Официальный сайт audiophilesoft 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Новикова Е.И. Рабочая программа учебного материала по биологии для обучения в разновозрастных группах для класса комплекта 6-7

Автор: 
Новикова Елена Ивановна
Место работы: 
МОУ Березниковская ООШ Собинского района Владимирской области учитель биологии, химии, ОБЖ http://shkola-berezniki.ru/

 

 

Рабочая программа учебного материала по биологии для обучения в разновозрастных группах для класса комплекта 6-7

 

Программа к учебнику Биология. 6 класс. Живой организм: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2008 68 часов.

к учебнику Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – В.Б. Захаров. – М.: Дрофа, 2009 68 часов.

2 часа в неделю

Составлено на основе «Программы образовательных учреждений природоведение 5 класс биология 6-11 классы» М.: «Дрофа», 2009 г.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа разработана на основе Программы основного общего образования по биологии 6 – 9 классы. Авторы: Н.И. Сонин, В.Б. Захаров, Е.Т. Захарова. « Дрофа», 2008 год.   Программа апробирована и подкорректирована.

На изучение курса биологии  выделено в 6 классе – 34 часа из федерального компонента и 34 часа из регионального компонента (2 часа в неделю), 7 класс –68 часов (2 часа в неделю).

 

Программа составлена для малокомплектных школ. Наполняемость класса-комплекта 14 человек.

 

Курс биологии 6-7 классов направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция.

 

Цель:
Изучение биологии в 6-7 классах направлено на достижение следующей цели: обеспечить  учащихся глубокими и прочными знаниями об основных положениях биологической науки о строении, жизнедеятельности организмов изучаемых царств органического мира, об их индивидуальном и историческом развитии, умениями применять их; способствовать формированию научного мировоззрения, ответственного отношения к природе.

 

Задачи:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;  строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием  собственного организма, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

 

Программа включает в себя изменения в последовательности преподавания материала в 6 классе. Материал шестого класса поделён на две основные части: « Строение, свойства и жизнедеятельность растений» и « Строение, свойства и жизнедеятельность животных».
Такое планирование позволяет максимально сблизить, объединить материал по содержанию, улучшить качество преподавания. Учащиеся 7 класса смогут повторять, закреплять базовый материал за 6 класс, а шестиклассники смогут расширить свои знания. Это позволит им лучше и легче усваивать материал на следующий год. Данное планирование так же позволяет разгрузить учебный материал за 7 класс.
Для повышения уровня знаний, приобретения практических навыков представленная программа предусматривает демонстрации и  выполнение ряда лабораторных и практических работ.
6 класс

 

Демонстрации.

  • Демонстрация способов распространения плодов и семян; прорастания семян.
  • Демонстрация действия желудочного сока на бе­лок.
  • Демонстрация опыта, доказывающего обра­зование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями; роли света и воды в жизни растений.
  • Демонстрация скелетов млекопитающих, рас­пилов костей, раковин моллюсков, коллекций на­секомых.
  • Демонстрация микропрепаратов нервной ткани, коленного и мигательного рефлексов, моделей нерв­ных систем.
  • Демонстрация способов размножения растений; разнообразия и строения соцветий
  • Демонстрация   коллекций,   иллюстрирующих экологические взаимосвязи живых организмов.
  • Демонстрация моделей экологических систем.

Лабораторные и практические работы.

  • Определение состава семян пшеницы.
  • Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах).
  • Ткани растительных организмов.
  • Ткани животных организмов.
  • Распознавание органов у растений.
  • Вегетативное размножение комнатных растений.
  • Распознавание органов у животных.
  • Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.
  • Прямое и непрямое развитие насекомых (на кол­лекционном материале).

7 класс.
Демонстрации.

  • Демонстрация схемы возникновения одноклеточных эукариотов, многоклеточных организмов; развитие царства растений и животных, представленных в учебнике. Строение клеток различных прокариот. Строение и многообразие бактерий.
  • Демонстрация схемы строения представителей различных систематических групп грибов. Различные представители царства Грибы. Строение плодового тела шляпочного гриба.
  • Демонстрация схемы строения лишайников, различных представителей лишайников.
  • Демонстрация гербария, рисунков, показывающих особенности строения и жизнедеятельности различных представителей царства растений. Демонстрация схемы, отражающей основные направления эволюции растительных организмов.
  • Демонстрация схемы строения водорослей различных отделов.
  • Демонстрация схемы строения и жизненных циклов мхов, хвощей и плаунов; Различных представителей мхов, плаунов и хвощей; схемы строения папоротника; схемы цикла развития папоротника; различных представителей папоротников.
  • Демонстрация схемы строения голосеменных, цикла развития сосны; различных представителей голосеменных.
  • Демонстрация схемы строения цветкового растения; строения цветка; цикла развития цветковых растений ( двойное оплодотворение); представителей различных семейств покрытосеменных растений.
  • Демонстрация схемы строения амебы, эвглены зеленой и инфузории туфельки; представителей различных групп одноклеточных.
  • Демонстрация схемы строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов; внешнего и внутреннего строения кишечнополостных.
  • Демонстрация схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни; схемы жизненных циклов печеночного сосальщика и бычьего цепня.
  • Демонстрация схемы строения и цикла развития аскариды человеческой.
  • Демонстрация схемы  строения многощетинковых и малощетинковых кольчатых червей; различных представителей типа кольчатых червей.
  • Демонстрация схемы строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков.
  • Демонстрация схемы строения речного рака, паука-крестовика, насекомого; различных представителей класса Ракообразные, Паукообразные, Насекомые.
  • Демонстрация схемы строения ланцетника.
  • Демонстрация  многообразия рыб.
  • Демонстрация многообразия амфибий.
  • Демонстрация многообразия пресмыкающихся.
  • Демонстрация многообразия птиц.
  • Демонстрация схем, отражающих экологическую дифференцировку млекопитающих; многообразие млекопитающих.                                                                                                                                             

Лабораторные и практические работы.

  • Строение плесневого гриба мукора.
  • Распознавание съедобных и ядовитых грибов.

Изучение внешнего строения водорослей

  • Изучение внешнего строения мхов
  • Изучение внешнего строения папоротника
  • Изучение строения и многообразия голосеменных растений
  • Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений
  • Распознавание наиболее распространённых растений своей местности, определение их систематического положения в жизни человека.
  • Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих
  • Выявление особенностей внешнего строения рыб в связи с образом жизни
  • Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни
  • Выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с образом жизни

Распознавание растений разных отделов

  • Распознавание важнейших сельскохозяйственных культур
  • Определение принадлежности растений к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация)
  • Определение принадлежности животных к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация)
  • Выявление приспособлений у растений к среде обитания
  • Выявление приспособлений у животных к среде обитания
  • Распознавание домашних животных.
  • Распознавание животных разных типов

Данная программа  предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и  навыков, универсальных  способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» 6-7 классов являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Биология» в 6-7 классе-комплекте полностью соответствует стандарту. Требования направлены на  реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими  ориентироваться в окружающем мире.
Рубрика “Знать/понимать” включает требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.
В рубрику “Уметь” входят требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск биологической информации.
В рубрике “Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни” представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач. знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем;биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды.
  • изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами
  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных;
  •  соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

 Преподавание по данной программе  исключает традиционный способ обучения. Преподавание должно основываться на технологии коллективного способа обучения и на технологии проблемного обучения. При РВО большая часть времени отводится на самостоятельную работу учащихся. Используя технологию проблемного обучения можно организовать активную самостоятельную деятельность учащихся,  через различные приёмы работы с учебником.

   ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА БИОЛОГИИ В 6 – 7 КЛАССАХ


КЛАСС

6 КЛАСС

7 КЛАСС

ТЕМА

ОПОРНЫЕ СИСТЕМЫ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ ОРГАНИЗМОВ

 ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ РЫБ

 

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами критического мышления.

ЦЕЛИ

По содержанию:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:- организовать изучение состава и функций ОДС и обеспечить понимание значения ОДС; эволюционное развитие ОДС;
РАЗВИВАЮЩАЯ: - продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между составом ОДС и функциями;
- продолжить формирование умений анализировать, сравнивать эволюционное развитие ОДС, работать с рисунками учебника и раздаточным материалом по теме; делать выводы;
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: - создать условия для увлекательного учения, воспитывать чувства взаимопомощи и удовлетворения  за совместный результат познавательной деятельности

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: - показать сходство и различия в строении рыб и низших животных;
- дать представление о сложности внутреннего строения рыб по сравнению с низшими хордовыми;
- дать представление о системе дыхания, кровообращения рыб, пищеварения, нервной и половой систем.
РАЗВИВАЮЩАЯ: - развивать умение учащихся сравнивать представителей различных групп животных, оценивать усложнение их общей организации и отдельных систем органов.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: - воспитывать гуманное отношение к животным, любовь, к родному краю.

ЗАДАЧИ

- выяснить значение скелета в жизни разных систематических групп животных и развитие скелета в зависимости от среды обитания, сложности поведения;
- дать понятия: «наружный скелет», «внутренний скелет», «мышцы»;
- вырабатывать умения работать с текстом учебника, рисунками, анализировать их, делать выводы и оформлять их;
- организовать работу учащихся в парах в процессе С/Р

- выяснить: особенности внешнего строения рыб, внешние и внутренние приспособленности рыб к среде обитания;
-познакомить учащихся с системами дыхания, кровообращения, пищеварения, половой системы рыб;
- продолжить формирование понятия об эволюции, взаимосвязи организма и среды, об индивидуальном развитии, о систематике животного мира;
- развивать умения работать с рисунками учебника – анализировать делать выводы, оформлять их в таблицу

ПОНЯТИЯ

Скелет; мышцы, наружный и внутренний скелет, линька, эволюция.

Скелет рыб, мышечная система, нервная система (головной и спинной мозг, нервы, условные и безусловные рефлексы), органы чувств, боковая линия, кровеносная система (вены, артерии, аорта, капилляры, предсердие, желудочек), дыхательная система (жабры), пищеварительная система (желудок, кишечник, печень, желчный пузырь, поджелудочная железа), плавательный пузырь, выделительная система (почки, мочеточники, мочеполовой сосочек или мочевой пузырь), органы размножения (семенники, яичники, яйцеклетки наружное оплодотворение).

Тип урока

Комбинированный (изучение нового материала и первичное закрепление)

Форма организации познавательной деятельности

Фронтальная, работа в парах, С/Р(составление кластера, заполнение таблиц и Р.Т. , индивидуальная работа – тесты)

Методы обучения

Частично-поисковый, репродуктивный,

Средства обучения и ТСО

Учебники: Сонин Н.И. Биология 6, Биология 7; презентация, раздаточный материал, компьютерная поддержка.

               
ХОД УРОКА


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся 6 класса

Деятельность учителя

Деятельность учащихся 7 класса

Оргмо-мент

Приветствие, создание доброжелательной атмосферы на уроке. Настрой учащихся на работу – 1 мин.

Актуализация, целеполагание, мотивация (вызов) (8мин.)

Сообщение темы, целей и задач.

Принимают тему. Формулируют тему, задачи.

Сообщение темы, целей и задач.

Принимают тему. Формулируют тему, задачи.

Изучение нового материала и его закрепление (осмысление)- 25 мин.

Ребята! Сегодня у нас с вами общая тема урока ОДС. Но! В 6 классе мы изучаем только ОДС, а в 7 классе ОДС и другие системы ж/д - ти рыб.

 

6 кл. У вас на столе лежит полузаполненный кластер «Скелет – опора организма». Дополните его с помощью текста  учебника с.98-99.

Слушают учителя и учащихся 7 класса.

 

 

 

Работа с кластером в парах.

Ребята! Сегодня у нас с вами общая тема урока ОДС. Но! В 6 классе мы изучаем только ОДС, а в 7 классе ОДС и другие системы ж/д - ти рыб.
1)Что такое ОС?
2)Чем представлена ОС?
3)Что мы понимаем под  понятием ОДС?
4)Какие типы скелетов различают?
5)Что мы понимаем под внутренним скелетом?

Открыли Р.Т. на с. 97, задание №129. Заполните ОДС рыб.

В ходе урока мы должны заполнить таблицу. Работа в парах.

Слушают и отвечают на вопросы учителя.
1)Опорная система обеспечивает форму тела , каркас, устойчивость, выполняет защитную функцию.
2) Кожно- мускульные клетки, скелет, раковина.
3) Опорно- двигательная система.
4)Наружный и внутренний.
5)Внутренний скелет состоит из 3-х отделов: скелет головы, туловища и скелета конечностей.

Заполнение таблицы.                                                                                                                                                                                                                

Рефлексия (подведение итогов урока)

Скажите пожалуйста , что нового вы узнали на уроке?
А чему вы научились? Что особенного интересного было на уроке?

Работа с наглядным материалом. (рак, жук, скелеты раб, птиц, мыши, презентация)

Из  каких отделов состоит скелет рыбы?
Как устроена пищеварительная система рыб?
Каковы функции плавательного пузыря?
Как устроена система дыхания рыб?
Как осуществляется процесс выделения у рыб?

Ответы на вопросы

Д.З.

П.15, с.97-99, в. С.102 №1-7, Л/Р с.42 «Свойства кости»

Запись Д.З. в дневник.

С.177-179, в. С.184 № 4-8

Запись Д.З. в дневник.

 

 

Какого значение скелета?
Какие бывают типы скелета?
Назовите особенности строения наружного скелета моллюсков.
Какой тип скелета у членистоногих? Каковы особенности его строения?
Что такое линька?
Встречаются ли скелеты у простейших?
Что такое внутренний скелет?  Какие животные его имеют?

Тест  см. презентацию

Выполнение теста

 

 

 

 

 

 

Скачать календарное планирование

Приложения

Презентац


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн