Официальный сайт openw 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Егорова Т.В. Рабочая программа по краеведению. 6 класс

Автор: 
Егорова Татьяна Витальевна
Место работы: 
учитель географии и краеведения высшей квал категории. МБОУ гимназия №10, г. Челябинск

 

Рабочая программа по краеведению. 6 класс

 

Рабочая  программа географии представляет собой целостный документ, включающий шести разделов:

  • пояснительную записку;
  • учебно-тематический план;
  • норму оценок по предмету;
  • требования к уровню подготовки учащихся.
  • развернутое учебно - тематическое  планирование/
  •  перечень учебно-методического обеспечения.

 

Раздел 1.Пояснительная записка.

Программа интегрированного учебного предмета «Краеведение» составлена в соответствии с требованиями Областного базисного учебного плана и Концепции краеведческого образования в Челябинской области на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования с учетом возрастных особенностей обучающихся 6 – 9 классов.

 

Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:
1. Приказ Министерства образования  и науки России № 1994 от 09.06.2011г. «О внесении изменений  в федеральный базисный учебный план  и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом МОиН РФ от 09 марта 2004 года №1312».
2. Образовательный стандарт основного общего образования по географии (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" от 05.03.2004 № 1089).
3. Приказ  Министерства образования и науки РФ от 24.12.2010 года  № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных)  к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования  на 2011/2012 учебный год.
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования  к условиям  и организации обучения  в общеобразовательных учреждениях» 
6. Приказ МОиН Челябинской области №04-997 от 16 июня 2011г. «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2011-2012 учебный год»
7. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009г. № 103/3404 «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области»
8. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области «О преподавании учебного предмета «Краеведение»  в 2011-2012 учебном году» от 18.07.2011 № 103\4275
9. Учебный план гимназии № 10 на 2011-2012 учебный год.
10.Положение о рабочей программе МБОУ гимназии №10 г. Челябинска ( протокол педагогического совета 30.08.2011 г.)

 

Краеведения полностью соответствует требованию, предъявляемому законом Российской Федерации «Об образовании» к общеобразовательным программам, которые «направлены на решение проблемы формирования общей культуры личности, адаптацию личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных программ» (из статьи 9).
Главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота Малой Родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
Изучение географии в курсе 6 класса направлено на достижение следующих целей:
Обучающие цели:
По усвоению знаний – ознакомление с природой и современной жизнью Челябинска и Южного Урала как опорного края России;

  • Формирование представлений о различных сторонах жизни Челябинска и Челябинской области, показ его сложной структуры;

По овладению умениями – изучение проблем развития края.

  • Изучение особенностей рельефа. Климата и природных комплексов Челябинской области;
  • Знакомство  с официальными символами Челябинской области, Челябинска;

По использованию полученных знаний и умений

  • Умение читать тематические карты;
  • Умение привести конкретные примеры по описанию природы Челябинска и Южного Урала
  • Общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды.

Воспитательные задачи:

  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
  • формирование толерантности и толерантного поведения в условиях  полиэтничности,  поликонфессиональности и поликультурности региона;
  • укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только уч-ся, но и родителей; наличие богатых возможностей для большого количества уч-ся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры; совместное решение задач, стоящих перед местными жителями ( все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье).
  • формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;
  • позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;

Развивающие задачи:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса  учиться  краеведению через тематические акции НОУ, детских библиотек, конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;
  • адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;
  • ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
  • формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем  сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

В результате изучения краеведения ученики должны знать:

  • основные краеведческие понятия; особенности природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края, особенности окружающей среде, пути её сохранения или улучшения и рационального использования;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации.

Количество часов по программе и учебному плану  35, 1 час в неделю.
Практических работ  19, из них оценочных 11.

Раздел II.   Учебно-тематическое планирование:

Название темы

Количество часов по программе

Количество часов рабочей программе

Контрольные работы

Примечание

Тема 1. Школа юного краеведа

6

7

 

1 ч. Добавлен из резерва

Тема 2.Геология, полезные ископаемые и рельеф

6

6

 

 

Тема 3.Климат и погода Южного Урала

6

6

 

 

Тема 4.Край рек и озер

6

6

 

 

Тема 5.Природные комплексы Южного Урала

6

10

1

4 ч. Добавлено из резерва

Резерв

5

-

 

 

Всего:

35

35

 

 

 

Оценочные практические работы.

№ п/п

Название урока

Практическая работа

1

Введение в краеведение

Практическая работа №1
Наблюдение за погодой, высотой Солнца над горизонтом; уровнем воды и замерзаемостью ближайшей реки или озера.

4

Челябинская область как часть региона страны

Практическая работа №2
Решение задач по плану местности. Определение географического положения своей  географического положения своей школы, дома.

5

Особенности географического положения Челябинской области

Практическая работа №3Обозначение на контурной карте природных, административных границ Южного Урала и Челябинской области

6

Экскурсия в краеведческий музей

Практическая работа №4
Происхождение названий населенных пунктов (лингвистический конструктор)

8

Рельеф Челябинского Урала: три ступени высоты.

Практическая работа №5 Обозначение на контурной карте местных форм рельефа

11

Полезные ископаемые.

 

 

 

Практическая работа №6
Определение полезных ископаемых по образцам и нанесение на контурную карту районов их залегания

17

Климатические особенности разных частей нашего края

Практическая работа №7
Составление характеристики отдельных пунктов Челябинской области

19

Фенологический очерк Челябинска по материалам наблюдений за погодой.

Практическая работа № 8
обработка метеорологических наблюдений  учащихся
( составление  графиков хода температур воздуха за месяц. Диаграммы осадков, розы ветров. Описание  погоды за сутки и месяц)

20

На евразийском разделе

Практическая работа №9 определение по карте России расстояния от своего населенного пункта до ближайшего моря, озера, водохранилищ

21

Речная сеть

Практическая работа №10
Описание реки Миасс.

22

Озера

Практическая работа №11
Обозначение на карте Челябинской области объектов гидросферы своей местности.

 

Раздел III. НОРМЫ ОЦЕНОК

 

Оценка знаний учащихся
 Устный ответ.
Критерии:

  • правильность и осознанность изложения материала, полнота раскрытия понятий и закономерностей, точность употребления географической терминологии;
  • самостоятельность ответа;
  • логичность, доказательность в изложении материала;
  • степень сформированности интеллектуальных, общеучебных, специфических умений.

«5»

  • ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса;
  • правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами;
  • ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения о важнейших географических событиях.

«4»

  • ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный;
  • есть неточности в изложении основного географического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.

«3»

  • ответ  правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко определяет понятия и закономерности;
  • затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе.

«2»

  • ответ неправильный;
  • не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий;
  • неумение работать с картой.

Оценка практических умений учащихся
«5»

  • правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности;
  • соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов;
  • самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности;
  • аккуратное оформление результатов работы.

«4»

  • правильный и полный отбор источников знаний;
  • допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

«3»

  • правильное использование основных источников знаний, допускаются неточности в формулировке выводов;
  • неаккуратное оформление результатов.

«2»

 Раздел  IV.Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса.

                             Требования к уровню подготовки учащихся, успешно освоивших учебную программу.
                                                         В результате изучения краеведения ученик должен:

1 знать/понимать.

  • Изученные виды источников краеведческой информации;
  • Результаты важнейших краеведческих открытий и путешествий.
  • Особенности природы Челябинской области.
  • Взаимосвязи между растительным и животным миром.
  •  Географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи  между ними, их изменения в результате деятельности человека.
  • Природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, регионом и глобальном уровня; меры по сохранению приорды и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.

          2уметь:

  • Выделять, описывать и объяснять существенные признаки микрорельефа, микроклимата природных зон в форме экскурсий.
  • Находить в разных источниках и анализировать информации, необходимую для изучения родного края.
  • Приводить примеры адаптации человека к местным условиям.
  • Составлять краткую географическую характеристику рек, озер на основе разнообразных источников информации и форм ее представления.
  • Определять на местности, плане и карте расстояния, направления и высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов.
  • Применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов приорды; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости.

3  Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни  для:

  • Проведения самостоятельных поисков краеведческой информации из разных источников.
  • Чтение карт различного содержания
  • Учета фенологических изменений в природе своей местности, изменения в результате природных и антропогенных воздействий оболочек Земли оценки их последствий.
  • Наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды, почвы в своей местности4 определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов.
  • Решения  практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий  и техногенных катастроф.
  • Проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформацинных.

 

 

Раздел V  Календарно – тематическое планирование

 


п/п

Дата проведения

Тема урока,

 

Количество часов

Практические
работы

Домашнее задание.

 

дата

корректировка

 

 

 

 

 Школа юного краеведа. 7 часов.
Требования к уровню подготовки учащихся
Знать/ понимать Изученные виды источников краеведческой информации Основные этапы и ключевые события истории Южного Урала, выдающиеся деятели родного края. Результаты важнейших географических открытий и путешествий. Показывать на плане и карте границы и географический центр Челябинской области, границу между Европой и Азией расположение г. Челябинска.

1

 

 

 

 

Введение в краеведение

 

Практическая работа №1
Наблюдение за погодой, высотой Солнца над горизонтом; уровнем воды и замерзаемостью ближайшей реки или озера.

§1

2

 

 

 

 

История открытия нашего края

 

Составление географического рассказа об одном из путешествий, совершенных учащимися.

§ 2Составление рассказа о путешествии по родному краю

3

 

 

 

 

Первопроходцы

 

 

§3 на к.к. нанести маршруты путешествий И. Гмелина, П. Палласа.

4

 

 

 

 

Челябинская область как часть региона страны

 

 Практическая работа №2 Решение задач по плану местности. Определение географического положения своей  географического положения своей школы, дома.

§4 на к.к. нанести географическое положение Челябинской области.

5

 

 

 

 

Особенности географического положения Челябинской области

 

 Практическая работа №3Обозначение на контурной карте природных, административных границ Южного Урала и Челябинской области.

§4 стр. 28 зад.№2

6

 

 

 

 

Экскурсия в краеведческий музей

 

 Практическая работа №4
Происхождение названий населенных пунктов (лингвистический конструктор)

Отчет об экскурсии

7

 

 

 

 

Итоговый урок «Школа Юного краеведа»

 

 

Подобрать отрывки из сказов Бажова о минералах

Тема2.Геология,полезные ископаемые и рельеф. 6 часов
Знать/понимать: Рельеф  области, полезные ископаемые, определять минералы, формы рельефа, влияние рельефа на формирование территории. Изменение рельефа под влиянием внешних и внутренних факторов, редкие и уникальные ископаемые. Их практическое значение. Драгоценные, поделочные камни. Богатства недр Южного Урала в искусстве. Художественной литературе, публицистике

8

 

 

 

 

Рельеф Челябинского Урала: три ступени высоты.

 

 Практическая работа №5 Обозначение на контурной карте местных форм рельефа

§9 на к.к. нанести формы рельефа.

9

 

 

 

 

«Биография» Уральских гор.

 

Происхождение названий гор

§10, пересказ

10

 

 

 

 

Недра Челябинского Урала

 

 

§11 на к.к. нанести месторождения полезных ископаемых.

11

 

 

 

 

Полезные ископаемые.

 

 

 

 

 Практическая работа №6
Определение полезных ископаемых по образцам и нанесение на контурную карту районов их залегания

§11. заполнить таблицу
«полезные ископаемые Челябинской области»

12

 

 

 

 

Экскурсия в краеведческий  музей

 

 

Отчет об экскурсии

13

 

 

 

 

Рельеф и хозяйственная деятельность

 

 

§12 стр.74 зад. №4,5 (письменно)

Тема 3 Климат и погода Южного Урала. 6 часов
Знать: климатические закономерности, роль климата в жизни людей. Местные приметы о погоде, приборы для метеонаблюдений. Господствующие местные ветры.  Уметь: вести наблюдения над погодой, давать  климатическую характеристику району проживания.

14

 

 

 

 

Метеонаблюдения в нашем крае

 

Наблюдения за погодными явлениями. Календарь погоды.

§13 рассказ о метеонаблюдениях в области. Самое –самое удивительное.

15

 

 

 

 

Погодные явления на Южном Урале

 

Наблюдения за погодными явлениями

§14

16

 

 

 

 

Климатические закономерности

 

 

§15 стр.85. зад. №1.

17

 

 

 

 

Климатические особенности разных частей нашего края

 

Практическая работа №7
Составление характеристики отдельных пунктов Челябинской области.

§15 стр.88 зад №2

18

 

 

 

 

Роль климата в жизни южноуральцев.

 

 

§16стр.90 зад.№2

19

 

 

 

 

Фенологический очерк Челябинска по материалам наблюдений за погодой.

 

Практическая работа № 8
обработка метеорологических наблюдений  учащихся
( составление  графиков хода температур воздуха за месяц. Диаграммы осадков, розы ветров. Описание  погоды за сутки и месяц)

 

Край рек и озер. 6 часов
Знать: реки, озера Челябинской области, хозяйственное использование вод Челябинской области. Рациональное использование водных богатств области. Местные водные растения и животные. Уметь: применять знания в практической деятельности.

20

 

 

 

 

На евразийском разделе

 

Практическая работа №9 определение по карте России расстояния от своего населенного пункта до ближайшего моря, озера, водохранилища.

§17 стр.98. №1,2

21

 

 

 

 

Речная сеть

 

Практическая работа №10
Описание реки Миасс.

§18 на к.к. нанести реки области.

22

 

 

 

 

Озера

 

Практическая работа №11
Обозначение на карте Челябинской области объектов гидросферы своей местности.

§19 на к.к. нанести озера. Рассказ о топонимике озер (3 – 4 примера)

23

 

 

 

 

Болота и подземные воды

 

 

§19

24

 

 

 

 

Хозяйственное использование вол Челябинской области

 

 

§ стр 106 зад. №2

25

 

 

 

 

Водные богатства Южного Урала

 

 

§20 стр.110 зад.2.

Тема 5 Природные комплексы Южного Урала. 10часов
Знать: природные зоны, особенности природы, Зависимость между формами рельефа, климатом и растительными группировками. Уметь: вести фенологические наблюдения в природе.

26

 

 

 

 

Природные зоны

 

Нанести   на контурную карту природные зоны Чеябинской области.

§21 стр.114 зад. №1.

27

 

 

 

 

Почвенно-растительный покров

 

Определение механического состава почвы.

§22

28

 

 

 

 

Разнообразие растительности

 

Работа с картами Челябинской области

§22 стр.123 зад.1,2.

29

 

 

 

 

Животный мир области

 

«Красная книга» Челябинской области.

§23  стр.126 зад.№3
Нарисовать плакат
«Осторожно,ядовитые растения!
»Берегите  природу»

30

 

 

 

 

Охрана природы

 

 

§24 стр.132. №1

31

 

 

 

 

Природные комплексы  Челябинской области

 

 

 

32

 

 

 

 

Экскурсия в зоопарк.

 

 

 

33

 

 

 

 

Туристические ресурсы

 

 

§25 составьте перечень правила поведения юных туристов.

34

 

 

 

 

Туристско-  краеведческие экспедиции

 

 

§26 составьте перечень общественно – полезных дел на экскурсиях, во время прогулок и походов

35

 

 

 

 

Повторение о обобщение по курсу. Контрольная работа.

 

 

Дневники наблюдений  и фотоальбомы.

                                                   Раздел VI. Учебно – методические пособия.

 

№ п/п

 

Класс

 

Программа (автор,название программы, в каком сборнике опубликована

 

Учебник (автор, название, издательство,        год издания)

 

Учебная
дополнительная
литература для
учащихся

 

Учебно-методическая        литература для учителя

Инструментарий для проверки знаний учащихся (автор, название, издательство, год издания)

 

6

Кузнецов В.М., ред.
Краеведение: Программа учебной дисциплины для 6-9 классов общеобразовательных учреждений Челябинской области: 6 класс (35 час.) – Челябинск: АБРИС, 2008

Краеведение. Челябинская область. 6 класс Учебник для основной школы/ В. В. Дерягин, М. С. Гитис.- Челябинск: Абрис, 2008.

Познай свой край. Контурные карты по географии Челябинской области.- Челябинск,: «Абрис »2005

Челябинская область. Атлас: Учебное пособие.- Челябинск: «Абрис », 2005

Маркова, А. С. Практикум по краеведению. 6 класс/ А. С. Маркова, Т. М. Погорелова, Т. В. Швецова; Министерство образования и науки Челябинской области; ГОУ ДПО ЧИППКРО, Челябинск, 2010.

 

1.Маркова, А. С. Практикум по краеведению. 6 класс./ А. С. Маркова, Т. М. Погорелова, Т. В. Швецова; Министерство образования и науки Челябинской области; ГОУ ДПО ЧИППКРО. –Челябинск,2010
2.Виноградов,Н. Б.,ГитисМ.С.,
Кузнецов, В.М.
Историческое краеведение. Челябинская область: учеб. Пособие/ Н. Б. Виноградов, М. С. Гитис, В.М. Кузнецов – Челябинск: Абрис,2009.

Гитис М.С.
Челябинская область. Занимательная география в вопросах и ответах. Челябинск: АБРИС, 2006.

Контрольные работы по краеведению. 6 класс// Письмо ГОУ ДПО ЧИППКРО от 04 мая 2007 г. №243

_uacct = "UA-3613185-1"; urchinTracker();

    • неумение отбирать и использовать основные источники знаний;
    • допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов;

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн