Официальный сайт morning-news 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Гласные в суффиксах существительных –ЕК и –ИК

Фото пользователя Виктория Ивановна Громова
Submitted by Виктория Ивановна Громова on чт, 02/08/2012 - 16:36
Данные об авторе
Автор(ы): 
Токтарёва Марина Анатольевна
Место работы, должность: 
МБОУ «СОШ с. Наумовка» Балаковского района
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Краткое описание: 
Урок русского языка в 5 классе

 

Цели урока:

·         формировать умения владеть способом действия при выборе суффиксов –ЕК- и –ИК-;

·         развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, продолжать работу по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков;

·          совершенствование навыков этичного межличностного общения

·         постановка и решение проблемы

Тип урока: урок открытия новых знаний

 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

 

2 мин

IЭтап мотивации

Цель этапа:  включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу».

Приветствие, включение в деловой ритм,

Готовятся к работе

Самоопределение (Л)

Целеполагание  (П)

 

 

 

4 мин

II. Актуализация знанийпо теме «Имя существительное»

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Фронтальный опрос по теме «Имя существительное» /слайд 2/

Отметить верные утверждения:

1.Имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета

2.Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?

3.Имена существительные изменяются только по родам

4.Все имена существительные изменяются по падежам и числам

5.Число – непостоянный признак имени существительного

6. Буква Ч в суффиксе –чик (-щик) со значением лица

пишется после букв д-т, з-с, ж

2.2. Анализ ошибок сравнение  с кодом  ответов: 2, 6

 

Выявляет уровень знаний.Построение логической цепи суждений

Определяет недостатки, ошибки

Работают с тестом

Контроль и коррекция (Р)

 

 

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обсуждение затруднений ; проговаривание задачи урока в виде вопроса, на который предстоит ответить,.

Чтение и анализ лингвистической сказки и обсуждение проекта её решения.

 

 

3 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 мин

 

 

 

4 мин

 

 (Слайд 3)

Прочитайте лингвистическую  сказку, придумайте заголовок..                                                                      Суффиксы   -ИК- и-ЕК­

          Жили-были два брата - два суффикса: -ИК- и -ЕК-. И до того они были похожи друг на друга, что и не различишь. Но характеры у них были разные.  -ИК- имел твердый и непреклонный характер: как слово ни из­меняют, он крепко сидит в нём:  ключик - ключика, кирпичик - кирпичика, ларчик - ларчика.

      А у суффикса  -ЕК- характер был другой: шаловливый, озорной. Ему нравилось меняться до неузнаваемости. Его кругленькая  Е то и дело выкатывается из слова в косвен­ных падежах: орешек - орешка, дружочек - дружочка, василёчек - василёчка.

        Этих братьев легко можно различить, если хорошо изучить их характеры.                                                                                                   (Д. Кузьмин)

            

 

 

Читают сказку про себя  (читает ученик вслух)

 

 

 

 

 

 

 

Смысловое чтение (П)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создает проблемную ситуацию

 

Выделение познавательной  цели (П)

(Слайд 4)  Нам сегодня предстоит изучить характеры братьев ИК и ЕК

Посмотрите внимательно на сказку, как же от характера этих братьев зависит  правописание гласных?

Записывают тему урока

 

 

Выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Схема орфограммы (слайд 5)

 

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации

Рассматривают схему

Составляют план достижения цели

 

 

Построение

логической цепи рассуждений

(П)

6 мин

IV. Первичное закрепление

Цельэтапа: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. (Слайд 6)

Объясните написание слов

Ларчик, огонечек, огурчик, ключик, мешочек

Записывают в тетрадях с объяснением

Построение логической цепи рассуждений (П)

Устанавливает осознанность восприятия

Выполняют задание с проговариванием алгоритма

 

 

V. Включение изученного в систему знаний         

1 мин

Физминутка

 

 

 

 

 

 

20 мин

1)Работа по учебнику (слайд 7) №749 Первые 4 слова

 

 

Организует деятельность по применению новых знаний

Работают в тетрадях и на доске

 

Выбор способов решения задач (П)

2)Работа в парах Слайд 8

Запишите слова так, чтобы у вашей пары они были разные :

  Стульч..к, мальч..к, ключ..к, замоч..к, человеч..к, чайнич..к, чемоданч..к, дружоч..к, ореш..к, кружоч.к, квадрат..к, треугольнич..к, овальч..к, мяч..к, пузырёч..к, телефонч..к, карандаш..к, листоч..к, стаканч..к, проводоч..к.  

По какому принципу распределяли слова?

 

 

 

Организует деятельность по применению новых знаний

Работают в паре

Работа в паре

Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией (К)

 

3) Фотодиктант /слайд  9 Назови животных, изображённых на фотографиях, ласково, используя суффиксы

Какие суффиксы вы будете использовать?    –чик, -ек или –ик.

Каких животных можно назвать по-разному? Заполнить таблицу, обозначить суффиксы

Пишут самостоятельно

 

 

 

Организует деятельность по применению новых знаний с взаимопроверкой

Проверяют, обмениваются тетрадями

Контроль и оценка (Р)

 

4)Взаимопроверка  сравнение с эталоном Слайд 10

-чик

-ик

-ек

жирафчик

бегемотик

львёночек

попугайчики

котик

тигрёночек

крокодильчик

слоник

котёночек

     
   

слонёночек

 

 

 

3 мин

VI.Рефлексия учебной деятельности.

Цель этапа: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

 

 

слайд 11

Нарисуйте картинку-подсказку для данного орфографического  правила

 

 

 

Организует рефлексию

Соотносят цели и результаты

Рефлексия (П)

Умение выразить свои мысли (К)

1мин

VII. Домашнее задание (по группам)

1 группа §55 с.68   правило                                                       2 группа §55 с.68   правило

№749 доделать                                                                             №750

 

 

 

         

 

 

 


 

 

 

 

 

7. Домашнее задание: п.45, упр. 251

Индивидуальные задания: составить кроссворды, ребусы, загадки-презентации со словами по теме «Суффиксы имён существительных»

1) Заполните таблицу. Поставьте знак «+» в соответствующем столбце.

Примеры

-ек -

-ик-

Дом..к

 

 

Луч..к

 

 

Песоч..к

 

 

Ёж..к

 

 

Крючоч..к

 

 

Ножич..к

 

 

Хвост..к

 

 

Дождич..к

 

 

Осл..к

 

 

Куст..к

 

 

Букет..к

 

 

Кружоч..к

 

 

2) Составьте  и запишите с одним из данных слов предложение:

 

 

 

 

3) Выполните морфологический разбор данного существительного:

 

 

 

 

 

 

 

 

Вспомни алгоритм правописания суффиксов

–ек- и –ик-.

Напиши пропущенную букву:

Е или И.

Дом

 

к

Луч

 

к

Песоч

 

к

Ёж

 

к

Крючоч

 

к

Ножич

 

к

Хвост

 

к

Дождич

 

к

Осл

 

к

Куст

 

к

Букет

 

к

Кружоч

 

к

 


»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

На: Гласные в суффиксах существительных –ЕК и –ИК


Презентация к уроку



Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн