Официальный сайт maxceiling 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Силина Т.Ф. Пропорциональная избирательная система оптимальна для России. модифицированные дебаты , 10 класс

Автор: 
Силина Татьяна Федоровна
Место работы: 
учитель обществознания, высшая квалификационная  категория МОУ СОШ №11, Ноябрьск, ЯНАО

 

Пропорциональная избирательная система оптимальна для России. модифицированные дебаты , 10 класс

 

Предмет:    право
Класс:    10
Время: 2 учебных часа( 90 мин.)

Тема урока:    «Пропорциональная избирательная система оптимальна для России.»

Тип урока:    модифицированные дебаты.

Цель урока. Исследовать в ходе дебатовизбирательные системы,  выявить различные точки зрения на проблему.
 Задачи урока.

  • Обучающие – систематизировать и углубить знания учащихся о избирательных системах.
  • Развивающие – способствовать развитию интеллектуальных, творческих способностей, логики критического мышления, формировать системное видение проблемы, наличие взаимосвязей событий и явлений, различных аспектов их рассмотрения.
  • Воспитательные – способствовать формированию культуры спора, терпимости, признанию множественности подходов к решению проблемы.
  • Коммуникативные – способствовать развитию процесса межличностного общения.

Оборудование: презентация по теме дебатов (прилагается), книжечка «Самиздат», пресса, КРФ, таблицы и схемы.

 

Ход урока

Методические
Рекомендации

УЭ-1. Вводный этап.(15 мин.)

Учитель.  Сегодня  дебаты посвящены одной из важнейших проблем современности – проблеме создания идеальной модели выборов. Демократическая система предполагает наличие всеобщего избирательного права, позволяющего гражданам формировать на конкурентной основе органы власти, представляющие их интересы. При этом в случае неудовлетворительного выполнения властными структурами своих обязанностей население должно иметь возможность менять их состав на очередных выборах.  Роль выразителей мнений граждан берут на себя политические партии, формирующие программы и предлагающие их населению на выборах. В современных демократиях задумываются над тем, чтобы не просто создать технологию представления интересов большинства в обществе, но и сформировать механизмы защиты мнений меньшинства. Однако, это не всегда удается.  Выборы все больше напоминают обычную продажу товаров, в качестве которых выступают броские партийные лозунги и образы партийных лидеров. Происходит соревнование не партийных программ, а ярких идей и ярких личностей. Как сделать так , чтобы выборы не превращались в шоу и не лишались характера интеллектуальной конкуренции между альтернативными способами развития государства. Какие избирательные системы нам известны?(обсуждение презентации).
Учитель. Есть ли такие государственные  системы, где все счастливы, а все решения властей справедливы? Может ли пропорциональная система выборов быть оптимальной для России? Однозначно  ответить на этот вопрос, скорее всего, мы не сможем.
Итак, тема дебатов: пропорциональная избирательная система оптимальна для России».
Насколько актуальна эта тема, на ваш взгляд?

Учащиеся получают опережающие задания – подготовиться к дебатам. Все учащиеся перед игрой ознакомлены с правилами.
Одновременно демонстрируется презентация по теме.
(см. Приложение).

Учащиеся обмениваются мнениями в парах и представляют ответы.

УЭ-2. Организационный этап. (5 мин.)

Учитель.  Ребята, вам предстоит в процессе дебатов поразмышлять об  избирательной системе в современной России. Многие политики и философы сегодня считают, что за последнее время все больше фактов свидетельствуют о
« провалах» демократии. Именно так можно назвать неспособность демократических политических систем гарантировать декларируемые ценности свободы выбора.
Итак, мы создали две команды: утверждающую и отрицающую,  спикеры которых выскажут свои утверждения.
Перед вами турнирная таблица – судейский протокол, в котором указаны конкурсы и максимальное количество баллов за каждый конкурс.

Учащиеся работают с книжечкой «Самиздат», готовятся к игровому этапу (см. Приложение 1).

УЭ-3. Игровой этап.( 35 мин.)

Учитель. Спикеры команд, вы получаете право в течение 5 минут высказаться по проблеме – пропорциональная избирательная система оптимальна для России. Варианты подготовки утверждающей и отрицающей команд.

Судейская коллегия оценивает аргументы и контраргументы команд, выставляет баллы в турнирную таблицу.

Утверждающая команда

Отрицающая команда

1.Пропорциональная избирательная система имеет много разновидностей, но суть ее состоит в следующем.  Территория государства или представительного органа объявляется единым избирательным округом.  Политические партии и движения, их союзы выдвигают списки своих кандидатов.  Избиратель голосует за один из таких списков.  Победа в этом случае пропорциональна числу голосов, поданных за соответствующий список избирательного объединения, причем подсчет зачастую ведется лишь по спискам, набравшим более 7% (например, РФ; может быть и другой процент – в частности, 4% в Швеции, 3 – в Аргентине, 2 – в Дании, 1% в Израиле).  Общее количество голосов избирателей, принявших участие в голосовании, делится на общее количество депутатских мандатов, замещаемых по пропорциональной избирательной системе.  Так устанавливается, сколько партии, движения получили мест в представительном органе.  Внутри списка мандаты получают кандидаты согласно их очередности, начиная от первого.  Если список разбит на центральную часть и региональные группы, первыми проходят в парламент кандидаты из центральной части.  Кандидаты из региональных групп получают мандаты пропорционально голосам избирателей, подданным за данный список в соответствующем регионе. Мы считаем это оптимально для России.
2. Мажоритарная избирательная система искажает волеизъявления избирателей. В каждом избирательном округе
« пропадает» около 50% избирательных голосов, поданных не за победителя. При пропорциональной системе отсекаются только голоса, отданные за партии, не преодолевшие 7% барьер.
При мажоритарной избирательной системе превалируют местные интересы над общенациональными. Депутаты представляют только свой округ, усиливается персонилизация политики и происходит поляризация общества в отсутствии общенациональной политики.
Результат зависит от нарезки избирательных округов: у власти политическая сила, представляющая меньшинство в национальном масштабе. Примером могут быть выборы президента Америки Буша, который в 2000году получил в абсолютном исчислении меньше голосов, чем Гор.
Установлены гарантии реализации пассивного права беспартийных граждан. Партия обязана рассмотреть кандидатуру беспартийного самовыдвиженца для включения в федеральный список.
Введен уникальный юридический механизм: разбивка федерального партсписка на подгруппы с жесткой привязкой кандидатов к регионам.
Нам понятно одно - система избирательной кампании будет совершенствоваться,  но пропорциональная система останется.

1.Мажоритарная система более универсальна, персонифицирована,  сегодня нам нужны представительства с учетом федеративного устройства России,  необходимо преодолеть центробежные силы, сохранить целостность России, потрясения 90 –х не нужны. Кто сегодня протестует от Манежной площади до проспекта Сахарова?
Избиратели голосовали за партии на выборах в Государственную Думу, уровень доверия к которым как к институтам политической системы , по данным социологов, не превышал 20%.
Средний класс в России находится в поисках вождей. Почему не преодолели 7% барьер « Яблоко», « Правое дело», « Патриоты России»? Всего четыре партии представляют весь российский народ? Или вы скажете, что снижение игроков закономерно ( 1999 год – 26 партий и блоков; 2003 год – 23).
Баллотируются только партийцы, а как же беспартийные граждане?
Происходит обезличенность списков: избиратель знает лидера, но остальные неизвестны, кроме того, они не имеют прямой связи с избирателями конкретного округа.
Некоторые страны отказались от связанных списков ( за список в целом) и перешли к системе свободных выборов.
Что означает запрет на блоки, а мы считаем ,что будущее российской избирательной системы за блоками, запрет исключил образование союзов, которые могли бы быть опорой стабильности  в работе  Государственной Думы.
2. Говорить сегодня об универсальной системе, избавляющий избирательный процесс от всех болезней мы  просто обязаны : мы понимаем, что это не прозрачные урны для голосования, не видеокамеры на участках, хотя  электронное голосование избавило бы Россию от проблем фальсификации выборов. Заведены 27 тысяч уголовных дел, как сообщают СМИ, однако есть ли уверенность , что это изменит политическую ситуацию вокруг выборов? О чем свидетельствует
« русская смута», как назвали политологи общегражданские митинги 2011года?  Для России важно установить правильное взаимодействие между государством и гражданским обществом. Приоритетная задача не противостояние власти и не оппозиция ей, а построение демократической государственности. « На вражде  государство не построить. Из вечной и ненавистной оппозиции граждан могут вырасти только революция, разложение и гибель народа» ,- говорил русский философ Ильин. Гражданское общество взаимодействует не только с государством. Основное поле деятельности – местное самоуправление. Необходимо включить их в реальное управление своими городами, поселками, муниципальными районами – именно здесь рождается низовая демократия, на основе которой возможно реализовать истинное народовластие.
Мы выступаем за развитие гражданского общества, гражданских инициатив, вряд ли здесь поможет « уличная демократия», скорее ею воспользуются националисты, а это пугает всех.
Оптимальной будет такая избирательная система , которая сформирует подлинное народовластие.

УЭ-4. Перекрестные вопросы. ( 15 мин.)

Примерный перечень вопросов.       

  • Что означает всеобщее избирательное право? ( Ответ. Гражданин РФ   имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.)
  • Каков смысл понятия «активное избирательное право»?( Ответ. Это право граждан РФ определять персональный состав органов государственной власти и местного самоуправления, избирать должностных лиц государственной власти и местного самоуправления. Данное право приобретается гражданами РФ с 18 лет. Для приобретения активного избирательного права на выборах федерального уровня не имеет значения место проживания гражданина: он может проживать на территории РФ или за ее пределами. Активным избирательным правом на региональных  выборах обладают граждане РФ, проживающие на территории соответствующего субъекта РФ или муниципального образования.)
  • Каков смысл понятия «пассивное избирательное право»? (Ответ. Означает право граждан быть избранными в состав выборных органов государственной власти и местного самоуправления. А также на  выборные государственные и муниципальные должности. Пассивное избирательное право приобретается по достижении определенного возраста, например, для выборов депутатов государственной Думы – 21 года. Для выборов Президента РФ – 35 лет на день голосования. Возраст приобретения пассивного избирательного права на региональных и муниципальных выборах устанавливается законодательством субъектов РФ. Для  муниципальных выборов и выборов депутатов законодательных органов государственной власти субъектов РФ минимальный возраст не должен превышать 21 года. На выборах высших должностных лиц субъектов РФ ( губернаторов, президентов) – 30 лет. Ограничения пассивного избирательного права, связанные с возрастом носят объективный характер. Для того, чтобы взять на себя ответственность за судьбы своих сограждан, лицо должно обладать достаточным опытом, причем не только профессиональным, но и личным, житейским. Такой опыт может приобретаться только с возрастом.)
  • Кто обладает правом участвовать в референдуме? (Ответ. Граждане, достигшие 18 лет, за исключением граждан, признанных судом недееспособными, а также содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда.)

Команды заранее готовят вопросы друг другу. Судейская коллегия определяет баллы в зависимости от качества вопроса и ответа.

УЭ-5. Работа с кроссвордом. (15 мин.)

                         Вопросы к кроссворду:
По вертикали:
2. Опрос населения, как правило, с целью определения судьбы соответствующей территории.(плебисцит)  4. Одно из средств политического воздействия на массы, оружие борьбы классов и их партий.(агитация)  5. Инициатива избирателей, избирательного объединения в выборный орган или на выборную должность государственной власти.(выдвижение). 7. Мнение, выраженное путём голосования.(вотум)   8. Процедура привлечения к ответственности и суду высших должностных лиц за правонарушение(а также отрешение от должности президента).(импичмент)   10. Круг избирателей, голосующих за какую-либо партию на парламентских, президентских или муниципальных выборах.(электорат)   11. Продление действия договора сверх предусмотренного при его заключении срока действия.(пролонгация)   13. Произвольная демаркация избирательных округов с целью искусственного изменения соотношения политических сил в них, также именуется как избирательная география.(джерримендеринг)   14. Юридическое отношение представительства, а также документ, удостоверяющий законность этого представительства.(мандат) 16.Устанавливаемые конституцией или избирательным законом условия для получения или осуществления избирательного права.(ценз)  19. Объединение депутатов, принадлежащих к одной партии в парламенте или палате парламента.(фракция)
По горизонтали:
1.Занесение в список, взятие на учёт, составление перечня.(регистрация)  3.Действующий президент Российской Федерации.(Медведев)  6. Это формальный метод ведения спора, при котором стороны взаимодействуют друг с другом, представляя определенные точки зрения, с целью убедить третью сторону.(дебаты)  9. Избирательный документ для тайного голосования утвержденной формы.(бюллетень) 12. Преступление, заключающееся в прямом использовании должностным лицом прав, предоставленных ему по должности, в целях личного обогащения.(коррупция)  15. Установленный порядок ведения, рассмотрения каких-либо дел.(процедура)  17. Совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного гос. органа или должностного лица.(компетенция)  18. Действующий депутат гос. Думы избранный в 2011 году на второй срок.(Морозов)  20. Распространение политических, философских, научных, художественных и др. взглядов и идей с целью их внедрения в общественное сознание и активизации массовой практической деятельности.(пропаганда)

 

Судейская коллегия оценивает быстроту ответа, точность формулировок, научность и заносит результаты в турнирную таблицу. Дается анализ работы команд.

УЭ-6.   Учимся писать эссе. (15мин.)

Тема: «Лучший способ избавиться от проблемы – решить ее»( Б. Франсис»).
(Тема сообщена заранее, учитель консультировал учащихся, был сообщен алгоритм написания эссе: -внимательно прочитайте высказывание;
- определите, с какими разделами курса обществознания связана рассматриваемая тема, что необходимо вспомнить, чтобы раскрыть ее? (теоретические понятия, научные теории,  термины, факты);
- обдумайте содержание, смысл, актуальность высказывания;
- определите свою позицию в отношении высказывания: согласны Вы с автором или нет; подберите убедительные аргументы (факты, примеры) для подтверждения своей позиции, с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт;
- составьте тезисный план, сформулируйте все возникшие у вас мысли и идеи;
- напишите эссе в черновом варианте, придерживаясь оптимальной структуры.)

Судейская коллегия оценивает количество написанных эссе и качество выступления (в зависимости от времени). Зачитывается фрагмент по заданию учителя: как выделить проблему в эссе?

УЭ-8. Итоговая рефлексия. ( 5 мин.)

Учитель. Оправдала ли игра ваши ожидания? Появилось ли желание узнать больше? Ваши предложения, как сделать дебаты более интересными.

Рефлексия является условием, побуждающим учащихся к деятельности, строится на принципе общения, формирует гибкость мышления. Учащиеся оценивают свою работу, работу группы оценивает лидер, дело оценивает судейская коллегия.

УЭ-9. Заключительное слово учителя. ( 5 мин.) Цель дебатов  «Пропорциональная избирательная система оптимальна для России»: обратить внимание на эту проблему, заставить задуматься, поразмышлять достигнута. Присущий российской правовой культуре определенный скептицизм должен быть преодолен. Возможности права действительно ограничены, однако без воспитания здорового правосознания не может сложиться духовно здоровое общество и государство. Россия уверенно идет по пути создания оптимальной для России избирательной системы. Я уверена, что вам, ребята, придется в будущем  решать  эту  задачу. Многие из вас уже сегодня задумались о нелегкой процедуре избирательной кампании  в России. Слова Ш. Монтескье:
« Демократия должна избегать двух крайностей: духа неравенства, который ведет ее к аристократии или правления одного, и доведенного до крайности духа равенства, который ведет к деспотизму одного так же неминуемо, как деспотизм одного заканчивается завоеванием», возможно,  и есть путеводный ориентир для будущей избирательной кампании в России.

 

I. Вводный этап.
Ребята, сегодня наши дебаты посвящены проблеме создания идеальной избирательной системы. Демократическая система выборов не лишена недостатков. Именно поэтому в современных демократиях задумываются над тем, как создать интеллектуальную конкуренцию между альтернативными способами развития государства. Вам предстоит в процессе дебатов проследить  возможность реализации  идеальной избирательной системы в России.
Перед вами турнирная таблица – судейский протокол, в котором указаны конкурсы и максимальное количество баллов за каждый конкурс.

этапы дебатов

баллы

утверждающая команда № 1

отрицающая команда № 2

1. Выступления спикеров

5

 

 

2. Перекрестные вопросы

2

 

 

3. Работа с кроссвордом

5

 

 

4. Учимся писать эссе

5

 

 

5. Рефлексия

2

 

 

II. Игровой этап.
Советы участникам дебатов.

  1. Осознай, в чем состоит задача игровой ситуации.
  2. Определи свою роль, степень участия в игре, исходя из своего опыта, способностей, характера и интересов.
  3. Тщательно готовься к игре, включая свои выступления.
  4. Чувствуй своих партнеров по игре, не перебивай, внимательно прислушивайся к их выступлениям, адекватно реагируй на них.
  5. Участвуй в подведении итогов игры, поставь себе оценку.

III. Оценочный этап. Рефлексия.

  1. Ясна ли была цель игры и твоя роль в ней?
  2. Оправдала ли игра твои ожидания?
  3. Появилось ли желание узнать больше?
  4. Твои предложения: как сделать дебаты более интересными?

 

Из истории дебатов

            Дебаты – это интеллектуальная игра, особая форма дискуссии, которая ведется по правилам. Суть дебатов заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы по поводу предложенной темы, чтобы убедить судейскую коллегию в правоте и опыте риторики.
Дебаты ведут свое начало из Древней Греции, где они были важным элементом демократии. В настоящее время распространены в школах и университетах всего мира.
Дебаты позволяют решать следующие задачи:

    • обучающие, так как способствуют закреплению, актуализации полученных ранее знаний, овладению новыми ЗУН (ами);
    • развивающие, так как способствуют развитию интеллектуальных, творческих способностей, развивают логику, критическое мышление;
    • воспитательные, так как способствуют формированию культуры спора, терпимости, плюрализму;
    • коммуникативные, так как учебная деятельность осуществляется в межличностном общении.

 

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн