Официальный сайт morning-news 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Однородные члены предложения и знаки препинания при них

Фото пользователя Виктория Ивановна Громова
Submitted by Виктория Ивановна Громова on чт, 02/08/2012 - 14:59
Данные об авторе
Автор(ы): 
Тикунова Анна Валерьевна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ №2 г. Хвалынска
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Краткое описание: 
Урок русского языка в 5 классе

 

Цели:

·         Образовательная. Познакомить учащихся  с понятием однородные члены предложения и постановкой знаков препинания при них. 

·         Развивающая. Развивать познавательные интересы учащихся, самостоятельное мышление, умение анализировать языковый материал, обобщать, делать выводы.

·         Воспитательная. Профилактика вредных привычек, формирование  негативного отношения к курению.

·         Здоровьесберегающая. Создать условия для успешного усвоения нового материала, выбрать средства обучения    с учетом психофизиологических особенностей. 
Оборудование:

·         Компьютерная презентация Power Point «Однородные члены и знаки препинания при них».

·         Компакт-диск «Кирилл и Мефодий».

·         Индивидуальная карта  учёта знаний  и умений.

·         Фломастеры, бумага.

Ход урока

I.Организационный момент

      Здравствуйте, ребята.  Сядьте на своих местах поудобнее, успокойтесь,  прислушайтесь к своему дыханию. Мы начинаем урок.  Откройте тетради, запишите число и оставьте 2 строчки для того, чтобы немного позже записать тему урока.

II. Введение в тему. Мотивация
       Я хочу вам рассказать маленькую историю: «Жил в русской деревне юноша, и звали его Михаилом. Выходил он каждое утро на крылечко, здоровался с солнышком, птичками и подставлял лицо свежему ветерку. И однажды он понял, что ветер живой, и в голове родились строки: ( Слайд №1. Чтение текста.)

       Понравилось ли вам это стихотворение замечательного русского поэта Михаила Исаковского? Чем? Каким вы себе представили образ ветра? Кого он напоминает? (Предполагаемый ответ: «Ветер, обычный ветер, подобен молодому  юноше, которому не сидится дома в тепле и покое: ему  нужно двигаться, играть, лететь на  молодых крыльях».)

Взгляните на это предложение глазами лингвиста и ответьте на вопросы.  Я предлагаю вам их обсудить в группах.  (Слайд №2. Работа в группах, на партах лежат вопросы со слайда №2.)

       Давайте проверим,   правильно ли вы выполнили это задание. Обоснуйте свои ответы.

·         Что необычного в этом стихотворении? (Всё стихотворение состоит из одного предложения)

·         Какую  грамматическую  основу предложения вы выписали? (Слайд № 3)

·         Сколько в этом предложении сказуемых и сколько подлежащих они поясняют?

·         На какой вопрос они отвечают и какова грамматическая форма этих глаголов?

·         С какой интонацией они читаются?

·         Как называются подобные члены предложения? ( Ответ: «Однородные члены предложения».)

III. Формулирование темы и запись в тетради
       Cформулируйте тему урока. (Однородные члены предложения.) А для чего нам надо знать  однородные члены? (Для того, чтобы правильно ставить знаки препинания.) попробуйте точнее сформулировать тему. Запись темы урока  в тетради: « Однородные члены предложения и знаки препинания  при них» (Слайд № 4)

IV.Целеполагание

      Итак, тема нашего урока: «Однородные члены предложения и знаки препинания при них».  А как вы думаете, какую цель мы можем поставить на этом уроке? ( Что нам необходимо знать  об однородных членах,  и чему мы должны научиться на уроке?) Обратите внимание на слайд и давайте  ещё раз вместе  ответим на вопрос: «Что нам необходимо знать об однородных членах и чему мы  хотим научиться».  (Слайд №5)
(Чтение и работа со слайдом.) 

V. Объяснение нового материала. Создание проблемной ситуации 
     Сегодня мы с вами будем не просто ученики, а сотрудники научной лаборатории. Что делают в лабораториях? ( Проводят опыты.) Правильно, мы с вами будем проводить эксперименты в группах. А я обращаю ваше внимание на следующий слайд (Слайд № 6). Как вы думаете, что обозначают эти вопросы? Почему их 5? ( Это признаки  однородных членов, которые нам предстоит сформулировать)
      Итак, ребята, подумайте и обсудите в группе, а затем   сформулируйте признаки однородных членов. Каждая группа начинает свой ответ со слов:  «Однородными называются члены предложения, которые…..» Слушайте своих одноклассников внимательно, не повторяйтесь.( Работаем со слайдом №6, раскрываем все вопросы.
Если  раскрыты не все вопросы, учитель помогает: «А хотите узнать  остальные признаки однородных членов предложения?     Давайте ёще раз все вместе прочитаем и   запомним их»:

1.     Отвечают  на один и тот же вопрос.

2.     Являются одним членом предложения.

3.     Относятся к одному и тому же члену предложения.

4.     Обычно выражены одной и той же частью речи.

5.     Произносятся с перечислительной интонацией.


Если  все вопросы раскрыли: « Молодцы! Вы успешно справились с этим заданием.  Давайте ёще раз все вместе прочитаем и запомним их».)

             Итак, мы с вами успешно завершили  первый эксперимент, заполните, пожалуйста, карточку личного контроля. (ПРИЛОЖЕНИЕ №1)

Заполняем карточку личного контроля (1 эксперимент)

VI. Первичное закрепление материала
           Мы с вами назвали основные  признаки однородных членов, а сейчас попробуем  найти их в тексте. Работаем в группах. В каждой группе 5  вариантов. Варианты находятся в папках. (ПРИЛОЖЕНИЕ №2) Внимательно прочитайте последовательность выполнения задания. (Задания составлены с учётом уровня подготовленности ребёнка.) 
Последовательность выполнения задания:

·          Сначала каждый из вас  прорабатывает  свой вариант устно.

·         Затем в группе обсуждаете и проверяете правильные ответы.

·         И лишь  потом записываете свой ответ в тетрадь.

1 вариант. Найти предложение с однородными членами, определить синтаксическую функцию, выписать его и расставить знаки препинания: 

·         Птицы  ищут корм.

·         Зимой солнце светит редко.

·         Утром прилетали синицы и клевали пшено.

2 вариант. Найти предложение с однородными членами, определить синтаксическую функцию, выписать его и расставить знаки препинания:

·        Наступила долгожданная зима.

·        Птицы летят в тёплые края стаями.

·        В наших  лесах живут медведи лисы волки.

3 вариант. Найти предложение с однородными членами, определить синтаксическую функцию, выписать его и расставить знаки препинания:

·        Наступила зима и ударили сильные морозы.

·         Мы очень спешили к поезду но опоздали.

·        Мы любим зиму.

4 вариант.Найти предложение с однородными членами, определить синтаксическую функцию, выписать его и расставить знаки препинания:  

·         По склонам гор видны сосны и ели клёны и дубы.

·         Многие хребты Алтая покрыты вечным  снегом.

·          Вспыхивает молния гремит гром.

5 вариант. Найти предложение с однородными членами, определить синтаксическую функцию, выписать его и расставить знаки препинания:

·         Порыв  ветра вырвался из-за деревьев закружил пыль  на дороге и умчался.

·         Он всегда говорил с приятной улыбкой а все гости молчали.

·         Солнце выглянуло на чистом небе впереди нас высились двухсотлетние  сосны.

 

       А сейчас проверим: правильно ли вы выполнили задания. Итак, 1 вариант комментирует 1 группа. Кто из вас выполнял это задание? Каков твой ответ. 2 вариант – комментирует   2 группа. Кто из вас выполнял это задание? Последовательная  проверка работы 5 вариантов с использованием  экрана.( Слайд  № 7)

      С заданием  вы  справились неплохо. Молодцы. 
ЗАПОЛНЯЕМ КАРТОЧКУ ЛИЧНОГО КОНТРОЛЯ. Закрепление изученного.

VII. Включение в систему знаний. Создание проблемной ситуации

      Продолжаем. Посмотрите, пожалуйста, на этот слайд (Слайд № 8) Выполняя это задание, вы расставляли знаки препинания. На что вы обратили внимание?( Ответы:  1)нам встретились сложные предложения. 2) в простых предложениях в одних случаях ставится запятая, в других - нет). Почему в сложных предложениях ставится запятая, вы вспомнили. У меня возникает вопрос: «А как же быть с простыми предложениями? Почему в одном случае мы ставим запятую, в другом – нет?»  
         А ответить на этот вопрос нам поможет следующий слайд (Слайд №9) 
         Я  предлагаю каждой группе  рассмотреть схемы «Соединение и разделения  однородных членов предложения»,  сформулировать правила постановки знаков препинания  в простом предложении и  привести примеры, а для этого вы  можете использовать  материал учебника со стр.79 и записать любые 2 примера. На партах  лежат схемы  однородных членов (ПРИЛОЖЕНИЕ №3), можете воспользоваться, кто видит не совсем хорошо с экрана.
            Итак, начинаем проверку, пожалуйста. Каждая группа начинает свой ответ со слов: «Если однородные члены предложения…»  Последующая проверка. Формулирование правил. 
           Ребята, а вы хотите убедиться  правильны ли  наши предположения?  Давайте сверимся с таблицей и сравним: правильно  мы спрогнозировали пунктуационные правила или  допустили неточности. (Слайд №10)

VIII. Отработка умений  находить однородные члены предложения, определять их синтаксическую функцию
          Я вам предлагаю познакомиться с интересным  текстом. Послушайте внимательно и ответьте на вопрос: «Какова же основная мысль данного текста?»  Чтение вслух. (Слайд № 11). 
         Заинтересовал  вас этот текст? (Ответ учащихся) Какова его основная мысль? (Ответ учащихся)
Вывод учителя. Основная мысль этого текста - предостеречь каждого из вас от курения, которое является причиной многих болезней. И от нас зависит, какой  выбор мы сделаем.  Я думаю, что каждый из вас выберет ЗОЖ. 
         А сейчас рассмотрим  этот текст с точки зрения лингвистов: чем же он может привлечь наше внимание? (Ответ – В нём есть однородные члены предложения.) Работаем в группах. Это будет наш 2ой эксперимент.  Обратите внимание: текст разделён на  абзацы, которые соответствуют  № группы.  
Последовательность выполнения задания:

·         Найдите в своём абзаце  предложения с  однородными членами, запишите их.

·         Расставьте знаки препинания и объясните их постановку знаков.

·         Определите  синтаксическую функцию.

Проверка. (Слайд №12)Каждая группа читает  предложения с однородными членами, определяет их синтаксическую функцию, объясняет постановку знаков препинания.
        Сделаем вывод: какие члены предложения могут быть однородными?  (Однородными членами предложения могут быть любые члены предложения: подлежащее, сказуемое, дополнения, определения и обстоятельства.) В составе одного предложения  может быть несколько  рядов однородных членов, знаки препинания в каждом ряду однородных членов ставятся независимо от других рядов. Это предложение  № 11, обратите на это внимание.

ЗАПОЛНЯЕМ КАРТОЧКУ ЛИЧНОГО КОНТРОЛЯ. 2 эксперимент.

IX. Отработка умений с помощью использования компьютерного тренажёра. (Слайд №13)
        А сейчас я предлагаю вам потренироваться на тренажере. Согласны? С помощью использования компьютерного тренажёра мы коллективно выполним задание. Но чтобы выполнить задание  правильно, я предлагаю вам ещё раз вспомнить признаки однородных членов. В этом вам поможет карточка-помощник, которая находится на у вас на столах.  Пробуем  найти в предложении однородные члены, определим их синтаксическую принадлежность.(Работа  идёт с использованием  компакт диска «Кирилл и Мефодий». Русский язык .      ( Урок №15,   Содержание  ,части урока , 8. часть1) Читаем текстовый материал. В этом упражнении нужно найти в предложении однородные члены и подчеркнуть их соответствующими линиями .      Читаем предложения, находим однородные члены, выбираем  условные линии, слушаем  ответ компьютера.

ЗАПОЛНЯЕМ КАРТОЧКУ ЛИЧНОГО КОНТРОЛЯ. Тренажер. 

\X.  Рефлексия

           Итак, что узнали на уроке нового? Сегодняшний урок помог вам получить новые знания? Было ли вам трудно? Давайте посмотрим  на (Слайды № №14-15) и сделаем вывод: «А справились ли мы с поставленными в начале урока задачами?»

Возьмите в руки  карточки личного контроля, оцените свою работу на уроке. Каждый может сделать для себя вывод: что ему далось легко на уроке, а что еще надо подучить, поэтому я вам даю домашнее задание разного уровня сложности. А вы сами выберете, какое вам стоит выполнить. Желающие могут сказать свое отношение к сегодняшнему уроку одним словом, словосочетанием, предложением. А  можно и употребить однородные члены предложения. Начну я: «Вы сегодня работали активно, плодотворно и творчески»…. (Слайд №16)

XI.  Объяснение  домашнего задания.  $ 40-41,  выучить признаки  однородных членов, условия постановки  знаков препинания – это для всех. На выбор: упр. 192, 193, написать сочинение-миниатюру на тему «Моя родная школа», в котором надо употребить однородные члены предложения.
        Урок закончен. Всем спасибо.

 

 


»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн