Официальный сайт rosregistr 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Имя существительное как часть речи»

Submitted by Наталья Анатольевна Плотникова on Sat, 18/02/2012 - 06:02
Данные об авторе
Автор(ы): 
Плотникова Наталья Анатольевна, учитель русского языка и литературы
Место работы, должность: 

МКОУ "СОШ №5", п. Айхал, Мирнинского района, Республика Саха (Якутия)

Регион: 
Республика Саха - Якутия
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
  • учебно-познавательные: 1) актуализировать знания об  имени существительном (грамматическое значение и средства его выражения); 2) сравнить лексическое и грамматическое значения существительных; 3) повторить орфографию имен существительных; 4) дать понятие о синтаксической функции имен существительных в предложении;
  • интеллектуально-развивающие: 1) развивать умение сравнивать, классифицировать, обобщать; 2) развивать умение наблюдать лингвистический материал, самостоятельно находить нужную информацию; 3) развивать творческие способности учащихся;
  • социальные:1) развивать умение работать в паре, группе, на компьютере; 2) учить адекватно оценивать себя и других;
  • эстетические:учить эстетически воспринимать слово, речь, овладеть средствами выразительности собственной речи.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
30
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник русского языка для 5 класса под ред.Т.А.Лaдыженской

Используемое оборудование: 
Мультимедиапроектор, компьютер учителя, диск «Уроки на дом. 5-6 класс» Школа 2002 Мультимедиа технологии – Н; компьютеры для индивидуальной работы учащихся, сигнальные карточки учащихся; раздаточный материал для учащихся.
 

 

Используемые ЦОР: 

Используемые ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru):

·         Тест  Гласные И, Ы после Ц (N 179004)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b8f3a71c-47fe-4d9d-af49-aa8d27873115/index_listing.html

·         Гласные О, Ё после шипящих в окончаниях существительных (N 179002)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b8c9f7d7-d142-487e-8341-30fb52871ceb/index_listing.html

·         Правописание согласных в приставках на З и С (N 178572):

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/39bda35c-9a9e-4941-8110-ec53e2dcaf04/index_listing.html 

фонограмма словарного диктанта №3 «Чередование гласных» с Сайта «Российский образовательный портал» http://language.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12977&ob_no=12985&dict_no=35732

Краткое описание: 
<p>Данный урок проводится в рамках изучения раздела &laquo;Морфология&raquo; в 5 классе. Это вводный урок в разделе &laquo;Имя существительное как часть&raquo;, в ходе которого учащиеся актуализируют знания, изученные в начальной школе, сравнивают лексическое и грамматическое значения и средства его выражения. На уроке учитель использует информационно- коммуникативные технологии: кейс-технологии (электронное учебное пособие &laquo;Уроки на дом&raquo;), использование интерактивных тестирующих программ на http://school-collection.edu.ru . При выполнении словарного диктанта с помощью фонограммы №3 &laquo;Чередование гласных&raquo; на сайте &laquo;Российский образовательный портал&raquo; http://language.edu.ru/ компьютер учителя используется как лингафонное устройство. Применение учебного пособия &laquo;Уроки на дом&raquo; позволят организовать новую форму проверки домашнего задания. Урок сопровождает презентация, выполненная в среде Pawer Point, которая активизирует внимание учащихся в течение всего урока, развивает познавательный интерес. Презентация урока помогает сделать урок ярким, эмоциональным, запоминающимся. С помощью игровых технологий закрепляется навык различия грамматических и лексических признаков имени существительного. Также на уроке использован метод проблемного изложения, метод проектов (домашнее задание), самостоятельная работа, учебный взаимо- и самоконтроль учащихся. Организация познавательной деятельности строится на межпредметных связях (с литературой, музыкой, биологией, информатикой)</p>

План урока русского языка

Класс:5

Учитель: Плотникова Наталья Анатольевна , МБОУ СОШ №5,п.Айхал, Мирнинского р-на

Тема:«Имя существительное как часть речи»

Цели и задачи:

  • учебно-познавательные: 1) актуализировать знания об  имени существительном (грамматическое значение и средства его выражения); 2) сравнить лексическое и грамматическое значения существительных; 3) повторить орфографию имен существительных; 4) дать понятие о синтаксической функции имен существительных в предложении;
  • интеллектуально-развивающие: 1) развивать умение сравнивать, классифицировать, обобщать; 2) развивать умение наблюдать лингвистический материал, самостоятельно находить нужную информацию; 3) развивать творческий подход;
  • социальные: 1) развивать умение работать в паре, группе, на компьютере; 2) учить адекватно оценивать себя и других;
  • эстетические: учить эстетически воспринимать слово, речь, овладеть средствами выразительности собственной речи.

Оборудование:

  • мультимедиапроектор, экран
  •  компьютер учителя,
  • диск «Уроки на дом. 5-6 класс» Школа 2002, Мультимедиа технологии – Н;
  • компьютеры, подключенные к Интернет на сайте http://school-collection.edu.ru
  •  фонограмма словарного диктанта  №3 «Чередование гласных», скачанная с сайта «Российский образовательный портал»
  • Сигнальные карточки для учащихся с буквами Е/И
  • Раздаточный материал для учащихся.

Ход урока:

I.            Самоопределение к деятельности (сообщение цели и темы урока)(слайд №1)

На экране слова эпиграфа урока:

                            Удел знания - удел мудрости -  слушать(слайд№2)

На доске: Удел (судьба, доля, предназначение, участь (лексическая работа)

- Ребята, я желаю вам сегодня быть мудрыми, чтобы внимательно слушать, думать и приобретать новые знания, о которых вы сумеете рассказать. Сегодня наша задача – найти новые знания об имени существительном (поставить вопрос? у темы урока)Также мы  повторим то, что вы уже знаете  об этой части речи из начальной школы.

II. Актуализация знаний:

1) Проверка домашнего заданияс помощью учебного пособия  CD«Уроки на дом. 5-6 класс»

   2)Одновременно индивидуальная  работа  учащихся  на компьютере в Интернетена сайте http://school-collection.edu.ru:

·         Тест  Гласные И, Ы после Ц (N 179004)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b8f3a71c-47fe-4d9d-af49-aa8d27873115/index_listing.html

  • Гласные О, Ё после шипящих в окончаниях существительных (N 179002)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b8c9f7d7-d142-487e-8341-30fb52871ceb/index_listing.html

  • Правописание согласных в приставках на З и С (N 178572):

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/39bda35c-9a9e-4941-8110-ec53e2dcaf04/index_listing.html

3) Работа с классом:

Словарный диктант (в тетрадях – половинках для словарных диктантов), выполненный под фонограмму с сайта  Российского  образовательного  портала (Диктант №3 Чередование гласных в корне) http://language.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12977&ob_no=12985&dict_no=35732  

4)Работа с сигнальными картами «И-Ы после Ц» (у каждого учащегося заготовлены карточки с обозначением букв И/Ы, учитель называет слово с указанной орфограммой, учащийся поднимает карточку с выбранной буквой)

Циркуль,  цыкнуть, акация, цыган, у курицы, синицын, цирк, цыпленок, цигейка, циновка, цифровой, цыпочки, лекция, зайцы, сестрицын.

III. Переход к новой теме (проблемная ситуация) (слайд№3)

Всему название дано-

И зверю, и предмету,

Вещей вокруг полным – полно,

А безымянных – нету!

И всё, что может видеть глаз-

Над нами и под нами-

И всё, что в памяти у нас, -

Обозначено словами.

- О какой части речи идёт речь?

- По исследованиям ученых, существительное появилось в речи в числе самых первых слов. Как вы думаете,  почему? Выскажите свои гипотезы. (слайд№4)

-Что понимают под предметами, когда говорят, что имена существительные обозначают предмет? (слайд№5)

- Давайте самостоятельно дадим определение имени существительному. (слайд№6-11)

-  Только ли предметы могут обозначать имена существительные?

            (Называя явления природы, животных, растения, людей и  состояние человека МЫ ДАЕМ ИМЯ)

- Послушайте,  какую поэтическую картину могут создать существительные (слайд№12):

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века –
Все будет так. Исхода нет.

Умрешь – начнешь опять сначала.
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь                                   А.Блок

-Выпишите все имена существительные из данного текста (В это время проверить работы на компьютере, оценку ребята получают автоматически при выполнении работы на экране мониторов)

- Дома у вас было творческое задание: вы нарисовали портрет имени существительного. Расскажите, какие грамматические признаки вы отразили в своих рисунках. (род, число, падеж) (защита творческих проектов) (слайд №9-11)

IV. Занимательная грамматика (письменная работа):

1)Игра «Четвертый лишний»с самопроверкой (слайд №13-14).

 Думал, даль, смотрел, видел.

          Каменщик, переводчик, плотник, учительница.
                   Кухня, мороз, спальня, земля.
                   Доброта, злость, честность, дом
                  Пурга, ливень, радуга, река.

Вывод:существительные отличаются не только лексическими признаками, но и грамматическими.

       2) Игра «Кто лучше знает падежи?» (слайд №15)(Заранее на перемене, учащимся без предупреждения раздают яркие, цветные карточки с названием падежа. Учитель читает словосочетания, встаёт тот «ПАДЕЖ», чья карточка совпадает)

  1. Сорвать с ветки -  РОДИТЕЛЬНЫЙ
  2. Улетела злая вьюга – ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ
  3. Побежали за другом - ТВОРИТЕЛЬНЫЙ
  4. Рассказать о доме - ПРЕДЛОЖНЫЙ
  5. Вижу портрет ВИНИТЕЛЬНЫЙ
  6. Маше повезло ДАТЕЛЬНЫЙ

- Какие стихотворения, помогающие запомнить падежи, вам известны? Вот еще некоторые, которые помогут вам запомнить падежи (слайд №16) http://gramota.ru/class/memos ( рифмованные «запоминалки» правил по русскому языку)

Иван

Родил

Девчонку,

Велел

Тащить

Пелёнку

Иван

Рубил

Дрова,

Варвара

Топила

Печку.

V. Синтаксическая роль существительного в предложении;

РАБОТА НА КАРТОЧКАХ ПО ГРУППАМ– распределение прошло в начале урока: на столах розданы карточки с порядковыми номерами, номер группы совпадает с цифрой на карточке – 1,2,3,4

Задание. Найдите все имена существительные, определите, КАКИМ ЧЛЕНОМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ:

1.      Чистый источник вытекал из расщелины горы (1 группа).

2.      Учёные открыли новые источники минеральной воды(2 группа).

3.      Стремительные потоки воды неслись по улицам(3группа).

4.      Книга – источник знаний(4группа).

- Каждая группа выписывает предложение и определяет, каким членом предложения является имя существительное.

- Взаимопроверка(слайд №17)

Итак, мы пришли к выводу:  в предложении имя существительное может быть подлежащим, дополнением, обстоятельством. Но мы знаем еще о том, что оно может быть и сказуемым.

VI.Итог, выставление оценок:

- Дать определение Имени существительному.

- Отгадайте ребус (слайд№18) и просклоняйте полученное существительное, выделив окончания.

VII.Домашнее задание (слайд№19):

Упр. 474, правило п. 88

VIII.Рефлексия (слайд№20)

 

 

Прикрепленный файл Size
Имя существительное. 5 класс Плотникова Н.А МОУ СОШ №5.п.Айхал.ppt 1.73 MB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн