Официальный сайт mydebut 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Соколова Т.Е. Программа информационной подготовки школьников

Автор: 
Соколова Татьяна Евгеньевна
Место работы: 
Мурманский ОИПКРОиК

 

Программа информационной подготовки школьников

Презентация: Использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе

 

Примечание

 

Сегодня уровень компьютеризации образовательных учреждений – мягко сказать - РАЗНЫЙ. От компьютеризации образовательного учреждения начальной школе часто достаются «крохи». И чем меньше компьютеров в основной школе, тем беднее оснащено начальное образование.

 

После  несправедливого изъятия информатики как урока из обязательной части базового учебного плана начального общего образования во многих школах (в частности, в Мурманской области) отказались от этого предмета как от лишней головной боли, тем более, что компьютерные классы всегда заняты старшеклассниками.

 

Исходя из этих соображений и из того факта, что информационной подготовкой младших школьников следует заниматься уже сегодня, ориентируясь на любой имеющийся (порой весьма скромный) уровень компьютеризации образовательного процесса, предлагаю в качестве размышлений методические рекомендации по развитию ИКТ-компетентности учащихся для учителя начальных классов. На мой взгляд, особенно актуальны они в случае отсутствия в учебном плане начальной школы информатики как учебной дисциплины.

 

Готовность ученика к использованию персонального компьютера в познавательной деятельности

Куликова Е. А. в диссертационном исследовании «Развитие самостоятельности школьников средствами интерактивной технологии (компьютерной игры)» приводит результаты  опроса учеников о том, чем является для них компьютер. По ответам детей компьютер это...

  1. телевизор – 3%
  2. игра – 85 %
  3. умная машина – 6 %
  4. друг – менее 1 %
  5. не смогли назвать – 5% [21, с.86 ].

Несмотря на то, что данное исследование проводилось ранее 1999 года, сегодня вряд ли что-то радикально изменилось. Для подавляющего большинства детей младшего школьного возраста компьютер ассоциируется исключительно с игрой. В этом бы не было ничего плохого (сама по себе игровая деятельность естественна и полезна для детей), если бы ни был очевиден другой выявленный данным исследованием факт: к учебной и вообще познавательной деятельности компьютер в сознании детей не имеет ни малейшего отношения. В таком положении дел виноваты, разумеется, не дети, а взрослые, бросившие на самотек общение-развлечение детей с компьютерной техникой.

Не оспаривая права на существование технологий развития младших школьников средствами компьютерной игры, считаем, что для определения роли ИКТ в обучении важно «определить грань между компьютером-игрушкой и компьютером – инструментом познания». В плане воспитания компьютер может оказать на ребенка как позитивное, так и крайне негативное влияние, и вряд ли стоит тратить драгоценные учебные часы на формирование привычки к пустому времяпровождению.

Анкетирование, проведенное в 2002 году среди двухсот учащихся начального звена (гимназия № 9 г. Мурманска), показало, что интересы детей связаны не только с компьютерными играми. Младшим школьникам хочется, общаясь с ПК, научиться рисовать, писать, искать интересующую их информацию, пользоваться компакт-дисками и Интернетом. Именно от детей при анкетировании не раз прозвучала фраза: «Хочу научиться работать на компьютере». Детям свойственно подражание, стремление быть, как взрослые. Сфера применения компьютерных технологий как средства труда взрослых людей постоянно расширяется. У школьника работа – усвоение основ наук. Школа может и должна обучить ребенка экономичным и эффективным (современным) способам работы с информацией на уроке и за его пределами, в том числе с использованием ПК. Особенно в тех случаях, если компьютеры есть у школьников дома.
Какую работу может выполнять школьник 6-10 лет на домашнем компьютере?


1. Рисовать. Причем, не обязательно в специальном графическом редакторе. Совмещение текста и графики легко достигается в наиболее доступной программе, которая имеется на каждом компьютере – MS Word (Приложения 9, 10)
2. Создавать тексты: самодельные сказки, загадки, стихи, сочинения, рефераты и пр.
3. Иллюстрировать тексты с помощью электронных фотографий и рисунков (Приложения 7,  8, 11).
4. Оформлять результаты собственных исследований в программе WS Excel (Приложение  12).
5. Создавать компьютерные публикации c использованием шаблонов в программе MS Publisher: объявления, поздравления, открытки, буклеты и пр. (Приложения 6, 11).
6. Искать материалы к урокам в сети Интернет, используя электронные библиотеки, виртуальные музеи (художественные, краеведческие, исторические и пр.) (Приложения  13, 14).  
7. Искать материалы к урокам на компакт-дисках, используя для этого детские электронные энциклопедии с текстами, фотографиями, звукозаписями, музыкальным сопровождением, видеофрагментами..
8. Создавать мльтимедийные презентации по итогам самостоятельной познавательно-поисковой деятельности (Приложения 7, 8, 15).  

Рассматривая вопрос комплексного использования разных источников информации на уроках в начальной школе, мы отмечали условия гармоничного развития информационных умений учащихся начальных класов:

  1. Мотивация информационно-поисковой деятельности обучающихся.
  2. Добровольность работы школьников с дополнительными источниками информации.
  3. Доступность информационных ресурсов.
  4. Наличие времени для самостоятельной работы школьников
    с разными информационными источниками.
  5. Поэтапность в развитии качества взаимодействия школьников
    с информационной средой.
  6. Отсутствие жесткой регламентации процесса освоения детьми умений информационной деятельности
  7. Повышение уровня познавательной самостоятельности школьников.

Для формирования умений и навыков самостоятельной работы детей с компьютерной техникой обязательно соблюдение каждого из этих условий. Особенно хотелось бы обратить внимание на такие пункты, как «мотивация» «добровольность» и «отсутствие жесткой регламентации процесса освоения детьми умений информационной деятельности».

Степень продвижения вперед в овладении навыками пользователя ПК не может быть равномерной для всех детей в классе даже в том случае, если «компьютерное обучение» имеет место на уроках в начальной школе. Дети, имеющие компьютер дома и увлеченные использованием ПК в познавательных целях, опережают одноклассников в этих видах деятельности, а потому могут и должны «сделать погоду» в классе: стать настоящими помощниками учителя в продвижении идеи компьютеризации учебного труда. Задача учителя в этом случае – обеспечить периодический или постоянный доступ к компьютерам для всех учеников.

Если в классе постоянно находятся 1-2 компьютера, с которыми дети могут работать до и после уроков, на переменах, то проблема использования ПК в образовательных целях решается легче. Единственное, на что следует обратить внимание учителя, имеющего в классе компьютерную технику: не стоит устанавливать на классный компьютер развлекательные игры. В классе компьютер должен использоваться исключительно как рабочий инструмент. А вот инициатива по направлениям компьютеризации учебной деятельности должна исходить в первую очередь от самих учащихся.
Формирование информационной культуры учителя и ученика предполагает развитие умения ориентироваться в информационной среде, выбирать информацию, оттачивать информационные вкусы, развивать и совершенствовать информационные потребности. Это возможно лишь при значительном уровне свободы учителя и детского коллектива в выборе тематики и форм информационной деятельности с применением ПК.

Дети в значительной степени опережают взрослых в овладении пользовательскими навыками, так, может быть, стоит довериться их интересам и потребностям и строить стратегию компьютеризации начального обучения вместе с ними? За педагогом в любом случае сохраняется руководство операционной составляющей процесса овладения навыками. Практическое же применение навыков не следует строго регламентировать: все равно при нынешнем развитии техники и программно-методического ее обеспечения руководящие «циркуляры» в области использования компьютерных технологий успевают устаревать, еще не выйдя в свет.

Полагаем, было бы правильно, если бы выбор форм работы с ПК в значительной степени зависел от коллегиального решения учителя и учеников, ориентированного на текущие события в жизни классного коллектива либо на потребности образовательного процесса. При соблюдении этих условий компьютер может выйти за рамки чисто учебных проблем и стать реальным помощником школы в решении учебных и воспитательных задач.
Рассмотрим правомерность такого подхода к решению проблем внедрения ИКТ в процесс начального образования на конкретных примерах:

Проект «Путешествие Ботаника вокруг  нашей школы»

Автор: Насонова Н.В., МОУ СОШ № 5 г. Мурманска.

Описание содержания проектной деятельности
При проведении экскурсии «Природа вокруг нас» по курсу «Окружающий мир», ребята пришли к выводу, что даже в микрорайоне нашей школы можно увидеть огромное количество растений. За время экскурсии мы не смогли назвать и определить даже малую часть увиденных природных объектов. Так возникла идея создания  проекта «Путешествие Ботаника вокруг нашей школы».


Участники проекта решили собрать образцы всех растений микрорайона школы. Определить и классифицировать их. Из собранных образцов изготовить гербарий.
Работая над гербарием, мы убедились, что при частом использовании он быстро приходит в негодность. Поэтому решили создать современное учебное пособие - электронный справочник растений микрорайона нашей школы. Это стало целью работы.


Тема проекта оказалась очень интересной, познавательной и ребята захотели узнать, что окружающие люди знают о растениях, полезна ли для них собранная нами информация. С этой целью было проведено анкетирование жителей микрорайона.

Работу над электронным справочником выполняли на  занятиях по информатике.
Работая над проектом,  школьники узнали много нового и многому  научились. Теперь собранные материалы и электронный справочник можно использовать на уроках «Окружающий мир», информатика и занятиях по краеведению.   

    

Наш электронный справочник растений мы разместили в Интернете на сайте школы.
Фрагменты электронного справочника растений микрорайона
школы, созданного учащимися 3 «В» класса № 5 г. Мурманска


Как мы видим из приведенного выше примера, инициатива самого проекта и инициатива по использования ПК для создания электронного справочника растений возникла у учителя и у детей в процессе изучения курса «Окружающий мир». Многое может запланировать учитель заранее. Но ощущение детьми своей значимости и своей активной роли в придумывании и реализации проекта помогает становлению познавательной самостоятельности младших школьников. Обучение навыкам пользователя ПК в этом случае идет не по схеме «учитель - ученик», а в режиме взаимообучения, где не только дети учатся друг от друга, но и учителю есть чему поучиться от детей и их родителей.

Готовность учителя и учеников использовать ИКТ в самообразовании и в учебной деятельности поможет им выйти на достаточно высокий уровень информационно-коммуникационной деятельности. Это организация переписки со сверстниками, живущими в разных концах нашей страны и даже мира.  Это размещение информации о себе, своей семье, о классе, о школе на сайтах типа Летописи.ру (Letopisi.ru). Опыт такой работы учителей с учениками начальной школы успешно развивается в Мурманской области. Это постоянный поиск и обмен интересной познавательной информацией. Это, наконец, создание собственных сайтов силами учителей и учеников младших классов (Приложение 16).

Дети, как правило, любят работать с компьютером. Единственное, что может превратить компьютер  из друга и помощника ученика в его недруга – это превращение компьютера в средство контроля. То, что приемлемо для средней и старшей школы, губительно для начальной. Выставление отметок с помощью компьютера, жесткий подсчет ошибок, требования безошибочного выполнения компьютерной программы внушают ребенку тревогу и даже страх.
Характеризуя возможности использования компьютера в обучении, Г.К. Селевко обращает внимание учителя на то, что ПК позволяет дать ребенку так много учебного материала, как только он может усвоить. Дать не насильно, не сверх меры, а ровно столько, сколько данный ребенок хочет  и может взять. Положительная мотивация школьника к компьютерным занятиям при этом – залог успеха.

 

Соколова Т.Е. Персональный компьютер на уроках в начальной школе : Учебно-методическое пособие. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2009. – 96 с. – (Информационная культура младшего школьника ; Вып. 8).

Вильямс Р., Маклин К. Компьютеры в школе / Пер. с англ.; Общ. ред. и вступ. ст. В. В. Рубцова, – М.: Прогресс, 1988. – С.6.

Соколова Т. Е. Комплексное использование разных источников информации на уроках в начальной школе. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров»», 2007. – ...  с. – (Информационная культура младшего школьника ; Вып. 7).

Соколова Т. Е. Комплексное использование разных источников информации на уроках в начальной школе. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров»», 2007. – С. 12-13. – (Информационная культура младшего школьника ; Вып. 7).

Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование. 1998. – 253 с. 

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн