Официальный сайт pepsilight 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок МХК в 11 классе

Фото пользователя Людмила Михайловна Белякова
Submitted by Людмила Михайловна Белякова on чт, 23/02/2012 - 20:07
Данные об авторе
Автор(ы): 
Белякова Людмила Михайловна
Место работы, должность: 

МОУ СОШ №35

Регион: 
Ярославская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Уровни образования: 
дополнительное образование детей
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Искусство
Предмет(ы): 
Культурология
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Мировая художественная культура
Целевая аудитория: 
Библиотекарь
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Тьютор
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
<p> Цель урока</p> <p> &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; - проанализировать содержание временных образов в искусстве XX века и определить концепты времени этого периода</p> <p> &nbsp;</p> <p> &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Что изображает и что отображает время в произведениях искусства XXвека?</p> <p> &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Можно ли постичь тайну времени в искусстве XX века <a href="#_ftn1" name="_ftnref1" title="">- эти вопросы становятся главными в содержательной части заняти</a></p> <div> <a href="#_ftnref1" name="_ftn1" title=""></a> <div id="ftn1"> <p> &nbsp;</p> </div> </div>

УРОК

Мировой художественной культуры в 11 классе

КАТЕГОРИЯ ВРЕМЕНИ В ИСКУССТВЕ XXВЕКА

Цель урока

     - проанализировать содержание временных образов в искусстве XX века и определить концепты времени этого периода

Учебная задача

     Что изображает и что отображает время в произведениях искусства XXвека?

     Можно ли постичь тайну времени в искусстве XX века?[1]

Художественное оформление урока:

     Репродукции картин Леонардо да Винчи «Тайная вечеря», Антуана Ватто «Отплытие на остров Киферу», К.Малевич «Черный квадрат».

     Изображение фронтонов Парфенона; рельефа «Грехопадение» в Гильдесгеймском соборе; «Чёрного куба» Грегори Шнайдера;

     Стихотворение Александра Жилина «Чёрный квадрат»;

     Произведение композитора Дж. Кейджа  «Три минуты сорок четыре секунды» (аудиозапись)

 

                                                                                    И ему верилось, что наступит момент,

                                                                             когда чёрный цвет растворится во времени

                                                                             и наступит торжество Солнца.

                                                                                                           М.Пиотровский

I. ИНТРИГА*

Учитель приветствует класс, обращает внимание на оформление рабочих мест, и в этот момент раздаётся стук в дверь и заходит опоздавший ученик.

Учитель:

    Яков, я удивлена твоим опозданием. Думала, что ты в ладу со своим временем. Ты ощущаешь его ритм, скорость? В конечном итоге, ты управляешь временем или оно тобой? (На эти вопросы отвечает ученик, и завязывается небольшой диалог на тему «Время и я»)

II. ДИАЛОГ «ВРЕМЯ И Я».

    Круг вопросов:

- Задумывались ли вы над течением времени?

- Как вы его ощущаете?

- Всегда ли вы находитесь в гармонии со своим временем и собой? Если нет, то что мешает?

Вывод:

Время в жизни человека чаще всего определяется возрастом;

Время обладает текучестью, неуловимостью, и мы его не замечаем.

Учитель:

     - А можно ли остановить время? Есть ли способы его изобразить или отобразить?

(Да. Это возможно сделать средствами искусства)

III. АНАЛИТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА с заполнением алгоритма «Средства изображения времени»

Учитель:

     Действительно, время можно остановить, можно возвратиться назад, можно вырваться из потока времени и шагнуть в вечность. Как это делают авторы художественных произведений, и станет темой нашего диалога. Запишите тему в тетради и сформулируйте учебную задачу.

Учитель:

   Обратите внимание на картины в нашем кабинете. Каким образом художники[2] изображают время?

YI. ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ «Изображение времени»

 

 

 

           РИТМ      ДИНАМИКА  ТЕМП        ХАРАКТЕР        КОНТРАСТ     ХУДОЖ.

                                                         И                МАЗКА            СВЕТА              ДЕТАЛЬ

                                            НАПРАВЛЕНИЕ                                  И

                                                   ЛИНИЙ                                       ТЕНИ

Вывод:

      Главный показатель времени в живописи – это движение.

YII. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ

Учитель:

     Но обладает ли искусство, в том числе и живопись, достаточными средствами, чтобы воплотить событие во времени? Время – дефиниция сложная, его изучают философы, учёные. Оно аккумулирует в себе движение и действие, цель и средства, миг и вечность, прошлое и настоящее. Нас интересует, прежде всего, характеристика времени с искусствоведческой точки зрения. И можно ли постичь, раскрыть, осмыслить время в искусстве ХХ века? Вспомним, как время находило своё отображение в разные исторические эпохи.

YIII. ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Слайд №3,4,5,6

Время у древних греков – это последовательность событий: «Всё течёт, всё изменяется», т.е. в вечном процессе возникновения и уничтожения (цикличность). Концепция находит своё воплощение во фронтонах Парфенона, где достигнуто единство действия. Они отражают всю небесную сферу, а события происходят не в определённые отрезки времени, а в круговороте вечности.

Слайд №7

В Средневековье время представлено как ритмический поток в становление образа. Жизнь представляется в потоке времени между сотворением мира и Страшным судом (линейность). Эта схема хорошо читается в рельефах «Грехопадение» Гильдесгеймского собора: Яблоко висит на дереве – змей прельщает Еву – Ева берёт яблоко – Адам протягивает одну руку за яблоком – Адам уже держит яблоко в другой руке. Средневековому человеку чуждо понятие единства времени.

Слайд №8

Концентрация времени характеризует Ренессанс. Этому способствовало и открытие перспективы (стало возможным изображать глубину времени). «Живопись, - говорит Леонардо, - должна в одно мгновение вложить в восприятие зрителя всё своё содержание», отсюда впечатление остановки времени. Иначе говоря, человек Возрождения мыслил время как переход из  одного неподвижного состояния в другое.

Слайд №9

Барокко выдвигает идею скорости и многомерности (сказались открытия Коперника в астрономии). Динамика мазка и стремительность линии отличает мастеров этого периода. «Тайная вечеря» Тинторетто, написанная для церкви Сан Тровазо, полная противоположность с фреской Леонардо. Одновременность противоположных чувств – так можно охарактеризовать происходящее. В одном временном потоке – многообразие характеров.

Слайд №10

Чрезвычайно утончённый анализ нюансов времени мы находим в искусстве начала XYIIIвека. Открыты два очень важные признака времени – непрерывность и длительность (в смысле продолжения прошлого в настоящем и будущем). Перед нами пары влюблённых, направляющихся к лодкам. Композиция разворачивается с двух сторон, но главное действо происходит справа, у гермы Венеры. Кавалер убеждает робкую возлюбленную пуститься в путь. Но сопротивление ещё не сломлено, и приходится вмешаться самому Эроту в бархатной курточке. Но вот красавица протягивает руку, колебания исчезли. И кавалер увлекает за собой даму. Это чудесное нарастание эмоций в непрерывной смене времени увлекает зрителя и вовлекает его в действо. Лодка уплывает, а зритель остаётся. Впервые в истории живописи Ватто удалось воплотить образ уходящего, исчезающего в прошлое, невозвратного времени.

    Новый перелом в концепции времени совершается в XIX веке. Время предстаёт и как демоническая сила, как отрицание существования. И… к XX веку эти тенденции только усиливаются.

    XX век щедр на личности, которые не только ощущали ритм времени, но и продвигали его вперёд. 

IX. ИСКУССТВОВЕДЧЕСКАЯ ЗАДАЧА

Символом этого времени и знаменем супрематизма стала картина Каземира Малевича «Чёрный квадрат» (Слайд №11)

А) Серия провокационных вопросов:

- Живопись ли это?

- Однажды Малевич предложил сжечь все произведения искусства и выставить их в виде пепла. Может быть, это претворение замысла?

- Чёрный цвет – это цвет, отражающий тьму, где время остановилось, его нет, а значит, нет и жизни?

Б) Работа с цитатами (оценка «Чёрного квадрата»)

«Черный квадрат в белой рамке — это бой иконе. Средник иконы всегда был носителем изображения и света — сияния Царства Небесного. Теперь нам хотят сказать, что за нулем нет ни изображения, ни сияния. И раз их нет, тогда явью становится всесветное «Несмь!!!». Предвестием тьмы, поглотившей Россию, и была «несловь» Малевича, собранная в кулак, — дырка в материи, крепкое словцо революции, мужицкий кукиш, прокуренный и корявый, — в небе»  (Священник Борис Михайлов)

«Квадрат, не как геометрическая фигура, а как штора черного цвета. За этой шторой — всё что угодно. Всё зависит от нашего воображения. Там может быть тьма, но может быть и свет. За черным квадратом есть право выбора, остается только протянуть руку и распахнуть завесу тайны» (В.Пилевин)  

В) Эксперимент с красками (смешение зелёной, синей и жёлтой краски даёт чёрный цвет). Как вы считаете, каким образом добивался чёрного цвета художник?

X. ТВОРЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ

Известно, что «Чёрный квадрат» нашёл в искусстве XXвека множество отражений: это и знаменитый документальный фильм Дмитрия Фролова «Десять минут тишины», и скульптура «Чёрный куб» Грегори Шнайдера (Слайд №12), и стихотворение Александра Жилина.

Черный квадрат

За спиной верста

Так длинна. Густа

Ночь. Во тьме куста

Страх. Молчат уста.

Годы — береста

Не забылись. Та

Истина проста,

Что в тени креста.

Запереть уста.

Замереть. Пуста

Эта жизнь. Проста

Эта казнь. С моста

Не видать листа

На воде. До ста

Досчитать мастак

Далеко не всяк.

Домашнее задание:

Сравнить эти произведения и определить временной эквивалент в этих произведениях.

 

 

                                                                                 Белякова Людмила Михайловна, учитель МХК МОУ СОШ №35 г. Рыбинск,

                                                                                 кандидат культурологии



[1] Учебную задачу формулируют учащиеся, определяя для исследования ТОЛЬКО одну задачу;

* Учитель до урока договаривается с учеником о его опоздании на полминуты-минуту, но о цели не сообщает.

[2] В кабинете эстетики, где проходит урок, находятся картины рыбинских художников Г.Стафинского, А.Шевелёва, Н.Цаплина. Именно на примере этих произведений учащиеся обсуждают средства изображения времени.

Прикрепленный файл Size
Категория времени в искусстве XX века.rar 5.58 MB

Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн