Официальный сайт aktuell 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Идейные, композиционные и художественные особенности романа Ч.Айтматова «Плаха» (3 часа).

Фото пользователя Ирина Павловна Баина
Submitted by Ирина Павловна Баина on Sat, 21/04/2012 - 15:46
Данные об авторе
Автор(ы): 
Баина Ирина
Место работы, должность: 
МОУ СОШ №14 им.В.Н.Лататуева г.Ярославля, учитель русского языка и литературы
Регион: 
Ярославская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

 

проанализировать идейные, композиционные и художественные особенности романа Ч.Айтматова «Плаха».

Краткое описание: 
Задачи уроков: 1 – формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся: сострадание, стремление помочь слабому, неприятие равнодушия, трусости, жестокости и цинизма. 2 – развитие умений: воспроизводить содержание литературного произведения, анализировать и интерпретировать его, анализировать эпизод с целью объяснения проблематики произведения, соотносить содержание произведения с фактами общественной жизни, определять жанрово-родовую специфику художественного произведения, определять национальную специфику произведения, сопоставлять литературные произведения, выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя, выразительно читать фрагменты литературного произведения, аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному, участвовать в диалоге, создавать связный текст (устный и письменный). Формы работы на уроках: 1. Письменные ответы на вопросы. 2. Участие в диалоге. 3. Выразительное чтение текста (в том числе наизусть и по ролям). 4. Анализ текста. 5. Работа в группе. 6. Фиксирование выводов в тетради.
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

 

Идейные, композиционные и художественные особенности романа Ч.Айтматова «Плаха» (3 часа).

 

Цель уроков: проанализировать идейные, композиционные и художественные особенности романа Ч.Айтматова «Плаха».

Задачи уроков: 1 – формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся: сострадание, стремление помочь слабому, неприятие равнодушия, трусости, жестокости и цинизма. 2 – развитие умений: воспроизводить содержание литературного произведения, анализировать и интерпретировать его, анализировать эпизод с целью объяснения проблематики произведения, соотносить содержание произведения с фактами общественной жизни, определять жанрово-родовую специфику художественного произведения, определять национальную специфику произведения, сопоставлять литературные произведения, выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя, выразительно читать фрагменты литературного произведения, аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному, участвовать в диалоге, создавать связный текст (устный и письменный).

Формы работы на уроках:

  1. Письменные ответы на вопросы.
  2. Участие в диалоге.
  3. Выразительное чтение текста (в том числе наизусть и по ролям).
  4. Анализ текста.
  5. Работа в группе.
  6. Фиксирование выводов в тетради.

 

Урок 1 (1 час): «Система образов и композиционные особенности романа Ч.Айтматова «Плаха».

Цель урока: выявить композиционные особенности и систему образов в романе.

«Плаха» – второй роман Ч.Айтматова, изучаемый в 11 классе. О жизни и творчестве писателя было сказано перед чтением и анализом романа «Буранный полустанок».

Изучение романа «Плаха» начинается с проверочной работы, цель которой – проверить знание содержания романа и умения анализировать прочитанное.

Обучающимся предлагается выполнить на следующее задание:

Распределите перечисленных героев романа на две группы и мотивируйте свой выбор: Авдий, Гришак, Обер-Кандалов, Бостон, Базарбай, Эрназар.

 

Такая форма работы знакома обучающимся, так как сходный по формулировке вопрос предлагался им в ходе изучения пьесы М.Горького «на дне». Работа рассчитана на 10 минут.

Далее проводится беседа на выявление первичного знания текста. Можно предложить следующие вопросы:

  • Понравился ли роман? Почему?
  • Какие эпизоды и почему наиболее запомнились?
  • В чем сходство романа «Плаха» с романом «Буранный полустанок» (несколько сюжетных линий, художественные особенности, честность и бескомпромиссность главного героя, проблемы, поднятые автором)?

 

Далее учителем формулируетсяцель урока: «Проанализировать систему образов романа и композиционные особенности». Тема записана на доске и в тетрадях.

Обучающимся предлагаются вопросы:

  • Кто является главными героями романа? И какие в связи с этим сюжетные линии можно выделить?
  • Благодаря каким персонажам связаны основные части произведения?

В результате обсуждения на доске и в тетрадях обучающихся появляются следующие записи:

Система образов и композиционные особенности романа.

  1. Сюжетные линии романа.
    • История жизни волков (сквозные персонажи).
    • История жизни Авдия.
    • История жизни чабанов.
    • «Шестеро и седьмой».
    • История Иисуса Христа.

Далее обучающимся предлагается вопрос: На какие еще композиционные особенности романа вы обратили внимание при чтении текста?

В ходе обсуждения делаются следующие выводы и записи:

  1. Трехчастные композиции (сквозные персонажи).
  2. Разнообразные формы повествования:
    • Авторская речь
    • Несобственно-прямая речь.
    • Внутренние монологи.
    • Письма.
    • Сны.
    • Молитвы.
    • Рассказ в рассказе.
  3. Совмещение временных планов за счет отступлений-воспоминаний.

Герой романа

Прошлое

Настоящее

Авдий

Детство, обучение в семинарии, поездка с наркоманами, переписка с Ингой, видения – попытка спасти Христа.

Встреча с «хунтой».

Волки

Степь, приалдашские камыши.

У озера Иссык-Куль.

Иисус

Катание в детстве на лодке.

Допрос.

Чабаны

Гибель Эрназара, смерть Арзыгуль.

Война с волками.

 

С целью сопоставить литературные произведения вспоминаем повести В.Быкова, в которых используется этот же прием.

 

  1. «Параллели» в сюжетных линиях и системе образов.

Понтий Пилат – Гришан – Обер-Кандалов (убивают чужими руками).

Иисус – Авдий – Бостон – Эрназар (жить для людей, ради людей, даже ценой собственной жизни).

Толпа в Иерусалиме – наркоманы – «хунта» (жестокая, безумная сила).

Мария – Гулюмкан – Акбара (переживания матери).

 

Вспоминаем подобную «параллельность» у М.Булгакова в «Мастере и Маргарите».

 

В конце урока делается вывод  мастерстве писателя, который сумел раскрыть характер своих героев с помощью различных композиционных приемов.

Домашнее задание: Привести пример использования в романе антитезы и очеловечивания (задание дается по вариантам: 1 – по 1 части, 2 – по 2 части, 3 – по 3 части).

 

Урок 2 (2часа): Проблематика и художественные особенности романа Ч.Айтматова «Плаха».

 

Цель урока: выяснить, какие проблемы подняты в романе и какие изобразительно-выразительные средства использует автор.

 

Художественные средства в романе.

Проверка домашнего задания и записей в тетради.

  1. Антитеза (характеры и поступки героев, цветовая символика: синий – цвет жизни, красный – смерти).
  2. Очеловечивание (волки).
  3. Метафоричность.

Опираясь на определении понятия «метафора» и примеры из текста, обучающиеся приходят к выводу о справедливости мнения критиков о том, что «Плаха» – роман-метафора.

 

Проблематика романа.

В ходе обсуждения проблем по группам и работы с текстом делаются и записываются следующие выводы:

Проблематика, поднятая в романе Ч.Айтматова «Плаха»:

  1. Экологическая (гибель сайгаков и волчат в степи – ч.1, гл3, гибель второго помета волков, когда жгут камыш – ч.2, гл.5, работа Инги с целью уничтожить коноплю, но сохранить землю – ч.3, гл.1 и т.д.).
  2. Социально-политические (Наркомания, страх журналистов говорить об этом – ч.1, гл.4, пороки Советской власти: Варвара, сестра Авдия и дочь священника, не может поступить в педагогический институт – ч.1, гл.4, косное мышление врагов Бостона, не понимающих, как можно к государственному имуществу относиться по-хозяйски –  ч.3, гл.4,5, ссылка на Сталина «кто не с нами, тот против нас» Обер-Кандалова во время расправы с Авдием – ч.2, гл.5, гражданская война и ее последствия – ч.1, гл.4).

 

Баллада «Шестеро и седьмой» должна быть достаточно подробно проанализирована в классе. Необходимо сравнить отношение Айтматова и Шолохова («Донские рассказы) к гражданской войне и сделать вывод о том, что гражданская война – всенародное бедствие, так как полностью обесценивается человеческая жизнь  и уничтожаются основные нравственные ценности: любовь к дому, семье, земле, дружба (по Шолохову) и искусство, рождающее духовную близость людей (по Айтматову).

Для работы с балладой можно использовать следующие вопросы и задания:

  • В чем смысл названия баллады?
  • Почему воюет Гурам Джахадзе?
  • За что воюет Сандро?
  • Коротко перескажите содержание баллады.

В ходе работы прослушивается фрагмент музыкальной записи «Грузинское многоголосье» и выразительно читается эпизод «Песня грузин». Для обсуждения предлагаются следующие вопросы:

  • Как музыка повлияла на людей? Почему?
  • Почему выполнив приказ, Сандро застрелился?
  • Какова роль баллады в романе?

Делаются записи в тетради: «временные политические, хотя и кровавые распри ничто перед вечными духовными и культурными ценностями».

 

  1. Нравственные.
  2. Проблема веры.
  3. Проблема истины.
  4. Проблема человечности.
  5. Проблема совести.
  6. Проблема любви.
  7. Проблема власти.
  8. Проблема памяти.

 

Далее, вспоминая истории жизни героев романа, проследим взаимосвязь поднятых проблем.

 

История  жизни Авдия.

Для дальнейшей работы можно использовать следующие вопросы и задания:

  • Почему учится в семинарии?
  • Почему уходит из семинарии?
  • Проанализируйте разговор Авдия и Координатора – ч.1, гл.5. Какова позиция каждого из героев? Кто из них, по-вашему, прав?
  • Оказываются ли верными слова Координатора о том, что «в миру не терпят тех, кто подвергает сомнению основополагающие учения»? Когда Авдий понимает это?
  • Почему Авдий оказывается среди наркоманов?
  • Что можно сказать о каждом из них?
  • Проанализируйте разговор Авдия и Гришана – ч.2, гл.1. (выразительное чтение по ролям). Какую цель преследует каждый?
  • Чем страшен Гришан?
  • Что общего у них с Координатором? («Отрекись!»).
  • Проанализируйте поведение героев в сцене «Избиение Авдия» – ч.2, гл.1.
  • В связи с чем у Авдия возникает видение о Христе? – ч.2. гл.2.
  • Какую цель преследует Каллистратов? Как это его характеризует? – ч.2, гл.3. (хочет спасти Иисуса).
  • Проанализируйте диалог Христа и Понтия Пилата (выборочное чтение). Что общего в этой сцене с разговорами между  Авдием и Координатором, Авдием и Гришаном? («Покайся!», «Отрекись!»).
  • Сравните сцену допроса с аналогичной в «Мастере и Маргарите» М.Булгакова. В чем разница?
  • Какой из образов Христа ближе к библейскому варианту? Почему?
  • Как складывается дальнейшая судьба Авдия после того, как его выбросили из поезда?
  • Как характеризует главного героя его поведение в милиции во время встречи с арестованными наркоманами? – ч.2, гл.3.
  • Благодаря этим печальным событиям, Авдий снова встречается с Ингой. Что нового о характере главного героя, его внутреннем мире мы узнаем из писем?
  • Почему Авдий оказывается среди отстрельщиков сайгаков?
  • Что мы знаем о каждом из них? – ч.1, гл.3; ч.2, гл.5.
  • Как в вагоне, так и в степи Авдий сам вызывает агрессию по отношению к себе. Зачем он это делает?
  • Сравните сцену «суда» над Авдием со сценой в вагоне. Что общего? («Покайся!», «Отрекись!»).
  • В связи с чем в романе появляется молитва о затопленном корабле? В чем ее символический смысл?
  • С кем еще перед смертью встречается Авдий? (волки). В чем смысл этой сцены?
  • Сравните историю жизни Авдия судьбой героя стихотворения М.Джалиля «Волки». (выразительное чтение стихотворения наизусть). В чем сходство авторских позиций? (сострадание и человечность волков противопоставлены бездуховности и жестокости людей).
  • Почему Авдий терпит поражение?
  • Что объединяет его с Соней (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»), Юшкой (А.Платонов «Юшка»), и Матреной (А.Солженицын «Матренин двор»)?
  • Нужны ли миру праведники?
  • Какие нравственные поднимает автор, рассказывая историю жизни Авдия?

 

История жизни чабанов.

  • Как и почему складывались отношения Бостона и Базарбая?
  • Каковы главные черты характера Базарбая?
  • Сравните его отношение к жене с отношением Степана к Аксинье из романа М.Шолохова «Тихий Дон». (Бессильная злоба вымещается на слабейшем).
  • Как характеризует Бостона его отношение к Эрназару, Гулюмкан, Арзыгуль, Кенджешу, волкам?
  • Чем заканчивается история Бостона? (Бостон оказывается в ситуации нравственного выбора, как и герои В.Быкова).
  • В чем идейный смысл убийства сына и убийство Базарбая?
  • Какие нравственные проблемы поднимает автор, рассказывая о жизни чабанов?

 

История жизни волков.

  • Что известно о жизни волчьей пары?
  • Почему у них есть имена?
  • Как складываются отношения между волками? – ч.1, гл.1.
  • Проанализируйте поведение волков после исчезновения волчат? – ч.3, гл. 2,3,4.
  • Какой поступок волков говорит о том, что они начинают себя вести как люди? (Убийство ради убийства).
  • С помощью каких еще художественных приемов автор очеловечивает Акбару? (Сон, молитва – внутренний монолог – ч.3, гл.5).
  • Как человек ведет себя волчица и после смерти Ташчайнара. Докажите текстом – ч.3, гл.5.
  • Проанализируйте поведение Акбары во время ее встречи с Кенджешем.
  • С какой целью автор очеловечивает волков?
  • Какие нравственные проблемы поднимает, рассказывая о жизни волков? (Человечность животных противопоставлена бесчеловечности людей. Нравственное единство тех, у кого есть душа. Сравните: И.С.Тургенев «Собака»: «мы тождественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек»).
  • Объясните смысл названия романа. (Человек – орудие убийства живой природы, себе подобных, всего окружающего его мира и, в конечном счете, себя).

 

Проблема взаимоотношения человека и природы поднимается и в других произведениях художественной литературы. С одним из них мы познакомимся на следующем уроке.

 

Домашнее задание»: Прочитать рассказ В.Астафьева «Царь-рыба».

 

Подведение итогов урока и ответ на вопрос: Каковы основные композиционные и идейные особенности романа Ч.Айтматова «Плаха»?

Прикрепленный файл Size
урок по Плахе Ч.Айтматова.doc 74.5 KB


Фото пользователя Галина Геннадьевна Селиванова

На: Идейные, композиционные и художественные особенности романа


Ирина Павловна, большое спасибо за помощь. Интересная разработка урока, продуманы все  этапы и групповая форма работы. Успехов Вам!




Фото пользователя Ирина Павловна Баина

На: Идейные, композиционные и художественные особенности романа


Спасибо.




Фото пользователя Елена Владимировна Кравченко

На: Идейные, композиционные и художественные особенности романа


Ирина Павловна! Большое спасибо! Очень хороший продуманный материал... СПА-СИ-БО!!!

Елена Кравченко




Фото пользователя Елена Владимировна Кравченко

На: Идейные, композиционные и художественные особенности романа


Ирина Павловна! Большое спасибо! Очень хороший продуманный материал... СПА-СИ-БО!!!

Елена Кравченко



Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн