(Звучит запись «Капель. Шум ручья», «Пение птиц»)
- Ребята, вы слышите? Что это?
-Правильно, капель. Это наступает весна.
(Учитель читает отрывок из стихотворения И.С.Никитина)
-Полюбуйся: весна наступает.
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.
- Так показывает свою любовь к весне И.С.Никитин.
- Ребята, а вам нравится весна? Чем она васпривлекает? Что происходит весной?
- Природа просыпается, оживает, ведь весна – это жизнь, движение, действие. А какая часть речи передаёт действие? (глагол)
- Как вы думаете, всё ли вы знаете о глаголе?
- В русском языке ещё много тайн, которые вам предстоит открыть. Хочется вам этого? Тогда вперёд!
|
Прослушивают запись. Отвечают на вопросы.
(Весной тает снег, прилетают птицы, вьют гнёзда, наполняют лес живыми звуками, бегут ручьи, появляются цветы, трава, распускаются листья на деревьях)
|
(К) – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
(Р) – целеполагание
(Л) - самоопределение
|
- Ребята, вспомните всё, что вы знали раньше о глаголе и запишите в первую колонку таблицы «Я знал…»
Я знал(а)
|
Я узнал(а)
|
Хочу узнать
|
|
|
|
- Информацию, с которой согласны оба, оставьте, с которой кто-то не согласен, обозначьте знаком вопроса.
(На доске записаны вопросы, которые помогают детям работать в парах:
- На какие вопросы может отвечать глагол?
- Что обозначает глагол как часть речи?
- Какие морфологические признаки имеет глагол?
- Как он изменяется?
- Каким членом предложения обычно бывает?
Учитель записывает информацию учащихся на доске.
- А теперь попробуйте сформулировать тему урока. Поставьте перед собой цель.
|
Заполняют первую колонку таблицы.
Объединяются в пары и обсуждают свои списки.
Одна-две пары зачитывают информацию.
Формулируют тему и цель урока, записывают в тетрадь.
|
(Р) – выполнение пробного учебного действия
(Р) – целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно)
(П) – осознанное и произвольное построение речевого высказывания
(П) – самостоятельное выделение познавательной цели
(К) – учёт позиции партнёра, передача информации, постановка вопросов
|
Раздаёт учащимся тексты с правильной информацией
Знаки для маркировки текста:
«!» - я это знал
«+» - новое для меня
«-« - новое для меня
«?» - вопрос
Информационный текст
1.Название «Глагол» происходит от старославянского слова «глаголить», что значит «говорить».
2. Впервые ввёл этот термин в русский язык А.М.Пешковский.
3..Глагол –это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
4. Глаголы могут иметь лексические значения движения (прыгать, бегать, плавать…); звучания (петь, говорить, кричать); состояния (синеть, золотиться, болеть); процесса (впитываться, нагреваться); существования (жить, находиться) и другие.
5.Глаголы имеют общееграмматическое значение «действие».
6. Глагол имеет следующие морфологические признаки:
1) Постоянные признаки:
а).вид: совершенный (что сделать?); и несовершенный (что делать?)
б).переходность и непереходность (переходные глаголы требуют прямого дополнения, непереходные глаголы не могут иметь при себе прямого дополнения);
в).возвратность и невозвратность(возвратные глаголы образуются от непереходных глаголов с помощью суффикса –СЯ-СЬ;
г).спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам .
2)Непостоянные признаки:
а) наклонение: изъявительное, условное, повелительное
б) время: настоящее (что делает? Что делают?),прошедшее (что делал (а,о )?),будущее (что будет (ут) делать? Что сделает (ют)?;
в) число: единственное и множественное;
г) лицо: 1 – е (Я –МЫ); 2 – е (ТЫ – ВЫ); 3 – е (ОН – ОНА – ОНО);
д) род (только у глаголов прошедшего времени, единственного числа.)
7. В предложении является чаще всего сказуемым, может выступать в роли подлежащего
8. Частица –НЕ- с глаголами всегда пишется раздельно, за исключением тех глаголов, которые без не не употребляются.
9. В художественном тексте глаголы чаще всего выступают в роли олицетворений (перенос свойств человека на неживой предмет).
(Вопросы для обсуждения:
Что вам было уже знакомо? Что оказалось новым? С чем вы не согласны? Что вызвало сомнение и почему?)
|
Индивидуальная работа с текстом. Производят маркировку текста, чтобы узнать новое и отказаться от неправильной информации.
Словами или словосочетаниями записывают новую информацию во 2-ой столбик таблицы.
В 3-ий столбик записывают вопросы (только в том случае, если они возникают)
|
(П) – анализ, сравнение, обобщение
(П) – смысловое чтение
(П) – определение основной и второстепенной информации
(П) – моделирование
(К) – постановка вопросов
(Р) – фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
(Р) – волевая саморегуляция в ситуации затруднения
(Р) – планирование, прогнозирование
|
- Попробуйте закрыть информационный текст и рассказать то, о чём вы прочитали. Это будет очень трудно.
- Чтобы информация лучше отложилась в памяти, составим кластер (вопросы для составления кластера были записаны на доске, когда дети работали в парах)
- По своим лексическим значениям существительные и глаголы бывают так похожи, что порой трудно отличить одно от другого.
|
Составляют кластер.
Работают в парах. Обсуждают новую информацию, опираясь на вопросы, записанные на доске. Дополняют свои кластеры
Выполнение Упр.609 (определяют сходство и различие между выделенными глаголом и существительными, используя алгоритм рассуждения, стр. 191)
Выполнение Упр. 610. выписывают пары слов: однокоренные существительные и глаголы
|
(П) – умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание
(П) – умение структурировать знания
(П) – использование знаково-символических средств
(П) – синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты
(П) – построение логической цепи рассуждений, выведение следствий
(П) – выполнение действий по алгоритму
(К) – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
(К) – управление поведением партнёра
(К) – планирование учебного сотрудничества
(Р) – контроль, оценка, коррекция
(Р) – осознание качества и уровня усвоения
(Л) – осознание ответственности за общее дело
|
- Достигли ли вы поставленной перед собой цели? Какая информация отложилась у вас в памяти?
- Обратите внимание на графу с вопросами. Это темы будущих уроков, на которых будут даны ответы на эти вопросы.
Домашнее задание:
- выучить материал по кластеру
-выписать глаголы из стихотворения Ф.И.Тютчева «Весенние воды» и определить их грамматические признаки
|
Отвечают на вопросы учителя
|
(П) – рефлексия способов и условий действия
(П) – контроль и оценка процесса и результатов деятельности
(К) – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
(К) – учёт разных мнений
|