТАК,1. какие особенности поэзии А.Фета мы сегодня выделили?- подведите итог в рабочей карте «Анализ особенностей поэзии А.А.Фета».
    2. получили ли вы ответ на поставленный вами вопрос в начале урока? Ответ запишите в рабочей карточке.

Таким интересным был этот поэт, разделивший свою жизнь на две половины. Фет – автор прекрасных стихов, поклонник красоты во всех ее проявлениях и Шеншин  – служака – офицер, расчетливый помещик, ненавидящий прогресс, всю свою жизнь добивавшийся титула дворянина и отцовской фамилии. Титул дворянина Фету все – таки пожаловали уже на закате его жизни. Вообще, Фету близко все гибкое, нежное, летучее. Он и пронесся над русской литературой как огонь, оставив неизгладимый след своим творчеством. В честь этого удивительного человека звучит романс, написанный на его стихи ( романс « Сияла ночь…» ).







    




                           Краткий план урока



Первый этап работы. Фаза вызова.

     Задача 1.Определение учащимися направлений в  изучение темы – 5 мин.   

     Задача 2. Пробуждение познавательного интереса посредством прогнозов относительной связи поэзии А.А.Фета и творчества импрессионистов – 2 мин
     Задача 3. Актуализация имеющихся сведений по данной теме – 7 – 9 мин                                                                                
     Вывод. – 3 – 4 мин


 Второй этап работы. Фаза осмысления.

     Задача 1. Организация активной работы с информацией – 5 мин.
     Задача 2. Соотнесение известной и новой информации – 5 мин


 Третий этап работы. Рефлексия.

     Задача 1. Самостоятельная систематизация изученного материала – 5 мин
     Задача 2. Определение учащимися направлений в дальнейшем изучении темы – 3 мин


     Итог.  Романс на слова А.Фета – 4 мин.




















                                                                                               






              Список понятий:



1. Фиксация момента, впечатления от увиденного,
2. Объективность изображения мира,
3. Ощущение сверкающего солнечного света,
4. Четкость композиции,
5. Темные, холодные тона,
6. Субъективность изображения мира,
7. Богатство красок,
8. Четкость красок и форм,
9. Мимолетность впечатлений,
10. Нечеткие, размытые формы и линии,
11. Необычная композиция, расположение фигур).













                        Сегодня на уроке




1.    Я понял, что… ( мир поэзии А.Фета многообразен и многозвучен )



2.    Я для себя открыл…( поэзию А.Фета )


                                                                                            
3.    Мне понравилось…( что на уроке была рабочая атмосфера, и всем было интересно)



4.    На уроке мне было… ( интересно. Побольше бы таких уроков. Спасибо! )






























































Приложение  1


 Рабочая карточка «Особенности поэзии А.А.Фета»


Фамилия, имя учащегося    Черты импрессионизма    Черты поэзии А.А.Фета    Выводы

    - фиксация момента, впечатления от увиденного,
- объективность изображения мира,
- ощущение сверкающего солнечного света,
- четкость композиции,
- темные, холодные тона,
- субъективность изображения мира,
- богатство красок,
- четкость красок и форм,
- мимолетность впечатлений,
- нечеткие, размытые  линии,
- эмоциональность изображения
- необычная композиция, расположение фигур.        





                                                                                          Приложение 2



                            КАРТОЧКА - ПОДСКАЗКА







1.Я думаю, что….   


2.Я полагаю, что….   


3. Я считаю, что….


4. На мой взгляд,….  


5. Мне кажется, что…..






                                                                                               
                                                                                                 












                                                                                                   Приложение    3






РАБОЧАЯ КАРТОЧКА « АНАЛИЗ  ОСОБЕННОСТЕЙ  ПОЭЗИИ А.А.ФЕТА»


Фамилия, имя учащегося,
Вопрос к творчеству А.А.Фета    Тропы и фигуры речи    Объяснение    Комментарии(примеры из стихотворений А.Фета)    Выводы(какие выразительные средства использует поэт)








Обращаясь к творчеству А.А.Фета, я хотел(а) бы узнать…
1.



2.    - приемы импрессионизма
- олицетворение
 -ассонанс (симметрический повтор гласных звуков)
- метафорично-сть
- ассоциативно-сть
- музыкальность,
мелодичность
-антитеза
-символ
-ирония
-инверсия
-психологический параллелизм            













Сегодня на уроке я узнал, что…
1.



2.


 

    





                                                                                  Приложение  4



            ЛИСТ  САМООЦЕНКИ




1 уровень. Я могу перечислить основные особенности творчества А.А Фета….

2 уровень. Я могу перечислить основные особенности творчества А.А. Фета и обосновать их фрагментами стихотворений поэта ….

3. Я могу перечислить основные особенности творчества А.А. Фета и  обосновать их фрагментами стихотворений поэта.  Я могу сформулировать свое мнение о творчестве А.А. Фета в устной форме, процитировав критические статьи о поэте.

4. Я могу перечислить основные особенности творчества А.А. Фета и  обосновать их фрагментами стихотворений поэта.  Я могу сформулировать свое мнение о творчестве А.А. Фета – в устной и письменной формах, –процитировав критические статьи о поэте.













                                                                                             Приложение 5



1.    « Произведения Фета годны для оклеивания комнат под обои и для завертывания рыбы» ( Д.И.Писарев)                   


2.    « Фет есть явление совершенно исключительное. Фет напоминает мне Бетховена» ( П.И.Чайковский)


3.    « Их ( стихотворения ) могла бы написать лошадь, если б выучилась писать стихи» ( Н.Г.Чернышевский)



4.    « Фет – поэт единственный в своем роде, не имеющий равного себе ни в одной литературе, и он намного выше своего времени, не умеющего его оценить» ( А.К.Толстой )


5.     « И откуда у этого добродушного толстого офицера берется такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов» ). (Л.Н.Толстой)

    










     






Шепот, робкое дыханье,
     Трели соловья,
 Серебро и колыханье
      Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,
       Тени без конца,
 Ряд волшебных изменений
           Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,
        Отблеск янтаря,
 И лобзания, и слезы,
            И заря, заря!..



                                                      А.А.Фет ( 1850 )








В чем, на Ваш взгляд, необычность этого стихотворения?


Какие выразительные средства использовал поэт?



( при ответе опирайтесь на опорные карточки стихотворения)










                    





Стихотворение А.А.Фета «Шепот, робкое дыханье…» в опорных карточках.


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн