Размещено сб, 04/02/2012 - 12:53 пользователем Екатерина Семеновна Балышева.
Я нашла хороший материал, подтверждающий мою мысль о важности изучения теории в РО по системе Э-Д.
По мнению Эльконина и В.В. Давыдова, в основе психического развития младших школьников лежит формирование у них учебной деятельности в процессе усвоения ими теоретических знаний посредством выполнения содержательного анализа, планирования, рефлексии .
Ученые называют два вида мышления : эмпирическое и теоретическое.
Эмпирическое — это мышление по готовым образцам, отождествление по памяти, накопление, систематизация и организация опыта, проверка опытом. Главным признаком и критерием такого мышления является опыт, закрепляемый в памяти.
Эмпирическое мышление направлено на группировку предметов, на их классификацию. В основе этого мышления лежит эмпирическое (или формальное) обобщение, позволяющее человеку путем сравнения предметов обнаруживать в них нечто сходное, одинаковое, общее, а затем, обозначая это общее словом, отделять (абстрагировать) его от других свойств предметов, создавая тем самым эмпирическое понятие
Теоретическое мышление - это познание законов, правил.
В основе теоретического мышления лежит теоретическое (или содержательное) обобщение. Человек, анализируя некоторую развивающуюся систему предметов, может обнаружить ее генетически исходное, существенное или всеобщее отношение. Выделение и фиксация этого отношения - это содержательное обобщение данной системы. Опираясь на это обобщение, человек может затем мысленно проследить происхождение частных и единичных особенностей системы из генетически исходного, всеобщего ее отношения. Теоретическое мышление как раз и состоит в том, чтобы создавать содержательное обобщение той или иной системы, а затем мысленно строить эту систему, раскрывая возможности ее существенного, всеобщего отношения.
Как считают Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов, ориентация содержания и методов обучения в начальной школе преимущественно на формирование у школьников основ эмпирического мышления важна, но с точки зрения развития детей не эффективна.
Обучение должно формировать у школьников теоретическое мышление, которое имеет свое особое, отличное от эмпирического, содержание. Именно теоретическое мышление, по мнению ученых, реализует в полной мере те познавательные возможности, которые открывает перед человеком предметно-чувственная практика, воссоздающая всеобщие связи действительности.
В связи с этим В.В. Давыдов приводит шесть основных различий эмпирического и теоретического знания .
1. Эмпирические знания вырабатываются при сравнении предметов и представлений о них, что позволяет выделить в них одинаковые общие свойства. Теоретические знания возникают путем анализа роли и функции некоторого особенного отношения внутри целостной системы, которое вместе с тем служит генетически исходной основой всех ее проявлений.
2. Сравнение выделяет формально общее свойство некоторой совокупности предметов, знание которого позволяет относить отдельные предметы к определенному их классу, независимо от того, связаны ли эти предметы между собой или нет. Анализ открывает генетически исходное отношение целостной системы как ее всеобщее основание или сущность.
3. Эмпирические знания, в основе которых лежит наблюдение, отражают внешние свойства предметов и опираются на наглядные представления. Теоретические знания, возникающие на основе мысленного преобразования предметов, отражают их внутренние отношения и связи и тем самым выходят за пределы чувственных представлений.
4. Формально общее свойство выделяется как рядоположенное с особенными и единичными свойствами предметов. В теоретических знаниях фиксируется связь реально существующего всеобщего отношения целостной системы с ее различными проявлениями, связь всеобщего с единичным.
5. Конкретизация эмпирических знаний состоит в подборе иллюстраций, примеров, входящих в соответствующий класс предметов. Конкретизация теоретических знаний состоит в выведении и объяснении особенных и единичных проявлений целостной системы из ее всеобщего основания.
6. Необходимым средством фиксации эмпирических знаний являются слова-термины. Теоретические знания, прежде всего, выражаются в способах умственной деятельности, а затем уже в различных знаково-символических системах, в частности, средствами естественного и искусственного языка. Эмпирические представления и понятия возникают у детей в раннем дошкольном возрасте, поскольку соответствуют их потребности в упорядочении жизненных впечатлений. Дошкольная игра расширяет круг этих понятий. Традиционная начальная школа культивирует у младших школьников эмпирическое мышление, обеспечивая усвоение ими большого количества эмпирических знаний (понятий). Теоретическое мышление начинает формироваться у детей лишь тогда, когда они в начальных классах усваивают в процессе учебной деятельности теоретические знания.
Размещено пт, 03/02/2012 - 18:26 пользователем Татьяна Викторовна скочедубова.
РЕБЕНОК В ТРАДИЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ:
довольствуется объяснениями и иллюстрациями учителя, воспринимая их как истину в последней инстанции;
сравнивает значительное число примеров с целью установления сходства, после чего получает требуемое словесное определение (чаще - в готовом виде от учителя);
путает учебные (в пределе - теоретические) и конкретно-практические задачи (например, задачу на произведение арифметического расчета и задачу на выведение правила этого расчета);
растрачивает силы и время на бессистемные пробы;
копирует образцы, задаваемые педагогом;
является заложником учительского контроля и отметки;
испытывает невротический страх перед ошибками;
отвечает на вопросы учителя "в порядке отчета";
смотрит на учение как на обременительную повинность.
РЕБЕНОК В РАЗВИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ:
под руководством учителя со все более возрастающей степенью самостоятельности прослеживает генезис нового знания (вопрос "откуда мы это знаем?" является вполне естественным для такого ребенка);
"с места" выявляет искомую закономерность на материале анализа одного-двух случаев, овладевая общим способом решения задач данного типа;
умеет выделить специфически учебную задачу из общего "потока" предлагаемых для решения задач, преобразовать конкретно-практическую задачу в учебно-теоретическую, проявляя в этом инициативность с самого начала вырабатывает гибкую стратегию (теоретический замысел) решения;
пристально анализирует основания чужих и своих собственных действий (при этом сомнению и критике может подвергаться и позиция педагога, если дети находят ее недостаточно обоснованной);
способен сам адекватно контролировать и оценивать успешность выполнения учебной деятельности;
рассматривает ошибки как "лишний повод" для рефлексии и, следовательно, как потенциальные точки роста новой мысли (учится на своих и чужих ошибках);
инициирует диалоги и дискуссии с учителем и одноклассниками, свободно включается в коллективное обсуждение учебных проблем;
радостно переживает труд самореализации в школьной жизни.
Не сама придумала, прочитала на http://tovievich.ru/ , понравилось.
САмое существенное-упор на исследовательскую деятельность!Исследовательские умения и навыки необходимо развивать на уроках так жеЮ как и универсальные умения и навыки.С введением новых ФГОС это станет обязательным требованием в должностных обязанностях учителя.Если педагог владеет основами методики исследования, то нет проблем.В противном-нужно учиться.Профессия у нас такая!У учителей разный уровень подготовки, мы,как и ученики, разные.А современное общество доверяет профессиналам!
Cпецифический результат развивающего обучения состоит в свободном развитии каждого ученика как субъекта учения и как личности. Свободное развитие это такое, которое не подчинено заранее заданной норме, оно не имеет эталона. О результатах развивающего обучения судят по сдвигам в развитии каждого отдельного ученика.
Развивающее обучение дополняет, а не отвергает традиционные и другие типы обучения (чего так боятся некоторые учителя), например, педагогическую технологию, объяснительно (информационно)— иллюстративное обучение, так как каждый из них решает специфические задачи.
Прочитала высказывания педагогов, со многими я согласна. Меняется всё! Прежде всего сама деятельность на уроке (как ученика так и учителя). Но хочу добавить, что, во-первых, готовясь к уроку учитель в традиционной системе пользуется жестко структурированным конспектом (шаг влево, шаг вправо - "расстрел"), то в Р/О учитель пользуется сценарным планом урока, который даёт ему свободу в выборе форм, методов, приёмов обучения. Во - вторых, на уроке в традиционке много и часто говорит учитель, стремится выполнить всё что запланировал ( см выше по "растрел"), а в Р/О - учитель должен правильно организовать деятельность на уроке прежде всего детей, которая позволит увидеть рост каждого. В традиционке мы конечно использовали разные формф проведения уроков ( интегрированные, 2 педагога и т.д.), но вот в Р/О я впервые встретилась, в начальной школе, с преподаванием модульных блоков, пока умом не могу понять как это у них идёт, но сердцем понимаю, что результат даёт потрясающий (при условии что учитель сам в этом разбирается).
Размещено вс, 12/02/2012 - 04:22 пользователем Людмила Петровна Олитовская.
Прочитала мнения всех педагогов, согласна с мнением многих. Но считаю, что самое правильное надо самим понять, дойти до сути, научиться работать по РО Э-Д, что и пытаюсь делать.
Комментарий был изменен с момента создания (Lusiena OL, вс, 12/02/2012 - 04:22).
На: «Сравнительная характеристика традиционного и развивающего о
В развивающем обучение собраны все три понятия "Меня учат", "Я учусь", "Мы учимся"
На: «Сравнительная характеристика традиционного и развивающего о
Думается, ведущими принципами развивающего обучения должны быть следующие:
обучение на высоком уровне трудности (с соблюдением ее меры);
ведущая роль теоретических знаний;
быстрый темп изучения материала;
осознание процесса учения;
продвижение в развитии всех учеников, в том числе слабых.
На: «Сравнительная характеристика традиционного и развивающего о
Я нашла хороший материал, подтверждающий мою мысль о важности изучения теории в РО по системе Э-Д.
По мнению Эльконина и В.В. Давыдова, в основе психического развития младших школьников лежит формирование у них учебной деятельности в процессе усвоения ими теоретических знаний посредством выполнения содержательного анализа, планирования, рефлексии .
Ученые называют два вида мышления : эмпирическое и теоретическое.
Эмпирическое — это мышление по готовым образцам, отождествление по памяти, накопление, систематизация и организация опыта, проверка опытом. Главным признаком и критерием такого мышления является опыт, закрепляемый в памяти.
Эмпирическое мышление направлено на группировку предметов, на их классификацию. В основе этого мышления лежит эмпирическое (или формальное) обобщение, позволяющее человеку путем сравнения предметов обнаруживать в них нечто сходное, одинаковое, общее, а затем, обозначая это общее словом, отделять (абстрагировать) его от других свойств предметов, создавая тем самым эмпирическое понятие
Теоретическое мышление - это познание законов, правил.
В основе теоретического мышления лежит теоретическое (или содержательное) обобщение. Человек, анализируя некоторую развивающуюся систему предметов, может обнаружить ее генетически исходное, существенное или всеобщее отношение. Выделение и фиксация этого отношения - это содержательное обобщение данной системы. Опираясь на это обобщение, человек может затем мысленно проследить происхождение частных и единичных особенностей системы из генетически исходного, всеобщего ее отношения. Теоретическое мышление как раз и состоит в том, чтобы создавать содержательное обобщение той или иной системы, а затем мысленно строить эту систему, раскрывая возможности ее существенного, всеобщего отношения.
Как считают Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов, ориентация содержания и методов обучения в начальной школе преимущественно на формирование у школьников основ эмпирического мышления важна, но с точки зрения развития детей не эффективна.
Обучение должно формировать у школьников теоретическое мышление, которое имеет свое особое, отличное от эмпирического, содержание. Именно теоретическое мышление, по мнению ученых, реализует в полной мере те познавательные возможности, которые открывает перед человеком предметно-чувственная практика, воссоздающая всеобщие связи действительности.
В связи с этим В.В. Давыдов приводит шесть основных различий эмпирического и теоретического знания .
1. Эмпирические знания вырабатываются при сравнении предметов и представлений о них, что позволяет выделить в них одинаковые общие свойства. Теоретические знания возникают путем анализа роли и функции некоторого особенного отношения внутри целостной системы, которое вместе с тем служит генетически исходной основой всех ее проявлений.
2. Сравнение выделяет формально общее свойство некоторой совокупности предметов, знание которого позволяет относить отдельные предметы к определенному их классу, независимо от того, связаны ли эти предметы между собой или нет. Анализ открывает генетически исходное отношение целостной системы как ее всеобщее основание или сущность.
3. Эмпирические знания, в основе которых лежит наблюдение, отражают внешние свойства предметов и опираются на наглядные представления. Теоретические знания, возникающие на основе мысленного преобразования предметов, отражают их внутренние отношения и связи и тем самым выходят за пределы чувственных представлений.
4. Формально общее свойство выделяется как рядоположенное с особенными и единичными свойствами предметов. В теоретических знаниях фиксируется связь реально существующего всеобщего отношения целостной системы с ее различными проявлениями, связь всеобщего с единичным.
5. Конкретизация эмпирических знаний состоит в подборе иллюстраций, примеров, входящих в соответствующий класс предметов. Конкретизация теоретических знаний состоит в выведении и объяснении особенных и единичных проявлений целостной системы из ее всеобщего основания.
6. Необходимым средством фиксации эмпирических знаний являются слова-термины. Теоретические знания, прежде всего, выражаются в способах умственной деятельности, а затем уже в различных знаково-символических системах, в частности, средствами естественного и искусственного языка. Эмпирические представления и понятия возникают у детей в раннем дошкольном возрасте, поскольку соответствуют их потребности в упорядочении жизненных впечатлений. Дошкольная игра расширяет круг этих понятий. Традиционная начальная школа культивирует у младших школьников эмпирическое мышление, обеспечивая усвоение ими большого количества эмпирических знаний (понятий). Теоретическое мышление начинает формироваться у детей лишь тогда, когда они в начальных классах усваивают в процессе учебной деятельности теоретические знания.
http://www.ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/9.html
На: «Сравнительная характеристика традиционного и развивающего о
РЕБЕНОК В ТРАДИЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ:
довольствуется объяснениями и иллюстрациями учителя, воспринимая их как истину в последней инстанции;
сравнивает значительное число примеров с целью установления сходства, после чего получает требуемое словесное определение (чаще - в готовом виде от учителя);
путает учебные (в пределе - теоретические) и конкретно-практические задачи (например, задачу на произведение арифметического расчета и задачу на выведение правила этого расчета);
растрачивает силы и время на бессистемные пробы;
копирует образцы, задаваемые педагогом;
является заложником учительского контроля и отметки;
испытывает невротический страх перед ошибками;
отвечает на вопросы учителя "в порядке отчета";
смотрит на учение как на обременительную повинность.
РЕБЕНОК В РАЗВИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ:
под руководством учителя со все более возрастающей степенью самостоятельности прослеживает генезис нового знания (вопрос "откуда мы это знаем?" является вполне естественным для такого ребенка);
"с места" выявляет искомую закономерность на материале анализа одного-двух случаев, овладевая общим способом решения задач данного типа;
умеет выделить специфически учебную задачу из общего "потока" предлагаемых для решения задач, преобразовать конкретно-практическую задачу в учебно-теоретическую, проявляя в этом инициативность с самого начала вырабатывает гибкую стратегию (теоретический замысел) решения;
пристально анализирует основания чужих и своих собственных действий (при этом сомнению и критике может подвергаться и позиция педагога, если дети находят ее недостаточно обоснованной);
способен сам адекватно контролировать и оценивать успешность выполнения учебной деятельности;
рассматривает ошибки как "лишний повод" для рефлексии и, следовательно, как потенциальные точки роста новой мысли (учится на своих и чужих ошибках);
инициирует диалоги и дискуссии с учителем и одноклассниками, свободно включается в коллективное обсуждение учебных проблем;
радостно переживает труд самореализации в школьной жизни.
Не сама придумала, прочитала на http://tovievich.ru/ , понравилось.
На: «Сравнительная характеристика традиционного и развивающего о
Получилось руководство к действию! Благодарю!
На: Предлагаем продолжить сравнение, добавляя свои характеристи
САмое существенное-упор на исследовательскую деятельность!Исследовательские умения и навыки необходимо развивать на уроках так жеЮ как и универсальные умения и навыки.С введением новых ФГОС это станет обязательным требованием в должностных обязанностях учителя.Если педагог владеет основами методики исследования, то нет проблем.В противном-нужно учиться.Профессия у нас такая!У учителей разный уровень подготовки, мы,как и ученики, разные.А современное общество доверяет профессиналам!
На: Предлагаем продолжить сравнение, добавляя свои характеристи
Учитель РО Э-Д - это мастер импровизаций!
На: Предлагаем продолжить сравнение, добавляя свои характеристи
Cпецифический результат развивающего обучения состоит в свободном развитии каждого ученика как субъекта учения и как личности. Свободное развитие это такое, которое не подчинено заранее заданной норме, оно не имеет эталона. О результатах развивающего обучения судят по сдвигам в развитии каждого отдельного ученика.
Развивающее обучение дополняет, а не отвергает традиционные и другие типы обучения (чего так боятся некоторые учителя), например, педагогическую технологию, объяснительно (информационно)— иллюстративное обучение, так как каждый из них решает специфические задачи.
На: Предлагаем продолжить сравнение, добавляя свои характеристи
Прочитала высказывания педагогов, со многими я согласна. Меняется всё! Прежде всего сама деятельность на уроке (как ученика так и учителя). Но хочу добавить, что, во-первых, готовясь к уроку учитель в традиционной системе пользуется жестко структурированным конспектом (шаг влево, шаг вправо - "расстрел"), то в Р/О учитель пользуется сценарным планом урока, который даёт ему свободу в выборе форм, методов, приёмов обучения. Во - вторых, на уроке в традиционке много и часто говорит учитель, стремится выполнить всё что запланировал ( см выше по "растрел"), а в Р/О - учитель должен правильно организовать деятельность на уроке прежде всего детей, которая позволит увидеть рост каждого. В традиционке мы конечно использовали разные формф проведения уроков ( интегрированные, 2 педагога и т.д.), но вот в Р/О я впервые встретилась, в начальной школе, с преподаванием модульных блоков, пока умом не могу понять как это у них идёт, но сердцем понимаю, что результат даёт потрясающий (при условии что учитель сам в этом разбирается).
На: Предлагаем продолжить сравнение, добавляя свои характеристи
Прочитала мнения всех педагогов, согласна с мнением многих. Но считаю, что самое правильное надо самим понять, дойти до сути, научиться работать по РО Э-Д, что и пытаюсь делать.